ИННОВАЦИОННАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭкоМиР»
методическая разработка по экологии по теме

Адамова Светлана Алексеевна

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых обра­зовательных стандартов. Переход на новый ФГОС основного общего образования в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира призван заложить фундамент для достижения стратегических целей и последующих этапов образования и воспитания человека. Пристальное внимание к экологическому образованию поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенного отношения общества и природы, который определяет способы мышления и деятельность, и который должен быть сформирован у подрастающего поколения. Без экологического образования сегодня невозможно воспитание нового поколения граждан России, поколения, понимающего всю важность и значимость охраны природы и природной среды, способного грамотно организовать процесс природопользования в любом производстве и, следовательно, обеспечить нашей стране достойное будущее. Экологическое воспитание и образование  обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. На протяжении длительного периода времени в школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования. Есть необходимость приведения положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс экологического образования  непрерывным, а значит и более эффективным. Уже не первый год МБОУ Николо- Березовская СОШ  работает над проблемой «Нравственное воспитание обучающихся средствами экологической работы». Программа экологического образования «ЭкоМиР» (далее – Программа) в соответствии с определением ФГОС − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.  Введение данной Программы, как системы непрерывного экологического образования, направлено  на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия. Главными компонентам формирования экологической культуры обучающихся является просветительская работа не только с их родителями (законными представителями), но и с местным сообществом, привлечение к совместной социально-экологической работе с детьми. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Программа призвана объединить все образовательные и воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\копия427.jpg

ИННОВАЦИОННАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭкоМиР»

Тема инновационного педагогического опыта: «Экологизация содержания образования как фактор межпредметной интеграции».

1. Пояснительная записка.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Переход на новый ФГОС основного общего образования в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира призван заложить фундамент для достижения стратегических целей и последующих этапов образования и воспитания человека. Пристальное внимание к экологическому образованию поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенного отношения общества и природы, который определяет способы мышления и деятельность, и который должен быть сформирован у подрастающего поколения. Без экологического образования сегодня невозможно воспитание нового поколения граждан России, поколения, понимающего всю важность и значимость охраны природы и природной среды, способного грамотно организовать процесс природопользования в любом производстве и, следовательно, обеспечить нашей стране достойное будущее. Экологическое воспитание и образование  обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. На протяжении длительного периода времени в школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования. Есть необходимость приведения положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс экологического образования  непрерывным, а значит и более эффективным. Уже не первый год МБОУ Николо- Березовская СОШ  работает над проблемой «Нравственное воспитание обучающихся средствами экологической работы». Программа экологического образования «ЭкоМиР» (далее – Программа) в соответствии с определением ФГОС − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.  Введение данной Программы, как системы непрерывного экологического образования, направлено  на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия. Главными компонентам формирования экологической культуры обучающихся является просветительская работа не только с их родителями (законными представителями), но и с местным сообществом, привлечение к совместной социально-экологической работе с детьми. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Программа призвана объединить все образовательные и воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

Цель экологического образования требует уточнения и конкретизации в соответствии с основными этапами обучения. Если на уровне начального образования педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды, то в основной школе - это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, деятельности, основанной на соблюдении экологического императива.

В настоящее время муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Николо- Березовская  средняя общеобразовательная школа представляет собой образовательную организацию, в которой  реализуются образовательные программы начального общего образования, основного и среднего  общего образования и программы дополнительного образования. Основным условием успешной реализации Программы выступает сочетание высокого педагогического профессионализма учителей и внутренней образовательной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллектива. Второе – за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.

Методическая проблема:  для успешной реализации ФГОС необходимо менять образовательный  процесс: содержание, методику и организационный аспект реализации образовательной деятельности.

Современное образование и воспитание в школе зависит от того, в каком пространстве обучаются школьники, в каких условиях организована эколого-практическая деятельность.

Основными направлениями организации и развития экологической деятельности:

1) Развитие учебной деятельности для достижения предметных и личностных результатов по приобретению знаний, умений и навыков через уроки и занятия по разным направлениям.

2) Развитие творческой, внеурочной, воспитательной и внешкольной деятельности для формирования личностных результатов и потребности непрерывного экологического образования и воспитания обучающихся.

