Влияние животных на психику ребенка
статья по экологии на тему

«Мы должны помнить о том, что мы - часть природы, и взаимодействие с ней оказывает благоприятное воздействие на нас»

«Заботясь о счастье других, мынаходим своё собственное» Платон

 

Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 г. американский психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние животных на психику ребенка

«Мы должны помнить о том, что мы - часть природы, и взаимодействие с ней оказывает благоприятное воздействие на нас»

«Заботясь о счастье других, мынаходим своё собственное» Платон

 

Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 г. американский психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи.

Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они обращаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или собака, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают и поймут. А в отличие от сверстников, они никогда не сплетничают и не ябедничают. В общем, в чем-то они идеальные собеседники – во всяком случае, идеальные слушатели. Домашние животные – мощный инструмент для снятия стрессаИ это имеет особое значение, когда ребенок исходно невротизирован, а сейчас детей с отклонениями в деятельности центральной нервной системы все больше и больше. Впрочем, и многие здоровые дети боятся, например, темноты или одиночества, а присутствие пушистого друга помогает избавиться от этих страхов и не дают страхам перейти в настоящую фобию.

Постоянное общение с домашними животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального общения и развивает интуитивное постижение мира.

Исследования доказывают, что уровень агрессивности и конфликтности у детей, имеющих домашних животных в два раза ниже, чем у детей, не имеющих домашних животных.

Дети, имеющие домашнее животное менее агрессивны, вспыльчивы и подозрительны, чаще идут на уступки и компромисс. Они более активны и менее тревожны, еще К.Лоренц писал, что «в результате общения с домашними животными дети еще в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими».

Опыт общения с животными и уход за ними в детстве делает человека более чувствительным к ощущениям и настроениям других, воспитывает терпимость, самообладание и самоконтроль. Становясь партнерами детей, животные ускоряют их эмоциональное развитие, помогают преодолеть критические состояния и стрессы.

Вне сомнения, животные – это источник первых знаний ребенка о природе. Ребенок, увидев животное, тянется к нему, узнает названия и различия между разными животными, знакомится с их поведением.

Кроме того, животные – прекрасное средство развития сенсорики. Здесь с природой не может сравниться ни одна, пусть даже самая совершенная, обучающая игрушка! В общении с животными ребенок учится воспринимать объект через органы чувств: чувствовать форму, величину и цвет, а также запах, расположение в пространстве, тип движений, мягкость шерсти и ее фактуру, да и множество других «параметров».

Животные дают почву для развития логического мышления у детей. На основе полученных из жизни представлений о животных ребенок учится видеть разнообразные связи и зависимости: например, кошка мяукает возле миски – значит, проголодалась, затаилась и прижала уши - охотится...

Животные стимулируют множество различных видов деятельности: наблюдение и игру, труд, творчество, соревновательный процесс - в результате у ребенка формируется здоровая любознательность, он учится быть наблюдательным, у него развивается фантазия.

В ходе общения с животными у ребенка развивается чувство прекрасного: дети учатся видеть естественную красоту домашних питомцев. А эта красота, в свою очередь, стимулирует детское творчество. Ребенок стремится отразить свои переживания с животным в стихах, рассказах, а главным образом в изобразительном искусстве.

Домашние животные могут вылечить от заикания, а также помогают замкнутым детям влиться в окружающий мир.

Домашние животные становятся источником и первых переживаний, и первой радости. В общении с животным ребенок испытывает, прежде всего, положительные эмоции, а ведь в современном обществе именно их-то зачастую и не хватает.

В то же время ребенок при общении с животным естественным образом учится проявлять бережное и заботливое отношение ко всему животному миру. Так ребенку прививаются понятия экологической культуры, являющейся составной частью культуры духовной.

Ребенок знакомится с простейшими трудовыми операциями. Под руководством взрослых он приобретает первые навыки по уходу за животным. При этом ребенок получает и дополнительные знания об условиях жизни животных в природе и в условиях дома.

Животные незаменимы в укреплении физического и психического здоровья детей: в процессе прогулок с собакой, игр с кошкой или кроликом, да и при уходе за питомцем дети прекрасно совершенствуются физически.

Животные – это своеобразная «психологическая неотложка» для детей: компенсируя одиночество, питомцы снимают психоэмоциональное напряжение, дают возможность поиграть и даже поговорить с собой, погладить или потискать себя – это важно, особенно когда у взрослых не хватает времени и сил на общение со своим ребенком. Животное не заменит родительскую любовь, но общение с домашним животным будет ребенку очень полезно.

Нерешительным и замкнутым детям домашние питомцы нередко заменяют друзей, и тогда дети доверяют животному свои тайны, радости и печали, хвастаются своими достижениями и способностями - ведь животное не отмахнется, не будет смеяться и никому не расскажет. А еще благодаря питомцу такой ребенок может легче завести друзей и среди детей, например, во время совместных прогулок с собакой во дворе или парке.

Дети эгоцентричны: они не могут себя поставить на место другого и понять, что он чувствует. Животные же просто не умеют скрывать свое состояние и ощущения, и при наблюдениях и общении с животными дети учатся сочувствию, сопереживанию, пониманию окружающих – а это важно для жизни ребенка в обществе.

Излишне подвижные дети в общении с животными удачно «сбрасывают» избыток своей энергии, при этом направляя ее в нужное русло.

Животные не говорят, но издают звуки, оповещая о своих потребностях и настроении, движениями, позой, взглядом. Так дети учатся понимать без слов и животных, и людей.

Наличие животного в доме дисциплинирует: ребенок быстрее и лучше поймет, что все живое требует ухода, питания, возможно - перестройки распорядка дня в соответствии с нуждами животного. У ребенка воспитывается чувство ответственности, потребность и умения заботиться не только о себе, но и о других – а это лучшая прививка от эгоизма, особенно если ребенок в семье один.

