Экологическое воспитание школьников
статья по экологии

Строчкова Оксана Николаевна

В статье автор рассматривает теоретические аспекты экологического образования школьников и делится опытом организации исследовательской деятельности по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx405.67 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание школьников

Содержание

Введение

1. Теоретические основы проблемы экологического образования и воспитания школьников

1.1 Сущность экологического образования и воспитания

1.2 Исследовательская и проектная деятельность  учащихся как одно из направлений экологического воспитания

2. Экологическое образование и воспитание учащихся МОУ лицей г.о. Электрогорск на уроках биологии, географии и во внеурочной деятельности

2.1 Общие направления работы по экологическому воспитанию в МОУ Лицей

2.2 Реализация экологического воспитания школьников через организацию школьного экологического объединения «Поколение ЭКО».

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.

Вопросы экологии пронизывают все сферы деятельности современного человека. Не удивительно, что не только природоохранные органы, государственные и муниципальные структуры, но и образовательные учреждения сегодня заявляют о своей активной позиции в формировании экологической культуры подрастающего поколения. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой: научить их понимать современные проблемы окружающей среды и уметь анализировать собственное поведение в природе, создавать условия для формирования у детей личной ответственности за состояние окружающей среды. Достигнуть этого можно через экологическое обучение (вооружение учащихся определенным объемом знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда).

 Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, можно возродить образованием и воспитанием.

  1.  Теоретические основы проблемы экологического образования и воспитания школьников.

 1.1 Сущность экологического образования и воспитания

Для успешного экологического образования и воспитания населения необходимы непременные условия: во-первых, общество должно быть готово усвоить экологические идеи и знания; во-вторых - необходима соответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию; в-третьих, необходима качественная экологическая подготовленность педагогов любой специализации, именно педагогов, как основных людей, которые организуют своей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодому поколению. [3]

Возраст 11-12 лет - это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. Именно в этом возрасте легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. [2]

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках биологии, географии, а так же в процессе внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика

Цель экологического воспитания - это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности.

Успех в экологическом образовании и воспитании школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.[1]

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения .

В новых естественнонаучных курсах большее внимание уделяют таким методам обучения, как моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников, мысленный эксперимент, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам.

Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире. Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.[1]

Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.

1.2

Одной из задач работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.

Краеведческий принцип в экологическом воспитании  является ведущим. Исследование школьниками реальной жизни в процессе работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желаемому. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных,  групповых, массовых.

          2. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе внеклассной работы в МОУ лицей г.о. Электрогорск

         2.1 Общие направления работы по экологическому воспитанию в МОУ Лицей

Исследовательская деятельность по экологии имеет свои особенности:

- проблемный характер и поисковую направленность

- объективность и достоверность полученных результатов обеспечивается за счет систематических комплексных исследований данного объекта

- экологические исследования это сочетание теоретических, практических знаний и экологической культуры

- для экологических исследований легко создать мотивацию для учащихся, так как экологические проблемы лежат рядом и доступны обозрению всех

Работа по экологическому воспитанию школьников в МОУ Лицей строится с учетом традиций и плана работы школы. Основными формами экологической работы в нашей школе являются:

групповая проектная деятельность (научно-исследовательские группы)

научно-практические школьные конференции, лектории

различные мероприятия творческого характера: выставки цветов, поделок, экологического плаката

трудовая экологическая деятельность: поделка скворечников, уборка территории лицея и озера, городские субботники и акции по благоустройству города, летняя трудовая вахта и пр.

