Экологический кружок "Природа малой Родины"
рабочая программа по экологии (5, 6, 7 класс)

Махно Елена Анатольевна

 Основные направления –  научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное.

            Цель проектной деятельности кружка – овладение учениками основами практико-ориентированных знаний о природе малой Родины, освоение норм и способов сотрудничества  и способов общения со сверстниками, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

            Проектная деятельность   имеет отличительные особенности:

            во-первых, она имеет краеведческую направленность;

            во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы  своего района) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на четыре года;

            в-третьих, проектная деятельность может носить как групповой (экскурсии,  выставки),  так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий – оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов, подготовка презентаций, работа в интернете, наблюдения за природой в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии и т.д.).

            Кружок способствует формированию экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,  заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Продолжительность: в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю 34 ч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 5»

Кулундинского района Алтайского края,

филиал Смирненская основная общеобразовательная школа

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Рабочая программа

кружка

«Природа малой Родины»

на 2018-2019уч. год

                                                                                         

                                                                             

                                                                              Составитель:

                                                                              Махно Елена Анатольевна          

                                                                              учитель биологии

                                                                               

 

 

   

           

        

        

Смирненькое, 2018

Пояснительная записка

 Основные направления –  научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное.

            Цель проектной деятельности кружка – овладение учениками основами практико-ориентированных знаний о природе малой Родины, освоение норм и способов сотрудничества  и способов общения со сверстниками, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

            Проектная деятельность   имеет отличительные особенности:

            во-первых, она имеет краеведческую направленность;

            во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы  своего района) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на четыре года;

            в-третьих, проектная деятельность может носить как групповой (экскурсии,  выставки),  так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий – оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов, подготовка презентаций, работа в интернете, наблюдения за природой в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии и т.д.).

            Кружок способствует формированию экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,  заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Продолжительность: в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю 34 ч.

Тематическое планирование и содержание первого года занятий проектной деятельности

  Проектная деятельность по созданию пособий, цель которых изучение природы малой Родины.                                                                                                                                               Конечный результат первого года занятий учащихся – пособие «Деревья и кустарники Кулундинского района».

«Деревья и кустарники Кулундинского района».

  –  коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).

Формы проведения  занятий:  экскурсии, выставки, презентации, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива – пособие «Деревья и кустарники Кулундинского района»).

Продолжительность: в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю (34 ч.)

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Тема 1. «Лиственные и хвойные деревья района (дикорастущие растения)»

Аудиторные занятия (2 ч): Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, тополя, вязи, ели, сосны и др., ) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.

            Зарисовка листьев  и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в пособие «Деревья и кустарники Кулундинского района».    

Примечание 2.

Целесообразно  сфотографировать деревья и подготовить осенние листья тех растений, которые наиболее распространены в данном районе. 

Тема 2.  «Кустарники района (дикорастущие растения)»

  Аудиторные занятия (2 ч). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.

Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев  и раскрашивание по природным образцам.        

            Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений  малой Родины».

Примечание 3.

Целесообразно подготовить листья   боярышника, шиповника, рябины др. (не более трех-четырех наименований).

 Тема 3. «Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии, правила   поведения в саду, правила гигиены.  Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)».

            Аудиторные занятия (2 ч). Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесопосадках, правилах поведения в природе  (лесу, парке, школьном саду и др.),   правилах гигиены. Ознакомление  с образцами предупредительных знаков, например, «Не ходите по зеленому газону», «Не рвите цветы», «Не ломайте деревья», «Не разоряйте муравейники» и т.д. (Эта часть занятия  проводится в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки»).

Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».

            Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредительных знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений малой Родины».           

Примечание 4.

Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков

               Тема 4. «Дикорастущие растения района»

Внеаудиторное занятие  – экскурсия (4 ч). Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне  и листьям (знакомым по рисункам), коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки, фотографирование учащихся класса в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов -  деревьев, кустарников, их листьев и семян. Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.

Внеаудиторное задание: сушка листьев и семян деревьев.

Аудиторные занятия (2 ч). Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений малой Родины».

 Оформление страниц «Определителя растений  малой Родины» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 1. «Дикорастущие растения района»:  «Деревья малой Родины», « Кустарники малой Родины»).      

Примечание 5.

На экскурсии детям понадобятся планшеты, цветные карандаши, альбомные листы, емкости для собранных листьев и плодов растений.

 Тема 5. «Культурные растения (садовые деревья и кустарники района)»

            Внеаудиторное занятие с привлечением родителей.

Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках малой Родины (беседы с садоводами – родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации  в интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях района)

Внеаудиторное занятие. Экскурсия (4 ч). Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений,  сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование детей в процессе сбора природных объектов  и природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов).

       Внеаудиторное занятие . Сушка листьев. Подготовка отчета  о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций  «Плодовые растения района».

Аудиторные занятия (2 ч). Презентации по материалам экскурсионного занятия.  Отбор лучших в пособие «Определитель растений малой Родины».

Оформление страниц «Определителя растений малой Родины» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. ««Плодовые растения района»).

 Тема 6:  «Деревья, кустарники, травянистые растения, занесенные в Красную книгу»

             Внеаудиторное занятие (самостоятельная работа): поиск информации в интернете, справочниках, книгах, в Красной книге  с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения района».

            Внеаудиторное занятие (4 ч). Экскурсия в природу,  с целью ознакомления хотя бы с одним из видов исчезающих деревьев (кустарников, травянистых растений).

Внеаудиторное занятие. Подготовка отчета  в форме рисунков, фотографий, картотек  растений малой Родины, нуждающихся в защите.

            Аудиторные занятия (2 ч) – отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего района», «Фотографии редких и исчезающих растений нашего района», презентация «Редкие и исчезающие растения нашего района»

 Оформление страниц «Определителя растений Кулундинского района» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3: «Редкие и исчезающие растения нашего района»).

 Тема 7: «Подготовка к вступлению в экологическом  клубе  школьника «Мы и природа»

 Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с условиями вступления в экологическом  клубе школьника. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из  шести предложенных и их выполнение.

Тематический план занятий 1 года

п/п

   Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия

 Источники информации

Кол-во

часов

Дата

план/факт

1

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)

Групповая и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие в учебном кабинете

 (иллюстрации растений и их листьев); природные объекты

 

3

2

2

Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)

 Групповая и индивидуальная деятельность/аудиторное занятие в учебном кабинете

 природные объекты

3

2

3

Техника безопасности:  правила передвижения, правила гигиены.  Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).

Коллективная и индивидуальная деятельность/ аудиторное занятие в учебном кабинете  (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)  

иллюстрации

2

4

Дикорастущие растения региона

Коллективная и индивидуальная деятельность / экскурсия в осеннюю лесопосадку,  школьный сад, пришкольный участок

Природные объекты

4

2

5

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)

Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание – работа с источниками информации; экскурсия на садовый участок; аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений во время экскурсии) и оценка презентаций

Природные объекты, интернет, справочники

общение с родителями

4

2

6

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу  

Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание – работа с источниками информации; экскурсия в дендрарий; аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций

Природные объекты,

интернет, справочники,

Красная книга России;

общение с родителями

4

2

7

Подготовка к выступлению в клубе «Мы и природа»

Коллективная и индивидуальная деятельность/аудиторное занятие выполнение выступительных заданий

3

 

Примечание 1.

Подготовка к внеурочным занятиям.

            Заранее определяется место экскурсии (лесопосадка, школьный сад, пришкольный участок и т.д.), а также  отбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения. 

            Для аудиторных занятий подготавливаются –  осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников. 

            

Тематическое планирование и содержание  занятий проектной деятельностью 2 года

              Конечный результат занятий учащихся  – пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты»  –  коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов  проведенного опытов, экспериментов, наблюдений  с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений).

Формы проведения  занятий:  экскурсии, выставки, презентации, совместная деятельность обучаемых и родителей (постановка опытов и экспериментов  в режиме выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие  для внеурочной деятельности учащихся 2-го класса  «Опыты, наблюдения, эксперименты»).

  Продолжительность – в течение учебного года  аудиторное занятие 1 раз в неделю   (34ч.)

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Примечание 1. Подготовка к первому вводному занятию и к  экскурсиям в осенний и зимний период.

Заранее определяется место экскурсии ( лесопосадка, школьный сад  и т.д.), и отбирается тот участок, где учащиеся смогут провести наблюдения за тем, как хвойные и лиственные деревья к зиме готовятся и как они зимуют.

Для первого вводного занятия собираются опавшие листья, веточки,  плоды  и шишки с тех деревьев, которые учащиеся увидят на экскурсии (например, опавшие листья березы, хвоинки, веточки  тополя, плоды клёна и т.д.).

 Тема 1: «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие

 растения) в осенний   период»

 Аудиторные вводное занятия перед экскурсией (2 ч)

Найти ответы на вопросы:  «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений», «Идет ли листопад в безветренную погоду», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?»  и «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна»

            Определение названия деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам.

