Занятие "История развития экологии как науки"
план-конспект занятия по экологии (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Занятие "История развития экологии как науки" входит в систему непрерывного дополнительного естественнонаучного образования учащихся старших классов в рамках программы "Экология в 21 веке". Программа реализуется в системе дополнительного образования детей на базе Станции юных натуралистов города Новокузнецка. Материалы занятия могут послужить основой организации внеурочной деятельности учащихся 9,10,11 классов как в системе общего, так и всистеме дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_obshchaya._zan._1.predmet_ekologii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1. Предмет экологии. История развития экологии как науки

Цель занятия: познакомить обучающихся с предметом экологии и с историей развития экологии как науки.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся с информацией о том, что изучает наука экология и как происходило становление этой науки;
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии;
  3. материалы для проведения входного контроля (тестовые материалы).

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

В последнее время слово «экология» стало очень популярным; наиболее часто его употребляют, когда говорят о неблагополучном состоянии окружающей среды. Иногда этот термин употребляют в сочетании с такими словами, как общество, семья, здоровье, культура. Что же на самом деле изучает наука «экология»?

Термин «экология» образован от двух греческих слов: ойкос – дом, жилище и логос – слово, наука. В общем смысле экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой обитания.

В качестве самостоятельной науки экология сформировалась лишь к двадцатому веку. Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно, это связано с тем, что рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие человека на природную среду поставили человечество перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворения своих потребностей в воде, пище, чистом воздухе человеку надо знать, как устроена и как функционирует окружающая его природа.

Экология тесно связана с другими биологическими дисциплинами, в первую очередь, с зоологией и ботаникой. На заре развития этих наук внимание ученых было сосредоточено на систематике и строении организмов. Но уже первые описания каждого вида растения стало сопровождаться указанием мест его произрастания. В изучении фауны ученые также пришли к тому, что образ жизни животного взаимосвязан с условиями его обитания. Большинство этих сведений относится к экологии как науке.

Большое значение на мировоззрение ученых оказали древнегреческие ученые. Аристотель (384-322 до н.э.) в своем труде «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Его внимание привлекали такие вопросы. Как приуроченность организмов к местообитаниям. Одиночная или стайная жизнь, различия в питании. Вопросы жизни живых организмов рассматривались в трудах таких античных мыслителей и философов, как Теофраст (371-280 до н.э.), Плиний Старший (23-79 н.э.) в известном научном труде «Естественная история».

Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. Ученые и путешественники не только описывали внешнее и внутреннее строение растений, но и сообщали сведения о зависимости развития растений от условий их произрастания или возделывания. Описание животных сопровождалось сведениями о их поведении, повадках, местах обитания.

Большой вклад в формирование экологических знаний внес шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707 – 1778). Особенно важными для науки являются труды К. Линнея «Экономика природы» и «Общественное устройство природы». Под «экономией» Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел, он сравнивал природу с человеческой общиной, живущей по определенным законам.

Больше влияние на развитие биологической науки оказал французский ученый, автор первого эволюционного учения Жан Батист Ламарк (1744 – 1829). Ламарк считал, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.

Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809 – 1882) – основателя учения об эволюции органического мира. Выводы Ч. Дарвина о существующей в природе борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.

Немецкий биолог Эрнст Геккель (1834 – 1919) в 1866 году предложил термин 2экология» и дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонистические и антогонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условие борьбы за существование». Э.Геккель относил экологию к биологическим наукам о природе.

Большой вклад в развитие экологии в двадцатом веке внесли русские ученые: Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920), Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903), Владимир Николаевич Сукачев (1880 – 1967) и другие.

Одним из самых известных геологов и экологов двадцатого века является Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945), он является создателем учения о биосфере. В своем учении В. И. Вернадский показывает, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на планете. В конце жизни ученый приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. В. И. Вернадский вводит понятие «ноосфера», что означает «мыслящая оболочка», то есть сфера разума. В.И. Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».

Во второй половине двадцатого столетия происходит «экологизация» современной науки, что связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде. Но и, воздействуя на нее негативно, изменяет условия жизни людей и угрожает самому существованию человечества. Таким образом, экология становится теоретической основой для рационального природопользования.

Если в период своего становления экология была частью биологии, то в настоящее время современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и связана не только с биологией, но с такими науками, как география, геология, химия, физика, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура. В настоящее время в экологии выделяют ряд научных дисциплин: популяционная экология, промышленная экология, экология человека, экология животных. Современная экология – это комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология – это наука будущего, и возможно, что само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.

Практическая часть занятия: выполнение тестов входного контроля.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие "Экология как наука"

Занятие проводилось в объединении "Экологический калейдоскоп" Воспитанники моего объединения обучаются в 3"б" классе. Занятие по программе было первое по разделу "Экология как наука"....

История развития экологии как науки

Презентация подготовлена по материалу  учебника "Экология" 10(11) класс, авторы: Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. В презентации раскрываются этапы развития экологии как науки, дается информация о вкл...

Экология как наука

Учебный материал для проведения вводного занятия по экологии. Включает следующую информацию: понятие "экология", её разделы, экологические факторы, закон минимума...

Экология как наука: предмет, задачи, методы

Конспект занятия по программе «Экология и рациональное природопользование» образовательный блок №1: «Введение в экологию» Тема: Экология как наука: предмет, задачи, методы. Разделы экологии. Цель ...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...

Урок по биологии в 11 классе: «Экология как наука. Экологические факторы.»

Тема урока: «Экология как наука. Экологические факторы.» Цель: раскрыть понятие «экология», сформировать у учащихся представление об экологии как науке,  углубить зна...

Экология как наука

презентация...