Дети, как правило, не боятся собак и проявляют к ним интерес. Но если почему-либо ваш ребенок стал испытывать страх перед собаками, лучшим «лекарством» было бы завести щенка – обязательно маленького, симпатичного, чтобы вызывал исключительно положительные эмоции. Общаясь и играя с ним, ребенок постепенно справится со своим страхом в отношении других животных, обретет уверенность в себе.

Оценит каждый, у кого когда-либо были или есть домашнее животное, и их значение в развитии детей в плане становления характера. Так, психологи утверждают, что дети, у которых дома живет кошка, отличаются непосредственностью и мягкостью, но в то же время независимостью в сочетании с творческими способностями. Дети, у которых есть собаки, проявляют аккуратность и собранность, склонность к лидерству, они дисциплинированны, общительны. Эти особенности характера вызваны чертами поведения самих животных: логично, что потребность собаки в руководящей роли человека и готовность ему подчиняться, а также ее способность к дрессировке вырабатывает у ребенка ответственность, лидерские качества, необходимость же выводить друга на прогулку несколько раз в день дисциплинирует ребенка.

Учёные университета Варвик впервые подтвердили сильную привязанность детей к домашним животным. Данными опроса они доказали, что животные могут стать важнейшими партнёрами детей. Ими была опрошена группа детей в возрасте 7-8 лет. 90% детей поставили домашних питомцев в список 10 наиболее важных компонентов своей жизни, при этом для некоторых из них собака или кошка были важнее родственников или учителей! Однако на первом месте в этом списке всё же стоят мамы, на втором - папы.

Роль животных в своей жизни дети оценивают очень реалистично. Так, например ни один ребёнок не ожидал помощи от своего животного в случае болезни. Но при этом в первую очередь собака была названа наиболее излюбленным собеседником, дающим утешение в горе или хранителем тайны. В общем, по словам детей, их отношение к животным обуславливалось привязанностью, доверием и отсутствием конфликтов.

По исследованиям Мюнхенского Института Исследования Молодежи более 80% детей, имеющих волнистого попугайчика, ежедневно занимаются с ним.

Считается, что дети интересуются в основном поп-музыкой, комиксами, телевидением. Это мнение ошибочно. 66% детей интересуются домашними животными. При этом предпочтение отдается собаке или кошке.

Французский ученый А. Кондорет на этом основании рекомендовал держать собак в школе. Прежде всего, психически больные дети могут в обществе с собакой восполнить недостаток контактов, стеснительные дети - скорее пойти на контакт. Детские дома и интернаты, последовавшие совету ученого, скоро сообщили об успехах. "Ребенок, который избегает контактов с другими детьми или взрослыми, может очень хорошо реагировать на контакты с собакой", - говорит психотерапевт доктор Борис Левинсон из Нью-Йорка. - "Животное способно возбудить в эгоцентричном, психически неполноценном ребенке интерес к чему-то еще, кроме как интерес к самому себе".

У людей, контактирующих с животными, т.е. ласкающих собак и кошек, понижается сердцебиение и нормализуется давление, пульс замедляется, мускулы расслабляются, улучшается пищеварение. Продолжительность жизни поднимается до 15 %.

Исследования Психологического института Боннского Университета доказали, что все больше врачей, больничных касс и различных здравоохранительных институтов признают значение домашних животных как "терапевтов" и поэтому рекомендуют их как "лекарство".

Кстати, выяснилось, что дети, особенно заброшенные и пострадавшие от жестокого обращения, гораздо легче общаются с животными, чем со взрослыми. Домашнее животное — надежная гавань для ребенка с эмоциональными проблемами: оно отвечает ему безоглядной любовью и внушает чувство безопасности.

Домашние животные способны помочь детям, страдающим от синдрома дефицита внимания (СДВ), поскольку им легче научиться концентрировать внимание, когда они следят за животным.

У психически больных пациентов или людей с эмоциональными проблемами возникает тесная эмоциональная взаимосвязь, когда в комнату входит кошка или собака. Вместо того чтобы обмениваться негативом, эти люди вместе создают более благоприятное эмоциональное окружение, потому что присутствие животного поднимает настроение.

Специалисты считают, что детям-флегматикам больше всего подходят хомячки и морские свинки, а более активным малышам можно покупать попугаев или канареек, кошек или собак. Беспокойному ребенку можно поставить в комнате аквариум с рыбками, так как они успокаивают нервную систему, учат вниманию и наблюдательности.

Бытует мнение, что шерсть животных может вызвать у ребенка аллергию. Однако, по мнению американских педиатров,наличие в доме двух и более кошек или собак, наоборот, снижает риск возникновения аллергии у детей. Выяснилось, что 77% детей, живущих в таких «зоологических» семьях, проявляли удивительную устойчивость к аллергии. Как полагают медики, скорее всего, в данных случаях иммунная система ребенка активизируется, что приводит к подавлению некоторых видов аллергических реакций. Кроме этого отмечается низкий уровень инфекционных заболеваний, поскольку постоянное нахождение рядом с собакой или кошкой заставляет организм сильнее сопротивляться вирусам.

Дети, у которых есть животные, меньше болеют. Причем наибольшую пользу кошки и собаки приносят ребенку в возрасте от пяти до восьми лет. Ученые сделали анализ образцов слюны 138 детей, чтобы определить уровень содержания иммуноглобулина, отвечающего за работу иммунной системы. Он позволил сделать вывод о том, что присутствие в доме кошки или собаки заставляет организм маленького ребенка более активно сопротивляться инфекциям.