МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКУ ««ЛЭПБУК» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»
статья по экологии (5 класс)

Мазарова  Марина Александровна

Содержание  материала методической разработки ««Лэпбук» как средство формирования экологических знаний» направлено на расширение и уточнение знаний об экологических проблемах, на формирование бережного и заботливого отношения к природе.

        ««Лэпбук» как средство формирования экологических знаний» ориентирован на детей 12-13 лет. (5-6 класс). Содержание предоставленного материала носит естественно-научный характер и способствует поддержанию и развитию у школьников любознательности, интереса к окружающему природному миру.

        Инновационная разработка включает в себя рационально подобранный материал, ориентированный на формирование у школьников основ экологической культуры. Весь материал построен на принципах доступности и научности, соответствует возрастным возможностям детей и позволяют делать детям самостоятельные выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepbuk_dlya_retsenzii.doc713.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

В МБОУ «АБДРАХМАНОВСКАЯ СОШ»

 АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Эколого-биологическое образование детей – необходимое звено в воспитании личности. В настоящее время обучающиеся получают в образовательных учреждениях в рамках  интеграции  в учебные предметы естественного цикла.

Известный наш педагог В.А. Сухомлинский утверждал и словом, и делом, что природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания.

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. обучающиеся должны ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с учащимися, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, ориентируясь на требования ФГОС образования

В связи с внедрением ФОП начального, а затем и среднего образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено.

Как же сделать так:

  • чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
  • чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
  • чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?

 Одной из современных технологий является сравнительно новое инновационное  средство обучения – лэпбук.  По мнению авторов-разработчиков лэпбук представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини книжки-раскладушки с кармашками, окошками, дверками, вкладками и подвижными деталями. Авторы делают акцент на том, что лэпбук – это отличный способ закрепить определенную тему с учащимися, повторить пройденный материал. Однако, как нам видится, его можно использовать не только при обобщении изученного, но и при освоении детьми нового содержания. Тогда при создании  лэпбука ребенок учится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию.

Данная тема является актуальной, так как каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Она поможет  освоить  и  использовать учителям и работникам дополнительного образования  в своей работе совершенно новую, интересную технологию – лэпбук.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что инновационная технология в сравнении с традиционными формами обучения позволяет добиться лучшего усвоения материала на практике и является лучшей формой представления итога работы.

Целью данной работы являлось изучение опыта и реализации инновационной технологии лэпбук как средства формирования экологических знаний учащихся МБОУ «Абдрахмановская СОШ»

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

  1. изучить существующие направления экологического образования и воспитания учащихся в МБОУ «Абдрахмановская СОШ»;
  2. рассмотреть возможность внедрения новой технологии наряду с традиционными формами обучения;
  3. оценить результаты деятельности экологического образования и воспитания учащихся МБОУ «Абдрахмановская СОШ» с применением новой технологии.


 

Современные инновационные технологии в образовании

Слово  инновация  появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация в образовании  –  целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду  элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Второе значение: инновация – процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.) Третье значение: инновация – поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление    [12, с.113].

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть «открытие», и о том, как нечто можно сделать «изобретение»;

● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может, или должно быть «инновационный проект»;

● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания опыта о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике «реализация».

Что такое сегодня «инновационное образование»?

 Это  образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»?

Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

В школьном и в дополнительном  образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.

Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели

Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования.

Информационно-аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, группы, параллели, образовательного учреждения в целом.

Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

Дидактические технологии как условие развития учебного процесса.

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это – самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения – система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов

 Процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания.

Задача современного педагога: не преподносить ученику готовые знания, а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности

Одним из таких инновационных способов развития ребенка школьного возраста является использование в деятельности оригинальных методических пособий, которые называются «лэпбук».

Технология внеклассной работы – метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, даёт им ощущение «семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно-исследовательских работ в виде лэпбука. 

Данные современные образовательные технологии могут  стать и тренажёром, и средством контроля, хранителем и распространителем информации, средством подвижной наглядности и мониторинга. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, формируется интерес к предмету, культуре урока, а значит, образование учащихся становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов

Профессор Государственного университета в штате Огайо Эдгар Дейл в конце шестидесятых годов прошлого века экспериментировал с разными способами подачи материала – только рассказывал что-то студентам, демонстрировал рисунки, заставлял их выступать с речами на нужную тему или даже заставлял выполнять какие-то реальные действия. Потом смотрел, что через две недели осталось в студенческих головах. Результаты он оформил в виде картинки, названной «конусом опыта Дейла» (рис.1).

