"Средства развития нравственных представлений на занятиях кружка экологической направленности"
материал по экологии

В работе представлены материалы из опыта работы по развитию нравственных представлений детей назанятиях кружка экологической напраавленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_razvitiya_nravst_predstavleniy.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  

«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска

Из опыта работы.

на тему: «Средства развития нравственных представлений на занятиях кружка экологической направленности».

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Брюхова Н.Л.

Все мы – дети Природы, и никогда человек не потеряет связи с ней.

Но на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека и Природы выросли в глобальную экологическую проблему. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека.

Нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка; оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

Процесс формирования нравственного облика детей сложный и состоит из множества компонентов. Одним из важнейших является экологический, предполагающий правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов: земли, воздуха, лесов, рек.

Экологическое образование и воспитание - целенаправленный непрерывный процесс обучения и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью; единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Экологическое воспитание предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое образование и воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованной самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностямии в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. 

Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством - один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, детском саду, школе, институте. Вот почему современные ученые исследуют проблему экологии комплексно, изучают разные ее аспекты, в том числе и педагогический.

Основная задача педагогики - воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это отклонения?

Прежде всего - пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о птицах и растениях. Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают в коробочку насекомых, берут в руки птенцов, приносят их домой, составляют букетики из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для "угощения" куклам и пр.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая ягоды, затаптывают их кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т. д. Наконец, встречаются дети, способные жестоко относиться к животным: они могут стрелять из рогатки в птиц, мучить их, топтать дождевых червей, убивать собак, кошек.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе - результат нравственной невоспитанности детей, когда они глухи к состоянию других людей, тем более животных, птиц и растений, не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости, не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности младших школьников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти в "жизнь" другого живого существа изнутри" (В. Сухомлинский,почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботы о тех, кто з этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, птицах, растениях и т. д.). Активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, животными, зимующими птицами и т. д.).

Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Опыт работы с младшими школьниками убеждает, что легче сформировать экологические знания, но значительно труднее воспитать отношение. Следовательно, нужны такие методы обучения и воспитания, которые бы в единстве решали познавательные, нравственные и эстетические задачи.

Взрослые должны научить ребенка при общении с природой в конкретных ситуациях предвидеть последствия своего отношения к ней и на основе предвидения последствий поступать так, чтобы не наносить ей вреда. Постепенно будет складываться способность давать мотивированную оценку поведению в природе сверстников, взрослых, своему собственному. У детей сформируются правила поведения в природе. Все это возможно лишь при условии повышения уровня экологических знаний и экологической культуры взрослых, воспитывающих детей.

Для побуждения детей к самостоятельной, творческой деятельности я применяю метод проблемных, поисковых ситуаций. Предлагаю детям словесные, логические игры, отгадать и придумать свои загадки, сочинить сказку, рассказ, стихотворение.

В играх в большей мере отмечается нравственное поведение детей : способность приходить на выручку, не хвастаться своими успехами, не перебивать товарища, оказывать помощь.

Велико значение труда в нравственном воспитании. Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитываются положительные взаимоотношения, черты характера, навыки организации работы. Это и сбор семян для подкормки птиц зимой, и изготовление кормушек, скворечников, изготовление гербария, игрушек из природного материала и пр. Трудовая деятельность носит коллективный характер, она благотворно влияет на микроклимат детского коллектива и отдельных групп детей, увлекающихся общей работой, нужной и полезной для других. А в этом - большое нравственное начало.

Одним из средств формирования нравственных качеств личности ребенка в процессе экологического обучения являются праздники и развлечения. Например, мы отмечаем день прилета птиц «Сороки» (21 марта) и, по старинной русской традиции, печем (лепим) из соленого теста «жаворонков».

Подготовка к праздникам осуществляется постепенно. Они должны доставить детям радость, веселое настроение развить инициативу и самостоятельность; воспитать такие положительные черты, как дружелюбие и заботливое отношение. Праздники должны обогащать жизнь детей радостными переживаниями.

«Большую помощь оказывают в работе  прогулки и целевые экскурсии. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Например, Ранней весной надо обратить внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна, на прилет птиц, которые улетели от нас на время холодной зимы.

Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на Природу, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится  школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедиа как средство повышения активности учащихся на занятиях эколого-биологической направленности

В статье приведены примеры использования интерактивных игр и игровых приемов для разных возрастных групп на занятиях в детском эколого-биологическом центре города Хабаровска...

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...

Методическая разработка «Использование троп для создания образов богатырей как средство развития нравственных качеств учащихся»

Проблема нравственного воспитания учащихся на уроках литературы – одно  из главных направлений изучения  литературы в школе. На примере якутского олонхо и русской былины, на мой взгляд, можн...

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

В статье анализируется проблема формирования нравственно-эстетического мировоззрения обучающихся посредством художественной деятельности....

Педагогические средства развития математических представлений у дошкольников с УО

Проблема формирования математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта является значимой для организации процесса их обучения, воспитания и социализации.Особенностью развития элемен...

Статья “Разработка индивидуального исследовательского маршрута гимназиста в рамках занятий кружков естественнонаучного направления”

Данная статья предназначена для педагогов, реализующих дополнительную общеобразовательную программу естественнонаучной направленности через кружковую или внеурочную деятельность, в рамках элективного ...