 По традиции в сентябре в школе проводится выставка цветов и поделок из природного материала. Из природы учащиеся черпают вдохновение и сюжеты для своих композиций. Учителя и родители помогают детям в изготовлении и оформлении своих поделок и букетов.  Традиционно  в лицее проводятся тематические классные часы: «День земли», «Давайте будем беречь планету»,  «Земля - наш общий дом».  В лицее проведены конкурсы на темы: «Русские березки», «Знаешь ли ты Красную Книгу России?»,  организованы выставки книг по темам: «Всемирный день охраны окружающей среды», «О братьях наших меньших», «Чистая капля воды», «Спасая реки - спасем себя», «Жить в согласии с природой». В рамках предметной недели естественных наук в школе проводятся: конкурс детского рисунка «Природа глазами детей», интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края»,  «Кто живет и растет вокруг».

 Ежегодно учащиеся лицея участвуют в муниципальном и областном турах Всероссийской олимпиады школьников по экологии, принимают участие в муниципальном и областном турах научно-практической конференции «Шаг в науку»  где защищают свои экологические проекты.

Каждый год более 200 учащихся лицея участвуют в акции «Сделай свой город чище», «Лицей – мой дом» (уборка территории Стахановского озера, улиц города и территории школы).

2.2 Реализация экологического воспитания школьников через организацию школьного экологического объединения «Поколение ЭКО».

В 2017-2018 учебном году в Лицее было организовано экологическое объединение «Поколение ЭКО». Члены экологического объединения являются инициаторами всех проводимых экологических акций, мероприятий и праздников. На протяжении 30-ти лет в школе функционирует учебно-опытный участок.  Пришкольный участок  – это своего рода природная  лаборатория, где члены экологического объединения учатся применять свои теоретические знания, полученные на уроках биологии, географии, природоведения.  Функционирование учебно-опытного участка в школе позволяет решать комплекс образовательных задач:

-закрепление, расширение и накопление биологических, географических, экологических  знаний учащихся на практике;

-формирование практических и общетрудовых умений и навыков по выращиванию растений;

-приобретение навыков выполнения различных исследовательских работ, связанных с жизнью растений и оценкой состояния окружающей среды;

-развитие эстетических чувств, экологического мышления, наблюдательности, познавательных интересов к изучению растений;

- воспитание трудолюбия, ответственного отношения окружающей среде, ее сохранению и улучшению.[4]

В течение учебного года на учебно-опытном участке ведется большая опытническая и практическая работа.     Школьники наблюдают  природные и антропогенные явления,  изготавливают и развешивают скворечники и кормушки для птиц, ухаживают за садом. Здесь же ребята проводят экологические акции, праздники. Эта работа не ограничивается территорией школы. На территории учебно-опытного участка выращиваются саженцы лиственных и хвойных пород деревьев.   Школьники высаживают выращенные ими саженцы деревьев на улицах города.  В 2010-12 учебных годах школа поставляла местному лесхозу более 500 саженцев сосны, таким образом,  учащиеся участвовали в акции «Возродим леса Подмосковья».  Члены экологического объединения подхватили эту инициативу и уже несколько лет выращивают на пришкольном участке каштаны, которыми снабжают все заинтересованные организации. Кроме этого кружковцы выращивают рассаду однолетних цветов, которыми украшена не только территория школы, а также клумбы в городском парке и на бульваре.

 Ежегодно школа участвует и побеждает  в конкурсе на самую благоустроенную территорию среди муниципальных учреждений.

Учебно-опытный участок является основным местом проведения наших исследований. Здесь проводились такие исследования как  «Влияние намачивания семян гороха на всхожесть и урожай»; «Влияние способов размножения картофеля на урожай»; «Влияние подкормки на величину цветка»; «Влияние предпосевной обработки семян на рост и развитие злаковых культур»; «Сад непрерывного цветения», «Как изучение свойств почвы может помочь в благоустройстве пришкольного участка» и другие.

Примеры исследовательских и проектных работ, выполненных учащимися под руководством автора статьи, а также список мероприятий, в которых участвовали лицеисты за период 2017-2019 г.г. приведены в приложении.

В заключении хочется сказать, что если постоянно с ребятами  затрагивать  экологические проблемы, рассматривать  экологические ситуации, участвовать в различного рода акциях и мероприятиях, то дети вырастут настоящими хозяевами нашей Земли.

Литература:

1.                   Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества // Начальная школа. - 1989. - № 12. - С.40-44.

2.                  Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 112 с.

3.        Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8. - С.57.

4.        Материал из журналов «Биология в школе», «Биология для школьников», «Цветоводство»,2000-2007

Приложения

№ п.п

Уровень конкурса (конференции)

Название работы

ФИ автора работы

Результат

1

Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна – моя Россия»

Выращивание каштанов для озеленения улиц г.о. Электрогорск

Муравьева

Анной

участник

2

Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна – моя Россия»

«Сохраним воду для потомков!»

Акимова Алина

участник

3

Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна – моя Россия»

Благоустройство пришкольного участка

Лубенец Ярослав

Лауреат, участник федерального этапа

4

Областной конкурс «Юннат»

Ландшафтный дизайн

Лубенец Ярослав

Победитель

5

Региональная конференция «Экология. Безопасность. Жизнь»

Экологический мониторинг школьных помещений

Барышникова Юлия

Грунина Александра

Победитель

6

Региональная конференция «Экология. Безопасность. Жизнь»

Создание голубого патруля

Строчкова Екатерина

участник

7

Конференция проектных и исследовательских работ школьников «Науки о Земле», МГОУ

«Как исследование свойств почвы может помочь в озеленении пришкольной территории»

Лубенец Ярослав

Диплом ӀӀ степени

8

Всероссийская экологическая

научно-практическая конференция

"Человек-Земля-Вселенная»

Благотворительный фонд наследия Менделеева, конкурс Леонардо

Проект благоустройства пришкольной территории

Лубенец Ярослав

1 место

9

Всероссийская экологическая

научно-практическая конференция

"Человек-Земля-Вселенная"

Благотворительный фонд наследия Менделеева, конкурс Леонардо

Организация экологической тропы на территории МОУ Лицей

Зажмилина Кристина

3 место

10

Всероссийская экологическая

научно-практическая конференция

"Человек-Земля-Вселенная"

Благотворительный фонд наследия Менделеева, конкурс Леонардо

Экологический мониторинг школьных помещений

Барышникова Юлия, Грунина Александра, Скворцова Ирина

3 место

11

Всероссийская экологическая

научно-практическая конференция

"Человек-Земля-Вселенная"

Благотворительный фонд наследия Менделеева, конкурс Леонардо

Исследование качества воды

Чугунов Даниил

участник

12

Всероссийская экологическая

научно-практическая конференция

"Человек-Земля-Вселенная"

Благотворительный фонд наследия Менделеева, конкурс Леонардо

Озеленение улиц г.о. Электрогорск каштанами, выращенными на пришкольном участке

Строчкова Екатерина

3 место

13

Конкурс исследовательских работ в рамках Недели науки на базе ГГТУ г. Орехово-Зуево

Экологический мониторинг школьных помещений

Ефремова Дарья

призер

14

Акции «Лес Победы», «Посади свой лес»

50 участников, высажено 60 каштанов

15

Акция «Сдай макулатуру - сохрани дерево»

1000 участников

16

Выращивание саженцев сосны

500 шт

17

Благоустройство пришкольной территории, городского парка, бульвара

Выращивание сальвии, тагетеса, петунии, кохии, колеуса, цинерарии, цинии и др. однолетников общим количеством 2500 шт

 

C:\Users\оксана\Desktop\фото\DSC_0036.JPG

C:\Users\оксана\Desktop\фото\IMG_20181009_095916.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

Экологическое воспитание школьников

Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом...

Экологическое воспитание школьников на уроках технологии

Экологически чистые продукты играют важную роль в  рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...

Экологическое воспитание школьников

В этой статье рассказывается как можно ввести экологическое воспитание на уроках математики. Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Заниматьс...

Экологическое воспитание школьников

Представлена программа экологического воспитания школьников...

Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.

История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...