3) Развитие проектно-исследовательской деятельности для формирования у обучающихся метапредметных результатов, как ресурс готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Ценностными ориентирами содержания образования является экологическое образование и формирование экологической компетентности, экологической культуры. Это означает, что у обучающихся формируются не только предметные знания и умения, обеспечивающие им возможность самостоятельно учиться, но и компетенции по организации экологической деятельности как метапредметные, так и личностные результаты.

Цель Программы:

Создание образовательно-воспитательной среды, формирующей экологическую культуру, как часть общей культуры личности ребёнка, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностно-практической.

 Основные задачи Программы:

- конструирование и развитие содержания экологического образования с учётом системности, преемственности и региональности с целью интенсификации учебно-воспитательного процесса, дающего детям реальную возможность развития их интеллектуального потенциала;

- формирование экологической культуры;

 - воспитание у ребенка интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, потребности в общении и заботе о представителях животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

 - формирование у школьников навыков  участия в экологически ориентированной деятельности, развитие способностей к самостоятельному выбору объектов приложения сил; участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

 - развитие способности к самоконтролю, осознанию необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;

- формирование качественно нового уровня исследований, проектирования обучающихся, совершенствование и углубление интеграции образовательного процесса с фундаментальными исследованиями через системное взаимодействие с педагогами, обучающимися;

-повышение степени участия обучающихся и педагогов в проектно - исследовательской и проектной деятельности;

- формирование у детей  социально-экологических компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в природе.

Предполагаемые  результаты:

1. Возможность интенсификации учебного и воспитательного процесса в школе, дающего детям реальную возможность развития интеллектуального потенциала и  формирования общих и специальных компетенций;

2. Возможность развития личного опыта учащихся, осознания себя как субъекта деятельности по улучшению собственного будущего;

3. Создание в школьной жизни демократического процесса, в ходе которого ребёнок совместно с педагогом организует совместную образовательную деятельность;

4. Планируемая работа имеет существенные гуманистические аспекты, оберегающие здоровье, достоинство обучающихся;

5. Создание мотивов долгосрочной работы обучающихся в направлении мониторинговой оценки состояния окружающей среды;

6. Профессиональная ориентация учащихся, проявивших интерес и способности к проектно-исследовательской работе экологической направленности.

 Этапы реализации программы:

 I этап (2014-2015 учебный год) - диагностико-моделирующий, на его основании определяется потенциал и возможности по реализации Программы;

 II этап (2015-2016 учебный год) – информационно-ориентировочный, приобретение  практических результатов, выработка эффективных форм взаимодействия, повышение   педагогического мастерства;

 III этап (2016-2017 учебный год) – оценочно-деятельностный, реализация Программы через взаимодействие  педагогов с обучающимися, через использование эффективных форм взаимодействия;

 Приоритетные направления:

  1. Реализация системы междисциплинарной интеграции в экологическом образовании;
  2. Система работы над формированием экологической культуры школьников через развитие их интеллектуально-творческого потенциала (практическая, исследовательская, природоохранная деятельности).

2.  Содержание Программы.

Программа имеет модульное построение. Каждый модуль характеризует деятельность определенного направления программы, характеризует всю деятельность по формированию экологической культуры и экологической компетенции через внедрение инновационных педагогических технологий. Программа реализуется на базе внедряемых учебно-методических комплексов.

Модуль 1. Урочная система (создание среды для обучающихся через осмысление цели обучения и овладение учебной деятельностью в единстве с мотивационно-смысловым компонентом, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, направленного на самостоятельное осуществление действий).

Задача – формирование новой внутренней экологической позиции обучающегося, направленной на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление учебных действий.

5-7 классы – организация учебной деятельности через реализацию учебного предмета «Экология» путём формирования учебных экологических ситуаций, направленных на инициацию индивидуальной  и коллективной деятельности, а также  учебно-познавательной деятельности (5 класс – «Основы экология» на основе учебника под редакцией А.Т. Зверева; 6 класс – «Экология растений» на основе учебника под редакцией  Н. М. Черновой; 7 класс – «Экология животных» на основе учебника под редакцией Н. М. Черновой).

