Методическая разработка. Тема: управление психологической предсоревновательной подготовкой фехтовальщиков Автор Балабашина Ю.А.
методическая разработка по физкультуре

Григорьева Наталия Игоревна

Методическая разработка. Тема: управление психологической предсоревновательной подготовкой фехтовальщиков Автор Балабашина Ю.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balabashina_yua_29.11.19.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение г.о. Самара

«Спортивная школа олимпийского резерва №17»

Отделение фехтование

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: управление психологической предсоревновательной подготовкой фехтовальщиков

Составитель:

Балабашина Ю.А. - тренер

Самара

Ноябрь 2019

Одним из основных компонентов подготовки фехтовальщиков к соревнованиям является психологическая подготовка, цель которой — обеспечить устойчивый уровень поведения спортсмена во время соревнований и создать предпосылки для достижения высокого результата.

Психологическая подготовка фехтовальщика, как и технико-тактическая, подчиняется основным принципам периодизации. На начальном этапе обучения и во время подготовительного периода этот процесс может рассматриваться как долговременная подготовка спортсмена, основанная на формировании сенсомоторных, интеллектуальных и личностных качеств в соответствии с требованиями вида спорта. Основой такой психологической подготовки является тренировочное занятие, на котором постепенно и последовательно решаются задачи формирования психики спортсмена в конфликтных условиях.

На этапе совершенствования спортивного мастерства и при подготовке к соревнованиям психологическая подготовка дополняется специальными средствами, которые направлены на то, чтобы способствовать достижению и поддержанию состояния соревновательной готовности.

Многочисленные исследования психических состояний спортсменов перед ответственными соревнованиями показали, что уже в заключительном микроцикле подготовки (приблизительно за неделю до соревнований) кардинально меняется поведение спортсменов: начинается этап тревожного ожидания. Повышается восприимчивость их к тем воздействиям, которые раньше не вызывали никаких реакций, ограничивается общение на фехтовальной дорожке с основными соперниками. Фехтовальщики как бы прячутся в себя.

Опытные спортсмены используют этот микроцикл для формирования состояния готовности, и тренеры обычно подыгрывают им в этом. Неопытных спортсменов реакция тревожного ожидания может привести к недооценке своих сил, преднастроенности на неудачное выступление. Успокоительные замечания тренера, что все будет в порядке, брошенные мимоходом, обычно ни к чему не приводят. Задача тренера в этот момент состоит в том, чтобы включиться в «игру» и с помощью различных средств психологического воздействия создать у спортсмена состояние соревновательной готовности.

Средства психологического воздействия могут быть условно разделены на три группы:

1) средства, которые являются составной частью технико-тактической подготовки;

2) средства, которые намеренно вносятся тренером в тренировочный процесс, подчиняя его структуру задачам психологической подготовки;

 3) средства, которые реализуются независимо от процесса технико-тактической подготовки.

К первой группе средств психологического воздействия относятся:

  1. Средства управления динамикой психической напряженности. 

Это средство предполагает регулирование психической напряженности спортсмена во время проведения контрольных соревнований (прикидок, боевых практик) и в период заключительного микроцикла. Справедливо считается, что контрольные соревнования должны моделировать условия предстоящих основных соревнований и обеспечивать высокий уровень психической напряженности. Поэтому чаще всего они проводятся по формуле предстоящих основных соревнований, с участием основных соперников или с партнерами, имитирующими этих соперников.

В зависимости от задач подготовки и свойств темперамента тот или иной фехтовальщик может быть намеренно поставлен в стрессовые условия с различной степенью воздействия на его психическое состояние. Таким образом достигается определенный уровень привыкания спортсмена к стрессовым ситуациям соревнований (десенсибилизация — см. ниже).

В зависимости от уровня готовности спортсмена и его психических реакций на предстоящие соревнования в заключительном микроцикле тренер варьирует. интенсивность и объем тренировочных нагрузок, стараясь создать у спортсмена состояние соревновательной готовности.

  1. Средства укрепления «внутренних опор».

 На заключительном этапе подготовки к соревнованиям тренер стремится к тому, чтобы сохранить у спортсмена оптимальный уровень возбуждения, не давать мыслям спортсмена увлечь себя в том направлении, когда развивается чувство неуверенности в своих силах, а в связи с этим и боязнь проигрыша. Одним из методов, позволяющих решить эту задачу, является метод укрепления «внутренних опор» в оценке фехтовальщиками своего мастерства. Такими «опорами» могут быть уверенность в своей защите, в своевременности реагирования, в разнообразии репертуара технико-тактических действий, хорошее «чувство боя», наличие информации об основных противниках и знание способов борьбы с ними.                                                   :

На заключительном этапе подготовки опытные тренеры в индивидуальных уроках обычно отказываются от работы над новыми или недостаточно освоенными технико-тактическими элементами, а совершенствуют те приемы и комбинации, которые хорошо освоены спортсменом. Удовлетворение от того, что все изучаемые в уроке приемы исполняются хорошо, положительная реакция тренера способствуют формированию у спортсмена чувства уверенности. Варьируя объемы и интенсивность этих уроков, тренер может давать их вплоть до дня соревнований. На соревнованиях такой урок обычно используется как средство разминки. Особенно полезна такая работа с «высокотревожными» спортсменами. На заключительном этапе подготовки они ежедневно получают значительную «порцию» положительных эмоций и необходимую двигательную разрядку, а это, как показала практика, снижает уровень предсоревновательной тревожности.

В зависимости от личностных качеств ученика тренер строго дозирует степень положительных воздействий (количество похвал, их эмоциональность), так как в равной мере опасны чрезмерная тревожность и чрезмерная уверенность в себе.

Ко второй группе относятся:

  1. Средства десенсибилизации. 

Суть этого воздействия заключается в. десенсибилизации стрессовых факторов (например, соревновательных ситуаций), которые вызывают у спортсмена состояние тревожности или отрицательную эмоциональную реакцию. Цель состоит втом, чтобы приучить фехтовальщика не терять контроль над своими эмоциями в этих ситуациях. Сначала многократно создаются ситуации, вызывающие наименьшую эмоциональную реакцию. Затем, когда фехтовальщик привыкнет к ним, вводятся дополнительные помехи, и спортсмен должен в этих условиях уверенно контролировать свое поведение.

Таким образом, происходит постепенное усложнение ситуаций посредством увеличения количества и качества стрессовых факторов. Каждый раз это усложнение возможно только тогда, когда фехтовальщик освоится и научится безошибочно действовать в предлагаемых ему на данном этапе условиях.

2. Формирование адекватного уровня мотивации с помощью создания формулы боя. 

Эта формула представляет собой всего несколько слов, которые должны точно отражать наилучшее психическое состояние спортсмена. (Например, «Я уверен в себе, спокоен и предельно собран» или «Подготовить прием и смело сделать то, что задумал»). Эта формула подбирается с целью помочь фехтовальщику не только достигнуть состояния соревновательной готовности, но и поддерживать это состояние в течение всех соревнований, уменьшая влияние стрессовых факторов. Формула должна быть придумана спортсменом и известна только ему. Кроме того, она должна быть апробирована в тренировочных и соревновательных боях и постоянно применяться во время мысленной тренировки (об этом методе смотри ниже) для достижения и поддержания состояния соревновательной готовности.

К третьей группе средств воздействия относятся:

  1. Десенсибилизация уровня предстоящих соревнований и подготовленности наиболее опасных противников. 

Суть деятельности состоит в следующем: тренер в беседах со спортсменом намеренно занижает значимость предстоящих соревнований или же ставит перед ним задачу показать такой результат, который ниже возможностей фехтовальщика. Можно не сомневаться в том, что фехтовальщик, имея высокий уровень притязаний, поставит перед собой цель добиться высокого результата, поэтому установка тренера может вызвать положительный эффект на этапе предсоревновательной подготовки. Непосредственно перед соревнованиями тренер меняет установку, переориентируя спортсмена от результата выступления на соревнованиях к задачам повышения качества фехтования и конкретным схемам борьбы.

Аналогичным образом происходит занижение силы основных противников. При каждом удобном случае тренер подчеркивает сильные стороны спортсмена и слабые стороны противника, многократно напоминает, с помощью каких приемов (или какого плана действий) можно добиться победы в бою с ним.

  1. Мысленная тренировка фехтовальщика. 

Ее проводят приблизительно за неделю до соревнований. Спортсмен должен мысленно представить во всех деталях, как будут проходить поединки: особенности борьбы в каждой ступени, манеру ведения боя основных соперников и т. п. После этого он ложится (садится), расслабляет мышцы и погружается в контролируемую сознанием дремоту. В этом состоянии он должен мысленно увидеть себя в обстановке будущих соревнований с ощущением соревновательной готовности. Поддерживая в себе это состояние, представить план борьбы в каждой ступени соревнований и с основными соперниками. Если во время мысленной тренировки происходит повышение уровня эмоционального возбуждения, то необходимо еще раз погрузить себя в дремотное состояние и снова пропустить через сознание ситуации предстоящих соревнований и своего участия в них. Когда фехтовальщик совершенно уверенно добивается во время мысленной тренировки устойчивого состояния соревновательной готовности, следует постепенно включать стрессовые факторы, начиная с тех, которые могут вызвать наименьшую эмоциональную реакцию. Сеансы мысленной тренировки длятся несколько минут и проводятся несколько раз в день. Если спортсмену трудно контролировать свое эмоциональное состояние, мысленную тренировку рекомендуется начинать раньше, а введение стресс-факторов осуществлять более осторожно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Домашние задания к учебнику "Rising Star" автор Luke Prodromou издательства Macmillan уровень "A Pre-first Certificate Course".

Британские учебники при всех их достоинствах имеют недостаток: они не содержат заданий "перевод с русского на английский". Этот навык учащиеся приобретают при обучении по УМК Верещагиной И.Н., Афанась...

Методическая разработка "Новые методы в преподавании народных росписей", автор преподаватель Ногинской детской художественной школы Пак Лидия Петровна, 2013 г.

Тема народных росписей является частью Программы по прикладной композиции. Эта тема традиционно подавалась по следующему алгоритму: знакомство с видом росписи, копирование образцов, отработка навыков....

Информационно-методическая разработка "Как справиться с волнением на экзаменах". Авторы: Зырянова Н.П., Торопова М.М.

                 Как справиться с волнением на экзаменахУспех на экзаменеКаждый из нас сталкивался с ситуацией, когда из двух примерно одинаковых по...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

Методическая разработка урока "Управление исполнителем Робот в среде PascalABC.NET"

В ходе урока учащиеся знакомятся с исполнителем  Робот, выполняя задания в программной среде  Pascal ABС,  используемая для обучения школьников программированию и подготовки к олимпиада...