"Составление атласа растений пришкольного участка как актуальная форма работы по экологическому воспитанию"
статья по экологии на тему

Мастер - класс раскрывает особенности деятельности учителя биологии по популяризации практики экологического воспитания; демонстрирует возможности совершенствования окружающей среды в самом близком и доступном для наблюдений учащихся месте - пришкольном участке;  способствует формированию как сугубо предметных знаний (предметные образовательные результаты), так и умений систематизации, классификации, обобщения и т.п.(метапредметные образовательные результаты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Кевролетина О.С.,

учитель биологии гимназии № 72

 «Ломоносовская гимназия»

Составление атласа растений пришкольного участка как актуальная форма работы по экологическому воспитанию

/ мастер-класс/

Представляемый мастер-класс позволяет раскрыть особенности деятельности учителя биологии по популяризации практики экологического воспитания подростков     (7 класс).

ФГОС ООО ориентирует педагогов на формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросу улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории и т.д.

Одно из самых близких и доступных для наблюдений учащихся мест-пришкольный участок. Как создать эффективную мотивацию для того, чтобы работу по его благоустройству превратить из области скучной «сезонной повинности» в интересную деятельность? Как добиться того, чтобы подростки осознали себя в новом качестве  - преобразователей окружающей среды – путь пока в скромном локальном объеме.

Для нахождения возможных ответов на эти вопросы и был разработан проект:  «Составление атласа растений пришкольного участка как актуальная форма работы по экологическому воспитанию»

Пришкольный участок - место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой.  Настоящий проект разработан для комплексного подхода  к проведению мероприятий на пришкольной территории, с целью создания условий для проведения образовательного процесса, а также улучшения и сохранения  внешнего и эстетичного вида пришкольного участка. Проект позволяет, за счет вовлечения обучающихся, их родителей и педагогических работников в совместную общественно-значимую деятельность решать в единстве задачи по формированию гражданской, творчески активной, физически здоровой личности.

Сущность деятельности учащихся в процессе ее осуществления и организации позволяет формировать как предметные, так и метапредметные, а так же личностные образовательные результаты, т.е. организовать педагогическое сопровождение обучающихся в полном соответствии с идеологией и требованиями ФГОС ООО.

Цель проекта: Сформировать основы экологического воспитания и экологической культуры учащихся посредством составления   атласа пришкольного участка Гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия»

Задачи проекта:

Создать условия  для включения учащихся в проектную деятельность по совершенствованию окружающей среды;

изучить растения, произрастающие на пришкольном участке, выявить их особенности, составить систематику, установить значение в природе и жизни человека;

привлечь педагогов, учащихся школы и родительскую  общественность к вопросам сохранения и улучшения экологической обстановки пришкольного участка.

Своеобразным камертоном для работы над проектом стали стихи одного из семиклассников:

 «Гимназию ценим, учиться хотим,
Познать все науки земные.
Участок пришкольный нами храним.
Заботой людей. Нами всеми».

Для осуществления перечисленных  выше  целей и задач нами была выбрана проектная технология. Данная технология представляет последовательную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

Включает три этапа: подготовительный, технологический и завершающий.

На начальном, подготовительном этапе проекта  была сформулирована проблема, в решении которой мы приняли участие.

С ребятами были сформулированы вопросы, которые могут возникнуть в процессе работы с проектом.  

Мы обсудили тему проекта и аспекты для определения задач:

- Что вам уже известно о теме?

- Чем вам конкретно будет интересно заниматься в работе над проектом?

-  По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу?

-  Что вам необходимо изучить по данной проблеме?

-  Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?

-  Попытаться сформулировать задачу так, чтобы участники группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.

Были сформулированы вопросы для поиска и сбора информации.

 -  Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

 - Где можно найти эту информацию?

Так же были разобраны вопросы для организации работы.

- Какую работу нужно начать делать в первую очередь?

- Как распределить работу между членами группы?

 - Кто за что будет отвечать?

Учащиеся были разбиты на группы, каждая из которых получила свое задание. И здесь, реализуя  потребность в самовыражении и самореализации, семиклассники  конструктивно взялись за дело: определили название команды, девиз и эмблему. Одни занимались созданием паспорта пришкольного участка, куда вошли  история пришкольного участка и его план. Другие группы изучали биологическое разнообразие растений пришкольного участка. При этом среди учащихся устанавливались рабочие отношения в группах, ребята учились эффективно работать, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать как свои действия, так и позиции партнеров, и в сотрудничестве приходить к общему решению совместной учебной деятельности.

В рамках технологического  этапа проекта учащиеся обобщали собранные данные по биологическому описанию, систематике, значению растений в природе и жизни человека. Реализуя эти умения, учащиеся работали с различными источниками информации, с использованием  ресурсов библиотек (атласы, определители, сборники стихов),  осуществляли расширенный поиск материала с использованием интернет ресурсов, совершенствуя при этом  регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.

Для определения растений ребята пользовались натуральными объектами и гербарным материалом. При этом устанавливали причинно-следственные связи между особенностями строения и процессами жизнедеятельности, протекающими в живом организме. Структурировали тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых процессов.

Развивая свой творческий потенциал, ребята составляли ребусы, кроссворды, загадки.

Обращаясь к литературным источникам, учащиеся отбирали стихи, в которых отражался петербуржский колорит, находили интересные факты из жизни  растений, где обращали внимание на историко-культурную тематику Санкт-Петербурга и его окрестностей,  при этом совершенствуя свой вкус и отношение к эстетическим характеристикам  окружающей среды.

Во всем, какой бы темы не касались дети, звучали фразы о любви к России, своей малой родине, о бережном отношении к природе.

Чтобы привлечь внимание общественности к экологической ситуации в микрорайоне ребята выпустили информационные листы, призывающие жителей бережно относиться к зеленым насаждениям.  Эти листы они распространили на стендах и среди жителей микрорайона. Данный прием способствовал развитию коммуникативных универсальных учебных действий, таких как: доброжелательного отношения к окружающим, потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

         Ребята изучили общественное мнение жителей микрорайона и учащихся гимназии,  посредством  проведенного анкетирования, где задали вопросы о значении пришкольного участка. По отзывам учащихся, участок вызывает у них гордость за свою гимназию, многие только на пришкольном участке имеют возможность получать опыт и трудовые навыки по выращиванию растений. Важную роль по конкретизации экологического воспитания участок занимает и на уроках биологии. Здесь проводятся экскурсии, собирается материал для уроков ботаники.

анализ анкет, проведенный среди жителей микрорайона ,  выявил, что участок является достойным украшением  здания нашей гимназии, но и не только пространством около  гимназии, но и единственным зеленым уголком для большей части жителей микрорайона. Поэтому участок является излюбленным местом отдыха мам с детьми.

Проделав большую работу, мы приступили к завершающему этапу. Наш экологический проект мы представили на общественных слушаниях,  проведя  внеклассное мероприятие, куда были приглашены учителя начальной школы и среднего звена, родительский комитет класса.

Финальным продуктом проектной деятельности стал «Атлас растений пришкольного участка Гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия»», где были соотнесены цели и результаты проекта, учащимися осознана личная значимость полученного результата. Была представлена презентация, проделанной работы, подготовленные и оформленные проекты каждой из групп, в ходе защиты учащиеся делали краткие выступления, отвечали на вопросы жюри и товарищей, делали самооценку проектов. Выполненный проект сначала оценивал капитан группы, а затем избранное жюри.

Критерии оценивания выполненных проектов  включали  в себя аргументированность выбора темы, обоснование, значимость выполненной работы, выполнение всех этапов проектирования, заинтересованность участников проекта.

В настоящее время, очевидно, что образовательное учреждение  многофункционально. В течение учебного дня учащиеся не только обучаются, а также отдыхают,  занимаются физкультурой и спортом. Кроме того, в школу приходят маленькие дети, а оканчивают ее практически взрослые молодые люди. В школе проходит целый жизненный период становления человека. Каждому человеку в школе и вокруг нее должны быть обеспечены комфортные и безопасные условия.

В ходе подготовки проекта, мы выяснили, что озелененную часть пришкольной территории не зря называют «зеленной защитной полосой». Она выполняет функции защиты школьного здания от шума, пыли, нормализует и улучшает состав воздуха, губительно действует на болезнетворные бактерии, защищает почву от разрушения, изменяет химический состав почвы, температуру, влажность. Зеленые насаждения создают уют, поднимают настроение, дарят здоровье. Яркие   образы   зеленых   насаждений  пришкольной территории, их уникальность, разнообразие, значение в жизни человека, мы показали  на страницах нашего атласа.

Важно отметить, что реализация представляемого нами проекта позволяет объединить усилия учителей биологии с другими преподавателями, классными руководителями, привлечь, как уже отмечалось для совместной работы родителей учащихся.

Таким образом, проведение проекта по составлению атласа растений пришкольного участка способствует как совершенствованию педагогического сопровождения образовательного процесса, так и приобретению учащимися опыта командного взаимодействия и актуального спектра позитивных умений или универсальных учебных действий.

Список литературы 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
  2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС /О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина и др.-СПб:КАРО, 2015-176 с.(Серия «Петербургский вектор ведения ФГОС основного общего образования»).
  3. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. - 2009. - N 11. - С. 59-63.
  4. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО – АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество. В деятельность этой организации вовлекаются одарённые дети, т.е. дети с высоко развитыми спос...

исследовательская работа "Определение роли зеленых растений пришкольного участка"

цель работы: изучить роль зеленых растений в очистке воздуха.работа расчитана для учащихся 7-9 классов...

Статья "Почвы и растения пришкольного участка"

Статья "Почвы и растения пришкольного участка" рассказывает о том какие растения называют индикаторами кислотности почвы,  как можно определить pH почвы.  Изучались растения и почв...

"Формы и приёмы экологического воспитания в среднем звене школьников"

Текст выступления на методическом объединении воспитателей по вопросам экологического воспитания....

Из опыта работы по экологическому воспитанию школьников " Школьный «ЭКОСОЮЗ» – инновационная форма образования для устойчивого развития"

В статье представлен материал по экологическому воспитанию учащихся. К сожалению, экология как предмет не включена в базисный учебный план и  уровень экологических знаний  и связанных с ними...

Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...

Поиск актуальных форм работы на уроке плавания

Представление личного опыта о различных вариантах мотиваии к урокам и занятиям плаванием, с акецнтом на игровую деятельность....