«Я, мы и природа» - Цикл занятий - ОСЕНЬ
учебно-методический материал по экологии

Полянских Екатерина Геннадьевна

         Природа сопровождает нас всю жизнь: встречает при рождении, утешает в старости, радует на праздниках и в памятные даты.  И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью, без ее красоты беднее становится наша жизнь. Когда люди устают от суеты и будничности, от унылого однообразия, они выбираются на природу, где их настроение лечат деревья, птицы, цветы. Природа открывает перед человеком возможность познания прекрасного, ощущения полноты жизни. С природой очень тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознается всеми единодушно – красота природы.

         Практика работы с детьми показывает, что их привлекают, радуют занятия, связанные с жизнью природы, миром ее настроений, всевозможных тайн и загадок.

         При изучении предполагаемого разнообразного  материала у детей должно формироваться эстетическое отношение к действительности, понимание красоты и неповторимости природных явлений. Поэтому занятия мы начинаем именно с эмоционального отношения ребенка к картинам природы с последующим творческим самовыражением.  Это помогает формировать не только эстетические эмоции, но и нравственные убеждения.

         Предполагается формирование у детей ощущения своей принадлежности к Земле, связи с важнейшими началами жизни (вода, огонь, воздух, солнце), что благотворно воздействует на эмоциональное самочувствие ребенка. Занятия направлены на то, чтобы научить ребенка видеть взаимозависимость человека и природы, их силу и слабость, научить бережно относиться к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_osen.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Я, мы и природа» - ОСЕНЬ

Красавица   осень  разбрызгала  краски:

Небесная  просинь,  как будто из сказки.

Лиловая     липа     и     пламень      осины,

Прощальные клики семьи журавлиной…

         Природа сопровождает нас всю жизнь: встречает при рождении, утешает в старости, радует на праздниках и в памятные даты.  И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью, без ее красоты беднее становится наша жизнь. Когда люди устают от суеты и будничности, от унылого однообразия, они выбираются на природу, где их настроение лечат деревья, птицы, цветы. Природа открывает перед человеком возможность познания прекрасного, ощущения полноты жизни. С природой очень тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознается всеми единодушно – красота природы.

         Практика работы с детьми показывает, что их привлекают, радуют занятия, связанные с жизнью природы, миром ее настроений, всевозможных тайн и загадок.

         При изучении предполагаемого разнообразного  материала у детей должно формироваться эстетическое отношение к действительности, понимание красоты и неповторимости природных явлений. Поэтому занятия мы начинаем именно с эмоционального отношения ребенка к картинам природы с последующим творческим самовыражением.  Это помогает формировать не только эстетические эмоции, но и нравственные убеждения.

         Предполагается формирование у детей ощущения своей принадлежности к Земле, связи с важнейшими началами жизни (вода, огонь, воздух, солнце), что благотворно воздействует на эмоциональное самочувствие ребенка. Занятия направлены на то, чтобы научить ребенка видеть взаимозависимость человека и природы, их силу и слабость, научить бережно относиться к природе.

Конспект занятия

« В нашем парке ранней осенью»

Есть в осени первоначальной

Короткая,  но  дивная  пора –

Весь   день   стоит    как    бы

                                                                                      хрустальный,

                                                              И лучезарны вечера…

(Ф.Тютчев)

Цели:  развитие эстетического восприятия природы, предоставление возможностей для творческого самовыражения,  вкусов и предпочтений детей в оценке колористики, гармонии, разнообразия растений природного окружения;  формирование представлений о разноцветии  и формах еще обильно цветущих в эту пору осени растений; формирование эстетического отношения к природе, понимания ее красоты и неповторимости.

Задачи: 

  1. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень».
  2. Формирование представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
  3. Активизация речевой деятельности детей;
  4. Группировка растений по цветовым различиям, создание образных представлений у детей.

Форма: групповое занятие (2 педагога+дети)

Возраст: начальная школа 1-3 класс

Место проведения: Удельный парк

Продолжительность занятия: 40 минут.

Оснащение занятия: ведра, корзинки для сбора природного материала; текст «Осенней сказки»; приметы и пословицы о ранней осени.

Предварительная работа: прогулки по осеннему парку; наблюдения за осенними изменениями в природе; разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья» и подвижного  упражнения «Дождик»; подбор загадок, пословиц, поговорок о ранней осени.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Сбор природного материала (в процессе сбора беседа об изменениях в природе, цитирование примет и пословиц о ранней осени).
  3. Эмоциональная разминка.
  4. Чтение по ролям педагогами Осенней сказки.
  5. Педагог предлагает детям  кратко поделиться своими мыслями и чувствами от прослушанного, наблюдая за их эмоциональными проявлениями.
  6. Заключительная часть:
  • Выводы
  • Благодарность педагогов за активную работу на занятии.

Конспект занятия

«Вглядись в этот мир»

Любите  живопись,  поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души   изменчивой  приметы

Переносить    на     полотно.

(Н.Заболоцкий)

Один рисунок стоит тысячи слов.

(Восточная мудрость)

Цели: содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников; раскрыть богатейшие возможности изобразительного искусства; научиться понимать произведения искусства; воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному; приобщать к вечным ценностям;  способствовать личностному росту и оздоровлению психики.

Задачи:

  1. Познакомить детей с осенними пейзажами в работах русских художников.
  2. Формировать и развивать внутренний эмоциональный мир ребенка.
  3. Формировать умение правильно  видеть,  воспринимать  окружающий  мир.
  4. Формирование личности ребенка через творчество.
  5. Способствовать умению выражать свои эмоции и чувства.
  6. Обогащение словарного запаса.
  7. Развитие эмоциональной  речевой активности.

Форма: групповое занятие (педагог+дети)

Возраст: начальная школа 1-3 класс

Место проведения: эстетический центр Детского дома

Продолжительность занятия: 40 минут.

Оснащение занятия: альбом «Русский музей» (пейзаж в русской живописи из собраний Русского музея), СПб, 2008г.; стихи об осени русских поэтов; музыкальное сопровождение («Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, мелодия песни «Отговорила роща золотая…») .

Предварительная работа: посещение Русского музея, Музея этнографии, Эрмитажа; поездка в музей-заповедник «Пенаты» (в рамках знакомства с русскими художниками); подбор и чтение наизусть стихов русских поэтов об осени.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Конкурс стихов об осени.
  3. Эмоциональная разминка.
  4. Знакомство с картинами русских художников об осени (И.И.Левитан, «Долина реки. Осень», Ф.А.Васильев, «Болото в лесу»).
  5. Эмоциональный отклик детей от просмотренного и услышанного (обсуждение и сравнение картин).
  6. Заключение:
  • Выводы
  • Благодарность педагога за работу на занятии.

Конспект занятия

«Монотипия из красок осенней природы -

ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ»

Цели: развивать знания детей о разных художественных техниках, творческую фантазию; развивать образность мысли от объекта природы к художественному объекту.

Задачи: научит самостоятельно, используя технику монотипии сделать художественную работу – создать образ природы в красках осени.

Оснащение занятия: краски, бумага, музыкальное сопровождение занятия – Вивальди «Времена года».

Ход занятия:

  1. Вступительное слово.

Педагог знакомит детей с техникой монотипии по книге Арины Даур «Монотипия», рассказывает о волшебных цветовых пятнах, которые художница превращала в образы, навеянные реальностью и сказками. В основе этой техники – красочное пятно, таинственным образом возникающее между двумя листами бумаги в ладонях художницы. Рожденная пара отпечатков дарит  возможность для дальнейшего создания образа. Здесь уже нужно фантазировать и немного дорисовывать детали, чтобы получился знакомый и красивый образ.

  1. Практическое задание.

Педагог предлагает детям использовать краски осени, чтобы запечатлеть на бумаге осеннее настроение: все оттенки желтого, багряный, коричнево-охристый, зеленый – тускловатые, спокойные; молочно-голубой  - цвет осеннего неба.

Дети наносят на бумагу цветовые пятна и ,накрыв другим листом бумаги делают оттиск. Дорисовывают детали, получают знакомые осенние пейзажи.

  1. Итог занятия.

