Единый урок экологии "На пороге экологической катастрофы"
план-конспект урока по экологии на тему

Урок проводится с целью привлечения внимания детей к возможности решения сложных экологических проблем и помощи в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_poroge_ekologicheskoy_katastrofy.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка Единого урока  экологии «На пороге экологической катастрофы»

Цель урока: привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.

Задачи урока:

Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.

Развить у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.

Воспитывать ответственное отношение к природе.

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Этап актуализации знаний.

Вступление: звучат колокольные звоны.

Учитель: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкричать боль.

По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности.

Человечество стоит на пороге экологического кризиса. А как вы думаете, что такое экологический кризис?

Экологический кризис –  временное напряжение состояния взаимоотношений между человечеством и природой.

(Учащимся демонстрируются кадры с мест экологических катастроф.)

Учитель:

- Посмотрите внимательно и подумайте, что иллюстрируют эти кадры? (На них изображена изуродованная природа.)

Наша планета – человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава-океан?!

Где вся природа поймана в капкан?

И вы ответите мне без труда

Проблема окружающей среды

Проста или сложна?

- Как вы думаете? (Это очень сложная проблема.)

Давайте попытаемся найти решения этой проблемы, простые, зависящие от нас.

Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня её здоровье в опасности. (Глобусу подвязывается «зубная» повязка.) Она нуждается в скорой экологической помощи.

Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли — свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли — асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю. В опасности и «легкие» планеты — леса. «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Земли. Затуманились «глаза» Земли — озера, моря, океаны.

Сейчас перед нашим центром экологической помощи две задачи:

Произвести «врачебный осмотр планеты».

Выписать «простые » рецепты для лечения серьезных «заболеваний» Земли.

  1. Этап усвоения новых знаний.

КАКИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ВЫ ЗНАЕТЕ? (Ответы учащихся)

Загрязнение атмосферы

Загрязнение гидросферы

Загрязнение литосферы

Истребление животных

Исчезновение растений и т.д.

Учитель:

Очень серьезным диагнозом является уменьшение биологического разнообразия, т.е. сокращение видов организмов.

- Какие царства живых организмов вам известны? (Растения, животные, грибы, простейшие, бактерии.)

Потеря биологического вида из любого царства крайне нежелательна для биосферы (живой оболочки Земли), т.к. он участвует в круговороте веществ, поддержании равновесия в природе. Каждый вид уникален и обладает только ему присущими особенностями.

- Каково значение растений природе? (Выделение О2, поглощение СО2, питание животных и т.д.)

А вы знаете, что уже десятки видов растений исчезло с планеты Земля, а около 540 видов занесено в Красную книгу Российской Федерации!

- Что такое Красная книга? (Это документ, в котором отражается состояние некоторых организмов в природе, которые нуждаются в охране.)

– Какие вы знаете растения, животные, занесенные в Красную книгу?

(Показываются картинки в презентации).

Учитель:

– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.

Игра “Редкие и исчезающие животные”

Участники игры должны прочитать названия животных.

Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

Я в к я с у л а с н в ц ц

П д ж ф е ч й р п а н ф ч

Ж м в ы м р х у ж х о р л ь

Г с в е в о п б в а с р о д

М б е к д ь о в е д б к в

К ф п о ы б з р а ы ф п з

В г е м г е л о в р д ж д д

Ц с э я у ф т ц я о э р а ф

Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.

Учитель: С 1600 года исчезновение видов начали подтверждать документально. С тех пор на Земле вымерло 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих. Гибель большинства из них связана с деятельностью человека.

- Как вы думаете, какие глобальные государственные меры предпринимаются по охране биологического разнообразия? (Создание Красной книги, закон о сохранении биологического разнообразия, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.)

А вот ещё одна болезнь – исчезновение лесов. Сведение их приобрело всемирный характер: «полысение планеты». К настоящему времени в зоне субтропиков сведено 80% первоначальной площади. Тропические леса деградируют и сокращают площадь со скоростью 260000 квадратных метра в минуту, есть опасения, что исчезнут через 25 лет.

- Как вы думаете, какие глобальные государственные меры предпринимаются, чтобы сохранить леса? (Законы по охране лесов, выращивание в питомниках рассады, высаживание деревьев для сохранения площади лесов.)

- Какая часть планеты занята океанами, морями, реками? (3/4 планеты занято водой.)

Нашу планету свободно можно было бы назвать планета «Вода», поэтому нам кажется, что водные ресурсы неисчерпаемы. Однако серьезной болезнью нашей планеты является загрязнение воды. Соленые воды морей и океанов используются людьми очень мало, а они составляют 96% всех вод Земли.

- А откуда люди получают пресную воду? (Реки, ледники, озера.)

Однако сегодня много водоемов покрыто сплошной нефтяной пленкой, а вследствие этого может погибнуть все живые организмы, пресная вода становится непригодной к употреблению. Скоро может наступить момент, кода вся вода станет загрязненной.

- Как вы думаете, какие глобальные государственные меры предпринимаются, чтобы сохранить леса? (Законы по охране пресных вод, сооружение очистных сооружений.)

Любой организм имеет право на существование. Для природы все любимые дети: и человек, и божья коровка, и кишечная палочка.

Вот она, Земля, маленькая такая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет сквозь грозовую полночь.

Всех людей зовет, просит прийти на помощь.