Конус опыта Эдгара Дейла 

Рис. 1 «Конус опыта Дейла»

А на основе «конуса обучения» к концу уже семидесятых годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала» (рис. 2), получившая название «Пирамида обучения»

Пирамида обучения

Рис. 2 «Конус опыта Дейла»

Советский, грузинский и российский педагог и психолог Шалва Александрович Амонашвили, представил эту схему в своем издании «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников» в таком варианте (рис.3)  и назвал её  «Пирамида запоминания»

Рис. 3. «Пирамида запоминания» Ш.А. Амонашвили

Цифры, конечно, получились слишком «красивые», но смысл данной модели  показать общий принцип. Видно, что чем активнее человек участвует в обучении – обсуждает, делает, учит других – тем лучше он усваивает материал.

Лэпбук как инновационная технология проектной деятельности

Итак, что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – в переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap – колени, book – книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка, самодельная интерактивная папка с кармашками,  окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов в любой форме и по какой-либо теме.

Таким образом, лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у обучающихся творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно,  в рамках заданной темы. Расширяет не только кругозор, но и формирует компетентность обучающихся.

Роль лэпбука для педагога:

- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы  с детьми.

- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;

Роль лэпбука для обучающихся:

- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Следует отметить, что лэпбук отвечает требованиям ФГОС  к предметно-развивающей среде:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;

- пригоден к использованию одновременно группой ребят;

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- доступен для любого возраста;

- обеспечивает игровую, исследовательскую, познавательную и творческую активность обучающихся.

Этот вид работы становится популярным и активно используется в практике педагогами и учащимися для защиты и презентации исследовательской деятельности.

Процесс творческой работы – создание лэпбука – способствует развитию универсальных умений (УУД) (рис.4),  таких как:

-  умение планировать предстоящую деятельность;

- умение договариваться со  сверстниками;

- умение распределять обязанности;

- умение искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- умение самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- умение принимать собственные решения, опираясь на свой жизненный опыт;

- умение выражать свои мысли и желания, используя  средства устной и письменной  речи.

C:\Users\Миляуша\Desktop\114437_html_m219ee03b.jpg

Рис. 4. Схема «Развитие УУД при создании лэпбука»

«Плюсами» лэпбука являются следующие особенности.

1. Использование разных форм организации деятельности обучающихся (индивидуальной, парной или групповой работы).

Работая индивидуально, обучающийся,  самостоятельно занимается поиском, сбором информации и оформлением  работы, рассчитывая только на себя и свои силы. Самостоятельная работа служит важным средством развития у учащихся познавательных способностей: наблюдательности, пытливости, логического мышления, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний. Лишь практика самостоятельной работы позволит
привить учащимся культуру умственного и физического труда, развить интерес к лучшему достижению любой цели, самостоятельно трудиться с высокой продуктивностью, возможной на данной возрастной ступени. В процессе индивидуальной работы учащиеся могут раскрыть себя и свой потенциал перед учителем и сверстниками. Работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща.

С точки зрения социализации ребенка в обществе, наиболее важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3-5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой стороны нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает кто-то другой.

В процессе создания лэпбука учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.

2. Совместная работа с родителями.

Лэпбук хорош  тем, что к его созданию можно привлечь родителей (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

3. Ручная работа.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

4. Развивающие задания.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходит обсуждение и дискуссия, которые способствуют улучшению усвоения информации.

Необходимо отметить, что, работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. При правильном построении работы учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.

5.Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

«Минусами» лэпбука являются:

1. Отсутствие единых критериев оценки. Оценивание предполагает индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Время, необходимое для создания лэпбука. Проект может быть краткосрочным или долгосрочным, все зависит от выбранной темы исследования, индивидуальных  качеств обучающегося. Процесс создания лэпбука может занять от 1 занятия до 1 года.

Создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, дает учащимся не только возможность закрепления и обобщения знаний по учебному  предмету, но и обучает школьников всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

«Лэпбук» можно использовать как на уроке, занятии (если позволяет тема и время), так и во внеурочной деятельности, организовав работу в  группах, парах или  индивидуально. «Лэпбук» может стать основой творческого домашнего задания.

Данная методика и техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме. Создавая «лэпбук», учащимся приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. Как правило, одного урока или внеурочного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, при предварительной консультации с учителем. Само создание «лэпбука» необходимо осуществлять в рамках занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности.

Как самостоятельно изготовить «лэпбук»?

Работа проходит в несколько этапов:

1.Выбор темы.

Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность:

- тема занятия;

- интересные события, происходящие с ребенком (отдых на море, появление домашнего питомца и т.д.);

- увлечения детей;

- знаменательные даты;

- литературные произведения;

- мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные.

