Занятие «Простые энергетические решения против изменения климата»
план-конспект занятия по экологии (7 класс)

  1. Привлечение внимания  к  проблеме глобального изменения климата, возможным последствиям для Сургутского района, и практическим мерам для снижения выбросов парниковых газов.
  2. Справедливое отношение к животному и растительному миру
  3. Привлечение внимания   к  проблемам   использования   энергии,   экономии   энергии   и энергоресурсов, охране окружающей среды                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия «Простые энергетические решения против изменения климата»

Цель: изучить структуру бытового потребления  ресурсов и электроэнергии

рассчитать стоимость потребляемой электроэнергии

разработать рекомендации по экономии электрической энергии в быту и в школе

 Задачи:

 Создать условие для развития проектно – исследовательских навыков по сбережению ресурсов и энергии, воспитать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, вовлечь их и их родителей в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, поисково-эвристический, практический.

Тип занятия: комбинированный

Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point (слайд-фильм), «Опорные сигналы», (таблицы, схемы, шаблоны), опорные знаки, специальные задания, раздаточные материалы,
зарядные устройства и приборы с автономным питанием, фотоматериалы альтернативных энергосберегающих технологий.

Сроки проведения: 2 часа учебного времени

                                 Содержание  занятия

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Работа над  изучением нового материала:
  1. Экспресс-викторина                                                                                  
  2. Синоптическая почта «Новости статистики», Климат  Сургута                
  3. Выступления детей о справедливом отношении к животным и растениям                                                                                                                                                                       Электронные физминутки для глаз
  4. Исследования юных исследователей                                                                                          
  1. Итог занятия. Домашнее задание

                                         

                                          Реальные результаты:

  1. Привлечение внимания  к  проблеме глобального изменения климата, возможным последствиям для Сургутского района, и практическим мерам для снижения выбросов парниковых газов.
  2. Справедливое отношение к животному и растительному миру
  3. Привлечение внимания   к  проблемам   использования   энергии,   экономии   энергии   и энергоресурсов, охране окружающей среды;                                                                                          
  4. Умение рассчитывать стоимость потребляемой электроэнергии,
  5. Агитировать рекомендации по экономии электрической энергии в быту и в школе, вовлечь родителей в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению

  1. Умение работать в малых группах, уважительно относиться к мнению  одногруппников; прививать интерес к природе Земли в целом и родного края в частности; воспитывать бережное отношение к ней .                                                                                                      

                                                    Ход занятия

Организационный момент

Притча «Всё в наших руках» (педагог)

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все.  Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Наша же главная задача – найти простые энергетические решения против изменения климата. ( слайд №1) Много у него загадок и тайн. В дороге нас ждут испытания, преодолеть которые можно с помощью знаний, полученных на занятии. Задача эта будет выполнима в случае, если  усилия всех нас будут направлены в единое русло и из успехов каждого из нас сложится общий успех.
Звучит музыка «Пасмурно» Р.Паулса. На фоне музыки ученик читает стихотворение (опережающее задание): сл. Я.Шавловского, муз. М.Протасова (на экране слайды осеннего пейзажа)  (слайд № 2)                                                                                                                                      Педагог: какие прекрасные слова и музыка. И у нас за окном осень. Ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? ( О климате, погоде, о бережном отношении к животному и растительному миру). Также мы поговорим об энергосбережении. Итак, все готовы? Тогда в путь!

Экспресс-викторина (педагог)

1.Дать определение понятиям климат, погода.( Климат – это многолетний режим погоды. Погода- это состояние атмосферы в данном месте в данное время, )

2.Перечислите климатообразующие факторы, оказывающие влияние на климат нашей страны (географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, циркуляция, подстилающая поверхность).

3.Какие два элемента погоды наиболее влияют на формирование климата? (Климат это соотношение тепла и влаги, значит на климат влияют температура и кол- во осадков )

Педагог. Что может быть лучше экологичной солнечной панели, чем зелёное растение? Солнечные батареи можно изготовить дома из травы, учитывая строение органоидов клеток растений. Так что изготовление солнечных панелей из зелёных растений – это не бином Ньютона. Сегодня учёные надеются достичь хотя бы этого.                                                         Синоптическая почта (педагог)                                                                                                            И в почтовый ящик у твоей калитки                                                                                     Уронила осень                                                                                                                            Желтые открытки…                                                                                                                      Вот и в наш почтовый ящик пришли письма..

 «Климат  Сургута» (Курбанов Артём)( слайд №3)

Об экологической ситуации в г.Сургуте можно говорить, как об относительно удовлетворительной, так как в большинстве случаев не наблюдается значительного превышения рассчитываемых коэффициентов. Это объясняется ещё и отсутствием в городе таких вредных производств, как каучуковой промышленности, химической промышленности, ядерной энергетики. Оставляет желать лучшего состояние почв города. Наблюдается сильное загрязнение свинцом, особенно в центральной части города, где сосредоточена огромная часть жилых построек. Для поддержания окружающей среды в нормальном состоянии необходимо принимать мудрые управленческие решения и предпринимать конкретные действия. В первую очередь нужно озеленять город, ведь кислород, вырабатываемый растениями, дает жизнь всему живому, поглощение углекислого газа очищает атмосферу, а значит и уменьшает риск заболеваемости населения. Растения укрепляют почву и препятствуют перемещению загрязняющих веществ в ней. Немаловажная функция - шумозащита. Наряду с озеленением нужно вынести за пределы городской черты, ещё существующие здесь промышленные зоны, направить основные транспортные потоки как можно дальше от жилых застроек, нормировать выбросы предприятий и автотранспорта.                                                                                                                           «Новости статистики» (Юнусов Эльвир)  (слайд № 4)                                                                                                                                                                                                                                               Педагог: Сегодня человечество стоит перед выбором: так же безумно, как и раньше, тратит ограниченные ресурсы, чтобы в один  “прекрасный день” исчезнуть навсегда из-за экологической катастрофы. Или изменить свое отношение к приоритетам развития в целом, обернуться вокруг и осознать, что человек не один на этой Земле, что необходимо справедливо относиться не только  своим близким, но и к своим далеким потомкам, и к животным и растениям.                                                                                                                                       Иванова Алина  «Каждая бездомная собака шепчет про себя молитвы»  (слайд № 5)                                                                                                                                                                                           Хозяева бездомных собак, как вам живётся? Вы спите в тёплой постели, когда ваша собака где-то на улице мёрзнет, вы едите, что душе желается, когда вашей собаке кто-то подкинет еду, а кто-то до потери крови поиздевается, вы отмечаете праздники, а ваша собака, холодная, голодная, согбенная, больная, молится за вас. Потому что верная она…

Педагог:

   - Устойчивое развитие и разумное использование ресурсов – воды, нефти, газа, являющихся источниками тепла и электричества, - это основа безопасности планеты и живущих на ней людей. Однако насколько успешно эти концепции будут реализованы, зависит от каждого человека в отдельности(слайд № 6).                                                                                                                                      

Земля – это остров, с которого нам некуда бежать. Давайте же строить на ней жизнь в гармонии с окружающим миром!

 Юнусова Диана «Как оно жить ради других» (слайд № 7)                                                                                                                                      

На земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Природа создала  бесчисленное множество совершённых форм, наделив свои прекрасные творения тончайшим благоуханием.. Каждый , кто любит цветы, общается с ними, -поэт душой. И мне очень повезло: я работаю в соавторстве с самым великим и добрым художником - Природой. И это большое счастье. У нас очень много комнатных цветов, с любовью ухаживаю за ними. Когда надолго отлучаемся, я сильно за них переживаю.

…Недавно возвращаясь со школы, возле мусорного ящика вижу,  большие комнатные цветы мёрзнут, их хозяева беспощадно выкинули из-за суеверий,… Правда, как жестоко!!! Ведь цветы, подобно людям, дышат, живут, не умеют защититься, а хозяевам ничего не стоит просто так выкинуть умирать на улицу.

                                                                                                 

Педагог: Каждый из нас должен осознать, как оно жить ради других.                                                    А теперь поговорим о необходимости энергосбережения. Польза электрического тока несомненна. Трудно представить жизнь современного человека без электрического тока, поэтому его нужно беречь. Школы — серьезные потребители энергии: и электрической, и тепловой. Почти все учебные здания строились в советское время, когда об экономии задумывались немногие. В итоге «классное» тепло стоит особенно дорого. И сохранить его непросто — прежние технологии не учитывали проблем энергосбережения. Меж тем экономия энергии способствует существенному сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. А вот это сделать,  нам надо учиться.  Поэтому мы сегодня на занятии изучим структуру бытового потребления электроэнергии. Рассчитаем стоимость потребляемой электроэнергии, разработаем рекомендации по экономии электрической энергии в быту и в школе. Для этого проведём следующие исследования.  (Опережающие задания)

Электронные физминутки для глаз (слайд № 8)                                                                                                                                      

Провести исследование №1: (слайд № 9)                                                                                                                                      

Какие приборы работают у вас дома от сети и потребляют электрическую энергию?

Подсчитайте, сколько раз в неделю у вас дома используется каждый электроприбор.

Рассчитайте в соответствии с приведенной таблицей количество потребляемой электроэнергии в день, неделю (таблицу составляете сами).

Предложите способы уменьшения потребления электроэнергии в домашнем хозяйстве.

Предлагаем каждому члену команды вместе с родителями составить «Энергетический паспорт своей квартиры»; узнать, сколько электроэнергии расходует ваша семья в сутки, и всегда ли это оправданное использование.

Для составления паспорта заполните вместе с родителями Таблицу 1. Внесите в таблицу все электрические приборы, которые вы используете дома. Мощность прибора указана в его паспорте или на самом приборе. Для электроприборов, которые вы не используете ежедневно (например, стиральная машина), рассчитайте среднее время работы в сутки.

Израсходованная энергия рассчитывается так: Энергия = мощность × время работы

Таблица 1. Характеристика электропотребителей .( слайд № 9 - №16)

                                                                        

Посчитайте количество электроэнергии, израсходованной в среднем каждым членом вашей семьи в сутки, за неделю, месяц. Посчитайте, сколько стоит в рублях эта электроэнергия, стоимость 1 кВт. Ч рассчитайте по квитанции на оплату электроэнергии.

Обсуждение результатов.

Обсудите данные, полученные каждым участником команды.

Вычислите среднее количество электроэнергии, израсходованное одним человеком в сутки, неделю.

 Выступление Никиты (слайды № 10 - 12)                                                                                                                                      

Без электричества нельзя представить современную жизнь. Вырабатывается электричество на электростанциях специальными машинами - генераторами.

Ну, какой же дом без света, тепла, исправной работы тепловых приборов, механизмов? А все это энергетика. Когда есть уголь, нефть, дрова, то все хорошо. Но в 1973 году на страны Запада обрушился  энергетический кризис. В начале 90-х годов, после распада Советского Союза, в еще более тяжелом положении оказались некоторые бывшие советские республики. В Вильнюсе, Ереване и других столицах свет и горячую воду стали подавать в дома на несколько часов и даже не каждые сутки. Люди бросились в ближайшие скверы и парки, чтобы добыть хоть небольшую вязанку хвороста для того, чтобы отопить жилье и приготовить пищу.

В тот момент люди, может быть, впервые стали осознавать ограниченность запасов природного топлива. Статистики подсчитали, что если расход каменного угля, нефти, природного газа будет таким, как теперь, их может не стать на Земле уже в первой половине 20 века. Поэтому уменьшение количества потребляемой энергии и энергосбережение в промышленности, домах и квартирах - очень важный вопрос для всех нас.                                                                                                              Посчитайте, сколько стоит в рублях эта электроэнергия.                                                                      

Провести исследование№2:  (слайд № 13)                                                                                                                                                                                                                                                       Измерьте температуру в кабинете до заклейки окон и после. Тоже сделайте дома. Данные сравните.                                                                                                                                                             Запишите, какие мероприятия для утепления жилищных помещений вы знаете, какие проводите дома.                                                                                                                                                          Составление экологического паспорта кабинета.                                                                           Экологическая оценка кабинета.

Выступление Серёжи  (слайды № 14 - 16)                                                                                                                                                                                                                                                        Известный латвийский ученый - энергетик академик Карл Плауне сравнивал нашу планету с домом, в котором несовершенно спроектировано отопление. В одних помещениях жара, а в других холод. А естественная отопительная система - «теплые морские и воздушные» течения - чрезмерно опекают одни края и обходят другие. «Топливные склады» этого дома - залежи угля, нефти и газа - расположены очень неравномерно: например, в Тюменской области целые моря нефти и газа. Мы считаем, что чем бережнее мы будем использовать энергоресурсы, тем богаче будет наше государство, а значит, и все мы.

         

Провести исследование№3: (слайд № 17)                                                                                                                                                                                                                                                       

Определите, сколько раз в день вы используете воду. Для чего? Данные запишите в таблицу. Попробуйте во второй колонке определить, сколько вы потребляете воды в день.

Определите, в каких случаях в вашей семье к экономии воды относятся халатно?

Предложите мероприятия по экономии воды.

Потребление воды в домашнем хозяйстве.