Программный материал позволяет акцентировать внимание на воспитание экологической ответственности как черты личности, единстве научного, нравственного, эстетического отношений к среде обитания, к своему телесному и духовному здоровью. На уроках экологии открывается широкая возможность для разъяснения тех знаний, которые предоставлены современной экологией. В настоящее время вопросы экологизации находят своё отражение во всех учебных программах по биологии и химии.

В своей работе  использую несколько способов экологизации содержания образования:

1.  Информационный компонент – суть способа – экологизация курса от темы к теме.

2. Введение логических и проблемных задач. Одним из эффективных методов формирования экологических знаний являются применение решения задач по экологической тематике. Их оптимальное использование в учебном процессе позволяет сделать теоретический материал  аргументированным, жизненным, менее академичным.

 3. Формирование экологического мировоззрения с использованием регионально-значимого материала. В данном направлении  использую возможности уроков-обобщений в виде ролевых игр, семинаров, конференций. Учащиеся заранее получают темы, которые будут рассматриваться по ходу урока. Практика показывает, что именно эти уроки вызывают наибольший интерес и желание подготовиться и выступить по одному из вопросов урока.

Технологии: ИКТ, исследовательская деятельность, дебаты.

В целях повышения эффективности и завершения реализации основ экологического образования  в основной школе возникла потребность в создании и реализации авторской инновационной  учебной программы в 9 классе (приложение № 1), с опорой на новую  материально-техническую базу школы (комплекты-лаборатории для экологических исследований серии  «Пчёлка –У», «НКВ», цифровой лаборатории «SensorLab»).

8-9 классы – организация учебной деятельности через реализацию учебного предмета «Экология» путём формирования учебных экологических ситуаций, направленных на инициацию индивидуальной  и коллективной деятельности,  а также учебно-познавательной деятельности обучающихся (8 класс - учебный предмет «Экология человека (культура здоровья)» на основе учебника под редакцией М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.А. Ворониной; 9 класс – реализация авторской инновационной учебной программы «Человек и окружающая среда»);

Технологии: ИКТ, дебаты, проектно-исследовательская деятельность.

Модуль 2. Внеурочная деятельность и дополнительное образование (реализация авторской инновационной образовательной программы по внеурочной деятельности «ЭкоМиР» (приложение № 2) через совместные инициативы).

Задача модуля - развитие способов, действий и возможностей переноса инициативы в различные экологические ситуации, качественного преобразования учебных действий, моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися задач к реализации образовательных инициатив.

Для обучающихся 1-4 классов - организации образовательных проб через групповую и коллективную работу во внеурочной деятельности, проведение игры - дебаты, конкурсов, конференций (Программа экологического кружка «Эконика»).

Для обучающихся 5-7 классов - организации образовательных проб через групповую и коллективную работу во внеурочной деятельности, дополнительного образования, проведение игры - дебаты, конкурсов, конференций (Программа экологического кружка «Зелёный патруль»).

Для обучающихся 8-11 классов - организации образовательных проб через групповую и коллективную работу во внеурочной деятельности, дополнительного образования, проведение игры - дебаты, конкурсов, конференций (Программа экологического кружка «Природа – наш общий дом).

Технологии: ИКТ, проектная и исследовательская деятельность, дебаты.

Модуль 3. Воспитательная система (формирование коммуникативности и организация сотрудничества, через реализацию Программы экологического воспитания «ЭкоМиР» (приложение № 3)).

Задача модуля - развитию способности проектирования учебной деятельности через построение жизненных планов во временной перспективе, расширение пространства личных образовательных инициатив; ситуация выбора заданий и проектного способа их решения;

1-11 классы – с овладением коммуникативными средствами происходит и развитие учебного и внеурочного сотрудничества обучающихся с педагогом, при этом происходит выход с результативными социально-экологическими проектами на социум.

Технологии: ИКТ, проектная и исследовательская деятельность, дебаты.

Принципы Программы:

-актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные с окружающей природой, знакомство обучающихся с наиболее важной экологической информацией;

-доступности. В соответствии с этим принципом школьникам 5-9 классов предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения экологической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями «из природы», что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования экологических катастроф.

-преемственности. Каждая из программ для 5-9 классов является логическим продолжением программы предыдущей, развивая основные понятия и создавая мотивационную основу для дальнейшего изучения курса экологии.

-сознательности и активности. Повышение активности обучающихся в экологических вопросах, что возможно только при осознании ответственности за свою деятельность. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни человека в окружающей среде, позволяет быть активным при организации социальных проб.

В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

1. Формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

2. Ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и экологическому непрерывному образованию;

3. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

4. Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

Основные мероприятия по реализации Программы:

1. Изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента;

2. Введение основ экологического образования в программы школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);

3. Совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

4. Разработка комплекса учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);

5. Организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

6. Осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях экологической направленности;

7. Разработать программы внеурочной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

8. Приоритетное направление имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

9. Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей и детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Структура и направления экологизации образовательного  процесса:

Урочная

деятельность

Внеурочная и воспитательная

деятельность

Дополнительное образование

Экологизация учебно-воспитательного процесса

Экологическое образование в процессе изучения каждого предмета

Экологические месячники, недели

Кружок «Природа – наш общий дом»

Интеграция экологии с разными предметными областями: география, биология, химия, физика, обществознание.

Оформление кабинета биологии и экологии

Экскурсии

Ведение учебного курса по экологии (5-9 классы).

Олимпиады

Научно-исследовательская деятельность

Конференции

Родительские собрания (классные, общешкольные)

Экологические Акции

Деятельность экологических отрядов и кружков («Эконика» и «Зелёный патруль», Природа – наш общий дом»)

Мероприятия, праздники, вечера и т.п.

Конкурсы муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Практические работы, проектная деятельность учащихся.

Флешмоб, PR-акции.

Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

 - компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

- компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);

- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

- компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.

Результаты реализации Программы:

Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов экологического знания, лежащая в основе современной научной картины. Оценка производится по каждой предметной области  (химия, биология, экология, география) по таким показателям – качество и уровень обученности. Качество обученности учащихся  школы по данным предметам составляет от 50 до 87 %, уровень обученности 100 %.

Метапредметные результаты -  характеризуют совместную учебно-познавательную, проектно-исследовательскую деятельность, формирование коммуникативных навыков и опыт социальной и межкультурной коммуникации, т.е. освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).  Оцениваются метапредметные результаты - анкетированием, тестированием, применяется оценка исследовательских, проектных работ, портфолио, оценочные листы деятельности обучающихся. Также определяется уровень вовлеченности обучающихся в данные направления деятельности, который составляет 100 % всего контингента школы.

Личностные результаты – характеризуются готовностью и способностью обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, сформированность мотивации к учению и познанию у обучающихся  составляет 68 %. Высокий уровень вовлеченности обучающихся в мероприятия школьного, муниципального и регионального уровня  в рамках учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, а также получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к окружающей природе, ценностного отношения к экологии в целом оценивается.

3. Использование образовательных педагогических  технологий.

В МБОУ Николо- Березовской СОШ создаются условия для стабильного повышения качества образования и способов деятельности обучающихся; развиваются креативные и организационно-деятельностные качества личности с использованием ИКТ. В центре внимания учителя - организация образовательного процесса с ориентацией на увеличение роли самостоятельной работы обучающихся, на приобретение ими опыта самообразования. Важнейшими критериями качественного образования сегодня называют сформированность основных компетенций, позволяющих личности реализовывать в оптимальном объеме присущие ей разнообразные социальные роли. Данная позиция является ключевой при рассмотрении к содержанию, технологиям и результатам современного образования. В настоящее время в образовательном процессе школы широко используются образовательные технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе.

В школе создается  образовательная среда, основным принципом которой становится системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса и эта среда соответствует следующим требованиям:

- обеспечение целостного развития человеческой природы. Образование в равной степени должно развивать творческие, интеллектуальные, духовные, социальные качества каждого ребенка. В образовательном процессе должны преобладать подходы, направленные на полное развитие социальных и личностных качеств учащихся, поскольку каждого ученика результат педагогической деятельности будет различен;

- развитие самостоятельной образовательной деятельности учащихся – центральное звено учебного процесса. Здесь важную роль играет не только овладение знаниями, но и применение их на практике, т.е. использование знаний является приоритетным по сравнению с усвоением и воспроизведением. Особую важность приобретает тесная связь обучения с жизнью, четкое сознание, где, как и каким образом, полученные знания могут быть использованы на практике;

- восприятие учителя не как носителя знаний и контролирующего субъекта познаний, а как координатора, организатора самостоятельной познавательной деятельности детей;

- дифференциация обучения с учетом уровня подготовки по предмету, способностей, интереса к той или иной области, особенностей восприятия информации, с обязательной опорой на предшествующие знания и опыт;

- обучение в сотрудничестве, использование групповых, коллективных и парных форм работы, совместные размышления и дискуссии.

Следовательно, школа должна создать условия для формирования личности, обладающей определенными качествами. Данное положение является не столько задачей содержания обучения, сколько технологии.

Используемые технологии учителем:

  1. ИКТ;
  2. Технология проектного обучения;
  3. Технология развития критического мышления;
  4. Игровые технологии.

Таким образом, использование новых образовательных технологий дает новые возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка, развития взаимоответственности и мотивации обучающихся, для повышения качества образования на базе развития исследовательских навыков в процессе обучения, подготовки образовательной базы для дальнейшего обучения.

4.    Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями.

Работа с одаренными обучающимися.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений реализация Программы.

Задача педагога увидеть в каждом обучающемся «индивидуальность», опираясь на знание характерных признаков детской одарённости:

- быстрое освоение различных видов деятельности и высокая успешность её выполнения;

- изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых идей и способность реализовать их в практической деятельности;

- сформированность индивидуального стиля деятельности;

- высокий уровень способности к самообучению;

- повышенная познавательная потребность;

- высокая требовательность к результатам своего труда;

- неприятие стандартных, типичных заданий и готовых вариантов решения учебной задачи;

- поразительное упорство и трудолюбие;

- особый тип организации знаний (способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными обучающимися:

- Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

В школе были выделены следующие категории одаренных детей:

1. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

2. Дети с высокими творческими  способностями.

3. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

4. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Поэтому для каждой группы одаренных обучающихся применяются разные формы деятельности:

Категория одаренности

Форма деятельности

1.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

Организация групповых занятий по классам.

Занятия проектно-исследовательской деятельностью.

Участие в олимпиадах, в конкурсах.

2.

Дети с высокими творческими способностями.

Элективные курсы;

Кружки по интересам;

Участие в конкурсах.

3.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Научно-практические конференции;

Участие в конкурсах.

4.

Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Участие в конкурсах;

Научно-практические конференции;

Кружки по интересам;

Занятия проектно-исследовательской деятельностью.

Для обучающихся разработаны индивидуальные программы по развитию одаренности по данным направлениям, а также оказывается тьюторская помощь.

Одним из направлений данной работы является подготовка и проведение школьных предметных олимпиад. Для работы  из школьников учитель составляет план по подготовке к олимпиаде по определенному предмету.

Работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В МБОУ Николо- Березовской СОШ обучается 7 учащихся VII вида обучения. Для обучения таких детей учителем  адаптированы  программы на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, также им обеспечивается щадящий режим проведения занятий. При обучении ребенка применяется индивидуальные, самостоятельные, творческие и исследовательские работы.

Разнообразие форм организации внеурочной деятельности обучающихся.

Система внеурочной деятельности школьников построена таким образом, чтобы каждый, ребенок по желанию  смог реализовать себя, профессионально самоопределиться, эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной и досуговой деятельности.

Результативность:

1.       Повышение мотивации к учебной и внеурочной деятельности.

2.      Сформированность универсальных учебных действий.

3.      Личностный индивидуальный прогресс в развитии обучающегося.

4.      Повышение вовлеченности учащихся во внеурочную деятельность.

Общее количество обучающихся, принимающих участие во внеурочной деятельности, по экологии составляет 100 %. С каждым годом увеличивается число обучающихся, которые принимают участие в проектно-исследовательской деятельности, конференциях, фестивалях, конкурсах и олимпиадах.

5. Создание в ОО условий для реализации Программы.

Организационно-педагогические условия.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса:

Начальная школа — 4 года обучения (1-4 классы).

Основная школа — 5 лет обучения (5-9 классы).

Средняя  школа – 2 года обучения (10-11 классы).

Режим работы школы: продолжительность рабочей недели, продолжительность урока и перемен, количество смен – определяется в соответствии с требованиями СанПиН.

Расписание уроков и занятий в системе дополнительного образования составляются с опорой на санитарно – гигиенические нормы предельно допустимой аудиторной нагрузки учащихся и в соответствии с учебным планом школы.

Система образования школы включает три уровня, соответствующие основным этапам развития учащихся:

1 уровень — начальное общее образование;

2 уровень — основное общее образование;

3 уровень — среднее  общее образование.

На каждом уровне обучения школа реализует соответствующие по уровню и направленности общеобразовательные программы.

В связи с необходимостью качественного содержательного наполнения и стремления к самореализации личности учащихся на каждом уровне  образования цели образовательных программ сформулированы с учетом перспектив развития школы.

Все образовательные программы должны обеспечить:

  • освоение предметных и дополнительных (экологических) знаний, умений и навыков через программы учебных предметов, курсов, модулей;
  • освоение ключевых компетентностей через различные формы образовательной деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и т.п.
  • практическую деятельность учащихся (с целью  приобретения общественно-полезного социального опыта) через внеклассную, внеурочную виды работ.

Учебный план:

-фиксирует максимальный объём учебной нагрузки учащихся;

-определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;

-распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть учебного плана, формируемая школой, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей).

Время, отводимое на данную часть учебного плана, используется на:

-увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части (биология – 6 класс; география – 6 класс;  химия – 7 класс; химия – 8 класс);

-введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих формирование экологической культуры  обучающихся (учебный курс «Основы экологии» - 5 класс; «Экология растений» - 6 класс; «Экология животных» - 7 класс; «Экология человека» - 8 класс; в 9 классе  в рамках предпрофильного обучения как компонент образовательной организации реализуются авторский учебный  курс по экологии «Человек и окружающая среда»).

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС  организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное), но отдается предпочтение экологическому и социальному направлениям, в рамках следующих программ: кружок «Эконика»,  кружок «Зелёный патруль», «Природа – наш общий дом». Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей), посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, проектные  и научные исследования, общественно полезные практики.

Информационно-технологические условия.

Информационное обеспечение школы складывается из библиотечного фонда и ресурсов сети Интернет, доступ к которой обеспечивается компьютерным оснащением, кроме того в школе функционирует детская экологическая организация «ГУРАН»,  выпускается стенная газета  «Экологический вестник».

Одно из основных задач ресурсного обеспечения школы является пополнение информационно - технической базы, дающей возможность всем учащимся пользоваться компьютерами.

В рамках модернизации образования школа  за последние годы получила:

- 20 компьютеров.

- 1 интерактивную доску.

- оборудование кабинета физики, биологии, химии и начальных классов.

- спортивный инвентарь.

- новую школьную мебель.

- наглядные пособия (таблицы).

Технические средства обучения:

1. Состав комплекта «Пчёлка-У» (мини-экспресс-лаборатория):

1. Средства экспресс-анализа:

- Индикаторные трубки  - 30 шт.

- Тест-система «Аммиак» - 1 уп.

-Тест-система «Нитрат-тест» - 1 упк.

- Тест-системы «Активный хлор, «Железо общее», «Хромат-тест», «pH» - по 1 уп.

2. Посуда и принадлежности:

- воронка пластмассовая – 1 шт.

- камера полиэтиленовая (мешок) – 1 шт.

- контейнер-укладка с ручкой – 1 шт.

- ложка (шпатель) – 1 шт.

- лупа – 1 шт.

- мешки п/э – 5 шт.

- мутнометр – 1 шт.

- насос пробоотборник НП-ЗМ с паспортом – 1 шт.

- ножницы – 1 шт.

- очки защитные – 1 шт.

- перчатки – 1 шт.

- пинцет – 1 шт.

- пипетка для титрования (2.5 мл) – 2 шт.

- поднос-лоток – 1 шт.

- пробирки мерные – 2 шт.

- пробирки мутномерные с рисунком-точкой на дне – 2 шт.

- набор пипеток-капельниц (0.5 мл – 5 шт.; 3 мл – 1 шт.) – 1 шт.

-предметные стёкла – 5 шт.

- салфетки – 1 уп.

- склянка – 1 шт.

- склянка с меткой «10 мл» - 2 шт.

- фильтры бумажные – 1 уп.

- контейнеры для хранения и переноски.

3. Реактивы и растворы:

- калия хлорид – 38 уп.

- образцы реактивов – 5 наименований – по 2 г.

2. Состав комплекта «НКВ»:

- готовые к применению реактивы  и растворы: индикаторы, реагенты, буферные смеси, соли и капсулированные химикаты;

- средства дозировки реагентов и растворов (колбы мерные, мерные склянки, пипетки мерные и капельные, цилиндр мерный, шприц медицинский);

- материалы (бумага индикаторная и фильтровальная);

- посуда (воронки фильтровальная и делительная, колбы конические, палочка стеклянная, пробирки колометрические и мутномерные, стаканчик для выпаривания);

- приборы (мутнометр полевой, термометр, pH-метр);

- принадлежности (линейка, ножницы, стойка-штатив, трубка гибкая, шпатель);

- средства защиты (перчатки и очки);

- контрольные шкалы образцов окраски для визуального колориметрирования: ламинированные, водозащищённые;

- контейнеры для хранения и переноски.

3. Состав цифровой лаборатории «SensorLab»:

- беспроводной USB цифровой микроскоп;

- планшетный регистратор данных;

- датчик мутности (турбидиметр);

- датчик влажности;

- датчик содержания углекислого газа;

-датчик освещённости;

- датчик «pH»;

- датчик содержания кислорода;

- датчик температуры;

- датчик температуры поверхности;

- датчик высокой температуры (термопара);

- датчик звука;

- датчик радиоактивности;

Такое обновление материально-технической базы школы способствует повышению качества преподавания и накладывает большую ответственность за эффективность использования полученного оборудования.

Обновление библиотечного фонда, приобретение новых учебников помогают учителю организовать образовательный процесс на высоком уровне.

Книжный фонд составляет 18 374 экземпляров,  фонд учебников – 3443 экземпляров. Фонд школьной библиотеки пополняется учебными пособиями, энциклопедиями, справочной и художественной литературой.

Возможности использования информационных ресурсов сети Интернет обеспечивается компьютерной базой школы.

Нормативно-правовая база.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы  экологического образования «ЭкоМиР» МБОУ Николо- Березовской СОШ  являются:  

- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (Утвержден от 01 апреля 1996 г. N 440);

- Распоряжение Правительства РФ «Экологическая  доктрина Российской Федерации (Одобрена от 31 августа 2002 г. № 1225-р);

-Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об охране окружающей среды";

- Указ Президента Российской Федерации «Стратегия  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Утверждён  от 12 мая 2009 г. N 537);

- Концепция общего экологического образования  в интересах устойчивого развития (2010 г.);

- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р  «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Работа строится исходя из следующих нормативных документов:

- Конвенции о правах ребенка;

- Конституции Российской Федерации;

- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Типового положения об общеобразовательной школе;

- Устава образовательной организации.

- Локальные акты (положение о деятельности детской экологической организации «ГУРАН», экологического отряда «Зелёный патруль», о деятельности клуба «ЗУБРёнок»  и т.п.) (приложение № 4).

Оценка эффективности реализации инновационной программы.

Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, отслеживающих как процесс, так и результативность сформированности экологической культуры и экологической компетенции обучающихся. Для эффективного управления внедрения Программы не реже одного раза в год осуществляется:

1. Статистика вовлеченности обучающихся в деятельность экологического содержания (урочная и внеурочная деятельность) – увеличение доли обучающихся школы.

2. Повышение мотивации у обучающихся.

3. Информирование всех участников образовательного процесса о результатах мониторинга.

4. Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ.

5. Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах и их результативность.

6. Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах.

7. Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.

8. Результаты анкетирования детей.

9. Рейтинговая система.

10. Самооценка и рефлексия (отзывы детей, родителей, общественности)

11. Разные формы оценивания (опросные, оценочные листы, анкеты, тестовые задания по разным предметам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях

Вступление Программа экологического воспитания Основы формирования экологической культуры Многообразие экологического воспитания Развития эстетического отношения к природе Заключение Литература ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Программа экологического воспитания "ЭкоМиР"

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической сист...

Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...

участие в муниципальной интерактивной экологической ирге " Экомир"

Игра " Экомир " проведена для учащихся 6-7 классов  в целью развития интереса обучающихся к изучению природы ХМАО- Югры...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...