В конце занятия все работы располагаются на столе, рассматриваются и оцениваются ребятами и педагогом. Дети дают названия работам  своим и своих товарищей, что способствует развитию творческого воображения и речевого творчества.

Конспект занятия

«Путешествие в страну цвета. Желтый цвет – желтые истории».

Самовыражение в цвете.

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Осень   золотая,  кто  тебе  не  рад!

Весело играя, встретим листопад…

  Цели: развивать знания детей о цвете и способность тонко чувствовать цвет; расширять представление о желтом цвете,  уметь правильно описывать его характеристики; обогащение словарного запаса: подбор наиболее точных характеристик, глаголов, прилагательных; углублять представление о фруктовых и овощных культурах; развивать обобщающую мыслительную деятельность.

Задачи:

  1. Научить самостоятельно использовать знания о свойствах цвета в творчестве и в жизни.
  2. Формирование представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
  3. Фиксировать внимание детей на выделение существенных опознавательных признаков разных периодов осени.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.

Оснащение занятия: овощи и фрукты желтого цвета, желтые листья разных деревьев, свечи, краски, бумага.

Место проведения занятия: эстетический центр Детского дома.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово.

        Листопад, листопад,

        Листья желтые летят.

        Желтый клен, желтый бук,

        Желтый в небе солнца круг.

        Желтый двор, желтый дом,

        Вся земля желта кругом.

       Желтизна, желтизна,

       Значит осень – не весна.  

Приглашение в страну цвета. Знакомство с желтым цветом. Пригласительный билет (лист из бумаги желтого цвета).

Педагог предлагает путешествие в страну и просит назвать желтые овощи, желтые фрукты, желтые цветы, желтых животных, насекомых; все желтое, что запомнилось в этом стихотворении.)

  1. Упражнения – исследования свойств желтого цвета

Упражнение 1.  Ощущение цвета.

Педагог предлагает рассмотреть предметы желтого цвета и ответить на вопросы:

-Чем нравится(или не нравится) желтый цвет?

-Желтый цвет вам кажется теплым или холодным?

-Радостным или грустным? Подвижным или спокойным? Мягким или твердым?

Пояснения педагога в ходе беседы: Желтый цвет называют застывшим солнечным светом. Желтый цвет помогает нам, когда мы плохо себя чувствуем, болеем или когда у нас грустное настроение. Желтый помогает преодолеть уныние, дарит радость, вселяет новые силы. Кроме того, желтый цвет помогает нам хорошо думать, правильно говорить и быть внимательными.

Упражнение 2. Огонек.

Огонь часто называют «маленьким солнышком».

Педагог зажигает желтую свечу, и дети смотрят на пламя свечи: желтое тепло, дарящее радость маленькое солнышко. Дети рассказывают о своих ощущениях.

Упражнение 3. Осень.

-Знаете ли вы, какое время года можно назвать желтым?

-Какое? Почему?

Педагог предлагает почитать стихи об осени.

Упражнение 4. Что такое листопад?

Цель: самовыражение в цвете.

Педагог приглашает на бал осенних листьев. Дети рисуют на бумаге листья в танце. К желтому цвету добавляют красный, зеленый, коричневый, синий. Рассказывают о новых цветах, которые получились на основе желтого.

Складывают альбомный лист в открытку, которую можно подарить друзьям или родным.

3.Итог занятия.

Педагог сообщает, что «желтое» занятие подошло к концу.

          -Понравилось ли вам заниматься в «желтой» стране?

         -Какое упражнение понравилось больше всего?

        - Что показалось трудным?

       -Вы запомнили, что означает желтый цвет?

      Пояснения детей: Желтый – это цвет радости и тепла. Он вселяет в нас    

     новые силы, помогает преодолеть грусть и печаль.

      Педагог: Осенний сюрприз: Дынное лакомство. (Желтая дыня)

Конспект занятия

«Яркие осенние краски. Дары осени. Осенние заготовки».

