Занятие экологического объединения по теме"Изучение физических и химических свойств почвы"
план-конспект по экологии

Макарова (Коряковцева) Анна Михайловна

Занятие первичного закрепления знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ekologicheskogo_kruzhka.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие Изучение физических и химических свойств почвы

Экологическое объединение «Живой мир»

Автор: Макарова Анна Михайловна

Педагог дополнительного образования МБУ ДОЦ «Созвездие»

Цель: Познакомить обучающихся с различными видами почв, их химическим и физическим составом

Задачи:

  1. Изучить химический, физический состав почвы;
  2. Научиться ставить цели опыта, определять порядок его проведения;
  3. Обобщать и делать выводы на основе результатов, полученных опытным путем
  4. Охарактеризовать почву как среду обитания живых организмов и их приспособленность к жизни в почве

Оборудование: компьютер, презентация, дидактические материалы,справочники, комочки почвы, стакан с водой, стекляная палочка, лист фильтрованной бумаги, стекла для опытов, микроскоп, спиртовка, спички.

Методы: лекция с элементами беседы, исследовательская работа, индивидуальная и работа в группах.

Ход занятия

  1. Создание эмоционального настроя. Введение в работу.

Звуки природы. 
2. Постановка проблемы (разгадывание загадки) актуализация личностного смысла школьников к изучению темы занятия.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ногами,
Каждый хочет растоптать,
а я с подарками опять.
(Земля)

3.   Поиск решения проблемной ситуации по исследованию проблемной ситуации.
Что Вы знаете о почве?Давайте сформулируем определение слова почва (отвечают  на вопросы, дают определению понятию почва).

Мозговой штурм

  1. Почва-это верхний плодородный слой земли. - - Рассмотрите образцы почвы.
    - Какого она цвета? ( темная)
    - Что вы в ней видите? ( остатки сухих листьев, палочки, траву)
    - Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.

  2. Рассказ учителя ( лекция с элементами беседы)

Сообщения учащихся. Презентации


Исследовательская работа. Инструктаж.

Выполнение опытов

Опыт 1.
Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? ( из почвы идут пузырьки). Какой вывод можно сделать? Правильно , в почве есть воздух . Он помогает корням растений дышать. Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.
Опыт 2.
- Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы и сильно сожмем.
Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? ( влажное пятно). Откуда взялась вода? Какой вывод можно сделать? Правильно, в почве есть вода.
Вода – вещество, необходимое для жизни растений.
Опыт 3.
- А сейчас давайте посмотрим , что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? ( мутная). На поверхности- мусор. Останки листьев, насекомых. Что вы видите на дне стакана? ( на самом дне видны песчинки. А сверху глина) . Какой вывод можно сделать? ( в состав почвы входит песок и глина).
Песок- хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду.
Опыт 4.
- Следующий опыт вам продемонстрирую я.
Нагреем немного почвы над огнем. Что вы видите и чувствуете? ( над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
Это сгорает перегной- органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
- Итак, что еще содержится в почве ( перегной).
Опыт 5.
- Возьмем несколько капель воды из стакана, в котором находилась почва и поместим эту воду на стекло. Подержим над огнем стекло. Вода испарилась. Что вы видите на стекле? ( белый налет).
- Кто догадался, что это? Правильно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям.
Итак, в почве содержатся соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов. Вот проделав опыты, мы узнали много нового о почве своего родного края.

4. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. 
Работа с терминами
1) Одна из составных частей почвы. (Песок)
2) Верхний пласт земли, на котором растут растения. (Почва)
3) Почва медленно пропускает воду, если в ней есть…(глина).
4) Что вы выявите в почве, когда бросите ее комочек в стакан с водой? (Воздух)
5) растительные и животные останки, которые перегнили. (Перегной)
6) жидкость, которая входит в состав почвы (Вода)
7)Главный признак почвы (Плодородие)

5. Рефлексия  деятельности. Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. мне захотелось…

Вы ребята молодцы, все хорошо потрудились, мы сегодня были с вами настоящими исследователями мира.

Дополнительные задания:

1.Загадка: Он носит поясок,

Хотя без рук, без ног.

