Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс
рабочая программа по экологии (9 класс) на тему

Потапова Елена Васильевна

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа предназначена для экологизации школьного курса биологии. Включает современные вопросы благополучия природы и человечества, проблемы взаимодействия людей с окружающей средой и эволюция этих взаимоотношений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ekologii_9_klass.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Рассмотрена и рекомендована                     Утверждена приказом

к утверждению педагогическим                  МАОУСОШ №24

советом МАОУСОШ №24                           от         2018  №     -ОД

протокол от        2018                        Директор школы            Дегтярев В.А.

Рабочая программа

по экологии для 9 классов

на 2018/2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы И.М.Швец (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и  лицеев - М., изд. "Вентана-Граф",  2010 г.), рассчитанной на 17 часов (0,5 урока в неделю) в соответствии с учебником И.М.Швец, Н.А.Добротина «Биосфера  и человечество», М., изд. центр  «Вентана-Граф», 2015 г., допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Программа «Биосфера и человечество» развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 8 классе в курсе «Экология человека». Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия всего человечества.

Цель курса «Биосфера и человечество»: сформировать знания о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем; определить значение устойчивого развития природы и человечества.

   Задачи:

  •  формирование у обучаюищихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;
  •   формирование знаний о происхождении и эволюции Земли, об основных законах, определяющих глобальные экологические процессы;
  • получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;
  • формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;
  • создать условия для развития у обучающихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
  • развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Учебно - тематический план

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Влияние экологических факторов на развитие человечества

2

Воздействие человечества на биосферу

4

Взаимосвязи между людьми

4

Договор как фактор развития человечества

1

Устойчивое развитие общества и природы

1

Человечество и информация о мире

2

Познание мира и экологическое образование

2

ИТОГО:

17

Содержание программы

  1. Введение (1 ч.)

Цели и задачи курса. Начальное знакомство с глобальными проблемами взаимодействия человечества с природой. Представление о биосфере как системе.

  1. Влияние экологических факторов на развитие человечества (2 ч.)

Экологические (температура, влажность) факторы и их влияние на развитие человечества. Показатели состояния биосферы. Возможности человека и человечества к адаптации. Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество. Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.

Основные понятия: показатели состояния биосферы, мониторинг, устойчивость биосферы, «спринтеры» и «стайеры», активная адаптация человечества, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация.

Практическая работа. Игра «Человечество и лес».

  1. Воздействие человечества на биосферу (4 ч.)

Потребности людей в питании, дыхании и размножении и участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества. Производство пищи как биосферный процесс. Смена источников питания человечества на протяжении его развития. Положение А.М. Уголева об адекватном питании. Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый воздух — залог выживания человечества и биосферы в целом. Показатели изменения численности человечества (развитые и развивающиеся страны). Увеличение населения на Земле. Экологическое и технологическое воздействия человечества на биосферу. Значение генетической и негенетической информации для человечества. Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере. Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как фактор эволюции биосферы. Современный масштаб деятельности человечества. Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы человечества и биосферы.

Основные понятия: несбалансированное питание, адекватное питание, экологически  чистая пища, производство пищи как биосферный процесс; динамическое равновесие в атмосфере, постоянство газового состава атмосферы; продолжительность жизни, рождаемость, смертность, естественный прирост населения; техносфера; глобальный экологический кризис.

Практические работы. Игра «Альтернативные источники энергии», игра «Мировая торговля».

  1. Взаимосвязи между людьми (4 ч.)

Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатели его устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества и плотности населения в процессе развития человечества. Техногенный и традиционный типы развития обществ. Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества. Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных потребностей. Формирование понятия о морали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества. Понятие о биоэтике как новой этике взаимоотношений человечества с окружающей средой. Война и голод — основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения, проблема голода.

Основные понятия: социосфера, глобализация; жизненные, социальные и идеальные потребности человека; биологический, общественный и творческий уровни развития потребностей, мораль и нравственность; биоэтика, жизнь как высшая ценность; экологическая ответственность, социальный фактор.

Практические работы. Игра «Социальное разнообразие—условие устойчивости человеческого общества», игра «Я в классе, я в мире».

  1. Договор как фактор развития человечества (1 ч.)

Эволюция механизмов договоренностей между людьми. Умение людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов.

Основные понятия: агрегация, договор, разрешение конфликтов, экологические конфликты.

Практическая работа. Игра «Составление договора  «О правах  природы».

  1. Устойчивое развитие общества и природы (1 ч.)

Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития.

Основные понятия: устойчивое развитие, экологическое общество, концепция устойчивого развития.

Практическая работа. Игра «План устойчивого развития в XXI веке».

  1. Человечество и информация о мире (2 ч.)

Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира и основа развития человечества. Биосферная роль человека. Картины мира. Влияние представлений человечества о мире на его взаимоотношения с окружающей средой. 

Основные понятия: разум, сознание, биосферная роль человека; мифологическая, религиозная, классическая естественно-научная, вероятностная естественно-научная, системная естественнонаучная картины мира.

Практическая работа. Дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка».

  1. Познание мира и экологическое образование (2 ч.)

Научно-технический прогресс. Осознание человечеством масштаба своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение о развитии ноосферы. Развитие экологического сознания в человечестве. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом.

Основные понятия: научно-техническая революция, наукоемкие технологии, глобальные проблемы человечества; учение о биосфере, ноосфера; экоцентрическое, антропоцентрическое экологическое сознание.

Практическая работа. Дебаты «Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах».

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по курсу «Биосфера и человечество»

  1. Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье.

  1. Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.

  1. Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.

  1. Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.

  1. Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.

  1. Перечислять всеобщее и особенное во взаимоотношениях человека с окружающим миром.

  1. Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.

  1. Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.

  1. Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.

  1.  Проявлять активность в организации и проведении экологических акций.

  1.  Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.

  1.  Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература для учащихся:

  1. Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера  и человечество», М., изд. центр  «Вентана-Граф», 2015 г.
  2. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере. М., «Просвещение», 2001 г.
  3. Пасечник В.В. Экология 9 кл. Школьный практикум: Методическое пособие. М., «Дрофа», 2015 г.
  4. Практикум по экологии/Под ред.С.В.Алексеева.М.:МДС «Юнисам», 2012 г.
  5. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологию. М., «Просвещение», 2005 г.
  6. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М., «Дрофа», 1999
  7. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология».М., «Просвещение», 2007 г.

Литература для учителя:

  1. Войткевич Г.В. Основы учения о биосфере. М., «Просвещение», 1996 г.
  2. Козлова Т.А., Сухова Т.С. Экология. Книга для учителя. М., Школа-Пресс, 1996
  3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология.: Методическое пособие. М.: МД «Дрофа», 2015 г.
  4. Сивоглазов В.И.,Козлова Т.А., Сухова Т.С. Экология России. Пособие для учителя. М., МДС «Юнисам», 1996 г.
  5. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Пособие для учителя. М., Новая школа, 1994
  6. Шустов С.Б. Химические основы экологии. М., «Просвещение», 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»

Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...

Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"

Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса "Тестовые задания с ипользованием ИКТ"

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 11 класса.Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию. Задачи:быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в осно...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....