СЦЕНАРИЙ БРЕЙН – РИНГА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ЭКОЛОГИЯ И МЫ»
методическая разработка по экологии (9, 10 класс) на тему

Егорова Анжелика Юрьевна

Мероприятие построено по аналогии с телеигрой «Брэйн-ринг». Можно провести в рамках предметной недели или как тематический вечер для старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ БРЕЙН – РИНГА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«ЭКОЛОГИЯ И МЫ»

Звучит музыкальная заставка к передаче «Брейн-ринг». В зале собираются участники игры и зрители. Команды рассаживаются в первых рядах. Звучат фанфары. Выходят ведущие.

1 Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2 Ведущий: Здравствуйте, участники игры, болельщики и зрители!

1 Ведущий: 2017 год был объявлен в России годом экологии, поэтому сегодня на  Брейн-ринге мы будем говорить о проблемах окружающей среды. Вы не только продемонстрируете свои знания, но и почувствуете себя частичкой природы и ее защитниками.

2 Ведущий: В наше время вопрос формирования экологического сознания, экологического мышления очень актуален. Почему? Я хочу ответить словами стихотворения С. Михалкова «Стон Земли»  

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.

1 Ведущий:

Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.


И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!

2 Ведущий: Наш дом - Земля - в опасности. Горы мусора, отравленные реки, вырубленные леса... Удобства людей оказались бедой для природы, значит, надо жить иначе, следовать таким правилам, которые будут оберегать все живое на Земле.
1 Ведущий: И кто, если не вы, должны спасти нашу прекрасную планету для будущих поколений. Это ответственная миссия и справиться с ней без экологических знаний невозможно.
2 Ведущий: Итак, мы начинаем игру. (Музыка). За звание лучших умов школы сегодня будут бороться  команды 9 – 10 классов. Поприветствуем их аплодисментами! (Бодрая музыка)

Я приглашаю участников занять свои игровые места.

На сцену приглашается команда ___________ (Представление поимённо)
На сцену приглашается команда ___________ (Представление поимённо) 

1 Ведущий: И, конечно, самая интеллектуальная команда - команда жюри! Представление жюри. Ваши аплодисменты! 
Напомню правила: Игра состоит из 5 раундов. Каждый раунд включает в себя вопросы по различным категориям (темам). Время на обсуждение составляет 30 секунд. По истечении времени подается звуковой сигнал и команды называют свой вариант ответа. Первой отвечает команда, которая раньше другой подняла свой сигнальный флажок.

2 Ведущий: За правильный ответ команда получает 1 балл. Неправильный ответ - 0 баллов, право ответа переходит той команде, которая подняла флажок позже.  Команда, набравшая большее количество баллов, становится победителем. Пожелаем всем удачи! 

 1 Ведущий:  

1 раунд «Вопросы по номинациям»

Экология

1. Это форма кислорода, которая состоит из трех атомов. Он образует в верхних слоях атмосферы слой толщиной от 19 до 35 км. Этот слой защищает жизнь на Земле. Озон; защищает от проникновения сильной солнечной радиации.

2. Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой? 
Пресной воды на планете около 2%. 

 3. Что называют чёрным списком? Чёрный список - международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки и гербарии.

4. Что такое «смог»? Смог - скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли.

5. Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? Лишайники своего рода индикаторы чистого воздуха, а воздух города загрязнён.

6. Сжигание огромного количества природного топлива приводит к увеличению содержания в атмосфере углекислого газа метана, что приводит к постепенному потеплению климата. Смесь пыли и газов действуют аналогично покрытию теплицы, хорошо пропускают солнечные лучи, но препятствуют выходу теплового излучения с поверхности. Какую глобальную проблему этот процесс создает? Парниковый эффект

 Ботаника

1. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает? Что вы о нем знаете? (Крапива)

2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)

3. В какие цветы Зевс превратил любопытных людей, которые подглядывали из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась? (Анютины глазки или фиалка трехцветная)

4. Какой цветок считается символом Солнца и символом Японии? 
(Хризантема)

