РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Экологический следопыт»
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

Агапчева Раиса Емельяновна

Программа построена на основе общенациональных цен­ностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_sledopyt_5_klass.docx56.49 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Экологический следопыт»  

                                                     для обучающихся  5 класса

срок реализации -1 год

                                                                           

                       Автор: Агапчева Р.Е,

                                                                   учитель биологии и химии высшей категории

                                                   

                                                Пояснительная записка

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Экологический следопыт»  

составлена в соответствии с правовыми  документами:

- Конституция Российской Федерации  (Статьи: 42, 58);

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);

-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  до 2025 г.                   (Распоряжение Правительством РФ от 29 мая 2015г.);

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

- Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России/(А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков);-3-е изд.-М.: -Просвещение,2013 г;  

 -Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014 г;          

-Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;    

-Примерные программы воспитания и социализации обучающихся;  

-  Стратегия социально-экономического и социокультурного развития Самарской области (приоритетное направление «Образование»);      

-Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 28.12. 2013 г;  

-Указ  Президента  Российской Федерации от 30 апреля 2012 года  «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»;                                                                                        

-Закон Самарской области от 16 декабря 2013 года №109-ГД " Об экологичес-ком образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Самарской области».

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому образованию  составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Цели  внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Стратегические цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования, направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой-даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых -родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности: исследовательская работа,  деятельность редколлегии классной газеты, пресс-конференция, оформление информационного уголка класса, дискуссионный клуб, психологический практикум-тренин, ролевые ситуационные игры, просветительские проекты, заседания эно-клуба.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной и здоровьесберегающей практической деятельности.

Рабочая программа  строится с учётом следующих содержательных линий:

•  учусь экологическому мышлению;

•  учусь управлять собой;

•  учусь действовать, мои экологические проекты.

Содержание   работы   школы   экологической   грамотности структурировано в виде трёх разделов-модулей.

Раздел «Экономное потребление: учусь быть взрослым» направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всёммеру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.

Раздел «Экологическая безопасность в природной среде» направлен на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).

Раздел «Мой вклад в экологическое просвещение» является итоговым. В нём реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.

Описание места  курса в учебном плане

В   5-6   классах   начинается   серия  блоков  курса   внеурочной  деятельности   по  экологическому  образованию,   выстроенных последовательно на основе учебных задач, в соответствии с требованиями ФГОС, преемственно с экологической составляющей   базовых   учебных   предметов   основной   школы.  Учебные задачи, решаемые этим курсом, последовательно формируют у учащихся основы экологического мышления, экологическое   сознание,   умения   рефлексивно-оценочной и   экологически   ориентированной   практической   деятельности.

В 5-6 классах учащиеся знакомятся с экологическими опасностями в окружающем их мире, уроками прошлого по обеспечению здоровья и экологической безопасности, способами получения   информации,   возможностью   ее   использования в современном мире; способами работы с современной экологической  информацией  (о питании, жилище, транспорте и т. д.), её проверки на достоверность; учатся кратко представлять информацию своими словами в публичной форме (классная газета, урок, просветительские акции); разрабатывают проект ресурсосбережения. Создаются условия для того, чтобы ценность природы как источника удовлетворения материальных  потребностей  человека дополнилась ценностью духовных связей  с  ней,  потребностью в непрагматическом отношении к природе.

Содержание внеурочного компонента экологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.

В ходе освоения содержания базовых  учебных предметов начальной и основной школы у учащихся формируются элементарные представления об экологической нравственности как области экологически ответственного отношения к жизни во всех её проявлениях. Учащиеся осваивают ряд понятий, значимых для образования в области экологии и здоровья: «экосистема», «экологический фактор», «экологический риск», «экологическая безопасность», «экологическая культура».

Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции. Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.

Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в экологических ценностях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты предусматривают умения:

—  оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

—  позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

—  выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

—  демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

—  объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

—  представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

—  рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

—  находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

—  представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

—  пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

—  различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

—  называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

—  выполнять проект;

—  называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

—  позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

—  о научной области экологии, предмете её изучения;

—  о принципе предосторожности;

—  о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

—  об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

—  о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

—  о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

—  о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

—  давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

—  применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

—  устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

—  называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

—  приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Планируемые результаты изучения курса

  • Называть предмет изучения науки экологии.
  • Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».
  • Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.
  • Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.
  • Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).
  • В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.
  • Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек. 
  • Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.
  • Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
  • Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.
  • Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека. 
  • Называть цели просветительской работы и её формы.
  • Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.
  • Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.
  • Участвовать в просветительских акциях.

                                                     

                                                Учебно-тематический план

№ п/п

Название  разделов

Кол-во теорет.часов

Кол-во практ.часов

Экскурсии

1

Экономное потребление: учусь быть взрослым

5

8

2

Экологическая безопасность в природной среде

6

4

2

3

Мой вклад в экологическое просвещение

4

4

1

Всего:

15

16

3

                                            Содержание курса

Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым (13 ч)

Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,

художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, теологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.

Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды,   здоровья  человека  и   безопасности  жизни.  Хартия

Земли.

Формы организации внеурочной деятельности:

Исследовательская работа в библиотеке, Интернете.

 Киноклуб:   документальные   фильмы   о   Хартии   Земли. «Природа — наш дом».

Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде (12 ч)

Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.). Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической

культуры.

Формы организации внеурочной деятельности:

Практикум, демонстрационные опыты.

Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу», «Рысь        возвращается», «Рысь идёт по следу» режиссёра А. Бабаян.

Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.

Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение (9ч)

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.

Формы организации внеурочной деятельности:

Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).

Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой», (Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Универсальные учебные действия

дата

план

факт

Раздел 1. «Экономное потребление: учусь быть взрослым» (13 ч):

Тема №1   «Чувство меры как признак взрослости»   (6 часов)  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

1.

Земля – наш общий дом. Влияние космоса на Землю.

Личностные результаты предусматривают умения:

—  оценивать значимость для личности осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

—  позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

—  выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

Метапредметными результатами являются умения:

—  объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

—  представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

Предметными результатами являются представления:

—  о научной области экологии, предмете её изучения;

—  о принципе предосторожности;

          Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального      природопользования, чувства    меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия.

2.

Глобальные экологические проблемы. Определение географических координат районов Земли с экологическими проблемами.

3.

Места экологической опасности в  Приволжском районе. Работа с картой района.

4.

Строение Земли. Работа с пластилином.

5.

Хартия Земли. Общее знакомство.

6.

Основные принципы Хартии Земли.

Тема №2 «Ресурсосбережение, его виды» (7 часов)

7.

Ресурсосбережение. Виды ресурсосбережения.

Личностные результаты:

—  демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

—  рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

—  находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

—  представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

Предметными результатами являются представления:

—  об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

—  о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

—  о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

8.

Полезные ископаемые и их рациональное использование.

9.

Движения Земной коры. Техногенное выветривание горных пород.

10.

Рациональное использование водных ресурсов.

11.

Рациональное использование биологических ресурсов.

12.

Почвы и их рациональное использование.

13.

Деятельность человека для сохранения качества окружающей среды.

Раздел 2. «Экологическая безопасность в природной среде» (12 ч):

Тема №1 «Безопасность общения с природой для человека» (4 часа)

14.

Природа заволжского края.

Личностные результаты:

—  выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

—  демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе;

Метапредметными результатами являются умения:

—  объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

Предметными результатами являются представления:

—  о принципе предосторожности;

—  о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

15.

Заволжские  водоемы  

16

Состояние питьевых источников в с.Заволжье.

17.

Почвы Приволжского района т села Заволжье.

Тема №2 «Природа в жизни человека» (8 часов)

18.

Опасные для человека растения нашего края. Меры безопасного общения с ними.

Личностные результаты:

—  демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

—  называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

—  выполнять проект;

—  называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

Предметными результатами являются представления:

—  устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

—  называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

19.

Опасные для человека животные  нашего края. Меры безопасного общения с ними.

20.

Сохранение и укрепление психологического и нравственного здоровья человека в общении с природой.

21.

Звуки природы. Благотворное влияние определенных  звуков на здоровье человека.

22.

Красота природы в литературных произведениях и изобразительном искусстве.

23.

Природные ресурсы – источник духовных потребностей человека.

24.

Основные природные достопримечательности нашего края.  

25

Составление эколого -краеведческого экскурсионного  маршрута.  

Раздел 3. «Мой вклад в экологическое просвещение» (9ч)

Тема №1 «Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека»

26.

Правила экологически

 грамотного

поведения. Викторина.

Личностные результаты предусматривают умения:

—  оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

—  позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

—  выражать отношение к случаям экологического вандализма и пр.

Метапредметными результатами являются умения:

—  представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

—  пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

—  различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

—  называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

—  выполнять проект;

Предметными результатами являются представления:

—  называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

—  приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

27.

 Просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» ( Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран).

28.

Обсуждение фильма «Дом — свидание с планетой»

29.

Создание презентаций на тему: «Экологическая грамотность»

30.

Выпуск буклета «Наш дом – Земля»

31.

Подготовка к выступлению

32.

Выступление  на тему: «Экологическая грамотность»

33.

Итоговое

повторение изученного курса.

34

Экскурсия в природу

                        Материально-техническое обеспечение

Для организации курса требуется помещение и оборудование для просмотра фильмов (перечень фильмов, приведённый в программе, является примерным, он может изменяться или дополняться), помещение для тренингов, изобразительные инструменты и материалы.

Литература для учителя:        

Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.

Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрез-вычайных ситуациях / А. С. Гри¬нин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.

Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.

Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.

Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.

Кавтарадзе Д. N. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.

Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум,  1997.

Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: Тетра Системс, 2008.

Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1.

Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.

Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.

Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.

Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.

Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995.

Литература для учащихся:

Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Валент», 1995, 1997. - Ч. 1-3.

Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А..

Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: LINKA PRESS, 1996.

Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.

Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997.

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология.

Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. К. Е. Чижевский. - М.: ACT, 1997.

Для

 Интернет ресурсы

              metodpresscentr.ru/blog/fgos/174.ht...

              zavuch.info/methodlib/305/62258/

              do.gendocs.ru/docs/index-242154.htm...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Рабочая программа экологического кружка.

Экологический кружок"Зеленые спасатели"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...

рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...