Школьный проект " Анализ изменения климатических условий в пределах Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан за период с 1970 года по 2018 год"
проект по экологии

Проект " Анализ изменения климатических условий в пределах Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан за период с 1970 года  по 2018 год" вклучает в себя графики, диаграммы, розу ветров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tenkova_ekaterina.docx204.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

«Анализ изменения климатических условий в пределах Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан за период с 1970 года по 2018 год»

                                                                                          Автор: Тенькова Екатерина 9 А класс                                                                                                                                                                                                            

                                                                                           Руководитель: Гарипова Джамиля  Наильевна

                                                                                           учитель географии МБОУ «СОШ № 15 ЗМР РТ»

                                                                   

2019 г.

Введение.

Климат – это многолетний режим погоды.

Цель: показать изменения климатических условий в пределах Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан за период с 1970 года по 2018 год.                                                          

Задачи: 

  • Провести сбор и обработку метеорологического материала наблюдений за изменением нижнего слоя атмосферы за период с 2007 года по 2018 год;
  • Сравнить данные метеонаблюдений с 1970 года по 2018 год;
  • изучить литературу по данной теме;
  • выявить возможные причины смены климата и его последствия.

          Гипотеза:  климат на Земле меняется.

Объект исследования: нижний слой атмосферы (тропосфера) в пределах города Зеленодольска и Зеленодольского района.

Предмет исследования: элементы погоды.

Методы исследования: метод сбора, обработки и систематизации материала, сравнительный, статистический.

При выполнении данной работы был использован материал наблюдения за состоянием нижнего слоя атмосферы метеостанции Нижние Вязовые Зеленодольского района Республики Татарстан.

 «В период потепления климата погода становится нервной».

Действительно ли климат меняется? Насколько сильно он изменился за последние десятилетия в нашем Зеленодольском районе?

При выполнении этой работы мы опирались на уже имеющийся материал по данной теме, который собрали и обработали выпускницы нашей школы 2008 года Фёдорова Светлана и Давлетгараева Айгуль. В нашем распоряжении был материал за период с 1997 по 2006 годы. Посетив метеостанцию в Нижних Вязовых, мы собрали и обработали материал за период с 2007года по 2018год.

Наши исследования.

Исследование №1.

Цель: определить  ход изменения среднегодовых температур воздуха за последние  48  лет. Построить графики. Вычислить амплитуду колебания среднегодовых температур за каждое 10-летие.

График  хода среднегодовых температур воздуха

с 1970 по 1979 годы.

1970-1979

Вывод 1: самая высокая среднегодовая температура была в 1975 году  +5,3*С, а самая низкая в 1976 году +1,4*С.

Амплитуда колебания температуры за данное десятилетие составила 3,9*С.

График  хода среднегодовых температур воздуха

с 1980 по 1989 годы.

1980-1989

Вывод 2: самая высокая среднегодовая температура была в 1981 году  +5,5*С, а самая низкая в 1987 году +2,2*С.

Амплитуда колебания температуры за данное десятилетие составила 3,3*С.

График  хода среднегодовых температур воздуха

с 1990 по 1999 годы.

1990-1999

Вывод 3: самая высокая среднегодовая температура была в 1999 году  +6,5*С, а самая низкая в 1993 и 1994 годах +3,2*С.

Амплитуда колебания температуры за данное десятилетие составила 3,3

График  хода среднегодовых температур воздуха

с 2000 по 2009 годы.

2000-2009

Вывод 4: самая высокая среднегодовая температура была в 2008 году  +8,2*С, а самая низкая в 2004 году +3,9*С.

Амплитуда колебания температуры за данное десятилетие составила 4,3*С.

График  хода среднегодовых температур воздуха

с 2010 по 2017 годы.

2010-2017

Вывод 5: самая высокая среднегодовая температура была в 2012 году  +6,4*С, а самая низкая в 2017 году +3,8*С.

Амплитуда колебания температуры за данное десятилетие составила 2,6*С.

Исследование №2.

Цель: сравнить средние температуры воздуха изучаемых периодов, сравнить их. Вычислить амплитуду колебания температуры за исследуемый период времени.

все года для Ксюшы

Вывод: из графика видно, что температура воздуха из года в год постепенно увеличивается. При норме среднегодовой температуры воздуха 3,5*С по Республике Татарстан она в последние десятилетия составляет 5,4*С (2000-2009 г.г.) и 4,9*С (2010-2017 г.г.), что в среднем выше примерно на 1,9*С.

Исследование №3.

Цель: проанализировать диаграммы выпадения осадков за разные годы.

ДИАГРАММЫ (см. приложение)

Вывод: в  среднем в Зеленодольском районе  за год выпадает 502 мм., в основном в летний период. По Республике Татарстан - 468 мм в год.

Исследование №4.

Цель: сравнить количество выпавших осадков за два периода:

с 1951г. по 1965 г.

с 2007г. по 2017г.

гистограмма

Вывод : количество  осадков в последние годы увеличилось.

Max, мм в год

1956 г.

577

2007 г.

799,4

1962г.

565

2008 г.

749,5

Min, мм в год

1964 г.

306

2010 г.

432,4

1951 г.

324

2014 г.

474,2

Исследование №5.

Цель: построить розу ветров. МОРЕ 2017 092

Вывод: в зимние месяцы в нашем районе преобладают южные ветра, а в весенний период - западные и южные. Летом преобладают западные, северо-западные, юго-западные ветра. В осенний же период господствуют преимущественно западные ветры. Штормовые ветра фиксируются во всех 12 месяцах года;

Общий вывод: проведенные исследования показали, что климат Зеленодольского района Республики Татарстан меняется, он становится теплее и более влажным, о чем свидетельствуют графики изменения среднегодовых температур воздуха и диаграммы выпадения осадков.

 Почему климат меняется? Каковы последствия изменения климата?

                                        Что привело к потеплению?

Глобальное потепление климата непосредственно связано с парниковым эффектом. Он заключается в увеличении температуры нижних слоёв атмосферы относительного теплового излучения Земли. Этот феномен возникает из-за водяного пара, диоксида углерода, метана и других газов, которые поглощают и задерживают солнечную энергию, способствуя нагреву земной поверхности. Факты таковы, что основные природные источники парниковых газов – это:

  • Активная вырубка леса и лесные пожары (во время них выделяется огромное количество углекислого газа, более того, уничтожается большое число деревьев, превращающих его в кислород в процессе фотосинтеза).

Сравнив карту «Леса Татарстана 1800 года» и «Современную карту лесов Республики Татарстан», можно увидеть какие серьезные изменения внесла хозяйственная деятельность людей на природу Земли.

  • Вечная мерзлота (из почвы, находящейся в районе многолетней мерзлоты, выделяется метан).
  • Мировой океан (водоёмы являются основным источником пара).
  • Вулканы (когда они извергаются, то происходит выброс колоссального количества углекислого газа).
  • Фауна (организмы, выдыхающие углекислый газ, значительно увеличивают его концентрацию в атмосфере).

Факторы, значительно увеличивающие концентрацию парниковых газов:

  • Тяжёлая промышленность (основным источником выброса углекислого газа является добыча и сжигание нефти, газа и других полезных ископаемых).
  • Сельское хозяйство (когда почва интенсивно удобряется и обрабатывается, то из неё выделяется диоксид азота, являющийся парниковым газом).
  • Вырубка лесов (уничтожение «лёгких планеты» ведёт к увеличению концентрации диоксида углерода).
  • Перенаселённость (для удовлетворения потребностей населения Земли требуется огромное количество природных ресурсов).
  • Свалки (большая часть отходов не подвергается вторичной переработке, а сжигается или закапывается, что приводит к кардинальному изменению биологической системы).

Что ждёт планету в будущем?

Глобальное потепление приведет не только к дальнейшему увеличению температуры поверхности Земли, но и к другим изменениям.

Ускорится таяние льдов в Антарктиде и Арктике.

Уровень Мирового океана поднимется на полметра за сто лет, изменится соленость воды, изменится направление течений в Мировом океане, которые играют значительную роль в распределении температур на нашей планете.

Воздух станет более влажным. Осадки начнут выпадать интенсивнее, их распределение изменится.

Глобальное потепление отразится на протекании погодных явлений: ветры и циклоны усилятся и участятся. Природные катаклизмы, например, наводнения и ураганы, будут происходить регулярнее, а их масштаб увеличится в разы. Облик нашей планеты будет совсем иным.

В силах ли человек решить проблему потепления?

Какими бы пессимистичными не были сценарии развития глобального потепления, человечество еще в состоянии предпринять меры, для того чтобы Земля не стала похожа на Венеру. Мы считаем, что наиболее важными мерами борьбы человечества с глобальным потеплением могут быть:

  • использовать на производстве экологические технологии;
  •  увеличивать площадь лесов, зеленых насаждений;
  • использовать энергосберегающие устройства и приборы;
  • рационально вести переработку отходов.

Глобальное потепление, вызванное природными и антропогенными причинами, является поистине масштабной проблемой современности. Человек не должен оставаться равнодушным к ней и упускать способы предотвратить изменение климатических условий!

Заключение.

Проведенные нами исследования подтверждают нашу гипотезу: климат Земли меняется в сторону потепления.

Материал данной работы можно использовать:

  1. на уроках географии при изучении темы «Климат»;
  2. на классных часах.
  3. для планирования посадки сельскохозяйственных культур, с учётом изменения температурного режима;
  4. в строительстве: учитывать направление ветров при размещение промышленных зданий и спальных районов.

Какой будет наша Земля через 200, 300 лет зависит от каждого из нас сейчас.

 Свою работу хотим закончить словами первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина: «Облетев Землю в корабле - спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

                             

                                   Список использованной литературы:

  1. « Кто довел климат до безумия?», газета «Аргументы и факты»  № 28 2017г.
  2. Газета «Аргументы и факты»  № 28 2017г. « Возможна ли парниковая катастрофа?», газета «Аргументы и факты»  № 28 2017г.
  3. « К сюрпризам погоды нужно готовиться заранее», газета «Зеленодольская правда» от 07.12.2005г.
  4. «Аномальная зима», газета «Труд» от 07.03.2007 г.
  5. Атлас Республики Татарстан, Москва: «Картография»,2005г.
  6. Журналы ежедневного наблюдения за погодой метеостанции Нижние Вязовые за 1970 – 2017 годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Индивидуальный план самообразования Сенжаповой Альфии Хамзиновны, учителя татарского языка и литературы МБОУ СОШ №6 города Лениногорска МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан на 2014 - 2018 года.

Индивидуальный план самообразованияСенжаповой Альфии Хамзиновны,учителя  татарского  языка  и  литературыМБОУ СОШ №6 города Лениногорска МО «Лениногорский муниципальный район» Респ...

План мероприятий, посвященных Году родных языков и народного единства в МБОУ «Бетькинская СОШ» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

Наименование мероприятий1         Месячник, посвященный Международному дню родного языка 2        Круглые столы &l...

«Культурно-познавательный маршрут по селу Базарные Матаки-районному центру Алькеевского муниципального района Республики Татарстан»

Культурно-познавательная экскурсия  «Культурно-исторические и социальные достопримечательностисела Базарные Матаки»...