            Игра  «Угадай название дерева» (Учащиеся делятся на две группы и каждая группа получает карточки с иллюстрацией деревьев (иллюстрация березы, дуба, клёна, ели, сосны и т.д.). За каждый правильный ответ группа получает 1 балл). 

            Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших лиственных листьев (пробковой слой) гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налётом).

«Есть ли на ветках ранки от опавших растений» с использованием, иллюстрации образования в листе  особой пробковой перегородки

            Опытное исследование опавших веточек вяза, тополя с помощью лупы (конец опавших веточек ровный и гладкий, как и у опавших листьев).

            Зарисовка иллюстрации  листа, веточек и плодов деревьев  с натуры (по выбору ученика).

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие  «Опыты, наблюдения, эксперименты».       

Внеаудиторное занятие (4 ч) –  экскурсия в осенний  школьный сад, пришкольный участок)

            Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».

Деятельность детей в процессе экскурсии: определение названия лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам,

 шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками.

            Деятельность детей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (фотографирование детей во время их работы на экскурсии (дети зарисовывают или фотографируют деревья, собирают листья, рассматривают листья с помощью лупы и т.д.) и природных объектов.

            Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам экскурсии: рисунки, фотографии осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографии деятельности детей.

Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам наблюдений экскурсии, отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление первой главы методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» («Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний  период»). 

Примечание 2.

Для вводного занятия по теме №2 собираются веточки деревьев с зимними почками (например, веточки тополя, клёна, берёзы и т.д.),   плоды (рябины, клёна, дуба  и т.д.) и шишки (ели, сосны); подготавливается материал для опытного исследования почек (за 10-15 дней до занятия в воду ставятся веточки тополя с почками).

Место экскурсии в зимний период должно быть тем же, что и в осенний период. Очень важно, чтобы учащиеся увидели внешние отличительные признаки зимнего леса от осеннего.     

Тема 2. «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период»

Аудиторные вводные занятия перед экскурсией (2 ч)

Ответить на вопросы «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» , «Как зимуют травы, кустарники и деревья» ,  «Учимся различать деревья и кустарники зимой»  Особое внимание  учащихся обращается на иллюстрации деревьев.

            Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.

            Зарисовка: 1) иллюстрации «Разрез почки»;

2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся)

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие  «Опыты, наблюдения, эксперименты».                 

 Внеаудитороное  занятия  (4 ч) – экскурсия в зимний  школьный сад, пришкольный участок)

            Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек.  Фотографирование лиственных деревьев  с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом. Фотографирование детей во время их работы на экскурсии .

Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсии в лес , школьный сад (презентации, рисунки по памяти, фотографии)

Заключительное аудиторное занятие (2 ч): отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы»; отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 2 «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы»)

Тема 3: Свойства воздуха  

 Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между школьниками: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата ).

Постановка опытов, выявляющих   свойства воздуха, с целью фиксации этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования).

             Примечание 3. Можно поставить опыты по выявлению того, что:

(а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен.

 Внеаудиторные занятии (2 ч). Подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний   этапов проведения опыта.

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 3 «Свойства воздуха»)

Тема 4. Свойства воды 

Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата ).

Постановка опытов, выявляющих   свойства воды, с целью фиксации этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования).

             Примечание 4. Можно поставить опыты по выявлению того, что: (а) вода принимает форму сосуда; (б) вода испаряется и т.д. Однако, можно предложить учащимся поставить и более сложные опыты, например: «Вода плохо проводит тепло» , «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая», «Пленка – невидимка» (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей», - М., Мозаика-Синтез, 2002, с.45-47)

 Внеаудиторные занятии: подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний   этапов проведения опыта.

Заключительные аудиторные занятия (2 ч): отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 4 «Свойства воды»)

             Тема 5. «Условия, необходимые для развития растений» 

            Аудиторные занятия (6 ч): групповая работа: «Условия, необходимые для развития растений»; этапы  постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян. Распределение обязанностей между школьниками (проведение эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование). Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания. Фиксация этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии).

Аудиторные занятия (2 ч):  отчеты по материалам экспериментальных исследований; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление   страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 5 «Условия, необходимые для развития растений»)

 

Тематический план  занятий 2 года

п/п

   Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации деятельности /форма занятия

Источники информации

Кол-во часов

Количество часовКоличество часов

Дата план/факт

 

 

1

 

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период

 

 

 

Коллективная и индивидуальная / вводное аудиторное занятие перед экскурсией в осенний лес (пришкольный участок, парк, сад) 

 

 Внеаудиторное занятие –экскурсия   в осенний лес (парк,  сад, на пришкольный участок) в один из осенних дней

Заключительное аудиторное занятие по теме 

 

 

 

 

 

 

2

 

4

 

 

2

 

2

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период

 

Коллективная и индивидуальная / вводное аудиторное занятие перед экскурсией в  зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок)  

 

Внеаудиторное занятие /экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) на место осенней экскурсии

Заключительное аудиторное занятие по теме «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний и зимний период»

 

2

 

4

 

2

3

 

Свойства воздуха

 

Коллективная деятельность/аудиторные занятия (эксперимент)

 

Заключительные аудиторные занятия по теме «Свойства воздуха»

1

2

 

2

4

Свойства воды

Коллективная, групповая /аудиторные занятия (эксперимент)

 

Заключительное аудиторное занятие по теме «Свойства воздуха»

1

2

 

2

5

 

 

 

 

 

Условия, необходимые для развития растений

 

 

 

Индивидуальная и коллективная /

вводное аудиторное занятие.

Аудиторные занятия – экспериментальное выявление условий, необходимых для прорастания семян гороха (фасоли); заключительные  Аудиторные занятия – презентации, отчет

 по результатам  описания этапов проведения экспериментальных исследований; отбор презентаций (отчетов) для пособия «Опыты и наблюдения». Оформление результатов.

 

2

  

4

  

2

           

 

                   

  

Тематическое планирование и содержание занятий проектной деятельности 

             Конечный результат занятий учащихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся  «Иллюстративные материалы по постановке оптов и экспериментов»–  коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов  проведенного опытов, экспериментов, наблюдений  с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (печать фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений).

Формы проведения  занятий:  экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучаемых и родителей (постановка опытов и экспериментов  в режиме выполнения внеаудиторного занятия).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников), коллективная.

            Продолжительность – в течение учебного года  аудиторное занятие 1 раз в неделю   (34 ч.)

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Тема 1. Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

Аудиторные занятия – экспериментальное исследование свойств воды с целью фиксации этапов проведения эксперимента (4 ч)

             Распределение обязанностей между школьниками (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении (при нагревании вода расширяется, при охлаждении вода сжимается) с целью выявления этапов проведения экспериментов и их фиксация (описание, фотографии, зарисовки).

            Внеаудиторное занятие: оформление результатов аудиторного занятия.

Аудиторные занятия (2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Примечание: Возможна постановка и других экспериментов. Например, лед, образовавшийся из воды, занимает больший объем.

Тема 2. Определение прозрачности воды  

Аудиторные занятия (2 ч): Распределение обязанностей между школьниками (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана и местного  озера с целью фиксации этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование).

Внеаудиторное занятие. Оформление результатов.

Аудиторные занятия (2 ч). Выставка презентаций с целью отбора лучших в пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

            Тема 3. Свойства воздуха 

            Аудиторные занятия (6 ч): Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксации этапов его проведения (воздух можно взвесить; воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, теплый воздух легче  холодного, воздух занимает пространство). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.

            Внеаудиторное занятие: оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (фотографии, рисунки, описания)           .

            Аудиторные занятия  (4 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов» .Оформление пособия.

Тема 4. Дневник наблюдений за погодой 

Аудиторные занятия ( 5 ч): составление словарика научных: ветер, снег, туман, гололёд, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр терминов с (интернет).

Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»

Изучение условных знаков для ведения «Дневника наблюдений» за погодой.

Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).

 Выставка «Дневников наблюдений» за погодой. Отбор наиболее  удобной для использования  формы «Дневника наблюдений».

Внеаудиторное занятие: Наблюдение за погодой в течение недели. Запись погоды в «Дневник наблюдений» с помощью условных знаков.

Аудиторное занятие (2 ч): обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой.

Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 5. Почва и её состав. 

Аудиторные занятия (5 ч): Распределение обязанностей между школьниками (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Изучение состава почвы с целью фиксации этапов проведения опытов (определение цвета почвы, наличие полусгнивших  остатков растений и мелких животных (перегной); наличие воздуха и воды; наличие минеральных солей, песка и глины). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.

            Внеаудиторное занятие: оформление презентаций.

            Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

 

Тематический план  занятий 2 года

п/п

   Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия

Источники информации

Кол-во часов

Дата план/факт

1

 

 

 

 

 

 

 

Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

 

 

 

 

 

Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: описание этапов постановки опытов по исследование свойств воды;

 

внеаудиторное занятие –  описание (фиксация с помощью фотографий) этапов постановки одного из опытов;

 

аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение прозрачности воды

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия:

экспериментальное выявление прозрачности воды  из водопроводного крана и местного водоема; описания (фиксация с помощью фотографий  этапов проведения экспериментального исследования.