5. Обезьянье дерево – именно так переводится название этого широко распространённого в Африке растения. Мякоть его плодов используется для приготовления лимонада. Отсюда ещё одно название растения – лимонадное дерево. Так какое же растение скрывается за этими названиями? (Баобаб)

6. Часто это растение называют “зеленой коровой”, потому что из его семян делают молоко, сыр, простоквашу, творог, а также масло, заменители какао и шоколада. О каком растении идет речь? (Соя)

Зоология

1.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга она прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
 2. Какой представитель кошачьих умеет ловко подражать голосу оленя, заманивая его? Он же может переплывать реки. (Тигр)

3. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить? (Хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы)

 4.Русское название этого животного происходит от арабского слова, в переводе означающего «нарядный». Впервые в Европу это животное было завезено Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. А что это за животное, если римлянам оно напоминало смесь верблюда и леопарда? (Жираф)

5.Эти птицы были завезены в Австралию из Южной Африки в 60-е годы 19 века. Знатоки утверждают, что мясо этой птицы напоминает телятину, кожа имеет отличное качество, а перья время от времени входят в моду. Что это за птица? (Страус)
6. В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так называют? (У зайца глаза выпуклые и находятся по бокам головы. Это дает ему обозрение на 360°. Благодаря этому зайцы спасаются от погони)

 История

1. Первым законом об охране окружающей среды считают вердикт английского короля Эдуарда I, принятый в 1273 году. Данным указом запрещалось использование каменного угля для отопления жилищ. Кто из российских царей издал указ об охране окружающей среды и ввел систему наказаний за его невыполнение? (Петр I)

 2. Как назывался обычный боевой порядок немецких рыцарей, которые воевали в 1242 г. на Неве с русскими войсками под руководством Александра Невского? (Свинья)

Физика
1. Каким физическим явлением пользуется заяц, убегая от лисы и делая резкие прыжки в сторону?
(Явление инерции: лиса по инерции пробегает вперёд и только потом поворачивается.)
2.
Каким образом киты, моржи, тюлени, живущие в воде с вечно плавающими льдами, постоянно сохраняют высокую температуру тела – 38 – 40 градусов? (Существует подкожный жировой слой, который препятствует быстрой потере тепла; жир, как известно, относится к плохим проводникам тепла).

География.
1. Где на Земле грибы бывают выше окружающих деревьев? (Тундра)
2. Названия каких городов нашей страны созвучны названиям животных? (Орёл, Воронеж)

Литература.
1. “Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки – пленять своим искусством свет”. Перечислите, к каким отрядам принадлежат названные герои? (Отряд хищные – медведь; приматы – мартышка; парнокопытные – козёл; непарнокопытные – осёл).
2. Назовите произведения школьной программы, в которых речь идёт о животных или герои похожи на животных. (“Каштанка”, “Хамелеон”, “Му-Му”, “Белый пудель”).


2 Ведущий: Каждой команде я прочитаю четверостишие одного из известнейших русских поэтов. Ваша задача – назвать его имя.

1.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса. 
(А. Пушкин)

2. Отговорила роща золотая 
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)

3. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Ф.Тютчев)

4. Ласточки пропали, а вчера зарей 
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали 
Вон за той горой.
(А. Фет)

2 Ведущий: Подводим итоги 1 раунда и переходим ко 2 раунду

2 раунд «Соревнования капитанов»

«Да» или «Нет»

  1. …крокодилы могут взбираться на деревья? (Да)
  2. …змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Да)
  3. …стрижи даже спят на лету? (Да)
  4. …голубые розы растут только в Китае? (Нет)
  5. …зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (Да)
  6. …на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет)
  7. …сазан может забраться в океан? (Нет)
  8. …медведь может зимой потолстеть? (Нет)
  9. …нормальный пульс человека 70-80 ударов в минуту? (Нет)

10… спать на голодный желудок так же вредно, как и переедать? (Да)

1 Ведущий: Подводим итоги двух раундов. Жюри выставляют оценки командам.

Общая сумма баллов за 2 конкурса

Команда 9 классов……

Команда 10 класса…...

3 раунд «Живые барометры»

2 Ведущий: Вам предлагается стать предсказателями, т.е. по сегодняшнему состоянию природы угадать завтрашнюю погоду.

(1 минута на выполнение)

Команда 9 классов

Багряные зори… (к ветру)
Дым столбом… (к морозу)
Утром на траве роса… (дождя не будет)
Длинные сосульки… (к затяжной весне)
Грачи рано прилетели… (весна теплая будет) 
Рыба выскакивает из воды… (к дождю)

Команда 10 классов

Вечером с реки поднимается пар… (завтра пойдет дождь)
Бледный цвет луны… (признак плохой погоды)
Иней на деревьях… (к морозу)
Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки… (будет ясно)
Кошка свернулась клубочком… (к похолоданию)

Ворона кричит зимой… (к метели)

1Ведущий: Переходим к 4 раунду

«Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания произведений изобразительного искусства (Игрокам предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

  1. Иван Иванович Шишкин «РОЖЬ»;
  2. Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»;
  3. Исаак Ильич Левитан «Март»;
  4. Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь»;
  5. Архип Иванович Куинджи «Берёзовая роща»;
  6. Аркадий Александрович Пластов «Первый снег».

«Звуки музыки и природы»

1. Прослушать запись и определить природные звуки (птицы и животные).

2. Прослушать музыкальный отрывок, назвать автора и произведение.

2 Ведущий: Подводим итоги 4 раунда. Сумма баллов за 4 раунда. (Итоги подводят члены жюри). Переходим к последнему, решающему раунду.

Финал. 5 раунд «Представление экологических наказов»

Написать по 3 наказа, призыва, лозунга к современным и будущим поколениям по охране окружающей среды. Например:

• Не стройте дворцы в лесах и на озёрах, иначе наши правнуки будут жить в каменных джунглях.

• Необходимо ставить фильтры на выхлопные трубы машин. В случае невыполнения ввести штрафные санкции. Ограничить въезд загрязнённого транспорта в город.

Пока команды выполняют задания финала, проводится игра со зрителями.

Игра со зрителями.

1. Как по-китайски будет звучать словосочетание «Большой ветер»? (тайфын, тайфун)

2. Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне Ивана Андреевича Крылова "Квартет"? (ни одного) 

3. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (корень) 

4. В чем сходство рыбьей чешуи и ствола дерева?
(и на чешуе, и на стволе есть годовые кольца)

5. В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона. (Там установлено зеркало. Неужели вы подумали, что в “самом правовом государстве мира” могли посадить в клетку человека?)

6. Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё - «морское» (адмирал)

Представление наказов. Итоги.

1 Ведущий: Объявляется подведение итогов членами жюри. А пока жюри подводит итоги, для вас - музыкальная пауза.
Победители игры:

1место-команда ……..класса

2место- команда………класса

Награждение: Вручение грамот. Поздравления команд.

2 Ведущий: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Всего вам доброго! Успехов! До новых встреч!

Егорова Анжелика Юрьевна,

                                                                               педагог-организатор, учитель музыки

ФГКОУ "Средняя общеобразовательная школа №24" МО РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий брейн-ринга.

     Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...

Брейн-ринг для старшеклассников

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории с применение игровых технологий....

сценарий интеллектуальной игры "Брейн-ринг" для старшеклассников

Брейн-ринг "Грамотный потребитель" разработана с цель повышения финансовой грамотности нашей молодёжи....

Сценарий "Брейн-ринг "В мире профессий""

Предложенный сценарий является внеклассным мероприятием по профориентации в 8-9 классах.  В занимательной форме обучающиеся закомятся с миром профессий,  их разнообразием и  важностью п...

Сценарий брейн -ринга "Здоровье или вред… – выбор за вами!" (внеклассное мероприятие.)

Цель: сформировать негативное отношение подростков к курению и снизить риск  приобщения к этой вредной привычке.Задачи:Образовательная:способствовать формированию знаний о вредных последств...

Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...

Литературный брейн-ринг для старшеклассников

Данный брейн-ринг проводится на неделе Русского языка и Литературы. Игра идет по командам. Игра идет  не только между командами старшеклассников, но и между командами учителей и учеников....