Открытое внеклассное мероприятие "Земля - наш дом родной"
классный час по экологии (8 класс)

Сафронова Марина Вячеславовна

Форма: устный журнал

Цель: формирование представления об экологии и экологической ситуации в стране, в мире.

Задачи:

1) способствовать самовоспитанию аспекта «Я-концепции» - «Я-экологическое сознание»;

2) развивать познавательный интерес, творческие способности;

3) воспитывать чувство ответственности за окружающую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_zemlya-_nash_dom_rodnoy.docx43.23 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

  «Земля — наш  дом  родной»

Форма: устный журнал

Цель: формирование представления об экологии и экологической ситуации в стране, в мире.

Задачи:

1) способствовать самовоспитанию аспекта «Я-концепции» - «Я-экологическое сознание»;

2) развивать познавательный интерес, творческие способности;

3) воспитывать чувство ответственности за окружающую среду.

Оборудование:

1) компьютер, проектор, экран

2) листы формата А3 – 2 шт.

3) фотографии, вырезки из журналов с изображением природы в конвертах

4) фломастеры, выделители, маркеры

5) клей, ножницы

6) карточки «Ассоциации - экология» - 2 шт.

7) карточки «Ассоциации – экологическая катастрофа» -2 шт

8) карточка «растение или животное»

9) карточка «утверждения».

10) карточки «Ситуация - проба» - 10 шт.

11)смайлики

12)листочки

13) силуэт дерева из бумаги

Продолжительность: 45 минут

Прилагаемые материалы:

1) презентация «Земля — наш  дом родной»

2) песня «Раненная птица»

3) песня «Земля не спит»

4) Песня «Песенка друзей»

Структура  внеклассного мероприятия:

1. Введение в тему устного журнала

2. Раскрытие темы:

    2.1. Страница 1 «Экология»

    2.2. Страница 2 «Экологическая катастрофа»

    2.3. Страница 3 «Красная книга»

    2.4. Страница 4 «Наш корабль Земля»

    2.5. Страница 5 «Берегите природу!»

3. Подведение итога

4. Рефлексия

        

        Раскрытие содержания:

Введение в тему: Слайд 1. Сценка - Что это за планета?

- Ты, что не узнаёшь? Это же планета Земля!

- Ой, как жарко! Кругом пустыни.

- Русла рек пересохли, горные породы разрушены. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой земле.

- И небо. Какого-то темно- серого цвета.

- А это что за скелет?

-Это скелет единственного вида – человека разумного, который уничтожил сам себя и сделал свою планету безжизненной.

- Я помню, что раньше была Земля такой красивой: светило солнце, в голубом небе порхали птицы над чудесной планетой. Везде росли сказочные цветы, они мило улыбались прохожим, тянулись к солнцу изумрудные травы, в воде плескались золотые рыбки.

- На полях и в садах работал человек, а в свободное время пел и танцевал на полях, среди красивых белых берез.

- Интересно, как это он смог уничтожить такую красоту?

- Как, как! Благодаря своему бездумному, варварскому отношению к природе.

Учитель:   У каждого человека есть  свой дом. И большинство из нас старается сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: “Добрый день!”  

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на  нашем мероприятии?

 ( ответы ребят)

- Молодцы! Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе,  о нашем отношении к Природе. Это тема всегда актуальна. 2017 год объявлен годом экологии в России.

-  Цель нашего занятия:  выявить, какие экологические проблемы человечества окружают нас, каково ваше «Я» в сфере этих проблем и как мы  можем помочь решить их.

Для плодотворной работы мы разделились на группы.  Работа будет  проходить в виде устного журнала. (Дети заранее разделены на 2 группы)

- И так, начинаем путешествие по нашему журналу «Земля - наш дом родной »  (Слайд 2)           

2. Раскрытие темы.

2.1. Страница 1 «Экология» (белая страница)     (Слайд 3)

- Скажите, вам знакомо слово «экология»?

- Все ли знают, что означает это слово?

- Давайте проверим. Перед вами на столах карточки с изображением солнца, в центре которого написано слово «экология». Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? На лучах солнца запишите свои ассоциации.(Приложение 2)

Дети записывают ассоциации

- Что у вас получилось? Какие ассоциации вы записали?

- И так, что же такое экология? Кто знает?

- Экология - это греческое слово. Состоит из двух слов: «oikos» - дом, жилище, и «logos» - учение, наука. То есть это наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Впервые термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году.

- В настоящее время экологическая обстановка на нашей планете похожа на страшную картину, чему посвящена следующая страница журнала.

