«Этноэкологическое воспитание школьников как условие устойчивого развития региона»
статья по экологии

Анастасия Михайловна Пержакова

Важнейшей проблемой современности планетарного масштаба стала экологическая проблема. Экология должна рассматриваться не только как наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, но и как новое мировоззрение. Человек не главное действующее лицо, а разумная часть природы. Экология природы и человека неразрывно связаны между собой. Этноэкологическое образование и воспитание школьников - это не модная тенденция, которой нужно просто следовать, а необходимое условие для выживания сегодня и обеспечения существования человека в будущем. Поэтому основной целью образования должно быть формирование нового человека, который будет иначе мыслить и иметь экорациональную модель поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Этноэкологическое воспитание школьников как условие устойчивого развития региона»

Важнейшей проблемой современности планетарного масштаба стала экологическая проблема. Экология должна рассматриваться не только как наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, но и как новое мировоззрение. Человек не главное действующее лицо, а разумная часть природы. Экология природы и человека неразрывно связаны между собой. Этноэкологическое образование и воспитание школьников - это не модная тенденция, которой нужно просто следовать, а необходимое условие для выживания сегодня и обеспечения существования человека в будущем. Поэтому основной целью образования должно быть формирование нового человека, который будет иначе мыслить и иметь экорациональную модель поведения.

Современная концепция общего экологического образования разработана на основе нормативных требований ФГОС с учетом ценности концепции устойчивого развития. В Концепции представлены современные подходы к формированию у обучающихся экологической культуры как важной части культуры устойчивого развития. Конкретизированы задачи образования в интересах устойчивого развития – воспитание ответственного потребления, готовности контролировать свой экологический след, участвовать в создании «зеленой» экономики, что в конечном итоге, направлено на воспитание нового типа отношений человека с обществом, природой и миром вещей в их взаимозависимости.

Актуальность проблемы в том, что в последнее время особое внимание уделяется  формированию знаний об экологии, этноэкологии и экологической ответственности у школьников на основании обострения проблем не только конкретного региона, но глобально всей планеты. Поэтому в этноэкологическом образовании важна непрерывность и преемственность, начиная от начальной школы к среднему звену. По мнению многих педагогов (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, В.М. Минаева, Б.Г. Йоганзен) «глобальные проблемы такую как, экологическую, победят не защитники окружающей среды, а экологическое образование».

Предположительно, что формирование этноэкологической культуры школьников, пройдет более успешно, если сами школьники будут активными участниками учебно-исследовательского, агитационно-пропагандистского процесса. Учебно-исследовательская и проектная деятельность способствует развитию навыков самостоятельной работы, творческого подхода к решению проблем и ориентации на достижение успеха. Проекты сплачивают детей, развивают умения работать в команде и ответственность за совместную работу. Отрабатываются навыки работы с различными информационными источниками, повышается ИКТ-компетентность.

На сегодняшний день в лицее вопросы экологии изучаются в составе учебных курсов («География»,  «Биология», «Химия», «Физика», «История» и др.). Значительную поддержку экологическому воспитанию оказывают:

- участие учащихся в экологических олимпиадах, форумах, конференциях, фестивалях различного уровня;

- проведение экологических уроков;

- участие в конкурсах по озеленению школьного двора;

- проведение субботников с участием обучающихся и коллектива школы;

- участие лицеистов-волонтеров в проекте «Серпантин-56. Тропы России» по благоустройству тропы здоровья в местности «Лысая гора».

Предлагаемые формы деятельности по развитию и становлению этноэкологической культуры в лицее:

  1.  Экологическая пропаганда.

- Разработка слоганов, плакатов, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды родного края, для воздействия на обучающихся (широкие массы) – конкурс среди классов.

2. Экологическое просвещение.

Разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны:

- Экологическая акция «Покормите птиц зимой» (1-4 классы).

- Экологическая акция «Сделай кормушку – помоги птицам» (5-7 классы).

- Экологическая акция «Прояви культуру – сдай макулатуру».

- Участие в проекте «Экозабота»- проведение акции «Сдай батарейку – спаси планету» (вся школа и родители).

- Участие во Всероссийском конкурсе «На старт, экоотряд!».

