ЭКОЛОГИЯ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
рабочая программа (6 класс) по теме

Корягин Дмитрий Александрович

Рабочая программа творческого объединения учащихся на базе дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_to.doc525.58 КБ

Предварительный просмотр:

РФ

АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ЦДТ

                       (Грунин В.Г.)

«__»                        2012 г.

ПРОГРАММА

«Экология»

II года обучения

Для детей 6-8 класс

Педагог дополнительного образования

Корягин Дмитрий Александрович

Дмитров 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        

Учебный план I года обучения        

Тематическое содержание i год обучения .        

Учебный план II года обучения        

Тематическое содержание II год обучения.        

Список используемой литературы        


Пояснительная записка

В современный период реформирования образования одной из важ нейших задач является работа с подростками по месту жительства, в жилом массиве. Особо остро эта деятельность необходима в новостройках, где не достаточно развита инфраструктура образовательно-воспитательных учреж дений. Клубы по месту жительства, комнаты школьников несут большую на грузку по занятости подростков. Работа в целом направлена на рациональное использование ими своего свободного времени. Поэтому, биологический кружок «Экология» на 1 год, который посещают дети с 6 по 8 класс из семьи с различным социальным статусом.

Год обучения- 144 ч. (2 занятия по 2 часа в неделю) – занимаются 2 группы по 15 учащихся в каждой из них. Данная программа основывается на программе педагога дополнительного образования Шах Л.В. «природа и человек» 2001 г., а так же программе экологического кружка «Берегиня» учителя химии Ивановой Н.В.

Цель программы деятельности кружка заключена в следующем:

А) отвлечение части подростков от бесцельного время провождения;

 Б) прививать любовь к природе через воспитание экологической культуры воспитанников, усвоение ими системы знаний и умений, позволяющих с на учных позиций овладевать вопросами практической охраны, природы, оттал киваясь от знаний школьной программы по биологии.

Задачи кружка:

  • воспитание экологической культуры воспитанников;
  • развитие наблюдательности, интереса к окружающей среде;
  • рассмотрение проблем о роли человеческой деятельности в био сфере «Красная книга» флоры и фауны России;
  • изучение растительных сообществ, фенологию, редких и охра няемых растений; животных сообществ, редких и охраняемых животных;
  • расширение и формирование у детей понятия о факторах окру жающей среды: биологических, абиотических, антропогенных и их значения;
  • выяснение роли определенных видов растений и животных в биоценозах;
  • изучение флоры и фауны Подмосковья, природных богатств и их охрана;
  • развитие интереса к периодической печати, передачам с биологи ческим уклоном; умения самостоятельно ориентироваться в информации при выполнении коллективных, индивидуальных и творческих работ.

Все воспитанники кружка разбиваются на группы по возрастному принципу, по году обучения, а также учитываются так же и желания детей, что достигает психологической совместимости среди детей в процессе заня тий. У многих детей наблюдается слабое внимание, рассеянность, неуравно вешенность в поведении, повышенная утомляемость, различная степень усвоения школьной программы по биологии – все эти и другие факторы влияют на выбор методик и приемов работы кружка. 1. Наука о жизни; 2. Лес и его жизнь; 3. Биоценозы; 4. мир невидимых существ; 5. Животные; 6.Устные журналы; 7 Биологические викторины; 8. Творческие работы учащихся; 9. Беседы по технике безопасности; 10. Организационно-массовые мероприятия.

В работе кружка используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, теоретические и практические знания с элементами лабораторного практикума. В образовательном процессе используются традиционные и инновационные наглядные средства обучении, для наилучшего усвоения материала.

После года обучения можно сделать выводы о знаниях учащихся. Некоторые учащиеся могут повысить качество своих знаний по биологии в школе. В течение работы в кружке дети ведут тетради, проходят викторины в завершении рассмотрения тем, творческие работы и многое другое, показывающее эффективность кружка.

Техническое обеспечение кружка должно соответствовать растущим потребностям воспитанников, требованиям организации педагогического процесса. Используются персональные компьютеры, микроскопы, мультимедиа – материал, гербарный материал, макеты, таблицы и др.

Содержание

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Наука о жизни

6

3

Лес и его жизнь

30

4

Биоценозы

16

5

Мир невидимых существ

-

6

Животные

50

7

Устные журналы

4

8

Биологическая викторина

6

9

Творческие работы учащихся

20

10

Беседы по технике безопасности

1

11

Организационно-массовые мероприятия

10

Итого

144

Учебный план

I год обучения

 

Соотношение теоретических и практических занятий

Занятия

Количество часов

1

Теоретические

Рассказы, беседы, лекции, устные журналы.

99

2

Практические

Экскурсии, творческая работа, практическая работа, лабораторная, работа с природным материалом

45

Итого

144


Тематическое содержание.

