Юный эколог
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

Гаврилова Елена Ивановна

Программа курса « Юный эколог» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития физических, химических, биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов. Данная  программа нацелена  на развитие  научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и  своему здоровью, составляет основу формирования  познавательных, информативно—коммуникативных и рефлексивных  компетенций.

При изучении курса учитываются различные стратегии включения учащихся в учебно-познавательную деятельность на уроке (пошаговая при изучении конкретной информации; диалоговая при изучении проблемных вопросов в курсе экологии; стратегия отстранения при изучении материала, требующего размышления и проявления к нему ценностно-смыслового отношения).

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию построению индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Предметные результаты в ЭОУР– система знаний (основы экологического мировоззрения) об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности человечества, осознание объективно существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним применительно к учебным предметам, входящим в состав обязательных предметных областей, а также формирование исследовательских умений для мониторинга окружающей среды. Личностные результаты в ЭОУР – формирование способности учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки, выработка основ экологически грамотного поведения, личностный рост и развитие в условиях социально-значимой деятельности по улучшению состоянии окружающей среды.

Метапредметными результатами в ЭОУР являются:

А) УУД (универсальные учебные действия)–совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется втом, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Б) Ключевые образовательные компетентности в ЭОУР – своеобразный «ключ» для формирования более узких предметных компетентностей:

общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России, осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира);

учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности переносить знания из одной области знаний в другую, умело применять их на практике);

информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, обобщать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников (аудио-, видео-, электронная почта, СМИ, Интернет и др.);

социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);

коммуникативная(умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата);

личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры, а также комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности, осознание своей роли и предназначения, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, определяющих программу жизнедеятельности вцелом);

экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания и метапредметные умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении личностных и социально-значимых задач в соответствии с идеями устойчивого развития).

 

Программа рассчитана на 35 часов. Недельная нагрузка – 1 час. В программе сформулированы основные требования к  знаниям и умениям учащихся по завершении изучения курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ekolog_5_klass.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1                                                               имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей ______________________

по УВР

__________ О.И. Реймер

Протокол №______________

 _________(А.Д. Денисенко)

Приказ № ____________

от «____»____________20__г.

«____»_________20__г.

от «___» __________20__г.

Руководитель МО

 __________ (Л.И. Ермоленко)                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по экологии

«Юный эколог»

5 классы

основное общее образование, базовый уровень  

Составитель

Гаврилова Елена Ивановна, учитель химии высшей квалификационной категории

р.п. Благовещенка – 2016

Содержание

стр.

1. Пояснительная записка                                                                                                            3

2. Содержание учебного курса                                                                                                    5

3. Тематическое планирование                                                                                                    7

3. Планируемые  результаты освоения учебного курса                                                            9

5. Учебно-методическое обеспечение                                                                                        10

6. Лист внесения изменений и дополнений                                                                               11

7. Выполнение программы                                                                                                          12

Пояснительная записка

Программа курса « Юный эколог» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития физических, химических, биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов. Данная  программа нацелена  на развитие  научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и  своему здоровью, составляет основу формирования  познавательных, информативно—коммуникативных и рефлексивных  компетенций.

При изучении курса учитываются различные стратегии включения учащихся в учебно-познавательную деятельность на уроке (пошаговая при изучении конкретной информации; диалоговая при изучении проблемных вопросов в курсе экологии; стратегия отстранения при изучении материала, требующего размышления и проявления к нему ценностно-смыслового отношения).

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию построению индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Предметные результаты в ЭОУР– система знаний (основы экологического мировоззрения) об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности человечества, осознание объективно существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним применительно к учебным предметам, входящим в состав обязательных предметных областей, а также формирование исследовательских умений для мониторинга окружающей среды. Личностные результаты в ЭОУР – формирование способности учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки, выработка основ экологически грамотного поведения, личностный рост и развитие в условиях социально-значимой деятельности по улучшению состоянии окружающей среды.

Метапредметными результатами в ЭОУР являются:

А) УУД (универсальные учебные действия)–совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется втом, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Б) Ключевые образовательные компетентности в ЭОУР – своеобразный «ключ» для формирования более узких предметных компетентностей:

общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России, осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира);

учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности переносить знания из одной области знаний в другую, умело применять их на практике);

информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, обобщать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников (аудио-, видео-, электронная почта, СМИ, Интернет и др.);

социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);

коммуникативная(умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата);

личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры, а также комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности, осознание своей роли и предназначения, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, определяющих программу жизнедеятельности вцелом);

экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания и метапредметные умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении личностных и социально-значимых задач в соответствии с идеями устойчивого развития).

Программа рассчитана на 35 часов. Недельная нагрузка – 1 час. В программе сформулированы основные требования к  знаниям и умениям учащихся по завершении изучения курса. 

Содержание учебного курса

Введение (1 ч)

Предмет и задачи экологии. Экологические знания и умения как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования. Демонстрация таблиц, рисунков с изображением последствий деятельности человека в природе; фотографий редких и исчезающих растений и животных, Красной Книги  РФ.  

I.  Биосфера  (3 ч)

Природа как совокупность неживого и живого. Неживые компоненты природы: литосфера, гидросфера и атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые компоненты природы: бактерии, грибы, растения, животные, их распределение по сферам. Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Вертикальное распределение живых организмов на Земле  в зависимости от температуры, влажности, содержания кислорода и других климатических условий. Демонстрация таблиц по геосферам Земли; таблиц, рисунков с изображениями  бактерий, грибов, растений, животных.

II. Среды жизни и приспособленность к ним живых  организмов (11 ч)

 Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.  Вода как среда жизни: признаки и свойства воды (большая плотность, теплопроводность, текучесть, прозрачность, малое содержание кислорода, высокое давление на больших глубинах, сильное поглощение солнечных лучей и др.) Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде. Водопотребление. Загрязнение воды бытовыми и промышленными отходами. Определение загрязнения воды по внешним показателям. Влияние загрязненной воды на состояние ее обитателей. Наземно-воздушная среда жизни, ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от температуры, давление воздуха и др.). Влияние растений на качество воздуха.  Наличие влаги как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды. Живые организмы, обитающие на поверхности земли, и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде. Загрязнение воздуха. Определение загрязнения воздуха. Роль леса в воспроизводстве и очистке воздуха. Защита воздуха от загрязнения. Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы Структура почвы. Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность почвы удерживать воздух и влагу. Живые организмы - обитатели почвы и их приспособленность к жизни в почвенной среде. Использование почвы человеком. Сельское хозяйство и его влияние на почву. Градостроительство и его влияние на состояние почвы. Загрязнение почвы промышленными отходами и нефтепродуктами. Определение загрязнения почвы. Защита почв от загрязнения. Живые организмы как среда обитания других живых организмов, их приспособительные особенности. Паразитизм. Особенности животных, растений,  грибов, ведущих паразитический образ жизни. Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции, влажные препараты); живых объектов, обитающих в разных средах жизни; их приспособлений к обитанию в разнообразных условиях; видеофильмов по различным аспектам охраны сред жизни.

III. Взаимоотношения  между живыми  организмами (6 ч)

 Биотические отношения. Типы взаимоотношений между живыми  организмами. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Конкурентные взаимоотношения живых организмов типа «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Нейтральные отношения между живыми организмами. Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах;  видеофильмов, иллюстрирующих примеры биотических отношений между организмами. Наблюдения за взаимоотношениями между организмами, населяющими аквариум школьного кабинета биологии.

IV. Природные сообщества (7 ч)

Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах; организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ. Цепи питания в сообществах живых организмов. Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем. Луг как сообщество живых организмов. Поле и сад как искусственные сообщества живых организмов. Лесопарк как искусственное сообщество. Сезонные изменения в природных сообществах. Смена  природных сообществ. Факторы, влияющие на смену сообществ. Влияние человека на смену природных сообществ. Демонстрация таблиц, фотографий, слайдов, видеофильмов, иллюстрирующих разнообразные природные и искусственные сообщества; аквариума как модели  искусственного сообщества.  