2.2. Страница 2 «Экологическая катастрофа» (черная страница)

(Слайд № 4)

- Вторая страница журнала   имеет чёрный цвет и называется «Экологическая катастрофа».

- Эпиграфом к этой странице я взяла такие слова:

Моя планета - человеческий дом

Ну, как ей жить под дымным колпаком.

Где сточная канава - океан.

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: “Больше не могу!”

- Скажите, а что такое экологическая катастрофа?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «экологическая катастрофа»?

- Запишите свои ассоциации на карточках с изображением тучи, в центре которой написано «Экологическая катастрофа» (Приложение 3)

Дети записывают ассоциации

- Итак, какие ассоциации у вас получились?

- Таким образом, мы можем сказать, что ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – это разрушительное воздействие на окружающую среду

- Давайте назовём, какие разрушительные воздействия происходят в наше время на окружающую среду, экологию. (Просмотр слайдов)

Дети перечисляют разрушительные воздействия (Слайд5-7)

  • загрязнение морей и океанов
  • выброс в воздух вредных веществ (котельные, автомобили, химические и ремонтные заводы, радиоактивные отходы)
  • пролив и утечка горюче-смазочных материалов
  • загрязнение почвы
  • истребление животных
  • вырубка леса

- Такие печальные картины мы можем видеть, после таких разрушительных воздействий.

 Выступление учащихся.

1 ученик Примерно сто лет назад академик В.И.Вернадский  предостерегал нас от этой беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и её богатствам, то результат может быть один – полное самоуничтожение человека. Человек месяц способен прожить без пищи, неделю без воды, а вот без воздуха всего минуты…

 2 ученик  Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. За последние  25-30 лет транспорт и промышленность съели столько атмосферного кислорода, сколько его не израсходовало человечество за всё время своего существования. Только углекислого газа ежегодно выбрасывается 5 млрд т, что может привести к потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня  Мирового океана.

 3 ученик  Возможные последствия такой катастрофы трудно себе даже вообразить. В тоже время леса – «легкие» планеты – вырубаются. Теперь леса занимают только чуть больше четверти территории суши. Каждый кубометр добытой древесины – это почти полтонны не извлеченной из воздуха углекислоты…

4 ученик  Каждый год в океан сбрасывается 320 млн. тонн железа, 6,5 млн. тонн фосфора, 2,3 млн. тонн свинца. Но опаснее всего, пожалуй, нефть и нефтепродукты, которые поступают из нефтяных скважин, танкеров, после аварий нефтеналивных судов. Одна тонна нефти покрывает тонкой плёнкой 12 км поверхности океана. Эта плёнка оказывает вредное воздействие на обитающих  Мирового океана.

Учитель Ребята, а какие же экологические проблемы существуют в нашем поселке? (Ответы детей) (Слайд 8)

Экологические проблемы нашего села можно свести к одному всем знакомому слову. Какому? «загрязнение». Загрязненные лесополосы, загрязненный воздух, загрязненная вода и почва.

Наше село не назовешь чистым по нескольким причинам: бытовые отходы, в том числе мусор разного происхождения жители нашего  села предпочитают сжигать, а это  приводит к попаданию в атмосферу вредных, часто ядовитых веществ. Поднятые в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. 

 Большую проблему в нашем селе представляют бытовые отходы. Жители нашего села сваливают мусор в овраг, в близлежащую лесополосу, в канавы, переулки, вывозят за деревню.

 Почва нашего села отравляется ядохимикатами. Ядохимикаты используют жители нашего поселка и  в борьбе с вредителями. Погибают вредители, но вместе с ним погибает и все живое.

 Но  в нашем селе чистоту мы всё же наводим . Каждую весну жители села выходят на экологические субботники и грязь, накопленная за зиму, вычищается, вывозится, сжигается. К сожалению, многие этим и ограничиваются.

- В результате человеческой деятельности уничтожается большое количество животных, растений. Поэтому в мире были созданы организации по их защите.

- Какие организации по защите и охране природы вы знаете?  (Слайд9-10)

- Самые известные это Всемирный фонд дикой природы, Гринпис и т.д. Появилась  Красная книга – перечень растений и животных находящихся под охраной.

2.3. Страница 3 «Красная книга» (красная страница) (Слайд 11)

- Именно защите и охране природы посвящена следующая, третья страница нашего журнала.  Эта страница имеет название «Красная книга»

 «Красная книга» – красная!

Значит природа в опасности!

Учитель показывает « Красную книгу».

- Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)

- В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.

- Каких вы знаете растений и  животных, занесённых в Красную книгу?

 ( ответы детей )

- А многих животных и растений этой книги можно скоро будет увидеть только на картинке (показываю и называю).

- Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

Показ слайдов с исчезающими видами животных и растений  (Слайды12-13)

- Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь.

  Кувшинка          Ветреница        Лебедь  

 Журавль-красавка         Бобр      Баран-аргали

  1. Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще   называют   “Лотосом Севера”. (Кувшинка)
  2. Редкий вид растения, части этого растения ядовиты. Время цветения – конец апреля – начало мая, совпадает с ветреной погодой. (Ветреница)
  3. Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове.

                                                                                            (Журавль-красавка)

  1. Водоплавающая птица необычайной красоты, которая в народе является символом верности.  (Лебедь)
  2. Животное, строящее свой дом под водой, делающий плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех. ( Бобр)
  3. Животное – обитатель высокогорного пояса, очень пугливого характера.  (Баран-аргали)

Тур “Логические цепочки”

Каждая команда получает по таблице, в которой к определению левого столбика надо подобрать правильное понятие из первого столбца.

1. На охраняемой территории допускается посещение туристов. (1.Заказник)

2. Ценный в природном отношении объект (озеро, дерево, скала, пещера)  (2.Заповедник)

3. Специально выделенная территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность.         (3.Памятник природы)

4. Особо охраняемая природная территория, где в естественном состоянии сохраняется природа  (4.Национальный парк)                                                       (правильный ответ 1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

Физминутка. БЫСТРО все ребята встали 
Руки БЫСТРО вверх подняли. 
БЫСТРО хлопнули 5 раз. 
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали 
И… ногами постучали. 
БЫСТРО влево наклонились 
И сейчас же распрямились! 
Вправо-влево 10 раз – 
Отдохнул уставший класс… 
Как пингвины полетели 
И за парты тихо сели! 

2.4. Страница 4 «Наш корабль Земля» (голубая страница)

- Перелистываем наш журнал. Следующая страница голубого цвета и называется «Наш корабль Земля»  (Слайд14)

- На этой странице журнала предлагаю вам поразмышлять над фразой: «Проблемы глобальные, а действуй локально»  (Слайд15)

- Как вы понимаете эти слова?

- Что значит глобальные проблемы? - Что значит локально?

- То есть мы может сказать, что над большими проблемами должен задуматься каждый человек.

- Скажите, а в одиночку человек может решить глобальные проблемы?

- Почему?

- Необходимо помнить, что для решения глобальных проблем необходимо объединяться.

Не величай себя царём природы,

Какой ты царь ей?

Ты - её слуга:

Лелей поля, леса

И в реках её воды

Храни в зелёных, чистых берегах;

Храни тебе подаренное Богом.

- А как вы относитесь к природе? Как развито ваше экологическое самосознание? Давайте определим.  (Слайд16)

-  На столах возьмите голубые карточки и прочитайте данные утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, то рядом в кружке ставите знак «+», если вы не согласны – «-». Постарайтесь ответить честно. (Приложение)

1)Человечество сможет спасти окружающую среду при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – Земля.

2)«Человек - царь природы».

3)Когда вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, вы поймете, что деньгами питаться нельзя. (индийская поговорка)

4)Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.   Р. Эмерсон

5)Крупные катастрофы, уже разорившие и продолжающие разорять современный мир, происходят от нежелания человека считаться с законами природы, от нежелания понять, что голод нельзя утолить, опустошая землю.Ж. Дорст        

6)Международная организация  «Гринпис» постоянно выступает за решение экологических проблем, в частности ведет борьбу с распространением радиоактивных отходов.

Дети выполняют задание

- Что у нас получилось? Кто не согласен с данными утверждениями совсем? Кто согласен с одним или двумя утверждениями?

-Кто ответил положительно на четыре утверждения?

- Молодцы! Вы начинающие экологи!

- Кто ответил на  пять утверждений положительно?

- Молодцы! Вы настоящие экологи.

2.5. Страница 5 «Берегите природу!» зелёная страница

(Слайд17)- Перелистывая журнал, мы открываем пятую страницу зелёного цвета «Берегите природу!». Эта страница будет иметь творческий характер. Предлагаю создать призыв на тему «Берегите природу!» У вас на столах лежат листы формата А3, фотографии на экологическую тему, фломастеры, карандаши, ножницы, клей. Ваша задача составить коллаж на тему «Берегите природу!». Вы можете вклеивать данные фотографии, писать, рисовать.