 

Внеаудиторное занятие: оформление результатов проведенных экспериментов.

 

Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

 

 

 

2

 

 

 

2

3

 

Свойства воздуха

Групповая, индивидуальная  и коллективная деятельность /аудиторные занятия:

экспериментальное выявление свойств воздуха (воздух занимает пространство, обладает упругостью, имеет вес, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении); внеаудиторное занятие –  оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации).

Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

 

6

 

 

 

 

 

 

4

4

 

Дневник наблюдений за погодой

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /вводные аудиторное занятия;

 

Аудиторные занятия – наблюдение за погодными изменениями и оформление дневника наблюдений.

 

 Аудиторные занятия - отбор лучших «Дневников наблюдений за погодой» для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

 

2

 

 

3

 

 

2

5

Почва и ее состав

Групповая и коллективная деятельность /аудиторные занятия:

 

опытное исследование состава почвы, выявление, описание или фиксация с помощью фотографий (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы.

Внеаудиторное занятие  – оформление результатов опытов

 

Аудиторные занятия выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

 

 

 

5

 

 

 

2

 

 

Тематическое планирование и содержание  занятий проектной деятельности 3 года

             Конечный результат занятий учащихся – коллективный продукт – пособие для внеурочной деятельности учащихся  альбом по теме «Природа малой Родины»,–  коллективный продукт, результат совместной работы учащихся учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки школьной библиотеки) и родителей (фотографии достопримечательностей родного района).

Формы проведения занятий:  экскурсии, выставки, презентации, совместная деятельность обучаемых и родителей (фотографирование объектов, оформление презентаций).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух - четырех учеников), коллективная (участие всего коллектива)

            Продолжительность – в течение учебного года  аудиторное занятие 1 раз в неделю   (34 ч)

           

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

   

Тема 1. Поверхность родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края.

Аудиторное занятие (2 ч): подготовка к экскурсии – распределение обязанностей по подготовке  презентации «Влияние человека на природу малой Родины (поверхность земли)» - описания, фотографии, зарисовки. Распределение тем докладов между группами, с целью подготовки сообщений:  «Природа малой Родины «, « Поверхность земли и водоемы района».

Внеаудиторное занятие (4 ч) экскурсия в парк (школьный сад, в лес, лесопосадку, поле, на пуд, речку, озеро и др.) с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду.

Внеаудиторное занятие: подготовка фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе.

Аудиторное занятие (2 ч). Групповая работа: разработка весеннего плана весенних мероприятий по охране поверхности земли села (парка, сада, водоема, территории школы и т.д.) на основе наблюдений, сделанных на экскурсии и сообщений групп. Например:

-план расположения контейнеров для мусора, кормушек для птиц (во дворе, в саду);

- разработка, оформление предупредительных природных знаков;

- подготовка и установка скворечников и кормушек для птиц;

- определение зон рекреаций (например: временный запрет на посещение участка школы, где высажены цветы или проведена посадка деревьев).

Внеаудиторное занятие: (домашнее задание) подготовка презентаций.

Аудиторное занятие (2 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Природа малой Родины»,

Тема 2 Достопримечательности родного края 

Аудиторное занятие (2 ч.): ознакомление с темами презентаций, цель которых показать достопримечательности малой Родины. Например:  «Водоёмы малой Родины»

       Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации ит.д.). Подготовка к экскурсии.

 Внеаудиторное занятие – экскурсии (12 ч.).

Внеаудиторное задание: подготовка презентаций.

Аудиторное занятие (2 ч.): отбор лучших презентаций в пособие «Природа малой Родины». Оформление пособия

Тематический план  занятий

 

п/п

   Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия

Источники информации

Кол-во часов

Дата

план/факт

1

 

 

 

 

 

 

 

Поверхность района и ее охрана.

 

 

Весенний план мероприятий по охране поверхности земли малой Родины

Групповая и коллективная деятельность / аудиторное занятие: описание природной зоны, в которой находится населенный пункт, поверхности и водоемов родного края; разработка весеннего плана мероприятий по охране поверхности земли родного края.

Домашнее задание: подготовка презентации по теме занятия.

Аудиторное занятие: отбор лучших презентаций в пособие «Природа малой Родины»

4

4

4

6

2

 

Достопримечательности малой Родины

Групповая и коллективная деятельность /аудиторное занятие: вводная беседа по достопримечательностям малой Родины (озеро).

Экскурсия.

Домашняя работа –  оформление презентации по достопримечательностям малой Родины

Аудиторное занятие: выставка презентаций и отбор лучших в пособие «Природа малой Родины»

2

12

2

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...