V. Человек как часть природы. Использование природы  человеком (5ч)

 Природа как источник жизни человека. Природные ресурсы и их классификация: минерально-сырьевые, водные, почвенные, лесные, энергетические. Примеры их использования. Природные ресурсы Нижегородской области. Исчерпаемость природных ресурсов. Загрязнение воды, атмосферы, почвы - основная причина изменения состояния окружающей среды. Виды загрязнений: химические, механические, шумовые, микробиологические. Примеры влияния различных видов загрязнений на человека. Деятельность человека - основной источник загрязнений природной среды. Потеря эстетических качеств природы и окружающей среды. Охрана растений. Охрана животных. Нормы поведения, способствующие сохранению среды и сбережению ресурсов. Демонстрация таблиц по экологии и охране природы; слайдов, видеофильмов, журналов и книг по экологии и охране окружающей природной среды; коллекций природных ресурсов; специализированных географических карт России, Нижегородской области, Арзамасского района.

 

Обобщение (2 ч)

Роль экологических знаний и умений в жизни современного человека.  


Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Введение (1час)

1

Предмет и задачи экологии

1

Биосфера (3 часа)

2

Природа как совокупность живого и неживого.

1

3

Неживые компоненты природы.

1

4

Живые компоненты природы

1

Среды жизни и приспособленность  к ним живых организмов (11 часов)

5

Основные среды жизни.

1

6

Признаки и свойства воды как среды жизни.

1

7

Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде.

1

8

Загрязнение и охрана водной среды.

1

9

Признаки и свойства наземно-воздушной среды.

1

10

Живые организмы наземно-воздушной среды и их приспособленность  к условиям жизни на суше

1

11

Загрязнение и охрана атмосферного воздуха.  

 1

12.

Признаки и свойства почвы как среды жизни.

1

13.

Живые организмы – обитатели почвы и их приспособленность к жизни в почвенной среде.

1

14.

 Использование почв человеком, загрязнение и охрана почв.

1

15.

Живые организмы как среда жизни других организмов.

1

Взаимоотношения   живых организмов(6 часов)

16.

Типы взаимоотношений между  живыми организмами.

1

17.

Взаимовыгодные отношения между организмами.

1

18.

 Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам.

1

19-20

Конкурентные отношения между живыми организмами.

 2

21

Нейтральные отношения между живыми организмами.

1

Природные сообщества (7 часов)                                                                                                                                                    

22.

Сообщества живых организмов, или биоценозы.

1

23.

Основные группы живых организмов в природных сообществах.

1

24.

Природные и искусственные сообщества.

1

25-26

Пруд или озеро как искусственное сообщество. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.

2

27.

Характеристика наземных природных  (на примере луга) и искусственных сообществ (на примере поля, сада, лесопарка).

1

28.

 Сезонные изменения  в природных сообществах. Смена природных сообществ.

1

Человек как часть природы. Использование природы человеком (5 часов)

29.

Природа как источник жизни человека. Природные ресурсы и их классификация.

1

30.

Природные ресурсы Алтайского края.

1

31.

Загрязнение – основная причина изменения состояния окружающей среды.

1

32-33

Охрана растений и животных.

2

Обобщение (2 часа)

34-35.

Роль экологических знаний и умений в жизни современного человека.