- Благотворительная акция «Сбор корма для приюта «Кот и пёс».

- Проведение экологических субботников на территории школы и сквера «60-летия Победы».

- Создание экологической медиатеки с участием учащихся для сайта лицея.

- Создание экоклуба при участии сайта общероссийских  экоуроков «Экокласс» и проведение экологических уроков для обучающихся всех уровней.

  1. Экологическое образование.

- Создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и население города систематическими знаниями об окружающей среде.

- Проектные работы  учащихся 8-11 классов с использованием ИКТ (Создание буклетов, мультфильмов природоохранной тематики, презентаций по экологическим проблемам г. Улан-Удэ, Республики Бурятия, учебно-исследовательские работы экологической направленности).

  1. Эколого-художественная деятельность.

Разработка и постановка сценариев литературно-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды.

- Творческий проект «Из отходов – в доходы» (поделки из вторсырья на уроках технологии у мальчиков).

- Творческий проект «Эко-сумка – альтернатива пластиковому пакету» (пошив и роспись экосумок на уроках технологии у девочек и уроках ИЗО).

- Семейный конкурс «Трэш-арт» создание инсталляций и картин из вторсырья.

- Экологический праздник «День Земли» 20 марта 2022 г.

Процесс вовлечения учащихся и педагогов в деятельность по экологическому воспитанию можно разделить на несколько составляющих:

1. Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Для этого необходимо, чтобы все педагоги школы овладели сами проектно-исследовательским методом обучения. На уроках могут быть использованы различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, решение проблемного вопроса, моделирование эксперимента, выполнение творческих работ (написание экологических сказок, сценариев для проведения экологических мероприятий), дискуссии.

Реализовать проектно-исследовательскую деятельность на уроках можно в рамках уроков «Окружающего мира» (1-4 классы) – учителя начальных классов, «Биологии» (5-11 классы), «Русского языка и литературы» - (учителя-предметники), «ОБЖ».

  1. Система дополнительного образования в кружках и факультативах.

Программа экологического кружка «Белёк» позволит создать особые условия для развития экологического стиля мышления, исследовательских навыков учащихся, их коммуникативных способностей.

  1. Организация профильного лагеря.

Продолжить формирование экологической ответственности в рамках летнего лагеря на базе детского оздоровительного лагеря.

Результат этноэкологического воспитания – воплощение модели выпускника Лицея №27 г. Улан-Удэ, обладающего экологической культурой.

Модель выпускника

Литература:

  1. Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000  - 566  с.
  2. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения – М.: Наука, 1965  – 374  с.
  3. Дагбаева Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С.22-23.
  4. Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование - № 2, 2010 – с. 24 – 30
  5. Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование - № 4, 2010 – с. 9– 13.
  6. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.  Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009  – с. 6 - 10
  7. Либеров А. Ю. Экодидактика.  Экосистемная  методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография. – М.:  Ин-т  экономических стратегий, 2007 – 160 с.
  8. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика.//Вопросы философии. - № 5, 1989 – с. 3-25.
  9. Моисеев Н. Н. Экология в современном мире //Энергия: экономика, техника, экология -№ 6, 1996 – с. 8-18.
  10. О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
  11. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010  – с. 3 – 8.
  12. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993  – 262 с.
  13. Токарев, А. А. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: шаг вперед / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 142-144.
  14. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158  с.

Интернет-ресурсы:

https://zapovednoe-podlemorye.ru/ 

https://экокласс.рф/ 

https://ecoportal.su/ 

http://www.biodat.ru/db/fen/anim.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.

Концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их ...

Гражданско- патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.

Представлен опыт педагогической  работы по формированию гражданско-патриотического и правового воспитания школьников в МОУ Большенагаткинской СОШ МО "Цильнинский район"...

Сборник материалов I муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "

Сборник материалов I муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "...

Сборник материалов II муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "

Сборник материалов II муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "...

Сборник материалов III муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "

Сборник материалов III муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "...

Проект Положения IV муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"

Представляем Вашему вниманию Проект Положения IV муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона", которая состоится на базе ...

Сборник материалов V педагогическая конференция "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"

Сборник материалов V муниципальной научно-практической   конференции с республиканским участием "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"...