Когда тема определена, можно переходить к составлению плана.

2. Планирование.

Необходимо продумать, что должна  включать в себя работа, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему.

Как правило,  все задания имеют развивающий характер и направлены на:

- развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;

- знакомство с научной терминологией;

- использование связи с жизнью, межпредметных связей;

- работу с геометрическим материалом и т.п.

На  этапе планирования проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому данный этап  занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей обучающихся.

Необходимо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть, нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. Все это размещается  на разных элементах лэпбука: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

Рекомендуется предварительно сделать зарисовку на листе бумаги  стандартного формата А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Данная форма работы помогает педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в коллективе. В процессе наблюдения за творческим процессом создания лэпбука учитель  узнает, что ребенок делает с большим интересом.

В процессе такого творчества ученик становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей обучающихся.

Создание шаблона – самый кропотливый этап в работе. В соответствии с макетом (зарисовкой) необходимо сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно создать шаблон вручную или на компьютере, используя специальные программы.

Для создания лэпбука понадобятся следующие материалы: картонная папка-основа. Ее можно купить готовую или  сделать своими руками.

Бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера (она прочнее обычной цветной бумаги), цветной картон, оформительскую бумагу, пленку, пластиковые конверты, уголки.  Материалы должны быть прочными  и выдерживать многоразовые просмотры. Ножницы, клей-карандаш для бумаги, степлер, скотч. Могут понадобиться скрепки. Все зависит от воображения автора лэпбука.

Распечатываем шаблон, вырезаем детали и  приклеиваем  на свои места. Лэпбук готов! Ниже представлен пример оформления лэпбука (рис.5)  (рис.6).

lapbooks_folder

        Рис. 5. «Изготовление основы лэпбука»

0_ec9fd_a7dff246_XL

Рис. 6. «Пример оформления лэпбука»

Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом и разнообразием материала. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, опирается на принцип "ничего готового детям" и создает условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, открытий. Очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха и показать значимость вклада каждого ребенка в большое общее дело.

Создание лэпбука позволяет всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходя к вопросу организации, подбору информации и способов ее оформления. Его создание  обеспечивает развитие ребенка в 5-ти взаимодополняющих образовательных областях, дает возможность для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Благодаря такой организации учебного процесса новое действие (а на его основе – представления и понятия о его объектах) формируется гораздо легче и скорей, чем в традиционных формах обучения. Несмотря на замедленное выполнение вначале (когда главное заключается в образовании и сохранении правильной структуры действия), общее время обучения оказывается гораздо короче, чем отводимое по традиционной программе.

Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на который ориентирует нас стандарт  образования.

Однако при работе у меня возникли следующие вопросы: сегодня в научно-методическом подходе лэпбук не утвержден как средство или форма организации образовательного процесса. По нашему мнению, лэпбук может быть формой или средством обучения в зависимости от образовательных задач в конкретной образовательной области.


 Применение  технологии лэпбук на занятии по биологии наряду

с традиционными формами обучения

На основе теоретического анализа данной проблемы была проведена исследовательская работа, которая проводилась в двух группах: экспериментальной и контрольной.

Исследование проходило на базе МБОУ «Абдрахмановская СОШ». Республики Татарстан. В эксперименте участвовало 24 ребенка  в возрасте 12-13 лет. 

Процесс исследования включал в себя два этапа:

На первом  этапе занятие в контрольной  группе  проводилось по традиционной методике преподавания, в экспериментальной, с использованием инновационной технологии лэпбук.  На втором  этапе была осуществлена диагностика уровня знаний пройденного материала в обеих группах в виде тестового задания, включающего 16 вопросов. Проведен анализ полученных результатов.

Экспериментальное исследование.

Цель экспериментального этапа исследования: провести занятия по биологии  в двух группах с применением разных технологий преподавания. Занятие в контрольной группе состояло из традиционных  этапов. Приветствие. На этом этапе дети настроились на работу, поприветствовали  учителя и друг друга. Актуализация знаний. Вспомнили раннее изученный материал, просмотрели видеоролик об экологических проблемах Татарстана, узнали о теме занятия. Изучение нового материала: познакомились с новыми понятиями, прослушали информацию о видах природных ресурсов, обсудили существующие экологические проблемы современного мира, их причины и последствия, предложили способы их решения. Закрепили знания о «Красной книге», вспомнили животных, которые занесены в неё. Поработали в парах, сопоставляя вид отходов и сроки разложения их в природе. Всю информацию воспитанники воспринимали практически устно, глядя на слайд, находя в учебниках или распечатках. Закрепление и проверка знаний проходило в форме «вопрос-ответ» .

В экспериментальной группе занятие проходило с использованием технологии  создания лэпбука. Темы занятий и полнота информации в обеих группах одинаковые. Только в данном случае, воспитанники находили информацию самостоятельно, проговаривая и  внося необходимое в свою творческую работу лэпбук в виде записей, карточек и вкладышей. Группа, состоящая из 12 человек, была разделена на 2 подгруппы. Непосредственно изготовление лэпбука и его содержимого  достаточно трудоёмкий и затратный по времени процесс для проведения эксперимента, поэтому необходимые материалы и инструменты были подготовлены нами заранее. В изготовлении лэпбука и его содержимого главными помощниками послужили: компьютер, интернет и цветной принтер.  Занятие состояло из следующих этапов:

Приветствие и знакомство с технологией лэпбук. На этом этапе дети настроились на работу, поприветствовали  учителя и друг – друга. Познакомились с понятием «лэпбук» и технологией его выполнения. Посмотрели образцы лэпбуков на другие темы. Актуализация знаний. В центре лэпбука были расположены кармашки в виде вёдер, а в конверте под номером 1, картинки  различных предметов. Учащимся  необходимо было правильно рассортировать отходы.  Определение темы. Постановка цели и задач урока. Отталкиваясь от предыдущего задания, с помощью наводящих вопросов, дети определили тему урока. Используя приём «Фишбоун», попытались поставить  перед собой задачи, которые должны были быть выполнены на занятии . Закрепление и усвоение новых знаний. Некоторым учащимся было задано домашнее задание, познакомить всех с новыми понятиями. Дети зачитали их и разместили их на самом верху лэпбука. Далее в устной форме учащиеся прослушали информацию о природных ресурсах и их видах, но полученные знания они поместили в свою работу в виде задания в левой части лэпбука. Нужно было взять из конверта номер 3 карточки с напечатанными словами и разместить их в  соответствующий кармашек. Выполняя следующее задание, дети, проговаривали экологические проблемы  и записывали их в лэпбук, опираясь на информацию, предоставленную на слайде, устное обсудили эти проблемы. Знакомство с Красной книгой тоже проходило необычно. Детям нужно было найти определение в словаре Ожегова и записать его в правой части лэпбука. Виды, занесённые в Красную  книгу,  нужно было сопоставить с их названием. Это позволило учащимся  лучше  запомнить и вид, и его название. В левой части лэпбука были готовые карточки, но они были пустые. Детям записали свои идеи охраны природы, которые посильны им, как учащимся и вложили в раздел «охрана природы». А последним заданием было составление пословиц из отдельных слов. Это служит для выполнения такого пункта ФГОС, как межпредметная связь. На этапе закрепления мы вернулись к приёму «Фишбоун» и ответили на все поставленные вопросы в начале занятия, сделали вывод.

Контрольное исследование.

Цель контрольного исследования: выявление качества полученных знаний с применением различных методик преподавания и анализ полученных результатов.

Формой проведения контрольного этапа исследования являлась тестовая работа по пройденной теме. Исходя из цели и задач данной работы, целесообразно проведение данного теста до проведения занятий, и после. Это послужит точному сравнению качества полученных знаний. Тестовая работа  «Человек изменяет Землю» включала в себя 16 вопросов. Все вопросы были посвящены пройденной теме. Некоторые варианты вопросов предполагали один ответ, некоторые – несколько. В 15 вопросе учащимся было предложено соотнести природный ресурс с его видом. За верный ответ считалось, если ребёнок отметит правильно всевозможные варианты.

Основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала – Q. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся к общему количеству вопросов (по В.П. Беспалько). Q=N/K, где N – количество правильных ответов учащихся, а К – общее число вопросов. Если Q >0.7, то учебный материал считается усвоенным [3, с.58].


Апробация полученных знаний с применением различных методик преподавания

Во время проведения исследования для подтверждения гипотезы данной работы, на начальном этапе, было проведено тестирование, целью которого было выявления текущего уровня знаний в эколого-биологической области  по выбранному разделу «Человек изменяет Землю». Тест состоял из 16 заданий и рассчитан на учащихся пятых классов, задания составлены по выбранному разделу. Тестовое задание представлено учащимся на бумажном носителе в 1 варианте. Результаты тестирования приведены в Приложении 4.

Тестирование показало следующие результаты. 

Результаты входного тестирования

Группы/коэф. усвоения учебного материала

Q<0,7

Q=0,7

Q>0,7

контрольная группа

9 учеников

(75%)

1 ученик

 (8,3%)

2 ученика

(16%)

экспериментальная группа

7 учеников

(58%)

3 ученика

 (25%)

2 ученика

(16%)

Из.видно, что среди всех учащихся контрольной группы только у двоих наблюдался высокий коэффициент усвоения учебного материала, у одного – средний и у девяти  – низкий. Это показатели на основе уже накопленных знаний по прошедшим урокам  в общеобразовательной школе. Среди учащихся экспериментальной группы были выявлены следующие результаты: высокий  коэффициент наблюдался у двоих учащихся, средний коэффициент – у троих, низкий коэффициент – у семи учащихся.

Таким образом, очевидно, что общий  коэффициент усвоения учебного материала у детей на начальном этапе низкий.

После проведения занятий; в контрольной  группе по традиционной форме обучения, а в экспериментальной с использованием технологии лэпбук, был проведён этот же тест.

 Тестирование выявило следующие результаты.

Результаты контрольного тестирования

Группы/коэф. усвоения учебного материала

Q<0,7

Q=0,7

Q>0,7

контрольная группа

8 учеников

(66%)

1 ученик

 (8,3%)

3 ученика

(25%)

экспериментальная группа

 3 учеников

(25%)

3 ученика

 (25%)

6 ученика

(50%)

Из таблицы видно, что среди всех учащихся контрольной группы  у троих  наблюдался высокий коэффициент усвоения учебного материала, у одного – средний и у восьми  – низкий. Среди учащихся экспериментальной группы были выявлены следующие результаты: высокий  коэффициент наблюдался у шестерых  учащихся, средний коэффициент – у троих, низкий коэффициент – у троих учащихся.

Приведенные данные наглядно демонстрируют эффективность  работы, которая заключается в том, что внедрение и разработка инновационной технологии лэпбук в процессе обучения учащихся способствует повышению активности учащихся на занятиях и, как следствие, повышению эффективности и качества усвоения материала.

Необходимо отметить и отличия в поведении детей в двух группах на занятиях. В первом случае занятие детям казалось обычным, привычным им и скучным. Уже после 15 минут занятия, они перестали активно отвечать на вопросы и внимательно слушать информацию учителя. Во второй же группе, дети с нетерпением ждали следующего задания и с интересом заполняли лэпбук, активно отвечали на вопросы и проявляли инициативу в оформлении своей работы.

В современном обществе возрастает потребность в людях с неординарным мышлением, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу.

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования. Позволяет давать обучающимся не только знания предмета, но и обучает их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Целью данной работы являлось изучение опыта и реализации инновационной технологии «лэпбук» как средства формирования экологических знаний учащихся МБОУ «Абдрахмановская СОШ»  Мы изучили существующие направления экологического образования и воспитания учащихся в МБОУ «Абдрахмановская СОШ»

Таким образом, после проведения эксперимента можно отметить значительную разницу уровня знаний обучающихся в двух группах. Кроме этого, такая форма проведения занятий позволяет использовать разные формы организации деятельности учащихся  (групповая, индивидуальная, парная). Благодаря использованию такой технологии на уроках происходит  активизация деятельности обучающихся, развитие творческих способностей, формирование и развитие познавательного интереса, наблюдательности, внимания, мышления и памяти. Повышается как уровень, так и качество усвоения материала. Лэпбук побуждает мотивацию у учащихся к познавательной деятельности,  особенно по проектированию, создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем, открывает  творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ. Эта форма работы стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение экологических знаний, их формирование и развитие при изучении курса «Занимательная экология

Материал разработан как методическое пособие к рабочей программе "Занимательная экология"...

РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ И ЭКСПЕДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УБЕЖДЕНИЙ

Данный доклад содержит химико-экологический материал по внеклассной работе учащихся МОАУ СОШ №3 города Шимановска.В 2006 году ребята побывали на экскурсиях и экспедициях в разных интересных и зн...

«Живая вода»: Театрализованное представление по пропаганде экологических знаний. Автор Москалева Е.М.

При проведении внеклассных мероприятий мною использовано театрализованное представление. Мини-спектакли направлены на формирование правильного, осознанного отношения обучающихся к окружающей сред...

Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»

Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...

Популяризация экологических знаний среди школьников

Глубокие экологические знания, как правило, нужны лишь тем, кто планирует заниматься этими вопросами профессионально. Но задача школы  – прежде всего, формирование экологической культуры. Само по...

День экологических знаний в районе

Методические рекомендации для педагогов-экологов...

Разработка урока экологических знаний "Экологические катастрофы"

Цель: формирование у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе; Задачи:Образовательные:  создавать условия для освоения учащимися информации о причинах экологической...