Статья на тему:"Экологическое воспитание учащихся в начальной школе"
статья по экологии на тему

Шатова Ольга Васильевна

Статья на тему:"Экологическое воспитание учащихся в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Экологическое воспитание  учащихся в начальной школе».

В настоящее время остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в них бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности  младших школьников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, необходимо чтобы каждый день  ребенок открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем в мире природы, облагораживал свое «маленькое» сердце  добрыми делами.

Формирование активной позиции « защитника и друга» мира природы являются основной в воспитании  экологической культуры младших школьников.

Летом и весной  небольшие экологические прогулки на природе способствуют развитию у учащихся интереса к  разнообразному миру  растений, насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни растений, об их пользе и значении в природе.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно должно быть непродолжительным. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления об особенностях растений и их связи со средой обитания.

Для педагога важно научить детей видеть и ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды… Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание, и конечно же бережное отношение ко всему живому.

Можно сделать вывод, что умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребенок  учится рассуждать, рассказывать, описывать. Развитие мышления и речи идет, как единый процесс. Знакомство с природой- это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своими необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у ребенка удивление, радость, восторг, желание  больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей.

 Еще одним из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей работе с детьми  я использую произведения доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу.

Еще один из способов экологического воспитания младших школьников -это совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне пришкольного участка, выращивание  и посадка новых растений, забота о животных могут принимать различные формы и проходить  при совместной работе взрослых и детей. Здесь полученные знания об окружающем мире подкрепляются практической деятельностью и наглядными примерами. Учащиеся видят положительный результат своей деятельности.

Созданная экологическая тропинка,так же выполняет познавательную, развивающую, эстетическую функцию. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий на свежем воздухе. Не обязательно сразу посещать все точки тропинки. Все зависит от возраста детей и целей. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке проводятся разные наблюдения, игры, экскурсии.

В целом, в экологическом обучении, на мой взгляд, наиболее эффективным является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, то есть сочетание  различных видов деятельности ребенка.

Таким образом, можно сказать, что при правильной педагогической организации, развитие познавательного интереса к природе становится важным фактором в экологическом воспитании младших школьников. У них формируются представления о закономерности изменений природных объектов. Экологическое воспитание в школьном учреждении позволяет ребенку лучше понимать свойства живого организма, служит основой правильного отношения к растениям, животным, формирует эстетическую и духовную культуру, умение беречь и совершенствовать красоту родной земли.

Список литературы:

1. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.

2. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.

3. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей  младшего школьного возраста. / Сост. О.А. Воронкевич. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 336 с. (Библиотека программы «Детство»)

4. Деревянко В.А.,  Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки

экологического творчества.  //Начальная школа.-1989,№ 12  

5. Ердаков Л.Н.  Экологическая сказка для  первоклассни-

ков. //Начальная школа.-1992, N11-12.

6. Жестова Н.С.  Проведение экскурсии в лес. //Начальная

школа.-1991, N7.

7. Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания уча-

щихся. //Начальная школа.-1989, N10-11.

8.Зверев И.Д.  Охрана природы и экологическое  воспита-

ние. //Воспитание школьников.-1985, N6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Экологическое воспитание учащихся в условиях школы полного дня».

При организации воспитательного процесса, учитывающего современные социокультурные, нравственные, экологические условия современного общества, в различных образовательных учреждениях наблюдается...

Доклад на тему" Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях ".

При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо уделять  внимание - экологическому воспитанию. Работу в этом направлении важно построить так, чтобы учитывались индивидуальные,...

Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

Статья на тему: Особенности перехода учащихся из начальной в среднюю школу

При  переходе у учащихся из начальной школы в среднею может возникнуть феномен школьной дизадаптации. Что же это такое?  Нарушения приспособления личности школьника к сложным меняющимся усло...

Статья на тему «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности».

Статья на тему  «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности»...

Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"

Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы....

Статья на тему: Проблемы перехода учащихся из начальной в среднюю школу.

Проблемы перехода учащихся из начальной в среднюю школу. Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному...