Диагностика экологического воспитания школьников МБОУ БСОШ №1 имени П.П.Корягина
материал по экологии на тему

Гаврилова Елена Ивановна

Педагогический коллектив Школы здоровья МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина считает экологическое образование и воспитание одним из приоритетных направлений работы, так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе, что может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем поселке, районе, крае.

Важным направлением экологизации учебно-воспитательного процесса в школе является  обеспечение усвоения знаний о единстве природы, о закономерностях природных явлений, о взаимосвязи природы, общества и конкретного человека, об экологических проблемах и путях их разрешения, о способах и методах охраны природы и рационального использования природных богатств, об экологических особенностях местной флоры и фауны. Всё это возможно через:

- развитие способностей к причинному и вероятному анализу экологических ситуаций, развитие интеллектуальных и практических знаний по рациональному природопользованию, развитие чувства ответственности за состояние окружающей среды;

- воспитание ценностных ориентаций личности в сфере экологии, воспитание стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

- пропаганда экологических знаний и культуры среди родителей, общественности.

Принципы экологического образования нашего образовательного учреждения:

- принцип гуманизации (этот принцип предписывает обязательное отражение нравственных и правовых норм в содержании экологического образования);

- принцип научности (этот принцип предполагает достоверность учебной информации об организованности биосферы как среде жизни человечества, раскрытие объективных законов и закономерностей устойчивого развития природных и социальных экосистем);

- принцип системности (этот принцип предполагает системную организацию экологического образования на основе всех компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, форм учебных занятий);

- принцип вариативности (этот принцип допускает введение в содержание обучения дополнительных элементов, соответствующих развитию учащихся, их подготовке);

- принцип практической ориентированности (этот принцип предполагает отбор экологического материала, иллюстрирующего содержание учебников, на примерах из окружающей среды).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_obrazovanie_uchashchihsya.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1

им. П.П. Корягина» Благовещенского района Алтайского края

 Экологическое образование учащихся

Подготовлен:

                                                                   Гаврилова Е.И., учитель химии, куратор                                            акции «Сделаем Вместе!»,

                                                                Шаповалова В.С., учитель биологии,                                        

 Фаргер А.А., учитель биологии,

 Ермоленко Л.И., учитель географии.

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

Педагогический коллектив Школы здоровья МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина считает экологическое образование и воспитание одним из приоритетных направлений работы, так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе, что может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем поселке, районе, крае.

Важным направлением экологизации учебно-воспитательного процесса в школе является  обеспечение усвоения знаний о единстве природы, о закономерностях природных явлений, о взаимосвязи природы, общества и конкретного человека, об экологических проблемах и путях их разрешения, о способах и методах охраны природы и рационального использования природных богатств, об экологических особенностях местной флоры и фауны. Всё это возможно через:

- развитие способностей к причинному и вероятному анализу экологических ситуаций, развитие интеллектуальных и практических знаний по рациональному природопользованию, развитие чувства ответственности за состояние окружающей среды;

- воспитание ценностных ориентаций личности в сфере экологии, воспитание стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

- пропаганда экологических знаний и культуры среди родителей, общественности.

Принципы экологического образования нашего образовательного учреждения:

- принцип гуманизации (этот принцип предписывает обязательное отражение нравственных и правовых норм в содержании экологического образования);

- принцип научности (этот принцип предполагает достоверность учебной информации об организованности биосферы как среде жизни человечества, раскрытие объективных законов и закономерностей устойчивого развития природных и социальных экосистем);

- принцип системности (этот принцип предполагает системную организацию экологического образования на основе всех компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, форм учебных занятий);

- принцип вариативности (этот принцип допускает введение в содержание обучения дополнительных элементов, соответствующих развитию учащихся, их подготовке);

- принцип практической ориентированности (этот принцип предполагает отбор экологического материала, иллюстрирующего содержание учебников, на примерах из окружающей среды).

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

Субъекты организации экологического образования и воспитания, их обязанности:

Участники

Цели и задачи

Администрация школы

Создание условий для реализации программы экологического образования и воспитания. Мониторинг качества обучения.