 играет песня просьба

Работа учащихся над коллажом

- Посмотрим, что у вас получилось? (Выступление детей, защита коллажей)

Ученик: Я обнял глобус – шар земной.                                                                                             Один – над сушей и водой.                                                                                                                        В руках моих материки                                                                                                                Мне тихо шепчут: «Береги».                                                                                                                       В зеленой краске лес и дол                                                                                                                   Мне говорят: «Будь с нами добр.                                                                                                    Не растопчи нас и не сожги, Зимой и летом береги».                                                       Журчит глубокая река Свои, лаская берега.                                                                                             И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги»                                                                             И птиц, и рыб я слышу всех:                                                                                                    «Тебя мы просим, человек, Ты обещал нам и не лги, Как старший брат нас береги».                                                                                                                                   Я обнял глобус – шар земной, И что-то сделалось со мной                                                                  И вдруг шепнул я: «не солгу, Тебя, родной, я сберегу». Ефим Шкловский

 - Итак, наш журнал закрывает последнюю страницу.

3. Подведение итога

- Подведём итог. Что мы можем сделать, для того, чтобы сохранить наш дом родной - планету Земля.?        

Зачитывают учащиеся по очереди    (Слайд 18)                                                        - Только мы можем помочь природе и предотвратить экологическую катастрофу,                                                                                                                  -Только мы можем спасти вымирающих животных и растения                                                           -Только мы можем сделать наш воздух чистым,                                                                          -Только мы можем остановить безжалостную вырубку лесов и загрязнение водных просторов,                                                                                                                                                           -Только мы можем прекратить бесконечные войны на нашей планете,                                                        -Только мы своими добрыми делами можем спасти природу от гибели,                                               -Ведь только мы — хозяева родной земли, и от нас зависит её жизнь!

Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

Зеленый – если любишь природу и  хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

Учитель- Скажите, что больше всего произвело на вас впечатление? Что нового вы услышали сегодня? Какие экологические уроки вы усвоили сегодня?

На столах у вас лежат смайлики  с знаками  – возьмите любой вам понравившийся и  напишите один из знаков:

 ! (восклицательный) – мне понравилось мероприятие, я узнал много интересного;

 «-»(минус) - мне не понравилось;

? (вопросительный) – меня заинтересовал классный час и я хочу подробнее узнать об экологии.

Учитель.  (Слайд 19)                                                                                                                    

Наша планета Земля                                                                                                            

Очень щедра и богата                                                                                                                                    

Горы, леса и поля - дом наш родной, ребята!                                                                                    

Давайте, будем беречь планету                                                                                                          

Другой, такой на свете нет

А завершим наш устный журнал исполнением песни. «Песенка друзей природы»

1. Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь любимую планету.

Чтоб деревья землю украшали,

Чтоб цветы повсюду расцветали.

2. Мы свое призванье не забудем:

Помогаем птицам, зверям, людям.

Мы хотели б, чтобы птицы пели,

Чтоб леса зеленые шумели.

3. Пусть цветет цветочная поляна,

Вырастают сосны-великаны.

Будет чистым небо голубое,

В этом мире мы нужны с тобою.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                             « Каштановская средняя общеобразовательная школа»

Открытый классный час на тему                                                                                «Земля – наш дом родной»                                                                                               для районного методического объединения                                                         классных руководителей

подготовила: Сафронова М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Каждому мила родная сторона"

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению, посвященного юбилею Елецкого района Липецкой области...

Внеклассная работа. Конкурс памятников родному языку

Презентация представляет один из конкурсов, проходивших в рамках Недели русского языка и литературы....

Презентация внеклассного мероприятия по теме "Родной край-Татарстан"

Презентацию "Родной край - Татарстан" рекомендуется использовать  для проведения внеклассного мероприятия в 1-4 классах...

Открытый урок по математике "Тайны родного города"

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, урок должен быть увлекательным. Умение заинтересовать математикой –  дело непростое. Многое зависит от то...

Внеклассное занятие "Путешествие по родному краю"

Внеклассное занятие представлено в виде игры-путешествия по станциям: символической, столичной, городской, растительной, кубанской. На станции "Символическая" учащиеся закрепляют знания о символах Куб...

Внеклассное мероприятие ко Дню родного языка "Родной язык - неиссякаемый родник"

Цель:  воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; ...

Разработка открытого занятия посвященный Международному дню родного языка Тема: «Как прекрасен мой родной язык»

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистическо...