Конспект внеклассного мероприятия на "День птиц".
классный час по экологии (8 класс) на тему

Мингазова Римма Зуфаровна

Цель:  познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня птиц;

Задачи:

·                     Создать условия для расширения  кругозора  учащихся, поддерживать интерес к получению новых знаний;

·                     развивать познавательные способности,  способствовать здоровому духу соревнования;

·                     Создать условия для  умения слышать и слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_na_den_ptits._2.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект внеклассного мероприятия на День птиц.

Цель:  познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня птиц;

Задачи:

  • Создать условия для расширения  кругозора  учащихся, поддерживать интерес к получению новых знаний;
  • развивать познавательные способности,  способствовать здоровому духу соревнования;
  • Создать условия для  умения слышать и слушать друг друга.

Оформление доски:

Международный день птиц (в центре), рисунки детей на тему «Птицы – наши друзья».

                                               Ход мероприятия

пение птиц. (дети заходят в класс ,садятся   и слушают пение птиц  )

Учитель :

- Вам понравилось это пение?

- Что вы испытывали, когда слушали эти удивительные голоса?

- А какая птица является символом мира на нашей планете?

- Ребята, птицы - украшение земли.

 СЛАЙД  1 -ПТИЦЫ .  Их веселая, звонкая песня, яркая окраска, оживляя природу, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы не давали покоя людям многие века. Они летали – этого человек не мог, как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури.

- Сегодня, мы будем говорит о птицах  и   к нам   пришли  гости -  научные сотрудники (Орнитологи.).

1 группа  « Историки» 2 группа «Защитники птиц», 3 группа «Знатоки»

Им  предоставляется слово:

1ученик из группы « историки» 1: Впервые «Международный день птиц» отмечался 

1 апреля в 1927 году. Событие было знаменательно тем, что только в Москве было развешено 1098 птичьих домиков, в акции приняли участие около 5 тысяч человек, в основном дети  и подростки.  До этого часть скворечников разрушались хулиганами, но энтузиасты не унывали. Преподаватель Центральной биостанции столицы Николай Дергунов писал: "Только потому, что, не зная как проявить свою активность, они занимаются разорением гнезд. … Из главных врагов пернатых ребята должны стать их лучшими друзьями через привлечение ко Дню птиц… ". Именно под его руководством и прошла первая акция. В 1928 году «День птиц» зашагал по всей стране.

ученик из группы «историки»: А я хочу напомнить, что во вторые выходные мая отмечается еще один очень известный птичий праздник — Всемирный день мигрирующих птиц. Дата проведения праздника выбрана не случайно. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.  Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

1 ученик из группы «  историки»: Старинная русская традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое единство с ней.

1.  Ученик из группы «Защитники птиц»:   Птицы – незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельского хозяйства и лесного хозяйства.

Без птиц не было бы урожая. Например, сова СЛАЙД   2  съедает за ночь 7 – 8  мышей. СЛАЙД  3  Синица круглый год – зимой и летом – отыскивает на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца. Большую пользу сельскому хозяйству и лесному хозяйству приносят скворцы. СЛАЙД   4 . Они поедают огромное число гусениц, майских жуков, бабочек и других вредных насекомых.

2 ученик из группы «  историки»:   Еще в старину проходили обряды, связанные с прилетом птиц: 9 марта – День встречи перелетных птиц (Иванов день) - Жаворонки, По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. 
17 марта - в народном календаре  есть день Грачевник (Герасим,), знаменующий прилет первых весенних птиц – грачей.

22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну.

2. Ученик из группы «историки»:  7 апреля - было принято выпускать певчих птиц из клеток на волю. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали:

Синички-сестрички, 
Тетки-чечетки, 
Краснозобые  снегирюшки, 
Щеглята-молодцы, 
Воры воробьи! 
Вы по воле полетайте, 
Вы на вольной поживите, 
К нам весну скорей ведите!

2.Ученик из группы «Защитники птиц»: В эти дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи километров. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В апреле прилетают к нам дрозды,  зяблики, вьюрки, овсянки. В мае прилетают ласточки. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

  «Знатоки»

- А сейчас давайте поиграем.

1 уч.---   Конкурс № 1. Конкурс загадок. (игроки получают житоны)

1.Всех перелётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад, вперёд по пашне вскачь.

И зовётся птица …(грач).

2. На шесте – дворец

Во дворце – певец,

А зовут его -…(скворец).

3. Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

На груди белое полотенце. (Ласточка)

4.Осторожная слишком,

Стоя прямо перед ней,

Её можно услышать,

А увидеть трудней. (Иволга).

5. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …( снегири ).

6. Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица длиннохвостая,

    Самая болтливая. ( Сорока ).

Ученик из группы «Защитники птиц»: 

Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. (По ходу рассказа учитель показывает иллюстрации птиц.)

В чаще лесной у полянки Рада вечерней поре. Птичка лесная зарянка Песню запела заре.

Сойка, или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.

Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.

Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.

Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель - родственные слова.

Удивительно происхождение слова «цапля». Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап- чап!» Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.

  «Знатоки»

  2 уч.   Конкурс № 2. Викторина

( За правильный ответ  получают жетоны ).

1. Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

2.  Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королёк)

4. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

5. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

6. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

7. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

8. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

9.  Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

10.  Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)

11. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)

12. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)

13. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

14. Каких птиц больше всего на свете? (Домашних кур, воробьёв.)

15. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус - длина яйца 15-17см, а диаметр - 13-15см.)

16. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)

3 уч. Четвёртый лишний

1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Синица, снегирь, дятел, грач.)

2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая? (Соловей, удод, пеночка, сова.)

3. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)

1 уч.   Конкурс № 3. Конкурс пословиц.

(Продолжите пословицу. За правильный ответ получают жетон).

1.Больше птиц -…(выше урожай.)

2.Срубили кусты - …(прощай птицы.)

3.Увидел скворца -…(весна у крыльца.)

4.Всяк кулик….(своё болото хвалит.)

5.Птицу…(узнают в полёте, а человека в работе.)

Учитель:

Перелет птиц

«Куда это птицы улетают каждую осень?» - издавна спрашивал себя человек.

В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.

Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?

Ученые выяснили, что маленькие наши пташки - ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие - улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!

Все это мы узнали от ученых, исследующих жизнь пернатых.

А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? (Ответы детей.)

Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. Будьте внимательны!

Кроссворд

1 . У нее глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова.)

 

2 . Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения!

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

 

3 . Окраска - сероватая,

Повадка - вороватая.

Крикунья хрипловатая –

Известная персона. Это... (ворона).

 

4. Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Черненькая шапочка

И полоска галстучка. (Синица.)

 

5 . Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! - поет со свистом.  (Клест.)

 

6 . Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец.)

 

7. Ведь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь - и был таков.  (Пеликан.)

 

8. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет. (Соловей.)

 

9. Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (Снегирь.)

10. Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)

 

11 . Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

- Прочитаем хором слово в выделенной строке. (Орнитология.)

- Орнитология - это наука, изучающая жизнь птиц.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия "Праздник птиц"

Данная разработка позволяет: Расширить знания учащихся о птицах;Прививать любовь к природе, птицам;Расширять кругозор и словарный запас учащихся;Развивать творческие способности учащихся;Ра...

Внеклассное мероприятие "День птиц"

В нашей школе традиционно проводится День птиц.В данном мероприятии закрепляются знания о пользе птиц, которую они приносят человеку, о бережном отношении к птицам, воспитывается бережное отношен...

Внеклассное мероприятие "День птиц"

Знакомство учащихся с многообразием пернатых, обитающих на территории Алтайского района;  закрепление знаний о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, питании, образе жизни, про...

Разработка внеклассного мероприятия "День птиц"

Разработка представлена конкурсом в ходе которого можно проконтролировать знания учащихся о мире птиц, способствовать повышению интереса....

Конспект внеклассного мероприятия по логопедии "День птиц"

Цели:Образовательные:1.     Способствовать формированию и совершенствованию лексических навыков по теме «Птицы»,2.     Способствовать закреплению понятий ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

Цель мероприятия: Расширить знания учащихся о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним....

Конспект внеклассного мероприятия для школьников «Международный день птиц»

Автор: Шемуранова Дарья Сергеевна, учитель специальных (коррекционных) классов, руководитель ШЛ «Стрижи» МОУ Глуховской СШОписание. Данный материал можно использовать на уроках окружающего...