Учитель экологии

Проведение уроков и факультативов экологии. Организация работы по формированию дендрария, плодово-ягодного сада.

Учитель биологии и химиии

Организация работы на пришкольном участке, проведение уроков биологии и химии с экологической направленностью .

Учителя технологии

Изготовление с детьми кормушек, скворечников, цветочных вазонов

Учителя начальных классов

Организация работы на цветниках, работы в овощном отделе пришкольного участка.

Учитель ИЗО

Выполнение рисунков, плакатов на тему природы

Учителя литературы

Проведение уроков литературы с экологической направленностью

Педагогический коллектив

Организация экологических вечеров, конкурсов, КВН, выставок, бесед, лекторских групп и т.п.

Классные руководители

Организация экскурсий  в природу. 5 минут экологии на классном часе. Просмотр фильмов на экологическую тематику. Организация работы по благоустройству школы и территории. Пропаганда здорового образа жизни.

Библиотекарь

Выставки литературы на экологическую тему. Презентация экологической литературы.

Родители

Взаимодействие со школой в реализации программы экологического воспитания. Организация совместных экскурсий в природу. Поддержка реализации программы через соответствующую организацию жизни в семье.

Формы уроков экологии: практические и лабораторные работы, лекции, семинары, дискуссии, ролевые и деловые игры, экскурсии.

Методы учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся, используемые в работе:

- эмпирические методы (инвентаризация природных объектов, нуждающихся в охране; количественный учет вредных воздействий человека на природу; мониторинг состояния окружающей среды; оформление данных наблюдений и опытов в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.п.);

-

 Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

теоретические методы(анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотезы, моделирование проектов решения экологических проблем);

- социологические методы (анкетирование, опросы, собеседования).

Приемы обеспечения полноты базовой экологической подготовки учащихся, используемые на уроках, факультативах и кружках, клубах и во внеурочное время:

- отработка понятий и терминов (разъяснение существенных признаков понятия; подтверждение действия признаков примерами; запись новых определений; работа с карточками, дидактическими материалами, раскрывающими суть понятия);

- экологическая разминка (примеры вопросов: что называется природным комплексом? какие виды хозяйственной деятельности изменяют природную среду в нашей местности? что можно отнести к природным богатствам в окружающей село природе?).

- работа с фактами (например: перечислите источники загрязнения территории, окружающей р.п. Благовещенка; перечислите меры улучшения экологического состояния Благовещенского района, предпринимаемые населением и администрацией сельского совета).

- знакомство с нормами экологической морали (каждый человек имеет право на благоприятную среду жизни; взял из природы - компенсируй взятое; не делай того, последствий чего для природы ты не знаешь и т.п.);

- составление экологического паспорта объекта, территории (своей местности, озера, посёлка);

- моделирование процессов влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду (вырубка  леса → сжигание остатков → образование кострищ, которые долго не зарастают → изменение экосистемы);

- опережающее задание проблемного характера, решение экологических проблем;

- разработка и защита проекта;

- решение экологических задач;

- исследовательские задания;

- подготовка и защита проектов по экологической тематике;

- диагностика (тестирование, анкетирование).

- ролевые игры (Если бы я был главой администрации, то какие бы меры по улучшению экологического состояния посёлка предпринял бы в первую очередь?).

В Алтайском крае, как и во многих других регионах России, экология находится в трудном положении. Ежегодно в атмосферу края выбрасывается более 200 тыс. тонн загрязняющих веществ, а очистка воздуха проводится лишь, примерно, на 70%. Основной причиной загрязнения воздуха являются предприятия нефтехимической и пищевой промышленности, электроэнергетики, черной металлургии, коксохимии, машиностроения. Особенный вред наносит в Благовещенском районе  ОАО «Кучуксульфат», у него в год выделяется 6,6 тыс. т загрязняющих веществ. Немалый вред экологии приносят автомобили,

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

выбросы вредных веществ, которых составляют более 45% от общего загрязнения воздуха.     Экологическая проблема края требует к себе все больше и больше внимания.

В крае ведется работа по ликвидации источников загрязнения, а также ведётся работа по экологическому воспитанию школьников.

Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. Анализируя экологическую составляющую процесса реализации ФГОС в МБОУ БСОШ №1, можно выделить следующие направления:

- введение в учебные планы специальных курсов экологического содержания

В учебном плане, познакомиться с которым можно на сайте МБОУ «Благовещенская СОШ №1 им. П.П. Корягина» blgschool1.edu22.info в разделе «Документы», экологическое образование реализуется следующим образом:

- в начальной школе  – через изучение учебного предмета «Окружающий мир» и ведение факультативного курса «Зеленая планета», через внеурочную деятельность;

- в основной школе – через изучение учебных предметов естественнонаучного цикла и факультативных курсов «Экология», «Эко-знайка», «Юный эколог», «Зелёная лаборатория»

В рамках внеурочной деятельности учащиеся 5, 6, 7 классов занимаются в экологическом объединении и экологических клубах районной библиотеки «Юный эколог», «Юный краевед», «Экознайка». С Программой и Положением о деятельности школьного объединения можно познакомиться на сайте школы blgschool1.edu22.info в разделе «Воспитание», подраздел «Экологическое воспитание».

- внедрение в практику новых форм экологического образования учащихся

МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина успешно внедряет в практику новые формы экологического образования учащихся:

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

- осуществление сетевого взаимодействия с другими организациями в реализации экологической деятельности

В рамках реализации мероприятий по реализации программы экологического образования и воспитания учащихся школа взаимодействует с муниципальными и региональными организациями.

На уровне Благовещенского округа, Славгородского образовательного округа и Алтайского края педагоги и учащиеся школы сотрудничают со Славгородским детско-юношеским центром, Алтайским краевым детским экологическим центром (обучение учащихся в заочной экологической школе, участие в профильных экологических сменах).

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

- опытническо-экспериментальная, исследовательская, проектная  деятельность учащихся

Важнейшим  звеном в трудовом обучении и экологическом воспитании школьников является учебно-опытный участок, так как он содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры школьников, развития навыков научно-исследовательской работы. Здесь учащиеся приобретают трудовые навыки и умения, получают практическое представление о профессии овощевода, цветовода-декоратора, ландшафтного архитектора, а физический труд на свежем воздухе укрепляет здоровье.

На пришкольном участке проводится опытническо-экспериментальная работа по следующим темам:

1. «Влияние пикировки на рост и развитие цветочно-декоративных культур»;

2. «Пасынкование как один из способов ускорения созревания плодов томатов»

Учебно-исследовательские проекты по исследованию химического состава и свойств воды Благовещенского водохранилища, исследование выхлопных газов автомобилей и их влияние на окружающую среду, роль СМИ в экологическом информировании населения были представлены на школьной Конференции проектно-исследовательских работ научного общества учащихся (НОУ) МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина в апреле 2017 года.

- наличие экологических объединений учащихся

Учащиеся из экологического объединения «Юный эколог» - постоянные участники конкурсов, акций, конференций, проектов и других мероприятий экологической направленности. Деятельность объединения осуществляется на основании Положения о школьном экологическом объединении и Программы экологического воспитания и обучения школьников, познакомиться с которыми можно на сайте школы в разделе «Воспитание», подраздел «Экологическое образование».

Работа экологического объединения «Юный эколог» организована через совместную деятельность учащихся 5-7 классов. Сотрудничество обучающихся разного возраста позволяет решить разные задачи:

  1. Создать условия для обучения учащихся всех возрастов основам того, как оберегать окружающую среду, как её сохранять и восстанавливать.

  1. Создать условия для активной творческой и учебно-исследовательской учащихся 5 – 9 классов.

  1. Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.

  1. Способствовать созданию условий для ежедневного общения детей с естественной природной средой.

  1. Организовывать экскурсии по Благовещенскому заказнику, на озеро Кучукское и Кулундинское с целью изучения видового разнообразия природы района.

  1. Разрабатывать беседы экологического содержания для проведения просветительской работы.