2

 Итого: 35 часов

Планируемые  результаты освоения учебного курса                                                            

В результате изучения курса учащиеся должны:

  знать/понимать:    

  • определения основных экологических понятий;
  • типы взаимодействий между организмами;
  • основные среды жизни, их основные характеристики;       
  • основные положения  учения о биосфере;       
  • структуру природных сообществ;      
  • сущность процессов формирования приспособленности, круговорота веществ и превращения энергии в природных сообществах;   
  • место человека в экосистеме Земли (современные взаимоотношения человека и природы, социально-экологические связи);
  • современные аспекты проблемы охраны природы;         
  • современное состояние и охрану атмосферы (ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и т.п.);
  • рациональное использование и охрану водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения, использование оборотных вод и т.п.);
  • рациональное использование и охрану почв (причины потери плодородия и разрушения; защита почв от загрязнения и разрушения и т.п.);      
  • объяснять роль экологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; устойчивости природных систем; необходимость сохранения окружающей среды;      
  • решать элементарные  экологические  задачи;      
  • описывать основные среды жизни;     
  • выявлять приспособления организмов  к среде обитания; антропогенные изменения в природных сообществах своей местности;
  • сравнивать  тела живой и неживой природы; природные и искусственные  сообщества своей местности; делать выводы на основе сравнения; определять  с использованием простейших методик уровень загрязнения воздуха, воды, почвы;  
  • анализировать и оценивать региональные и локальные   экологические проблемы   и пути их решения; последствия собственной деятельности  в окружающей среде;
  • находить информацию об экологических проблемах и биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях) и критически ее оценивать;     использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
  • соблюдения правил поведения в природной среде;
  • анализа различных видов хозяйственной деятельности человека;  охраны растений, животных.    


Учебно-методическое обеспечение

  1. Адольф Т.А. Заповедными тропами. - М.: Просвещение, 1988.
  2. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию – экспериментально: Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды.- СПб., 1993.
  3. Артамонов В.И. и др. Редкие и исчезающие растения.- М.: Агропромиздат, 1989.
  4. Биологические методы оценки природной среды. - М: Наука, 1978.
  5. Гиляров М., Криволуцкий Д. Жизнь в почве. - М.: Молодая гвардия, 1985. 9. Дежкин В.В. В мире заповедной природы. - М.: Советская Россия, 1989.
  6.  Гладкий Ю.Н. Дайте планете шанс: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995.
  7. Дмитриев Ю. Пожаринская Н. Твоя Красная Книга. - М.: Молодая гвардия. 1986.
  8. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. - М.: Педагогика, 1982.
  9. Егоренко Л.И. Занимательная экология. - М.: Прометей, 1996.
  10. Камерилова Г.С. Изучаем экологию города. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской Академии госслужбы, 1996.
  11. Косенкова И.Н., Шеманаев В.А. География г. Арзамаса и Арзамасского района. - Арзамас, 2000.
  12. Красная Книга Нижегородской области. Том 1. Животные.- Н.Новгород, 2003.
  13. Лукина Е.В., Боканина Ф.М. Памятники природы Нижнего Новгорода. - Н. Новгород: Изд-во «Чувашия»,1997.
  14. Марина А.В., Мохова Е.А. Лабораторный практикум по экспериментальному  изучению экологии: Учебное пособие. - Арзамас: Изд-во АГПИ, 1995.
  15. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Составитель Бака А.И. -Н.Новгород:  Изд-во экоцентр «Дронт»,1997.
  16. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991. 21. Природа Горьковской области. – Горький: Волго-Вятское книж. изд-во, 1974.

Лист внесения изменений и дополнений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись

Выполнение программы 2016 – 2017  уч.г

ФИО учителя:___Гаврилова Е.И.________________

Курс: ____экология_______________

Классы: __5__

   

Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный эколог-исследователь"

Пояснительная записка, планирование работы кружка....

I открытый экологический слёт юных экологов Агинского Бурятского округа

Согласно утвержденному региональному плану действий по реализацииСтратегии развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Детская организация "Юные экологи"

В  документе представлены данные о создании и работе детской организации "Юные экологи" МОУ ОШ № 48 (устав, эмблема, законы ДО)...

Кружок "Юный эколог"

Программа разработана для учащихся 5-6 классов...

Соревнование по экологии "Юный эколог"

Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....

Тематический план секции " Юный Эколог".

" Я стремлюсь к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознанме учащихся яркими образами, картинками, восприятиями, представлениями, чтобы чтение " Книги природы"...было...