В земле живет

Когда ползет

Рыхлит ее и удобряет,

Так плодородье повышает.

(дождевой червяк).

Красивый темный жук -

Помощник он и друг.

(жужелица).

  1. Ответь на вопрос… Что делают?

Дождевые червяки они рыхлят и обогащают почву кислородом.

Жужелица — рыхлит почву.

Бактерии — это маленькие организмы, которых можно рассмотреть под микроскопом, они делают почву плодородной. Как передвигаются — показать.

А теперь снова становимся большими и возвращаемся в нашу лабораторию.

Все растения приспосабливаются к разным почвам. Например: Сосна, ель — растут в песочной почве, потому что у них длинный корень, уходящий глубоко в землю, что бы добывать влагу и минеральные вещества и что бы удерживаться в этой песочной почве.

На огороде сажаем овощи в черноземную почву — так как у этих растений корни небольшие и все питание находится рядом.

В глинистой почве растут растения, но очень плохо, они чахлые, долго прорастают и такого урожая, как на черноземе не дают.

Черноземная почва — самая плодородная, но она истощается. А что нужно для того, чтобы она была плодородной? Удобрять. Чем удобряют почву? (навозом)

Нужно беречь и ценить чистоту земли — матушки, которая без всяких химических добавок веками отзывалась на труд крестьянина и кормила людей.

4.Вспомним народные изречения. Закончи фразу…

Земля — заботу любит.

Без хозяина земля — сирота.

Возвращая земле долг — будет толк.

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

Накорми землю — она покормит тебя.

В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

  1. Кроссворд (работа в группах)
  2. Сенкан

Учитель: В процессе хозяйственного использования почв происходит изменение их свойств. Поэтому за плодородием почвы необходимо вести строгий  контроль и охранять ее.

Я зачитываю высказывания. Девочки выбирают мероприятия проводимые человеком, которые плохо влияют на почву (нерационального природопользования) и делают шаг вперед. Мальчики выбирают мероприятия, которые способствуют сохранению плодородия почвы (рационального природопользования) и защищают ее от разрушения и тоже делают шаг вперед.

  • Внесение в почву органических удобрений.
  • Уничтожение естественной растительности при распашке и неумеренном выпасе скота.
  • Внесение в почву минеральных удобрений.
  • Дождевые и талые воды стекают по поверхности вспаханного поля.
  • Создание полезащитных  лесных полос.
  • Распашка больших площадей в степных районах Южного Урала, Поволжья.
  • Орошение почв.
  • В районах неустойчивого увлажнения проводят снегозадержание.
  • Выращивание много лет подряд одних и тех же  культур.
  • Восстановление земель нарушенных хозяйственной деятельностью человека.

Интерактивное упражнение. Практическое освоение материала – проектирование(формирование умений планирования деятельности; развитие умений воспринимать и  использовать информацию; закрепление пройденного материала).

Учитель: Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Он представлял собой приподнятую площадку, состоящую из насыпных почв различного цвета и происхождения [1].

– Что должен был означать этот памятник (ученики отвечают на вопрос с помощью учителя)?

  • Величие императорской власти.
  • Этот древний памятник представляет нам почву как символ плодородия.
  • Показывает почву как объект с весьма разнообразными свойствами.


Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы будем о них заботиться и проявлять доброту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии по теме "Железо: физические и химические свойства". 9 класс

Методическая разработка урока химии. Урок включает проведение лабораторной работы по изучению физических и химических свойств  железа  с использованием  электронных образовательных ресу...

Экологический проект по теме: «Изучение состава и свойств почвы приусадебного участка с целью создания экологически чистой территории»

Экологический проект создан ученицей 9 класса. Для изучения были взяты территории приусадебных участков. Цель: изучить почвы, познакомиться с методиками изучения и составить рекомендации....

Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"

Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"...

УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ " УГЛЕРОД: ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА"

КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ "УГЛЕРОД: ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА" К УЧЕБНИКУ  О.С,ГАБРИЕЛЯНА, СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению физических и химических свойств водных объектов

Материал содержит методики организации экологических исследований школьников по изучению водных объектов...

Интегрированный урок по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"

Интегрированный урок по географии и химии в 9 классе по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"...