  1. Организовывать конкурсы заметок, сочинений, стихотворений, рисунков, фотографий по обсуждаемым событиям экологического характера, по результатам экскурсий и к значимым экологическим датам и событиям.

  1. Вести учебно - исследовательскую и проектную работу.

     Формирование разновозрастного коллектива объединения способствует развитию коммуникативных качеств личности учащихся, учит строить отношения сотрудничества. Интересные и разнообразные формы работы делают самореализацию учащихся успешной, помогают формировать экологическое мышление и позитивное отношение к себе и окружающему миру в целом. Созданы и осуществляют свою деятельность новые экологические клубы «Юный краевед», «Экознайка»

- создание и использование в образовании учащихся школьных заказников, учебных экологических троп, памятников природы

Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа «Понимать, любить и беречь родную природу» - это место приобретения знаний и пропаганды правильного поведения в природном сообществе. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. На прогулках по экологической тропе дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют рассказы по своему рисунку. Огромное  значение в экологическом воспитании детей педагоги школы придают проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие.

Эстетичный дизайн объектов по маршруту тропы в колорите сельской местности с изготовленными на уроках технологии резным колодцем, плетнем и декоративными клумбами, не только позволяет школьникам познакомиться с разнообразием лекарственных растений, произрастающих в Благовещенском районе, но и способствует воспитанию эстетического вкуса.

В текущем учебном году планируется увеличение протяженности маршрута по близлежащему парку и Аллее, посвященной победе в ВОВ.

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

- пропаганда экологических знаний (наличие в школе музея или уголка природы, работа лекториев, клубов, театров, кружков, агитбригад и др.)

В рамках реализации проекта «Школьный двор - уголок Алтая» совместными усилиями педагогов, учащихся и родителей создан школьный природный уголок   в деревенском стиле с многообразием лекарственных растений. Фотография объекта есть в приложении к материалам.

Учащиеся из объединения «Юный эколог» занимаются просветительской работой, организовывая вместе с педагогами лектории и воспитательные мероприятия для учащихся школы.

Волонтерское объединение под руководством педагогов школы оказывает помощь в тех местах в районе, где неблагоприятная экологическая обстановка.

Агитбригада «Время», основным предметом деятельности которой является пришкольный участок, ежегодно становится победителем или призером муниципального конкурса производственных агитбригад с наибольшим количеством грамот в личном зачете.

- организация эколого-педагогического просвещения родителей, включение родителей в образовательно-воспитательный процесс

Реализация проектов МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина была бы не такой масштабной без помощи родителей, которые всегда принимают активное участие, оказывая практическую и организационную помощь. Ежегодно изготавливается большое количество кормушек и скворечников. Родители оказывают помощь в организации экскурсий и поездок, подготовке и проведении субботников, в облагораживании огромной школьной территории. Родительский комитет и Управляющий совет школы отзываются на предложения педагогов в любой сфере, в том числе экологического воспитания, с большим энтузиазмом. Совместная деятельность школьников и их родителей положительно отражается на укреплении взаимоотношений в семье, установлении взаимопонимания и отношений сотрудничества.

- описание проекта (проектов), в котором (которых) достигнуты наилучшие результаты, и образовательная организация готова распространять свой положительный опыт

1. Акция «Поможем зимующим птицам».

Цель акции: привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей и видового разнообразия местной орнитофауны, развитие интереса к живой природе, воспитание  экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.

Задачи :

1.  Изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц фауны.

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

2. Ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.

3. Информировать учащихся школы о необходимости и правилах зимней подкормки птиц.

4. Изготовить и разместить  кормушки на пришкольном участке, в микрорайоне школы.

5. До конца зимнего сезона ухаживать за кормушками и добавлять в них корм.

Актуальность: Зима – самое трудное время года для птиц. Немногие из них доживают до весны. Сердце маленькой птахи бьется с частотой 460 ударов в минуту, что в 7 раз больше, чем у человека. Такой интенсивный расход энергии требует ее непрерывного пополнения за счет постоянного питания калорийной пищей.

 Но корм для птиц в зимнее время становится малодоступен из-за глубокого снега. Да и день короток. За несколько часов нужно найти достаточно пищи, чтобы хватило на долгую холодную ночь. И непременное условие – наедаться досыта нужно каждый день. Голодать птицы не могут! Для маленькой птички сутки без пищи – все равно, что для человека – месяц.

Мы можем помочь птицам, создав необходимые условия для их подкормки. Чтобы привлечь внимание людей к заботе о пернатых в зимнее время школьники из экологического объединения «Юный эколог» под руководством педагогов организовывают и проводят ежегодно с ноября по март акцию «Покормите птиц зимой!». Это мероприятие уже стало доброй традицией для нашей школы. В этом году в нём приняли участие более 50 человек. Это учащиеся и члены их семей.

Результаты: В рамках акции была организована «Птичья Столовая» в окрестностях школы, в которой размещены 42 кормушки, и проведены несколько календарных мероприятий:

1. Игровые мероприятия «Зимующие птицы» для 5-6 классов

2. Конкурс кормушек для учащихся 1-7 классов

3. «Птичья викторина»

4. Конкурс фотографий и рисунков «Зимующие птицы»

5. Конкурс стихотворений «Покормите птиц зимой» для учащихся 5 классов

2. Проект «Экологическое воспитание. Роль СМИ в экологическом информировании населения»

Цель: формирование основ экологической грамотности у учащихся.
Задачи проекта:
- найти и изучить литературу по вопросам экологического информирования;
-вывести основные принципы экологического информирования;
-рассказать о значении природы для человека и важности экологического информирования;
-рассказать об источниках экологического информирования;

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина


-провести мероприятия экологического воспитания;
-обработать результаты и сделать выводы.

Объект исследования: учащиеся школы.
Предмет исследования: экологическая информированность

Источники экологического информирования

Экологическая информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от формы их предоставления, освещение экологической ситуации в населенном пункте.

Источники экологической информации могут быть классифицированы на :

  • имеющие государственное значение (государственные кадастры природных ресурсов);
  • формально не относящиеся к ресурсам, имеющим государственное значение, но представляющие большую общественную и государственную значимость с точки зрения определения экологической информации (информация Национальной системы мониторинга окружающей среды);
  • информационные ресурсы, содержащие экологическую информацию и имеющие значение для юридических и физических лиц (данные, полученные в результате контроля в области охраны окружающей среды).

Такое деление позволяет сориентировать пользователя экологической информации в поиске информационных ресурсов и субъекта, ответственного за формирование и использование данного ресурса.

Предоставление экологической информации конкретно в нашем поселке может быть осуществлено в районной библиотеке, куда поставляются такие газеты, как «Природа Алтая». Также в районной газете «Родная сторона» периодически появляются статьи на тему экологии.

3. Учебно- исследовательская работа  «Автомобиль - твой друг!?... »

Цель исследовательской работы:  

Оценить, степень влияния автомобильной дороги на жизнь и здоровье учащихся школы

Задачи исследовательской работы:

  • познакомиться со спектром вредных воздействий автомобильного транспорта, изучив соответствующие  источники литературы;
  • изучить планировку пришкольной территории и рассчитать ее удаленность от автомобильной дороги;
  • изучить состояние зеленой защитной полосы пришкольной территории;
  • провести опрос учащихся об их отношении к автомагистрали;
  • сделать выводы, дать рекомендации.

Актуальность работы

             Сегодня мы много говорим об охране окружающей среды. Каждый понимает это по - своему.  Автомобиль стал в наше время не роскошью, а

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

средством передвижения и мы уже просто не представляем свою жизнь без автомобилей. А автомобили, как известно, являются самыми главными «загрязнителями» окружающей среды.  Мы решили рассмотреть, как же проезжающие мимо школы автомобили влияют именно на наше здоровье, на здоровье учащихся нашей школы. Выбранная тема очень актуальна, еще и потому, что 2017 год объявлен годом экологии. Данная проблема достаточно хорошо освещается в средствах массовой информации, но одно дело, когда мы слышим о том, что происходит где - то и с кем-то и то, что происходит именно с нами.

Исследование территории школы

Территория школы занимает жилой квартал. Рядом с нашей школой проходит 4 улицы (улицы Ленина, Комсомольская, переулки Школьный и Чапаевский), по которым открыто автомобильное движение (имеются ограничения только в движении грузовых автомобилей)

Исследование проезжей части пер. Чапаевский

Результаты исследований проезжей части  показали:

1) Ширина проезжей части переулка Чапаевский составляет 6,5 м
2) Движение двустороннее
3) Светофоры отсутствуют.  

4) Средняя интенсивность движения в среднем 22 транспортных ед/ч (местом наблюдения была выбрана входная зона школы)

 5)В утренние, обеденные и вечерние часы здесь можно наблюдать достаточно интенсивное движение автотранспорта. Напротив входа в школу стоят знаки «ограничение скорости движения до 20 км/ч», а так же имеются две искусственные неровности, на которых водители снижают скорость до минимума.  Как известно, автомобиль на малых оборотах потребляет большее количество топлива, а следовательно и выброс в атмосферу отработанных газов значительно больше. Выбросы при малых скоростях движения автомобилей и торможении в 3–5 раз больше, чем при больших скоростях.

Исследование снежного покрова на территории школы

У нас, к сожалению, нет возможности исследовать состав воздуха с помощью специальных реактивов, поэтому мы воспользовались другими методами.

Снег – один из наиболее информативных и удобных индикаторов загрязнения воздушной среды. На его запыленность оказывают влияние природные факторы и особенно ветровой режим. После появления устойчивого снежного покрова стеклянной трубкой мы отбирали пробы по всей глубине снежной толщи. Таких проб брали 4, через каждые 20 м (у проезжей части и на протяжении дорожки, ведущей к центральному входу в школу). Пробы помещали  в полиэтиленовый пакет, а в помещении давали снегу растаять. Даже на глаз видно, что растаявшая вода имеет разную степень прозрачности  и консистенцию.

Весь объем растаявшего снега фильтровали через предварительно взвешенный фильтр, который после высушивания также взвешивали. Разница в массе показала пылевое загрязнение снега. В 48 м от входа в школу находится служебная стоянка для автомобилей работников школы. В холодное время года автомобили работают в режиме автопрогрева, однако юго- западный ветер относит выхлопные газы и они, практически не доходят до входной зоны школы.

Исследование зеленых насаждений на территории школы

Значительную роль в нейтрализации и ослаблении негативных воздействий выхлопных газов на наш организм играют зеленые насаждения.  

Исследование территории школы показало:

На территории нашей школы произрастают более 200  деревьев и кустарников. Ширина защитной полосы на границе территории школы составляет около 3 метров, а у центральной аллеи 6 м. Расстояние между мелколиственными деревьями составляет 1,5, а между широколиственными-3 м. Расстояние от проезжей части до входа в школу- 78м. (приложения 15-18). Выявили, что из произрастающих на пришкольной территории деревьев наибольшее количество вредных веществ улавливает береза (32 кг в год, липа-26 кг в год, дуб-24 кг в год, рябина-212 кг в год, ель-17 кг в год, вяз 11 кг в год).

Вывод: Мы понимаем, что количество автотранспорта в  стране, и  в мире будет увеличиваться, ведь автомобиль – это не роскошь, а лишь средство передвижения. Но если человек не будет задумываться об ответственности за окружающую среду, то может наступить экологический кризис.

Благодаря тому, что школьный двор имеет такие большие размеры и на пришкольной территории произрастает большое количество зеленых насаждений, выхлопные газы автомобилей, движущихся мимо территории школы, практически не оказывают вредного влияния на здоровье учащихся нашей школы. Однако, в связи с ремонтом изгороди, дорожек на пришкольном участке и благоустройством территории в  прошлом году было выпилено много тополей, а тополь лучше других деревьев поглощает вредные вещества, образующиеся при сгорании топлива, хотелось бы хотя бы частично восстановить зеленые насаждения.

Реализация данного инновационного проекта позволила:

  • расширить наши знания о взаимодействии общества с природными системами;
  • способствовала приобретению опыта принятия  решений по реальному вкладу в изучение и охрану местных экосистем;
  • позволила нам познакомиться с основными энергосберегающими процессами, технологиями;
  • дала возможность пропагандировать экологические и энергосберегающие идеи среди сверстников, взрослых, старших товарищей.
  • почувствовать свою значимость.

4. Учебно-исследовательская работа «Воду нашим потомкам»

Цель исследования: выяснить, действительно ли в р.п. Благовещенка ощущается нехватка пресной воды и разработать меры по сохранению ее для наших потомков.

Задачи:
1. Найти и обобщить известные науке факты о воде.

2. Выяснить источники пресной воды в р.п. Благовещенка.

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

3. Оценить состояние этих источников.

4. Провести доступный анализ пресной воды из возможных источников.
5. Выяснить, на какие нужды население больше всего расходует воду.

6. Разработать рекомендации для учащихся школы по сохранению пресной воды, чтобы обеспечить в будущем наших потомков.
Практическая значимость работы, актуальность

 Вода является источником всего живого на Земле. Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. А дефицит пресной качественной воды с каждым днем накрывает все большее количество районов Земли. Согласно имеющимся оценкам, в середине двадцать первого столетия уровень потребления воды во всем мире должен превысить ее естественное поступление. Это приводит к выводу, что, если человечество не примет меры, то будущим жителям планеты просто не хватит  пресной воды.

Прежде всего, ученица  поставила перед собой цель, выяснить какова ситуация с пресной водой в поселке, и пригодна ли она для употребления человеком.

Этой исследовательской работой ученица раскрыла  важную экологическую проблему, и призвала  учащихся  школы к ее совместному решению.

Гипотеза: в р.п. Благовещенка  последние годы обострилась проблема дефицита пресной качественной воды. Обеспокоившись выдвинутой гипотезой, необходимо было выяснить  мнение населения поселка по данному вопросу. Были составлены анкеты и  предложены учащимся школы. При анализе анкет сделаны следующие выводы:

  • большинство опрошенных посчитали, что в поселке не наблюдается дефицита пресной воды, но 39% учащихся все же согласились с выдвинутой  гипотезой о нехватке качественной воды;
  • количество потраченной воды семьями зависит от состава и от статуса каждого члена семьи;
  • бессознательно мы тратим воду, когда вдруг ломается кран.

Для того чтобы доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу, необходимо провести осмотр возможных источников пресной воды в поселке, оценить их состояние и предположить, как долго они смогут прослужить. Осмотр некоторых объектов этой схемы позволил сделать выводы о том, что скважина, трубы, да и сами объекты не являются показателями чистой питьевой воды.

В ходе исследований было обнаружено, что во время летнего сезона в поселке наблюдается спад напора воды. Суть проблемы в том, что с началом летнего сезона резко увеличивается потребление питьевой воды, используемой для полива приусадебных участков.

Следующим этапом работы стали элементарные исследования качества водопроводной питьевой воды и сравнение ее с данными воды из фильтра, из скважины частного дома и из альтернативного источника воды станции «Родник».
Были проведены 4 опыта, в результате которых 4 пробы воды сравнивались между собой и нормами СанПиН по показателям температуры, запаха, вкуса и

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

прозрачности.
В результате был сделан вывод: водопроводная вода не соответствует гигиеническим требованиям по всем четырем показателям. Вода из скважины частного дома также непригодна для употребления в готовом виде, а требует хотя бы минимальной обработки. Вода из альтернативного источника водоснабжения оказалась самой пригодной для использования.

На основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

  • выдвинутая гипотеза доказана. Проблема дефицита пресной воды в  поселке, действительно актуальна в последние годы;
  • при осмотре источников пресной воды выяснилось, что их санитарное состояние не соответствует нормам, а значит, вода не может быть использована населением для потребления;
  • проведённый доступный анализ пресной воды из четырех источников, подтвердил несоответствие водопроводной воды санитарным нормам по чистоте;
  • было выяснено, на какие нужды население больше всего расходует воду;
  • разработаны рекомендации рационального потребления воды и предложены учащимся школы.

- результативность участия детей, педагогов, организации в конкурсах разного уровня

Учащиеся и педагоги школы принимали активное участие в творческих и познавательных конкурсах:  

  • «Сохраним биосферу» - лауреаты и участник;
  • «Заповедными тропами Алтая» - лауреаты;
  • «Пришкольный участок» - победители;
  • Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии – победители и призёры;
  • Муниципальный конкурс производственных агитбригад – победители и призеры на уровне района;
  • Заочные предметные молодежные чемпионаты по биологии, географии - Федеральные и региональные победители и призёры;
  • По результатам обучения в краевой очно - заочной школе АКДЭЦ  учащиеся, успешно выполнившие контрольные работы, приняли участие в экологической экспедиции по заповедным местам;
  • Участники экологического диктанта с 5 по 11 классы;
  • Участники конкурса «Эколидер»;
  • Участники конкурса «Экоплаката»;
  • Участники проведения Всероссийских экологических уроков: «Разделяй с нами», «Тигирекский заповедник», «Хранители воды», «День Байкала», в рамках Зелёного движения «ЭКА» и Акции «Сделаем Вместе!»;

Методическое объединение учителей естественнонаучных дисциплин МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

  • Призёр (2 место) окружного этапа краевой олимпиады.

- методическое обеспечение современных направлений экологического образования, обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в эколого-образовательном процессе

Для реализации экологического образования и воспитания педагоги школы используют печатные и электронные образовательные ресурсы, в том числе и разработанные самостоятельно для проведения занятий и мероприятий:

- печатные издания:

  1. Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования: «Экология Алтайского края» для 5-9 классов.- Барнаул: АКИПКРО, 2007г
  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. - М.: Вента-Граф, 2007г
  3. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов «Экология животных», 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. - М.: Вента-Граф, 2007г

- электронные пособия:

 1. Мультимедийные компакт-диски:

- «Природа России». Изд-во межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения (КГПУ им. К.Э. Цикловского, МПГУ, МГУ им. М.В.Ломоносова), 2006.

- «Экология общий курс». Изд-во мультимедиа «Образ», 1998.

- Экология - «Умник» ООО «Физикон» 2008

- Занимательная экология -  «Диполь»2009

2. Видеодиски:

- «Эволюция животного мира  - ООО «Видеостудия »Кварт» 2009

- «Экологические факторы»- ООО «Телекомпания СГУТВ» 2005

-Экология XXXI век - ООО «Видеостудия «Кварт» 2008

-Экологический альманах: - ООО «Видеостудия «Кварт» 2008

-«Путешествие по Алтайскому краю» - Алтайский государственный краеведческий музей

3. Электронные уроки и тесты:

- «Взаимное влияние живых организмов», Просвещение «Медиа» 2009

- «Функции и среда обитания животных организмов», - Просвещение «Медиа»2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Анализ работы МБОУ БСОШ №1 им.П.П.Корягина Благовещенского района по экологическому образованию

Педагогический коллектив Школы здоровья МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина считает экологическое образование и воспитание одним из приоритетных направлений работы, так как формирование у детей ответственн...

"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....

Об итогах реализации инновационного проекта РИП МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина Благовещенского района

В 2015-2016 гг. в рамках реализации инновационного проекта «Профессиональный стандарт как инструмент мотивирования педагогических работников к повышению качества и результативности профессиональной де...

Отчет о проведении недели точных наук МБОУ БСОШ №1 имени П. П. Корягина р. п. Благовещенка Алтайского края 2019 – 2020 учебный год

Неделя точных наук  является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает ...

Организация экологического воспитания в МБОУ Калачеевская СОШ №1 им. С.А. Мостового

В данной статье рассказывается об организации экологического воспитания школьников в МБОУ Калачеевская СОШ №1 им. С.А. Мостового.Ключевые слова:экологическое сознание, экологическая культура,  эк...