Классный час – час диалога на тему « Природа – наш общий дом!»
классный час по экологии (7 класс) на тему

Костина Лилия Сергеевна
Открытый классный час – час диалога Тема: «Природа – наш общий дом!» Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; по¬знакомить с Красной книгой, с экологическими правилами; учить бережно относиться ко всем компонентам природы; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать гуманное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_ramkah_nedeli_ekologii.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель 7б класса

Костина Лилия Сергеевна

Открытый классный час – час диалога

Тема: «Природа – наш общий дом!»

Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; познакомить с Красной книгой, с экологическими правилами; учить бережно относиться ко всем компонентам природы; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать гуманное отношение к природе.

Оборудование: Ольга Кормухина «Взгляни на эту землю», Непоседы « Как воспеть эту землю», Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор и др.

Ход классного часа

1)Ведущий 1: Добрый день. Сегодня мы пригласили вас на наше мероприятие «Природа – наш общий дом!» . И мы рады здесь всех приветствовать. Что же это за мероприятие? И зачем оно? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете! (видеосюжет о природе). 

2) Просмотр фрагмента видеофильма «Экология и культура – будущее России».

Ведущий 2:  Всё это – наша родная планета.  Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо!  Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные…

Сегодня одинаково страшно и угрожающе звучат  слова «война» и  «экологическая катастрофа».   Впрочем, сказать, что сегодня, будет не совсем точно. Уже вчера и позавчера ощущались тревожные  и даже угрожающие симптомы. И хотя перед человечеством стоит множество  нерешённых проблем, экология и здоровье – одна из важнейших.  

Беседа:

- Какие экологические проблемы затронуты в фильме?

- Почему важно охранять природу?

-Что нужно делать для сохранения природы?

-Как называется документ, содержащий правила обращения с природой?

           - Можно ли жить в гармонии с природой? 

Нашей планете грозит страшная беда! Ведь недаром президент РФ издал указ о том, что 2017 год назвать «Годом Экологии».

3) Ведущий 1. Экология, что это такое? В переводе с греческого - наука о доме, о среде, окружающей нас. ( подберите ассоциации к слову ДОМ) 

Ведущий 2.  Родная природа, родной дом. Нет, не даром у этих двух существительных одно прилагательное. Так как не без рода мы, не без племени. Мы должны думать о нашем будущем, о будущем окружающей нас среды..

4) Вашему вниманию предлагаем эко-вернисаж «Природы волшебные черты». Здесь вы найдёте работы учеников нашего класса ( фотографии на доске).

Ведущий 1. Это окружающий нас мир. И этот мир удивительный и прекрасный.  Исконным символом русской природы считается лес. Все мы любим лес! Да разве можно его не любить?! Непередаваемо красивы наши леса!  Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. В нем мы находим тишину и отдых от городского шума, прохладу от летнего зноя, а в чаще - защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует слух, а глаз - разнообразные краски и оттенки. Лес укрепляет наше здоровье, дарит ягоды, грибы, лекарственные растения.

Ведущий 2. Смолою пахнет и грибами,

 Бегут тропинки вкривь и вкось.

 Порой за дальними кустами

 Покажется красавец - лось!

 Прекрасен бор, высок и плотен!

 Стоит он в глушь свою маня

 Как будто с шишкинских полотен

 Сошёл в заволжские края.

 Ветров атаки отбивая

 Он, как былинный богатырь,

 Щитом зелёным прикрывает

 Хлебами залитую ширь.

Ведущий 1. «Леса учат человека понимать прекрасное»- эти замечательные слова принадлежат А.П.Чехову. И действительно, именно в лесах с необычной силой и выразительностью представлены могущество и величавая красота природы. Писатели, художники, композиторы, люди разных специальностей находят здесь источник вдохновения.

Ведущий 2. Лес, наш русский лес... Мы с гордостью произносим эти слова, хотя подчас вредим сами лесу настолько, что... Ведь мы идём в лес чаще всего получить удовольствие: подышать лесным воздухом, нарвать цветов, насобирать ягод и грибов - всё это он щедро предоставляет нам, не требуя ответной благодарности и платы за свои дары. Но он молчаливо требует, чтобы мы входили в него друзьями.

Послушайте отрывок из статьи Виктора Петровича Астафьева и подумайте, над чем он призывает нас задуматься?

Человек забыл, что всё живое: деревья, травы, цветы, птицы, животные,  да и сам человек – дети матери-земли. Забыл…

   Я шёл лесом, затоптанным, побитым, обшарпанным, в петлях троп и дорог. Не колесом, а плугом вроде бы ездили здесь, вроде бы воры ворвались в чужой дом среди ночи и всё в нём вверх дном перевернули.  Всюду по лесу чадили костры, и возле них валялись наехавшие из города труженики.  Разгоняя гиподинамию, горожане рубили,  пилили, ломали, поджигали лес, притомились уже и загорали под солнцем.

    Впереди, чуть выдавшаяся к дороге, стояла некрупная, коленом изогнутая чёрно-пегая береза, вся прошитая солнцем, трепещущая от тепла. Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня – так может пахнуть только увядающее дерево.  

    В воздухе парил берёзовый листок.  Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветки, за отломанные сучки.

    Как он пробудился и занял своё место в лесу? Сколько сил потратила береза, чтобы этот её листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел весёлым шумом вместе со всеми листьями?

    Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!  Но, прежде всего, так называемые разумные существа не научились у матери-земли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни.

    Ах, если бы хоть на минуту остановиться, побыть наедине с собой, заглянуть в глубину себя.  Слышите, остановитесь, задумайтесь, послушайте себя, свою душу, вспомните, что мы лишь часть матери-земли.

                                                                                                                   ( по В.Астафьеву) 

Ответы учеников: быть благодарными природе. Уважать и беречь её.

Ведущий 1. Следует напомнить призыв знатока русского леса и его большого друга, известного русского писателя Леонида Леонова: «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недугов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».

Ведущий 2.  Бережное отношение к природе делает честь любому человеку.

 И позабыть о мутном небе,

И в жарких травах луговых

 Лежать, покусывая стебель,

 У загорелых ног твоих.

 И так нечаянно промокнуть

 Под самым каверзным дождём

 Таким, что не успеешь охнуть,

А ты уже до нитки в нём.

 И не обидеться ни капли

На эти радужные капли

 На волосах и на бровях,

И на сомкнувшихся ресницах,

 И на ромашках, и на птицах,

Качающихся на ветвях...

 И эту тишину лесную

Потом минуту или две

 Нести сквозь бурю городскую

Как бабочку на рукаве.

5) Учитель.  Как мы можем помочь природе? Важно , чтобы вы, ваши друзья, и ваша семья также делали что-то.

Каждый может сделать немного. Однако вместе мы сделаем многое. Мы можем, например, начать думать, почему мы:

 

• используем столько энергии
• нерационально используем пресную воду

• покупаем так много новых вещей

Работа в группах

Важно экономить электроэнергию: выключать свет, когда он нам не требуется; выключать электроприборы, когда мы ими уже не пользуемся; стараться как можно больше обходиться дневным светом (конечно, в нашей стране это очень сложно из-за короткого светлого дня, но летом это легко осуществимо).

Ноутбуки потребляют меньше энергии, чем персональные компьютеры.

Снимать электроприборы с зарядки, когда они уже достаточно зарядились. Наши мобильные телефоны, ноутбуки и т.д. продолжают потреблять энергию на зарядке, даже если батарея уже зарядилась.

Экономить воду. Ну всем известно: закрывайте кран, пока чистите зубы или намыливаетесь.

Не выбрасывать старые вещи! Отдайте их нуждающимся людям в приюты и фонды помощи, им они нужнее, чем свалке в лесу.

Экономить бумагу, ведь это наши деревья. В любом принтере в настройках печати можно выбрать двустороннюю печать. Сначала печатается одна страница, потом нужно всего лишь переложить бумагу пустой стороной во входной лоток для бумаги, и будет напечатана другая сторона. Представьте, сколько бумаги можно сэкономить, печатая таким образом. Если у вас есть сканер, то лучше отсканировать документ и иметь его в электронном виде, чем делать ксерокопию. 
 

Если у вас есть посудомоечная машина, то большое количество посуды гораздо эффективнее мыть в ней, чем руками. Энергии и воды затрачивается гораздо меньше.

