ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИЗУЧЕНИЕ ЛЕСА»
статья по экологии (6 класс) на тему

Зимарева Наталья Альфредовна

В статье рассмотрены вопросы вариативности форм работы в системе дополнительного образования детей. Показаны формы сотрудничества с ВУЗами, НИИ и другими учреждениями с целью знакомства учащихся с миром профессий в области лесоводства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИЗУЧЕНИЕ ЛЕСА»

В статье рассмотрены вопросы вариативности форм работы в системе дополнительного образования детей. Показаны формы сотрудничества с ВУЗами, НИИ и другими учреждениями с целью знакомства учащихся с миром профессий в области лесоводства.

Ключевые слова:

система дополнительного образования детей, вариативность, лесоводство, элективные курсы.

Вспомним слова Яна Амоса Коменского из «Всеобщих советов об исправлении дел человеческих»: «Преподноси чувствам, воле, способностям многое и многообразно, вперемежку со множеством увлекательного» [1]. Эти слова очень точно передают идею многоплановости и вариативности работы с детьми в любом направлении, в том числе и в изучении леса.

С темой «Лес» в нашем Экоцентре Дворца творчества детей и молодежи связано много проектов и программ. Одна из них - познавательная программа «Изучение леса», доступная ребятам любого школьного возраста. Поэтому пришло решение в данной статье рассказать о некоторых страничках жизни отдела «Экоцентр» через тему «Лес».

Молодое поколение должно знать, что лес – это не только «совокупность бревен» или экосистема, это еще и культурная ценность. Лес, с точки зрения традиционной культуры, это пространство, которое не принадлежит человеку, оно принадлежит иным существам, добрым и не очень, поэтому к лесу необходимо было относиться с осторожностью и почтением. Не случайно одна из наших программ для детей младшего школьного возраста называется «Школа Лесовичка», а у ребят в Экоцентре есть любимая игрушка – добрый и мудрый Лесовичок, который приходит к ним с заданиями и загадками во время игр и

праздников, пишет им письма и дает рекомендации, делится опытом. Это наш сказочный герой, который помогает маленьким ребятам открыть для себя удивительный мир природы. Лес − это источник вдохновения, и среда обитания, экосистема и интересная непрочитанная книга, которую Лесовичок и помогает «читать и понимать» нашим любознательным воспитанникам.

В 2011 году исполнилось 185 лет российскому лесничему. Впервые должность лесничего («управляющего лесами») была утверждена 26 июня (по старому стилю) 1826 года Императором Николаем I. Именно лесничие, с тех пор, выполняют ежедневную и кропотливую работу по сохранению и приумножению лесных массивов. Благородство этого труда состоит в том, что результаты его увидят и оценят только будущие поколения. Очень важно познакомить детей с этой профессией

- лесничий. Многообразие форм и технологий направлено на развитие познавательного интереса у ребят любого возраста и стремление к созидательной природоохранной деятельности, а также знакомство с прошлым и настоящим наших лесов. На городском конкурсе проектов «Новый век – новые ресурсы», посвященном этой дате ребята нашего Экоцентра представили немало интересных проектов, игр, коллекций

экспозиций и приобрели опыт их проведения. В рамках «Недели окружающей среды» в районе проходят конкурсы фотографий, творческих работ, рисунков и плакатов. Тема конкурса «Многоликий лес» позволяет очень ярко и образно представить ребятам свои впечатления от общения с лесом. Лучшие работы можно увидеть на выставке в Экоцентре. Кроме районных и городских проектов Экоцентр участвует во Всероссийских и международных программах, проводит на своей базе семинары для стран Балтийского региона по проекту «Изучение леса». Ребята и педагоги - участники и лауреаты международного эколого-краеведческого марафона «Зеленая планета» и эколого-краеведческого форума особо охраняемых территорий «Марш парков».

Работы воспитанников Колпинского Экоцентра регулярно публикуются в различных изданиях (детский журнал «Костер», «Экохроника», «Вестник Городского Зоопарка», СПбГУ, «Исследователи природы Балтики», «Первые шаги естествоиспытателей», «Балтийский регион: вчера, сегодня, завтра», «Ученые будущего» и др.).

Мы сотрудничаем и с Лесотехнической академией. Консультационную помощь в работе нам оказывают Евгений Николаевич Кузнецов, исполнитель директора Международного центра лесного хозяйства и лесной промышленности. Научными руководителями и консультантами многих исследовательских работ, связанных с лесом были сотрудники Соколова Любовь Олеговна (д.с/х. н., доцент кафедры Экология ЛТА), Шабунин Д.А., (д.с/х.н, зав. научно-исследовательским отделом лесного хозяйства СПбНИИЛХ), и многие люди, чьи судьбы связаны с лесом (лесничие, ученые, таксаторы и т.д.). Нельзя не сказать несколько слов о наших традиционных поездках в Музей леса в Лисино и Музеи Лесотехнической академии, где нас всегда с радостью встречают организаторы и проводят увлекательные экскурсии. Общероссийское общественное детское экологическое движение «Зеленая планета»

при поддержке Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации проводили Всероссийский эколого-краеведческий марафон «Зеленая планета», посвященный Российскому лесничеству, в котором мы приняли активное участие и были отмечены грамотой. Воспитанники Экоцентра собрали интересный материал и знакомят на Эколого-краеведческих чтениях «Союз наук», на экологических конкурсах и олимпиадах других ребят с историей лесоводства, трудами известных лесоводов.

Лесное хозяйство России одно из самых крупных в мире. История его насчитывает несколько столетий. Государственное управление лесами в стране начало зарождаться в XVII веке, формировалось в XVIII. Мы надеемся, что будет привлечено внимание общественности к лесному делу и лесным наукам. А наша работа будет вкладом в это просветительское и природоохранное движение.

Познакомимся с одним из 12 элективных курсов «История лесоводства», разработанных в Экоцентре. Данный курс направлен на предпрофессиональную подготовку, знакомство с предметом естественного цикла «Лесоводство», его историей. Экскурсии в Лесные учебные заведения и музеи леса, практики, предлагаемые курсом должны дать ребятам представление о целой отрасли «Лесное хозяйство», познакомить с различными функциями и профессиями в этой отрасли. Новизна, актуальность и целесообразность данного курса состоит в том, что в краткой практико-ориентированной форме предлагается знакомство с предметом «Лесоводство», а также профессией лесовода и таксатора. Кроме того, курс содержит оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, помогает в определении своих познавательных интересов. Программа рассчитана на учащихся старших классов. Дети, обучающиеся по данной программе, могут не обладать специальной экологической подготовкой или сформированным интересам к данному предмету.

Учащиеся могут продолжить образование по профилю программы после завершения обучения в системе дополнительного образования, а в дальнейшем в учебных заведениях профессионального образования, или путём самообразования.

Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической деятельности учащихся, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам

естественно - научного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а главное для профессиональной ориентации школьников.

Мы стремимся дать возможность ребятам попробовать свои силы в исследовательской и проектной деятельности, почувствовать себя настоящими экспедиционерами и исследователями. Десять лет воспитанники Экоцентра ДТДиМ Колпинского района работают

в стационарной эколого-археологической экспедиции в Смоленской области. Экспедиция проводится совместно с Государственным Эрмитажем и СПбГУ. За время работы экспедиции нашим

и воспитанниками было описано 7 типов растительных сообществ, составлены формулы древостоев и определены другие таксационные показатели.

Таким образом, многообразие форм работы, сотрудничество в системе образования и социальное партнерство, интеграция профессионального, общего и дополнительного образования позволяют создавать условия для профессионального самоопределения учащихся.

Библиографический список:

1.

Коменский Я.А. «Великая дидактика» / Коменский. Антология гуманной

педагогики. Сост. И.Д. Чечель.  М.; Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. С. 106


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аспекты и проблемы интеграции национальной системы образования в условиях глобализации.

 В современном информационном обществе в условиях глобализации образование становится его фундаментальной основой. Совершенствование системы образования — один из стратегических ресурсов р...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГОССЛУЖАЩИХ, И ЕЕ ИНТЕГРАЦИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА

Главная цель создания Оренбургского президентского кадетского училища - развитие системы поддержки талантливых детей, подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей для ...

Использование адаптированных технологий британской системы образования на примере урока в 5 классе : «Страна изучаемого языка. Шеф-повар»

В современной России, как и во всем мире, отмечается большой исследовательский и общественный интерес к британской системе школьного образования - одной из самых старых в Европе, глубоко традиционной,...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Данная работа была представлена на научно-педагогической конференции в городе Новошахтинске по теме "Расширение образовательного пространства средствами интеграции основного и  дополнительного об...

Личностно ориентированный подход как основа традиционного обучения в совре-менной системе образования (на примере курса математики),

В начале ХХI века  стало очевидно необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые  дидактические формы организации обуч...

Доклад «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ» В МБОУ «МАРЬЯНОВСКАЯ СОШ»»

  С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы, было, есть и будет здоровье. Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, а встречаясь, ...