Выступление Мурада  (слайд № 18)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Вода - одно из самых замечательных чудес природы. В стакане чая -вода, в арбузе - вода, даже тело человека на 3/4 состоит из воды. Можно сказать: где нет воды, там нет жизни.

Лет 20 назад недоумения вызывали сообщения о том, что где-то обычную питьевую воду продают в бутылках. Сегодня эта ситуация не удивляет никого. О грядущей нехватке воды ученые предупреждали давно. Человечество уже начинает ощущать эту нехватку. 80 стран мира испытывают острый недостаток воды. Отсрочить водяной кризис может только бережное, экономное отношение к воде. Экономия должна быть во всем, начиная с рационального использования воды в быту до обращения к водосберегающим технологиям в промышленности и сельском хозяйстве. Нельзя экономить только на питье воды. Без определенного ее количества человек просто не сможет жить. Мы призываем всех экономить воду, так как без чистой воды немыслима здоровая жизнь на Земле.

Итог занятия:  Повторение мероприятий по экономии электроэнергии, по экономии тепла, по экономии воды.   ( слайды № 19-23)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Домашнее задание:

- Загадала я желание, сможете вы его выполнить? От всей души желаю, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильным впечатлением от взгляда бездомного щенка, котёнка, от вырубки ёлки, от одинокой, беззащитной фигуры старика, от  неразумного потребления электроэнергии, от магнитиков на счётчиках, от впустую льющейся воды из-под крана…

Сможете выполнить моё желание? Молодцы! (слайд № 24)                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Простые энергетические решения против изменения климата» МБОУ ДОД «Фёдоровский Дом детского творчества Машакова К. Б.

Слайд 2

Климат Сургута Месяц Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год Абсолютный максимум 3 °C 5 °C 10 °C 23 °C 32 °C 34 °C 34 °C 30 °C 27 °C 21 °C 8 °C 3 °C 34 °C Средний максимум -17 °C -15 °C -7 °C 3 °C 10 °C 19 °C 26 °C 14 °C 8 °C -1 °C -12 °C -19 °C -2 °C Средняя температура -21 °C -19 °C -12 °C -2 °C 6 °C 14 °C 17 °C 14 °C 8 °C -1 °C -12 °C -19 °C -2 °C Средний минимум -26 °C -25 °C -19 °C -9 °C 0 °C 8 °C 12 °C 10 °C 4 °C -5 °C -17 °C -24 °C -7 °C Абсолютный минимум -54 °C -55 °C -49 °C -40 °C -22 °C -7 °C 0 °C -4 °C -11 °C -31 °C -47 °C -55 °C -55 °C Норма осадков 19 мм 17 мм 19 мм 24 мм 44 мм 61 мм 67 мм 68 мм 62 мм 46 мм 30 мм 27 мм 484 мм

Слайд 3

«Новости статистики» Для того, чтобы вырастить 1 т пшеницы, расходуется 1500 т. воды. Для того, чтобы вырастить 1 кг хлопка - 10000 т. воды. Для того, чтобы изготовить 1 т бумаги - 250 т. воды. Если в школе или квартире будет гореть лампочка в 1 00 Вт на протяжении 10 часов, она израсходует столько электроэнергии, сколько понадобилось бы, чтобы выпечь 30 кг хлеба, или выплавить 100 кг чугуна. Затраты на энергию для ванны в 4 раза превышают затраты на душ. В холодную погоду 24 % тепла теряется через неутепленные двери и окна, 26% - через стены, 39% - через вентиляцию. -Наши теплотрассы теряют на своем пути к потребителю до 40 % тепловой энергии. - Для получения 1 кг пряжи расходуется до 200 куб. м воды. - Для получения 1 т капронового волокна (на комбинате г. Могилева) - 5600 т. воды . Знаете ли вы, что:

Слайд 4

«Каждая бездомная собака шепчет про себя молитвы..» «Каждая бездомная собака шепчет про себя молитвы В момент отчаянья, момент тревоги. Каждая сражается за жизнь, Теряя себя во тьме жестокой пыли… У каждой из них глаза в печали, Просят о пощаде.. «Просим вас, верните нас, Родные и любимые! Очень трудно нам без вас, Наши дорогие! Ваши верные друзья…» Долгие разлуки не залечат раны, А рубцом останутся в сердце навсегда!» «Собака дряхлая с печальным взглядом, Худа, бледна, но не озлобленна она. Совсем отжившая для света, На милосердие надеется она.»