 I год обучения

  1. Вводное занятие: Набор в группы, ознакомление воспитанников с планом работы, расписанием занятий, инструктаж о том, что необходимо иметь для занятия.
  2. Наука о жизни: «Возникновение жизни на Земле», «Как живут в природе растения и животные», «Биологические часы».
  3. Лес и его жизнь: «Лес - сложное растительное сообщество»; по знакомить с ярусностью леса, с основными древесными растениями России, рассмотреть некоторые вопросы охранной деятельности государства.
  4. Биоценозы: «Степи, тундры, пустыни» - теоретические занятия с использованием наглядного материала. Познакомить юных биологов с разнообразным растительным миром, используя так же гербарные материалы; изучить элементы зависимости био логических ритмов жизни растений от солнца (биологические часы); прове дение практического занятия - биологические экскурсии на тему: «Весенние изменения в жизни растений». «Луг». «Зеленый океан нашей страны» - планетарное значение растительного мира. «Тайга России».
  5. Мир невидимых существ: Ознакомить учащихся с проблемами «микроорганизмы – полезные и вредные» «микроорганизмы в воздухе и почве»

6. Животные: Беспозвоночные. Кишечнополостные. Осветить некоторые вопросы из жизни подводного царства: «Медузы, кораллы, поли пы, актинии». Объяснить их роль в природе и необходимости их охраны.

Кольчатые черви. Расширить объем знаний о медицинских и обычных пиявках.        

Членистоногие. Получение знаний о ракообразных, и их значении. Пресмыкающиеся: Показать разнообразие в мире рептилий, их образ жизни, особенности.

Птицы. Изучить вопрос о разнообразии мира пернатых, птицы России, Подмосковья.

Млекопитающие «Кто такие звери, чем они отличаются от других жи вотных»; «Лучшие бегуны и прыгуны»; «Звери-строители».

  1.    Устные журналы: «Ядовитые животные» Насекомоядные растения»
  2.   Биологические викторины: «Удивительный мир природы». «что такое природа. Вопрос лесовика» «Азбука народной мудрости». Осенние изменения в природе.
  3.  Творческие работы учащихся: Озеленение территории, разведение комнатных растений, уход за ними. Подготовка экологических проектов, участие в конкурсных работах, школьных конференциях. Выпуск биологической литературы
  4.  Беседы по технике безопасности:
  1. Инструктаж учащихся о поведении в помещении, внутреннем распорядке клуба, об элементарных правилах гигиены, пожарной безопасности
  2. Инструктаж по технике безопасности при проведении прогулок, биологических экскурсий, выезд за пределы города, «ядовиты растения. Первая помощь»
  3. Инструктаж по ПДД. «Переход проезжей части улиц, перекрестков, обход общественного транспорта»
  4. Инструктаж «Поведение в водоемах», «Первая мед. помощь»

11. Организационно-массовые мероприятия

1) Проведение викторин

2) Проведение школьных конференций

3)Участие в межшкольных конференциях

4)Участие в подготовке и оформлении выставок


Учебный план

II год обучения

Содержание

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Природа своей местности

6

3

Растительный организм

30

4

Окружающая среда и здоровье человека

50

5

Человек и вода

16

6

Устные журналы

4

7

Биологическая викторина

6

8

Творческие работы учащихся

20

9

Беседы по технике безопасности

1

10

Организационно-массовые мероприятия

10

Итого

144

 

Соотношение теоретических и практических занятий

Занятия

Количество часов

1

Теоретические

Рассказы, беседы, лекции, устные журналы.

84

2

Практические

Экскурсии, творческая работа, практическая работа, лабораторная, работа с природным материалом

60

Итого

144


Тематическое содержание.

 II год обучения

  1. Природа своей местности.

Ориентирование на местности: по Полярной звезде и по Солнцу. Определение сторон горизонта на местности. Определение азимутов.

Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение мест ности человеком. Население своей местности. Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естествен ных причин и деятельности человека.

Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности. Охраняемые тер ритории и объекты своей местности.

Уход за ландшафтом.

Изучение литературы о родном крае - книг, журналов, газет. Посещение краеведческого музея, других достопримеча тельностей. Встреча с интересными людьми своего края. Изу чение картосхемы своего края. Оформление материалов наблюдений.

  1. Растительный организм 

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Внешнее и внутреннее строение семени, типы семян. Значение семян в природе и жизни человека

Внутреннее строение корня. Строение и значение побегов у растений. Видоизмененные побеги. Внешнее и внутреннее строение листа

Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения подземных побегов. Строение, функции и типы цветков. Соцветия. Многообразие и значение плодов

Корневое питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез

Роль воды в жизни растений. Экологические группы по отношению к воде. Вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений.

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений. Хозяйственное значение злаковых. Эволюция высших растений.

Разнообразие бактерий Царство Грибы. Общая характеристика.

Лишайники. Приспособленность организмов к совместной жизни. Смена сообществ.

  1. Окружающая среда и здоровье человека

Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Соматометрические измерения человека.

Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Учитесь быть здоровым!

Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире.

Растения лечат и калечат. Путешествие с комнатными растениями. Гиподинамия. Движение – это твоё лекарство. Красивая походка. Изучение физического развития и функционального состояния организма. Оказание первой медпомощи. Правила хранения лекарств и обращение с ними.

4. Человек и вода

Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемом: потребности в пресной воде для питья и хо зяйства.

Воды исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы. Источники снабжения водой местного населения. Ведение наблюдений и исследования.

Особенности местности, прилегающей к исследуемому водо ему: степень населения, густота гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состо яние, охрана от истощения и загрязнения.

Целебные воды. Химический состав некоторых минераль ных вод. Воздействие их на организм. Минеральные источни ки своей местности. Оценка их состояния. Использование местным населением. Оборудование источника. Составление плана расположения водных источников исследуемой террито рии. Химический состав некоторых минераль ных вод

Связь водоема  с другими компонентами территории.  Зависимость его состояния от состояния исследуемой террито рии. Особенности рельефа. Поверхностный сток  воды в  водоем.  Загрязнение водоема поверхностными водами.  Причины и меры предупреждения. Тип грунта исследуемой территории (глинистый, песчаный, торфяной и т. д.). Зависимость состо яния грунтовых и поверхностных вод. Исследование прилегающей к водоему местности

План описания водоема. Условия, необходимые для жизне деятельности обитателей водоемов; температура, прозрачность золы, наличие течений, концентрация кислорода, углекислого газа, биогенных веществ.

Физические свойства воды (теплоемкость, скрытая теплота плавления, парообразование, плотность воды). Зависимость температуры воды в водоеме от климата местности, характера водоема, свойств воды.

Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет). Различение запахов: естественного и искусственного происхожде ния. Норма на запах. Способы определения запахов.

Зависимость вкуса воды от ее химического состава. Жесткость воды. Способы определения и устранения жесткости воды. Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет).

5. Устные журналы: «ЗОЖ», «Происхождение растений»

 Биологические викторины: «Вода и человек», «Викторина – «Птицы» », Биологическая Игра «100 к 1 ». «Биологический КВН»

          6. Творческие работы учащихся: Озеленение территории, разведение комнатных растений, уход за ними. Подготовка экологических проектов, участие в конкурсных работах, школьных конференциях. Выпуск биологической литературы.

          7. Беседы по технике безопасности:

1). Инструктаж учащихся о поведении в помещении, внутреннем распорядке клуба, об элементарных правилах гигиены, пожарной безопасности;

2) Инструктаж по технике безопасности при проведении прогулок, биологических экскурсий, выезд за пределы города, «ядовиты растения. Первая помощь»;

3)  Инструктаж по ПДД. «Переход проезжей части улиц, перекрестков, обход общественного транспорта»

  1. Инструктаж «Поведение в водоемах», «Первая мед. помощь»

           8. Организационно-массовые мероприятия

1) Проведение викторин

2) Проведение школьных конференций

3)Участие в межшкольных конференциях

4)Участие в подготовке и оформлении выставок

Список используемой литературы

  1. Багрова Л. Растения. Детская Энциклопедия «Я познаю мир» - М.: ТКО «АСТ» 1996.
  2. Баранников А., Генкель П. Детская энциклопедия. – М.: Педагогика, 1973.
  3. Герасимова В. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1979.
  4. Горщенко В. Хрестоматия по природоведению. – М.: просвещение, 1979.
  5. Исмаилова С. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1994.
  6. Леденцов Н. Страна загадок и чудес. – Саратов; Приволжское издательство, 1983.
  7. Ляхов П.. Животные . Детская энциклопедия «Я познаю мир» М.: ТКО «АСТ», 1996.
  8. Молис С. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1986.
  9. петров В. Лес и его жизнь. – М.: просвещение, 1986.

     Календарно – тематическое планирование

I год обучения

Работы  объединения «Экология»

Педагог дополнительного образования:  Корягин Дмитрий Александрович

Название темы

Содержание работы

Кол-во часов

Вводное занятие

Знакомство с планом работы, техника безопасности

1

Возникновение жизни на Земле

Дискуссия, беседа, рассказ

2

Анализ электронных источников

Практическая работа

2

Жизнь растений и животных в природе

Рассказ, демонстрация учебного фильма

2

Практическое занятие

Дискуссия, обсуждение

2

Биологические часы

Учебные фильмы,

2

Лес – сложное растительное сообщество

Знакомство с ярусностью леса, рассказ, учебный фильм

2

Практическое занятие

Дискуссия, обсуждение

2

Основные древесные растения России

Работа с литературой, записи в блокнотах.

2

Охрана растений в государстве и мире

Демонстрация учебного фильма

2

Практическое занятие

Викторина «охрана растений»

2

Степи

Теоретические занятия с использованием наглядного материала

2

Практическое занятие

Выступление с презентациями «Конференция»

2

Тундры

Теоретические занятия с использованием наглядного материала

2

Практическое занятие

Выступление с презентациями «Конференция»

2

Пустыни

Теоретические занятия с использованием наглядного материала

2

Практическое занятие

Экологическая Игра «Удивительный мир природы»

2

Разнообразие растительного мира

Подготовка проектов-презентаций

2

Практическая работа

Посадка комнатных растений

2

Биологические ритмы растений

Рассказ, учебный фильм, беседа,

2

Практическая работа

Экологический эксперимент «биологические часы»

2

Экскурсия «Весенние изменения в жизни растений»

Экскурсия в парк (на территорию школы)

2

Викторина

«Первоцветы»

2

Планетарное значение растительного мира

Теоретические занятия с использованием наглядного материала

2

Дискуссия

Выступление с подготовленными докладами

2

Тайга России

Рассказ, учебный фильм, беседа, сообщения

2

Диспут

Выступление с подготовленными докладами

2

Микроорганизмы – полезные и вредные

Выступление с подготовленными докладами.

2

Исследовательская работа

Определение микроорганизмов. Работа с микроскопами. Лабораторная

3

Микроорганизмы в воздухе и почве

Выступление с результатами эксперимента

2

Подведение итогов эксперимента

Выступление с подготовленными докладами

2

Беспозвоночные животные

Рассказ, учебный фильм, беседа,

2

Лабораторная работа

Разнообразие беспозвоночных

2

Кишечнополостные

Выступление с подготовленными докладами

2

Лабораторная работа

Лабораторная работа

«Кишечнополостные»

2

Медузы, кораллы, полипы, актинии»

Подготовка проектов-презентаций. Лабораторная работа

2

Викторрина

«Азбука народной мудрости»

2

Кольчатые черви

Учебный фильм

2

Лабораторная работа.

 «строение кольчатого червя»

2

Членистоногие

Лабораторная работа. Учебный фильм

2

Викторина

«Разнообразие насекомые»

2

Ракообразные

Подготовка проектов-презентаций. Работа с интерактивными приложениями

2

Лабораторная работа

«ракообразные – экологические индикаторы»

2

Пресмыкающиеся

Подбор материала, просмотр фильма «путешествие ч.Дарвина»

2

Викторина

«Великие открытия биологии»

2

Птицы

Рассказ, учебный фильм, беседа

2

Дискуссия

«Происхождение птиц»

2

Птицы России

Викторина «Птицы России»

2

Диспут, дискуссия

Разнообразие птиц

2

Млекопитающие

Рассказ, учебный фильм, беседа

2

Викторина

«Ядовитые животные»

2

Экологическая игра

«звери-строители»

2

Отличия млекопитающих от других животных

Подготовка проектов-презентаций. Работа с интерактивными приложениями

2

Конференция

Выступление с презентацией проделанной работы

2

Человек и природа

Обсуждение преобразовательной деятельности человека

2

Антропогенное воздействие

«обсуждение глобальных экологических изменений»

2

Мини-конференция

«техногенные катастрофы»

2

ЗОЖ (Экология человека)

Обсуждение, подготовка материалов для выступления на дискуссии

2

Гигиена полости рта

Учебное занятие «чистим зубы правильно» урок - презентация

2

Практическая работа

Озеленение территории

2

Экскурсия

«Разнообразие цветущих растений»

2

Сбор сведений для экологического  проекта «Загрязненность воздуха»

Рассмотрение методик проведение эксперимента

2

Проведение экологического эксперимента «загрязнение воздуха»

Применение разобранных методик, получение данных эксперимента

2

Общий анализ эксперимента «загрязнение воздуха»

Работа в группах по изучению полученных результатов

2

Итоги эксперимента  «загрязнение воздуха»

Выступление с докладами о проделанной работе группами учащихся

2

Озеленение территории

Практическая работа на пришкольном участке

2

Заключительная общая конференция

Выступление учащихся на общей конференции

2

Итого: 144 часа (8 часов в неделю) (2 часа для каждой группы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

Рабочая программа творческого объединения учащихся по интересам "Юный математик"

  Предлагаемый курс своим содержанием предназначен учащимся, которым интересна математика. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки ч...

Рабочая программа творческого объединения "Краеведение" для 5-9 классов

Дополнительная образовательная  программа "Краеведение"Название:  «Кто не знает прошлого, у того нет будущего»АвторСитников Сергей Игоревич- педагог дополнительного образования МБОУ "Моготов...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...