устный журнал "Клады природы"
классный час по экологии (8 класс) на тему

Материал устного журнала является результатом миниисследовательсой аботы по экологии. В нем представлены данные по результатам анкетирования школьников, а также интересные сведения о составе воздуха, воды, их загрязнителях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal_klady_prirody.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Печеркина Галина Алексеевна

УСТНЫЙ  ЖУРНАЛ   на тему «ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ»

КЛАДЫ ПРИРОДЫ

Цель: - сформировать у учащихся знания

  • о взаимосвязи человека и                окружающей среды,
  • о влиянии деятельности человека на окружающую среду и о влиянии окружающей среды на здоровье человека, как ответной реакции среды на антропогенное влияние.
  • расширять экологические знания учащихся,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ведущий.   Уважаемые гости! Друзья! Мы предлагаем вашему вниманию устный журнал, посвященный Всемирному дню здоровья, который отмечается ежегодно 7 апреля. В этот день в 1948году была основана Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ). Деятельность организации многогранна. Это борьба с болезнями в различных странах и работа в области эпидемического надзора, это контроль за качеством лекарств и разработка международных стандартов лекарственных препаратов. ВОЗ координирует работу ученых, организует научные конференции, совещания, симпозиумы; руководит научными исследованиями на базе национальных научно-исследовательских учреждений. То есть, вся деятельность этой организации направлена на то, чтобы устранить причины заболеваний и сами болезни, обеспечить высокий уровень здоровья людей.

А что же такое здоровье? В уставе ВОЗ здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

  1. ученик:   Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что, если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше. Если же вы из своего окна каждое утро будете видеть мусорную яму, грязный двор, унылые, серые здания, чахлые, погибающие деревца, покрытые слоем жирной и черной копоти,- это и будут ваши отрицательные эмоции, тем более, что они не эпизодичны, а постоянны, и как-то даже незаметны, но тем не менее разрушительны, по крайней мере угнетающи, а это одно и то же».
  2. ученик читает стихотворение С.Викулова «Три  клада»

Печеркина Галина Алексеевна

Три клада у Природы есть: Земля, Вода и Воздух – Три ее основы.

Какая бы ни грянула беда – целы они, все возродится снова.

Но если… Впрочем в наш жестокий век

Понятно всем, что это «если» значит.

О Человек! Природа-Мать ни рек,

и ни озер от глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых морей.

Цени ее доверие, Природы,

Не обмани ее, и в темный лес

Входи как в храм под мраморные своды!

Ведущий:   Открываем ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ нашего устного журнала «Зеленый наряд        школы»

2 ученик:   Когда мы готовили эту страницу журнала, то задали себе такие вопросы: а в каких условиях мы учимся? Ежедневно мы проводим в школе 6-7 часов. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя чувствуем? Вопросы эти не праздные. Вот почему мы исследовали санитарно-гигиеническое состояние нашей школы и попытались определить так же, какое место занимает в жизни ребят физическая культура и спорт. Каждый из вас, наверное, без труда назовет школьный кабинет, в котором ему приятно заниматься. Проведя анкетирование, мы пришли к выводу, что наибольшее число голосов получил кабинет «Физкультуры», или просто спортзал. Ему присвоено звание «Самого активного» кабинета.

Звание «Самого классного» кабинета получил кабинет иностранных языков, а «Самого игрового» - кабинет информатики и вычислительной техники.

«Самый зеленый» - у начальных классов, «Самый Мировой» - кабинет географии. Были присвоены также звания самых «строгих (русский язык), посещаемых (туалеты), вкусных (столовая) .

Чем эти кабинеты (спортзал, иностранных языков и информатика) отличаются от других помещений школы? Да тем, что в них всегда чисто, в классах зеленые растения, которые улучшают микроклимат. Мы обратили внимание так же и на то, что в коридорах и рекреациях школы мало зеленых растений, а ведь они способствуют созданию благоприятного микроклимата, улучшают их внешний вид. Если приложить немного труда и старания, то наша школа, ее классы, рекреации станут более уютными, привлекательными, праздничными. Мы призываем начать с малого: озеленить все кабинеты школы. Ведь посадить растение и ухаживать за ним может даже младший школьник.

Печеркина Галина Алексеевна

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

1 ученик:   Хорошо известно, как много беспокойства вносит в нашу жизнь ШУМ. Влиянию шума на здоровье человека посвящена 2 страница нашего журнала.

2 ученик: Читает отрывок из повести В.Солоухина «Не стреляйте в белых лебедей». « Легкий туман еще держался кое-где над водой, еще цеплялся за мокрые кусты лозняка, и в тихой воде четко отражалось все, что гляделось в нее в то утро. Странное чувство полного, почти торжественного спокойствия охватило его. Он вдруг услышал эту тишину и понял, что вот это и есть тишина, что она совсем не означает отсутствия звуков, а означает лишь отдых природы, ее сон, ее предрассветные вздохи».

Ведущий:   По данным анкетирования школьников на вопрос « Нравится ли вам тишина на уроках, в природе» ответили так:
на уроке должно быть тихо -        22%,

должно быть шумно (рабочий шум?) - 17%,

и чтобы « не чувствовать себя одиноким!» - 1%

Если слушать тишину Природы, то мнения тоже разные :

пение птиц, шум листвы - 21% учащихся,

а вот 12% учащихся предпочитают «тишину» цивилизации - хоть в лесу, но с музыкой!

Зато дома 16% -тихони, отдыхают от шумных общественных мест.

Человек всегда жил в мире звуков. Из живых существ только он в полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника  носителя звука. Человек внес в мир звуков речь и музыку. Сделал звук своим помощником. Проходили века, человек трудился, творил. В мире появлялись все новые и новые источники шума, росла их сила. Современная шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог, гула самолетов, рокота строительной техники и шума автомобилей и строек.

1 ученик:     «Обуздание шума - одна из острейших проблем XX века. Еще в 1955г один американский журнал писал о «стихии шума», захлестывающей улицы, заводы, дома и небо. По мнению ученых, США уже достигли опасного уровня. «Шум ,- заявил американский специалист по шуму Кнудсен,- такой же медленный убийца, как и смог».


Печеркина Галина Алексеевна

2ученик: Постоянный шум является причиной того, что в городе деревья болеют и умирают гораздо раньше, чем в естественной среде. Длительный шум высоких тонов приводит к угнетению, а нередко и к гибели не только растительных, но и животных организмов. Было установлено, что у всех животных изменение физиологического состояния под воздействием шума проходит в три фазы:   1- угнетение, 2- некоторое возбуждение, и  3- снова подавленное состояние, но уже более глубокое и продолжительное, чем в начале. Длительное пребывание животных в условиях интенсивного шума сопровождается изменением артериального давления и ухудшением работы сердца. А как реагируют на шум учащиеся?

Ведущий: В основном - плохо. 23% чувствуют себя очень уставшими, а вот 12% - очень  хорошо, им шум нравится. 10% не знают, как на них влияет шум. Но именно они больше всех раздражаются по пустякам, не понимая, что это последствия от воздействия шума.

На вопрос «Какой шум вас больше раздражает?» ответили:

  22%   - крик,

  17%-шум машин,      

14%- ссора,        

7% - музыка, и    

1%-школьный звонок!

2 ученик:   Шум и организм человека. Замечено, что шумы природного происхождения : шум морского прибоя, дождя, шелест листвы, журчание ручья и др. благоприятно влияют на организм человека, они успокаивают, расслабляют, снимают нервное и физическое напряжение. А вот производственный шум или транспортный, особенно если он воздействует одновременно с вибрацией и пылью, - утомляет, давит, мешает человеку сосредоточиться. Исследования показали, что шум снижает производительность труда на 30%, а умственного - на 60%.

Ведущий: Очень громкая музыка - это тоже шум, и действует она на организм человека по механизму шума: торможение сменяется возбуждением, а затем наступает  угнетение. В анкете учащиеся дали такие ответы на вопрос о действии громкой музыки:

35% чувствуют себя «классно», а 9% очень плохо. Но у первых настроение может очень резко меняться, они скорее импульсивны, чем активны, а у второй группы колебания в настроении редки, они более спокойны.

1 ученик.   Любой шум достаточной интенсивности и продолжительности может привести к снижению слуха. Потеря слуха является профессиональным  заболеванием у рабочих, которые обшивают металлическими листами железнодорожные вагоны, ткачей, судостроителей, шахтеров, машинистов поездов, токарей и др.

Печеркина Галина Алексеевна

Крайне отрицательно влияет на слух громкая музыка.

Группа специалистов обследовала молодежь, часто слушающую современную громкую музыку.

У 20% юношей и девушек, которые непомерно увлекались рок-музыкой, слух оказался сниженным так же, как у 85-летних стариков.

Важное место в решении проблемы шума занимает озеленение. Зеленые насаждения регулируют шумовой фон населенных пунктов. Так, лиственные породы деревьев поглощают более 25% звуковой энергии, а отражают и рассеивают ее более 74%! Активно поглощают звуковую энергию и хвойные деревья. Поэтому в городах на свободных от застройки участках, внутри кварталов и микрорайонов создаются шумозащитные посадки. И, конечно, мы, школьники, не должны стоять в стороне от этого важного дела.

Ведущий:      Данные анкетирования дают ответы и на этот вопрос: 100% за то, что территорию школы надо озеленять, высаживать цветы на улицах сажать деревья; 38% за то, чтобы озеленить и школьные рекреации, а 4% - против этого, тогда негде будет бегать и играть! И лес нужно пополнять новыми посадками. 12% учащихся ходят в лес отдыхать в тишине, 16%- слушать птиц, 32% привлекает красота и чистый воздух, 4% ходят в лес «просто за компанию» или «смотря с кем», а 1% - охотиться!

Но всегда надо помнить, что нельзя рубить сук, на котором сидишь. Первая задача ученика как будущего взрослого человека - ПОСАДИ ДЕРЕВО!

1        ученик:      С развитием экономики и ростом населения все более высокими темпами увеличивается расход воздуха , точнее, атмосферного кислорода. Наблюдается изменение состава воздуха, а так же его загрязнение вредными веществами. Загрязнение воздушного бассейна приводит к изменению климата, замедлению роста растений, отрицательно влияет на
организм человека.

Проблеме загрязнения атмосферы и здоровья человека посвящена

ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА нашего устного журнала.

2        ученик:   1 декабря 1930 года в долине реки Маос в Бельгии установилась безветренная погода, в результате чего в приземном слое атмосферы произошло накопление промышленных выбросов. На третий день были отмечены массовые заболевания населения со смертельными
исходами. Но вот погода изменилась, подул ветер, и уровень заболеваний резко снизился. Так была установлена зависимость здоровья человека от чистоты воздуха.

Печеркина Галина Алексеевна

1        ученик: Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в городах являются транспорт, промышленные предприятия, ТЭЦ. Ежегодно в атмосферу выбрасывается более -  250 млн.тонн золы, столько же оксидов азота, около 300 млн.тонн сернистого газа, углекислоты и других химических веществ.

Вредные вещества, содержащиеся в атмосфере, подрывают здоровье человека. Ведь в течение жизни в организм попадает около 6000 м3 воздуха, а вместе с ним попадают и вредные вещества, которые в нем содержатся. В настоящее время во всех промышленно развитых странах доля заболеваний органов дыхания (ОРЗ, грипп, ангина, болезни легких и др.) выше, чем всех остальных болезней, вместе взятых. Кроме того, загрязнение воздуха осложняет течение сердечно-сосудистых заболеваний.

2        ученик: Проблема охраны атмосферного воздуха нашла отражение в Конституции РФ. Во всех крупных городах и промышленных центрах ведется постоянный контроль за источниками загрязнения. Эту работу выполняют врачи санитарных эпидемических станций. Они следят за тем, чтобы строящиеся и реконструируемые предприятия имели очистные сооружения, санитарно-защитные зоны, определяют перечень выбросов, которые подлежат очистке. Санитарные врачи контролируют качество атмосферного воздуха в населенных пунктах. В нашей стране введены жесткие предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере. Такие концентрации веществ не оказывают отрицательного влияния на здоровье  человека и природу.

1 ученик: Именно поэтому города в нашей стране отличаются более чистой атмосферой по сравнению с крупными центрами развитых зарубежных стран. Так, загрязненность воздуха в Лос-Анджелесе превышает ПДК, принятые в нашей стране, в 15раз, в Детройте - в 26раз,   в Париже -в 33 раза,   в Лондоне - в 50раз7 в Риме - в 92раза! Если без пищи человек может прожить 55 суток, без воды -5 суток, то без воздуха  только 5 минут.

Сама жизнь на Земле стала возможной, когда образовалась атмосфера. Без воздуха (и кислорода) невозможны многие природные процессы и явления. Каждые 4-5секунд мы вдыхаем эту смесь газов без цвета и запаха. Только в современном атмосферном воздухе кроме азота, кислорода, аргона (на которые приходится 99,9% атмосферного воздуха) и диоксида углерода, инертных газов и водорода (0,01%) даже в чистом воздухе содержатся следовые количества углекислого газа, озона, оксидов азота, аммиака и метана, а так же загрязнители: твердые, жидкие газообразные вещества антропогенного происхождения - пыль, сажа, органические аэрозоли, радиоактивные вещества.

Печеркина Галина Алексеевна 

Сотни из них являются токсичными, т.е. ядовитыми и отрицательно влияют на живые организмы, в том числе  и на человека.

 2 ученик:   На качественное состояние атмосферы в пределах Белгородской области оказывают влияние природные факторы (пыльные бури, лесные пожары, процессы гниения и разложения), но в большей степени - техногенные. Решению проблем чистого воздуха способствует принятый в 1996году областной закон «Об охране атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автомобильного транспорта на территории Белгородской области».

1 ученик:   Попробуем сформулировать краткий вывод о том, как сделать воздух чище. Убрать все автомобили? - нет, нужно изменить принцип переработки горючего,  чтобы в атмосферу не выбрасывались ядовитые вещества; Закрыть заводы? - нет, нужно создать экологически чистые, безотходные технологии; использовать природные «легкие» планеты - зеленые растения.

ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА

Ведущий: « Армии самых страшных врагов собираются в полнейшей тишине и никто не следит за их опасной силой. Их все больше , и пощады ждать от них не приходится. Сначала на их сторону перейдет все, что мы имеем, а потом и сама земля будет принадлежать только им. В пустынных местах собираются захватчики, по сравнению с которыми Чингис -хан и Наполеон - беспомощные дети. Эти места называются свалками, имя этих врагов - отходы».

Четвертая страница устного журнала посвящена очень актуальной теме утилизации мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету Земля слоем толщиной 5 метров!

Только для свалок и бытовых отходов Белгорода ежегодно приходится отводить до 10 га земельной площади, а всего в области имеется 28 официально зарегистрированных свалок общей площадью 138га. Свалки являются источником загрязнения воздуха, почвы, водоемов и подземных вод - то есть окружающей среды.

  1. ученик:   Нельзя сжигать отходы. Это наносит ущерб здоровью людей, т.к. при сжигании поролона, лаков, красок, пластмассы в воздух выделяются очень ядовитые газы.

2 ученик:    Нет лучшего места для разведения мух, тараканов, крыс, мышей, чем кучи бытовых отходов, Наибольшую опасность для окружающей среды представляют токсичные промышленные отходы, пришедшие в негодность пестициды, относящиеся к веществам 1 класса опасности.

Печеркина Галина Алексеевна

I ученик:     Дольше всего не разлагаются в земле стекло, резина и пластмасса. Для разложения стеклянной бутылки, например, требуется 200лет!

Самая большая проблема - уничтожение старых резиновых покрышек и пластмассы, и еще нет окончательного решения этой проблемы.

БЕСЕДА СО СЛУШАТЕЛЯМИ     

Слушателям представлены для сравнения две схемы (в сходных вариантах);

1— строение природного «дома»

2—строение «природного дома».

Сравнивая эти схемы, находим общее в «природном доме» и в жилом доме, делают вывод о том, что в жилом доме все—из природы. Значит, если хочешь сохранить в доме порядок и чистоту, делай то же в природе. Не загрязняй природный дом, помни народную мудрость: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться», «Как аукнется — так и откликнется».

2 ученик : читает стихотворение С.Михалкова «Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести, А свободного местечка возле речки не найти! Тут сидят и там сидят, загорают и едят, Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят_ Мы по берегу прошли, место новое нашли. Но и здесь до нас сидели: жгли костер, бумагу жгли. Тоже пили, тоже ели, насорили - и ушли. Мы прошли, конечно, мимо...

-Эй, ребята, - крикнул Дима, - вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж.

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли, Веселились, как могли, пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели, отдохнули и ушли. И остались на полянке у потухшего костра: Две разбитых ими склянки, две размокшие баранки— Словом, МУСОРА ГОРА!

Ведущий:   Человек потребительски относится к природе. Нужно изменить такое мировоззрение, такой подход к природе. Человек считает себя царем природы, но Природа - есть человек или нет его—будет жить по своим природным законам, А человек обязан изучить эти законы и стараться действовать в их рамках, не нанося вреда Природе, а следовательно, и себе.

Печеркина Галина Алексеевна

И если будущие поколения людей будут иметь потребительское, а не экологическое, мышление, на нашей планете вполне может наступить период, когда

ЧЕЛОВЕКА УЖЕ НЕ БУДЕТ!

/ ученик:        Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри Природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!

2 ученик:   Сегодня на страницах нашего устного журнала мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, раскрывающие зависимость здоровья человека от эколого-гигиенического состояния окружающей среды. Всем нам стоит задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем? Что можно сделать для сохранения и укрепления здоровья?

2 ученик:   «Добыть и сохранить здоровье может только сам человек», — это слова известного хирурга, автора многих книг о здоровье и здоровом образе жизни Николая Михайловича Амосова. Действительно, наше здоровье зависит не от количества выпитых таблеток, а от образа жизни, который мы ведем, от состояния окружающей нас среды. Общение с природой, занятия физическим трудом и спортом помогут нам вырасти здоровыми людьми.

Ведущий благодарит слушателей, закрывая последнюю страницу устного журнала.


Список литературы:

1.Глазунов.Е.Г

2..Рыжова. Н.А

3. Мамедов Н.М,

    Суравегина И.Т..

4. Журнал «Биология в школе»            

   №4, №5,  1995год.

   № 1, 1988год.        Журнал «Биология в школе»       Слово о здоровье


Наш дом - родное Белогорье

Беседы об экологии

Белгородской области,

Белгород, 1999год.

  Природа —наш дом

Программа по экологии для дошкольников и младших Школьников,   М, (1997 год.)

Экология,    учебное пособие

для 9-1 1 классов

Десять занятий об экологической опасности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Природа и мы" 5класс немецкий язык

Устный журнал по теме «DieNaturundwir» (к учебнику 5 класса,автор И.Л.БИМ) Основная задача урока – создать условия для- развития инициативы и творчества учащихся;- расширения словарного запаса по...

Устный журнал "Природа и мы".

Устный журнал проводится в качестве обощающего урока для учащихся 7 класса по теме "Защита окружающей среды"....

Устный журнал "Природа родного края"

Это рассказ о природе Вышневолоцкого района, Тверской области, о красоте озер, рек, разнообразии растительного и животного мира. А так же об экологических проблемах района. Журнал нацелен на привлечен...

Устный журнал "Берегите природу Алтая"

Устного журнал  «Берегите природу Алтая»       Устные журналы – эффективная форма внеклассной работы, способствующая популяризации географии. Эта форма внеклассной работ...

Устный журнал "Живи, Природы красота"

Устный журнал «Душа Природы с нами говорит» является творческим проектом, призванным формировать у обучающихся ценностное отношение к миру людей и природе, дать эмоциональную установку на бережное и о...

Устный журнал "Лес-неповторимый уголок природы"

эТО РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА НЕДЕЛЮ ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ДЛЯ КЛАССНОГО ЧАСА....

Урок в форме устного журнала по теме "Природа Ульяновской области"

Урок в форме устного журнала по теме "Природа Ульяновской области"...