Слайд 5

Природа и Мы - единое целое! Мы хотим, чтобы Природа и Мы стали единым целым! Давайте сохранять природу сейчас Дерево, трава, цветок, и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. И очень просим каждого из вас: В любое время, каждый раз Природу вы цените, И всё, что есть в ней ,берегите!

Слайд 6

Да, великие любители природы действительно согласно песне «превращают свою жизнь в цветы». Провести исследование №1: Наименование Количество, штук Суммарная мощность, кВт Время работы за сутки, час Электроэнергия израсходованная за сутки кВт.ч Электрическая мясорубка Соковыжималка Утюг Электрические лампы Холодильник Микроволновая печь Стиральная машина Пылесос Телевизор Компьютер Таблица 1. Характеристика электропотребителей

Слайд 8

Работая в кухне, не забудьте, пожалуйста : экономить до 20% энергии, используя крышки на кастрюлях и сковородах; включать только те конфорки плиты, на которые будете ставить посуду; дверцу духовки открывать только по необходимости; в процессе приготовления использовать минимальное количество воды; подогревать только необходимое вам количество воды; размер разогреваемой посуды должен соответствовать размеру «блина» электроплиты; экономить электроэнергию, доводя блюда до готовности на выключенной плите, которая еще долго сохраняет тепло.

Слайд 9

Провести исследование№2: Номер кабинета Площадь, м2 Объём, м3 Экологическая норма : Задание 1. Определение полезной площади и объёма кабинета 1. Измерьте с помощью рулетки длину, ширину и высоту кабинета. 2. Рассчитайте площадь пола и объем. 3. Определите площадь и объем в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест. 4. Полученные данные занесите в таблицу:

Слайд 10

Задание 2. Сделайте выводы о соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения

Слайд 11

Уважаемые дети, не забудьте, пожалуйста: выходя из кабинета на перемену, выключайте освещение в классной комнате; выключайте освещение в кабинете, когда достаточно солнечного света; при оформлении кабинета не ставьте на подоконники большие цветы – они закроют доступ части света; при оформлении кабинета не завешивайте окна длинным тюлем – он тоже поглощает часть световой энергии; закончив работу на компьютере, не забудьте его выключить; не включайте лабораторное оборудование без разрешения педагога и без надобности, выключайте его сразу после окончания работы.

Слайд 12

Провести исследование№3: Тип использования воды в домашнем хозяйстве Приблизительная оценка использования воды (в литрах) Количество использования в день Суммарный дневной объём в литрах Принятие душа Чистка зубов Стирка Умывание Туалет Мытьё посуды Питьё / приготовление пищи Мытьё полов Купание в ванной Влажная уборка Потребление воды в домашнем хозяйстве

Слайд 14

включайте свет в том случае, если вы в нем нуждаетесь; используйте лампочки различной мощности в зависимости от потребности; при покраске помещений используйте светлые тона красок (светлая стена отражает почти 85% падающего света); отдайте предпочтение покупке энергосберегающих лампочек; чаще протирайте лампочки и плафоны (при их загрязнении освещенность в квартире может снизиться на 10-15%). При использовании освещения в доме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений. Уравнение tgx=a"

Занятие проводилось в рамках программы ШТК по математике.  Презентация  выполнена в программе Смарт и демонстрируется на интерактивной доске.Архив содержит все необходимые материалы....

Изменение климата на Земле

В ходе работы предусмотрено.Изучение  теоретического  материала про парниковые эффекты, глобальное потепление, причины и последствия глобального потепления, изменение солнечной активно...

Глобальные изменения климата

Что же влияет на изменение климата сегодня?...

Cохраним климат с помощью простых энегретических решений

БОУ лицей № 389 «ЦЭО»Власова Ж.Е., Михайлова З.С. «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» ВведениеСреди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение которых обус...

Презентация "Изменение климата - внеси свои изменения"

В школе проведена презентация проектов «Изменение климата – внеси свои изменения». Учащимся 6, 7, 8, 10 классов были даны темы для проектов...

Простые энергетические решения против изменения климата.

Человек за все в ответе -Помни это, человек!(М. Дудин)Презентация занятия - соревнования, в игровой форме можно познакомить детей с проблемой водных ресурсов, правилами пользования водой в быту, охран...

Конспект занятия "Простой способ решения непростых неравенств "

Метод интервалов - наиболее удобный и универсальный способ решения любых неравенств. Он позволяет решать более сложные неравенства, у которых левая часть - многочлен любой степени, представляемый в ви...