Поэтому я обращаюсь к вам! Будем беречь нашу Землю. В нашей сложной проблеме – охране окружающей среды – давайте найдем простые решения, которые будут зависеть только от вас и принесут пользу нашему дому – планете Земля.

- Вспомните, какие заболевания мы обнаружили у нашей планеты? (Сведение лесов, сокращение биологического разнообразия, загрязнение пресной воды.)

4. Этап закрепления новых знаний.

Учитель: Сейчас каждая из групп на консилиуме обсудит и примет решения по одному из заболеваний

Что нужно сделать:

Прописать пациенту планете Земля средство, которое поможет в решение этой проблемы, иначе говоря, что лично я могу сделать? (Приложение)

Нарисовать эмблему, которая поможет донести ваше видение решения проблемы?

Сочинить девиз, который услышат все и он заставит помнить, что от нас многое зависит.

Поскольку на выполнение этого задания у вас всего 2 минуты распределите задания внутри своей группы, приготовьтесь их озвучить.

Через 2 минуты дети озвучивают придуманные ими средства, показывают эмблемы, декламируют девиз (работы вывешиваются на стенд).

5.Итог урока

Учитель: Образ планеты Земля – единой, единственной на все времена для населяющих её народов, но уязвимой и хрупкой  - взывает к совести. Очень важно и то, чтобы свою причастность к защите планеты Земля понял и осознал каждый – от ребёнка до седого старца.

        Последнее время всё чаще звучит словосочетание «Экологическая акция». Что понимать под этим термином? «Акция – это коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения вполне конкретной цели, с привлечением внимания общественности, о по возможности с их активным участием.» (толковый словарь). Ежегодно проводится множество экологических акций. Давайте сейчас познакомимся с ними.

Выступление учащихся

Учащийся 1: Если посмотреть календарь Международных акций и поразмыслить, то нетрудно убедиться, что эти дни не окрашены праздничными тонами. Скорее наоборот.    Ныне таких дат больше, чем было несколько лет назад. Вот этот календарь.

Международные экологические акции:

29 января -  День мобилизации против угрозы ядерной войны.

2 февраля – Всемирный день водно-болтных угодий.

1 марта – День борьбы с наркоманией.

22 марта – Всемирный день воды

1 апреля – День птиц

7 апреля – Международный день здоровья

22 апреля – Всемирный день Земли

26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.

22 мая – Международный день биологического разнообразия.

31 мая – Всемирный день отказа от курения

5 июня – Всемирный день окружающей среды.

17 июня – Всемирный день борьбы с опустыниванием.

Неделя в сентябре – Акция «Мы чистим мир».

15 сентября – Международный день мира

16 сентября – Международный день охраны озонового слоя

30 сентября – Всемирный день моря

4 октября – Международный день защиты животных.

14 октября -  Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий.

6 ноября – Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов.

1 декабря – Международный день борьбы со СПИДом.

Учащийся 2: Россия не стоит в стороне от общепланетарных мероприятий, тем более что экологическая ситуация в стране весьма тревожна. С 15 апреля по 5 июня проводятся Общероссийские дни защиты от экологической опасности. Организационный комитет призывает учёных и специалистов, студентов и школьников, пенсионеров, каждого россиянина принять активное участие в Днях экологической опасности, внести свой посильный вклад в создание здоровой окружающей среды.

Учащийся 1: На территории нашего  Ханты-Мансийского округа Югры с 2003 года ежегодно проводится Международная акция «Спасти и сохранить». Цель акции – привлечь внимание общественности к решению вопросов охраны окружающей среды, формированию экологической культуры жителей автономного округа.

Учитель: Земля с её биосферой – величайшее чудо и она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня!

- Какую сложную проблему мы попытались решить с вами сегодня? (Охрана окружающей среды.)

- Зависит ли от нас с вами что-нибудь в решении этой проблемы? (Да.)

6.  Рефлексия:  

- Какие  чувства вызвал  у  вас,   наш  сегодняшний разговор?

•   Обиду

•   Жалость

•   Тревогу

•   Досаду

•    Возмущение

       Надежду

•    Ответственность

•   Уверенность                  

Учитель: Ну,  а закончить наш урок хотелось бы показом презентации. Я хочу, чтобы вы ещё раз убедились, что наш мир самый удивительный, красивый, родной. И его просто необходимо беречь и охранять!

Презентация «Как прекрасен этот мир»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии по теме «На пороге экологической катастрофы» для 10 класса

Тема: НА ПОРОГЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ Цель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия. Задачи: Образовательные:   Обеспечить   усвоение   и   ...

На пороге экологической катастрофы

Катастрофа – это очень страшное слово. Синонимом к этому слово подходят слова: непоправимая беда, крушение, авария, катаклизм, трагедия, трагическое событие. А экологическая катастрофа – это крушение ...

"На пороге экологической катастрофы"

Тема: На пороге экологической катастрофыЦель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия.Задачи:Образовательные:   Обеспечить   усвоение   и   развит...

Устный журнал «На пороге экологической катастрофы»

Цель: Расширение представлений ребят о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе.Задачи: Ознакомить с фактами уничтожения природы России.Способствовать формированию полож...

Экологический урок «На пороге катастрофы»

Экологический  урок                   «На пороге катастрофы»  Форма проведения: уст...

На пороге экологической катастрофы

На пороге экологической катастрофы. Природа взывает о помощи. Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заяв...