Цели: развивать знания детей о красоте природы, о дарах осени; умение видеть красивое в природе и в жизни: пробуждать чувство удовольствия и радости от совместной  и успешно завершенной работы;

Задачи: 

  1. Научить детей самостоятельно подготовить необходимые для  приготовления варенья фрукты и ягоды.
  2. Дать представление о последовательности приготовления варенья.
  3. Формирование представления о плодах и овощах сада и огорода, которые люди выращивают для хозяйственных целей.
  4. Приобретение практических навыков способствующих социальной адаптации воспитанников.

Оснащение занятия: красные яблоки, осенние листья, букет из веток и листьев, грибы, ягоды клюквы, желуди, каштаны, тыквы. (Композиция оформлена на столе.)

Место проведения занятия: эстетический центр Детского дома.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово.

Педагог предлагает детям полюбоваться картиной из даров осени, потрогать, ощутить запах, вспомнить, как называется пора осени, богатая красками и дарами.

  1. Практическое задание. Варенье из яблок и клюквы.

Дети подготавливают яблоки и клюкву: моют, режут. Под руководством педагога варят сироп и опускают резаные яблоки и ягоды клюквы в сироп. Варенье варится 20 минут на малом огне.

  1. Итоги занятия.

Дети оформляют стол к чаю, украшая его яркими салфетками и свечами. За чаепитием обмениваются своими впечатлениями от занятия, оценивают вкусовые качества приготовленного варенья, вспоминают волшебницу осень, подарившую возможность  радостной дружной встречи, хорошего, доброго настроения.

Конспект занятия

«ОСЕННИЙ БАЛ»

Цели:  формирование творческой  личности; создание  душевного и психологического комфорта; создание и введение  детей в ситуацию успеха.

Задачи:

  1. Совместными действиями, играми, формировать эмоциональную отзывчивость и защищенность.
  2. Формировать потребность в эмоциональном отклике.
  3. Дать возможность детям показать знания об осени и творчески проявить себя.

Место проведения: музыкальный зал дошкольного корпуса.

Форма проведения:  групповое занятие – осенний бал (дети+взрослые+гости).

Возраст: начальная школа.

Оснащение занятия: природные материалы, творческие работы детей из природного материала, рисунки, плакаты, поделки; музыкальное сопровождение; оборудование для проведения конкурсов.

Ход занятия:

                                 «Чарует осени круженье».

Ведущий:  Приглашает детей в зал.(Вход по пригласительным билетам)

                 Наш зал такой нарядный неслучайно, он сегодня в праздничном

                 убранстве. А вы можете определить, на какой праздник мы вас

                 сегодня пригласили? А по каким приметам  вы поняли, что это

                 праздник осени?

                Ребята, осень приготовила для нас сегодня много сюрпризов.                                  

                 Позвольте мне пригласить Хозяйку праздника.

                    Пока входят девушки-Осень, ведущий говорит:

                     

                     Шурша осенним листопадом,

                     Заходит осень в каждый дом,

                     Деревьям золотит наряды,

                     Тропинки моросит дождем.

                 Танец Осени ( Лилия Геннадьевна, Раиса Викторовна, Екатерина

                                       Геннадьевна)

Ведущий:   Поет душа - танцует Осень,

                    Кружа листочки на ветру…

                    На что ж похожи листья?  Просим,

                    Поведай залу моему.

   

                Эмоциональная разминка

На мою ладошку лист похож у клена,

Осенью оранжевый, летом – он зеленый.

Словно перышки – листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой

У осины листья, как монеты.

У каштана, словно опахала.

Было листьев очень много летом,

Осенью их очень мало стало.

Ведущий:  «Очень мало листьев стало» - это одна из примет осени.

                   А вот какие приметы осени заметил поэт:

               

                    Тихая мелодия с грустинкой,

                     Листьев позолота, неба просинь,

                     Воздух шевельнулся паутинкой –

                     Это осень, колдовская осень.

             «Колдовская осень»… Это удивительное время года вдохновляет

              многих поэтов. Я уверена, вы немало знаете стихов об осени.

              С удовольствием готовы слушать вас.

   

                               Стихи об осени.

Ведущий:     Об осени слагают не только стихи, очень много об этом времени

                     года существует пословиц и поговорок, народных примет.

                     А какие пословицы, поговорки, приметы знаете вы?

                              Дети называют пословица и поговорки.

Ведущий:       Ребята, наш зал не был бы так наряден, если бы его  не

                     украшали ваши работы.

                       Предлагаю конкурс  на лучшее название газеты. А оценивать

                       будет сама осень. Кстати, ребята, а почему у нас Осень в трех

                       лицах представлена?(Разная осенняя пора: ранняя, золотая,

                      поздняя)

                        Вот  они то и будут строгими судьями.

                                                    Газеты

Ведущий: Осенью нередко идут дожди, огромные лужи мешают спокойно

                  идти. Вы не раз наблюдали такую картину, когда пешеход

                  старался обойти или перепрыгнуть лужу.

                   А какая осенняя пора богата дождями и лужами?

                            (- Поздняя!

                             -И золотой осень бывают лужи…)

                 Конкурс «перейти лужу» проводит Осень

Ведущий: Наливные, золотые

                  Всюду яблочки лежат…

                  Угостите фруктом друга.

                  Только…завяжи глаза.

     

                       Конкурс:Накорми друг друга яблоками с завязанными глазами.

                                         

Ведущий: Осень не только радует нас своими щедрыми дарами, она может

                 сердиться, пугать завыванием ветра, хлестать холодными дождями.

                 Но   нам ли бояться капризов осени? Я предлагаю вам вот такой

                 конкурс… (Смешарики). Посмотрим,  кто   быстрее справится.

                 А какой «оркестр» сейчас зазвучит!

Ведущий:    Осень – пора сбора урожая. Промедлить никак нельзя, можно

                     остаться без запасов на зиму. А кто же у нас самый трудо-

                      любивый, ловкий, быстрый? Кто не даст урожаю погибнуть?

                      Кто быстрее   соберет яблоки в корзину?

                           Конкурс «Собери урожай».

Ведущий: К осени вырастает и репка. Большая-предольшая! Вот вам еще

                  Один конкурс: вытянуть репку.

                             Конкурс «Репка»

Ведущий:  Осенние загадки.

Ведущий: Музыка осени… У каждой осенней поры она своя, особая,

                  неповторимая. Есть своя музыка у Ранней Осени(подхожу к Л.Г.),

                  По иному звучит музыка Золотой Осени, свои напевы и у Осени

                  Поздней.

                  Вы сейчас внимательно послушаете музыкальные фрагменты и

                  подумаете, какой осенней поре они соответствуют. Но и это еще

                  все. Ведь вы же – листики! А в какую осеннюю пору вы будете

                  кружиться в вальсе листопада?

                  Сейчас снова зазвучит музыка.(Музыкальные фрагменты звучат

                   поочередно). Узнай музыку своей Осени.

                   Подойди к ней и закружись в танце.

                          Музыка осени. (Указать музыкальные фрагменты)

Ведущий: Чтобы порадовать  Осень, я хочу пригасить ансамбль, который

                  называется «Осенний урожай». Вы только посмотрите, на чем

                  играют музыканты. (маракасы в виде фруктов и овощей)

                                     «Лесной олень»

Ведущий: Осенний шепот желтых листьев

                  И шелест грустного дождя…

                  Плоды и винограда кисти

                  Нам дарит Осень, уходя.

Осень вносит дары природы.

             

… НО ТАМ, ГДЕ КАЖДЫЙ ШОРОХ ЧТО-ТО ЗНАЧИТ,

ВСЕ УСЛЫХАТЬ И РАЗГАДАТЬ СУМЕЙ.

ОТ НАС ПРИРОДА ТАЙН СВОИХ НЕ ПРЯЧЕТ,

НО УЧИТ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ К НЕЙ!

Н. Рыленков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, ...

Занятие «Путешествие по стране «Хорео - Графия»» из цикла занятий по истории хореографического искусства (программа «Мир танца»).

 Занятие построено в форме путешествия с использованием  ИКТ. Применение указанных технологий в дополнительном образовании  существенно облегчает процесс преподавания учебного ма...

Дьяченко Г.И. Поварова И.Ф. Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Цикл занятий "Собаки"

Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися коррекционных образовательных учреждений VII и VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...

Методическая разработка занятия "Осенние изменения в природе"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...