Для садоводов. В нашем дождливом климате очень здорово установить в огороде бочку для дождевой воды и осуществлять полив этой водой.

  

Повторно использовать вещи. Вы можете, например, восстановить старые вещи вместо того, чтобы покупать новые. Таким образом, вы сохраняете много энергии, которая иначе использовалась бы, для создания новых вещей.
 

Направить вещи на переработку. Это могут быть алюминиевые банки, картонные коробки, пластмассовые игрушки или старый велосипед. 

 

6) Защита исследовательского проекта  «Красная книга Курской области»

Давайте составим обращение к жителям города Курска. Я заранее заготовила шаблон, но некоторые слова в тексте отсутствуют, и их необходимо вставить.

Дорогой житель Курска!

 Наш край ___________ реками, лесами, животными и разными полезными ископаемыми.

 Для защиты некоторых видов живых организмов была создана ___________________ книга Курской области.

 В _________________ книгу Курской области занесено _____ видов растений и _____ видов животных.

 Мы призываем Вас ____________ и ____________ природу. Если мы возьмёмся все вместе, то ________________ природу.

 Ученики __________ класса.

7) Учитель. Скажите, а  в каком городе вы бы хотели жить? Давайте попробуем его построить, чтобы все были в нем счастливыми.

Кислотный дождь

Горы мусора

На доске прикреплены листы в форме кирпичиков со словами:

Браконьерство

Очистительные сооружения

Радуга

Зеленые насаждения

8) Итог занятия.        

Учитель.  Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите природу! Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Послушайте стихотворение:
        Берегите Землю!

Берегите Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,

 -Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите...

(М. Дудин)

9) Рефлексия: Посмотрите, ребята, я нарисовала цветок, но он получился каким-то безликим, давайте его оживим. Для этого откройте презентацию на рабочем столе. Видите, а у вас целый букет оказался безликим. Чтобы показать, какое впечатление у вас осталось после урока, скопируйте весёлого или грустного смайлика и вставьте его в центр цветка.

Звучит Песня «Земля моя»

Как воспеть эту землю под высокими зорями,

С песней белого севера, с небом юга лазоревым,

С тем, что в сердце прописано и вовек не стирается?

Над седыми Курилами новый день загорается.

Света тебе и радости, мира и благоденствия,

Верных друзей хороших, солнечных дней в судьбе.

Желаю тебе, земля моя, желаю тебе, земля моя,

Высокого неба ясного и счастья желаю тебе.

Света тебе и радости, мира и благоденствия,

Верных друзей хороших, солнечных дней в судьбе.

Желаю тебе, земля моя, желаю тебе, земля моя,

Высокого неба ясного и счастья желаю тебе.

Как воспеть эту землю, всё, что прожито-пройдено,

Всё, что в будни и в праздники именуется родиной,

Со степями широкими, с перелётными стаями,

С городами далёкими - молодыми и старыми?

Света тебе и радости, мира и благоденствия,

Верных друзей хороших, солнечных дней в судьбе.

Желаю тебе, земля моя, желаю тебе, земля моя,

Высокого неба ясного и счастья желаю тебе.

Света тебе и радости, мира и благоденствия,

Верных друзей хороших, солнечных дней в судьбе.

Желаю тебе, земля моя, желаю тебе, земля моя,

Высокого неба ясного и счастья желаю тебе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом"

В сентябре 2012 года исполняется 75 лет Алтайскому краю, в котором я живу, поэтому я подготовила для своих учеников презентацию к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом". В данной презент...

Конспект урока химии 9 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"

Урок химии 9 класс по теме: "Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"...

Классный час с использованием технологии этического диалога на тему "Легко любить всё человечество, соседа полюбить сумей".

Классный час составлен в технологии этического диалога А.И. Шемшуриной. Данный классный час был составлен и проведен в рамках участия в конкурсе "Самый классный классный -2013" и получил победу в номи...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Диалог культур. Тема природы в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа Лики их земных воплощений (по творчеству Сергея Есенина и Валерия Майнашева)

Русь… Россия…Милая Родина! Необъятны просторы твои, населённые большими и малыми народами, имеющими свою вековую культуру, неповторимые традиции, свой национальный язык. Для всех ты...

Презентация по теме: "Нахождение металлов в природе и общие способы их получения"

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения...

Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.

Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний  обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб....