«Менеджмент и маркетинг» (рабочая программа элективного курса с применением ИКТ)
элективный курс по экономике (10,11 класс) по теме

Элективный курс посвящён науке и искусству работы в условиях рыночной экономики. Профессия – менеджер, стала одной из популярных профессий в наше время и одной из самых востребованных на рынке труда. Умение определять и делать то, что нужно людям лежит в основе маркетинга. Именно маркетинг заставляет современное предприятие производить, а торговлю продавать то, что желает потребитель. Маркетинг помогает также более эффективно достигать своих целей государственным учреждениям и общественным организациям.

Цель курса – создание условий для социализации личности на основе формирования научных представлений о менеджменте и маркетинге, погружение учащихся в атмосферу конкретной маркетинговой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_menedzhment_i_marketing.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса с применение ИКТ «Менеджмент и маркетинг»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24

Утверждена приказом

№ ________

от «__»_________ 2011г.

Директор

                    В.А. Дегтярев

Рассмотрено

педсоветом

Протокол № __ от

«__»_________ 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по экономике с применением ИКТ

«Менеджмент и маркетинг»

Тамбов 2011


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Элективный курс посвящён науке и искусству работы в условиях рыночной экономики. Профессия – менеджер, стала одной из популярных профессий в наше время и одной из самых востребованных на рынке труда. Умение определять и делать то, что нужно людям лежит в основе маркетинга. Именно маркетинг заставляет современное предприятие производить, а торговлю продавать то, что желает потребитель. Маркетинг помогает также более эффективно достигать своих целей государственным учреждениям и общественным организациям.

Цель курса – создание условий для социализации личности на основе формирования научных представлений о менеджменте и маркетинге, погружение учащихся в атмосферу конкретной маркетинговой деятельности.

Основными задачами при изучении дисциплины являются:

  1. Формирование представлений о менеджменте и маркетинге;
  1. Оказание помощи в выборе профиля обучения в средней (полной) школе;
  1. Оказание помощи в выборе профессии;
  1. Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
  1. изучение  категорий, законов, форм и методов функционирования рынка и рыночного механизма
  1. также изучение способов управления рыночными процессами

В результате изучения курса ученик должен:

  1. знать:
  1. использовать комплекс полученных знаний для решения всех задач маркетинга;
  2. определять состояние экономики, реальное состояние фирмы и ее положение на рынке;
  3. оценить результаты маркетинговой деятельности фирмы.
  1. уметь:
  1. что такое предприятие как объект маркетинговой деятельности;
  2. какие задачи практической деятельности фирмы решаются в рамках концепции маркетинга;;
  3. каким образом можно управлять внутрифирменными процессами с помощью маркетинговых инструментов;
  1. владеть:
  1. методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;
  2. умение использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Чтение лекций по данной дисциплине проводится с использованием мультимедийных презентаций. Презентация позволяет преподавателю четко структурировать материал лекции, экономить время, затрачиваемое на рисование на доске схем, написание формул и других сложных объектов, что дает возможность увеличить объем излагаемого материала. Кроме того, презентация позволяет очень хорошо иллюстрировать лекцию не только схемами и рисунками, которые есть в учебном пособии, но и полноцветными фотографиями, рисунками, портретами ученых и т.д. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

Средства Microsoft Office, как инструмент подготовки и проведения уроков экономики.

Использование типовых приложений пакета Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Access, Publisher в работе учителя дает богатые возможности для подготовки к урокам и их проведению.

Текстовый редактор Word представляет богатые возможности для создания профессионально выполненных документов, художественного оформления текстов: нестандартное расположение текста на странице, придание впечатления объемности тексту, изображение тени от написанного текста, закрашивание букв узором произвольного текста, работа с таблицами, диаграммами, рисунками.

Использование презентационной графики (Power Point) позволяет дополнить текстуальные части работы визуальным рядом: рисунком, фотографиями, картинками, эффекты анимации. Поиски последовательности в построении визуального ряда являются, безусловно, творческими компонентами компьютерного изложения материла. Программа Power Point позволяет подготовить выступление с использованием слайдов, которые можно напечатать, продемонстрировать на компьютерах индивидуально или с помощью видеопроектора, а также включить в конспект доклада или в комплект материалов для раздачи учащимся.

Программа Excel позволяет внедрять в текстуальную часть работы: таблицы, численную информацию, формулы, диаграммы и графики; является одним их наиболее удобных методов решения экономико-математических задач.

Использование баз данных (Access) предоставляет возможности размещения в работе нужной справочной информации, отобранной по определенным критериям, является способом хранения больших объемов информации.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 68 часов.

Раздел учебной дисциплины

Лекции

Семинары

Деловая игра

Лабораторные занятия

Всего часов

1

2

3

4

5

6

I блок МЕНЕДЖМЕНТ

8

8

16

32

В том числе:

Тема 1 Менеджмент как вид деятельности. История менеджмента

1

1

2

4

Тема 2. Организационные структуры управления

1

1

2

4

Тема 3. Функции менеджмента

1

1

2

4

Тема 4. Управленческие решения

1

1

2

4

Тема 5. Власть и лидерство

1

1

2

4

Тема 6. Управление персоналом. Мотивация

1

1

2

4

Тема 7. Управление конфликтами

1

1

2

4

Тема 8. Стиль, имидж и организационная культура. Этика менеджера

1

1

2

4

1

2

3

4

5

6

II блок МАРКЕТИНГ

9

9

9

9

36

В том числе:

Тема 1 Общие принципы и возможности маркетинга

1

1

1

1

Тема 2 Система маркетингового исследования и маркетинговой информации

1

1

1

1

Тема 3 Сегментация рынка

1

1

1

1

Тема 4 Товарная политика

1

1

1

1

Тема 5. Потребительский рынок и покупательское поведение

1

1

1

1

Тема 6. Сбытовая политика

1

1

1

1

Тема 7. Ценовая политика

1

1

1

1

Тема 8. Коммуникационная политика

1

1

1

1

Тема 9. Организация службы маркетинга

1

1

1

1

Общая трудоемкость

17

17

25

9

68


Содержание разделов дисциплины.

I блок МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 1. Менеджмент как вид деятельности. История менеджмента

Менеджмент как вид деятельности. Значение менеджмента. Менеджмент и бизнес. Функции предпринимательской деятельности.

Понятие организации. Различные виды организаций по классификационным признакам.

Особенности деятельности менеджеров. Блоки действий менеджера-профессионала. Проблема самоменеджента.

Возникновение и развитие школы научного управления (Ф. Тейлор,  Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет и др.).  Классическая или административная школа в управлении (А. Файоль, Л. Урвик и др.). Школа человеческих отношений   (М. Фоллетт, Э. Мейо и др.). Школа поведенческих наук (Р. Лайкерт, Ф. Герцберг и др.).

Сущность процессного подхода. Системный подход. Сущность ситуационного подхода. Ситуационный подход и процесс управления.

Семинар:

Контрольные вопросы:

  1. Какой вклад в экономическую теорию внесли А. Смит, Д. Рикардо, Р. Оуэн?
  2. Какой вклад в менеджмент внесли М. Вебер, 3. Фрейд, Э. Мейо, А. Маслоу?
  3. Назовите три основных способа управления людьми.
  4. Какой вклад в менеджмент внесли Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон?
  5. Назовите 12 принципов производительности труда Г. Эмерсона.
  6. Назовите принципы административного менеджмента А. Файоля.

Фиксированные выступления

1. Школа научного управления.

2. Административная школа управления.

3. Школа человеческих отношений.

4. Школа поведенческих наук.

5. Количественная школа менеджмента.

6. Теория хаоса.

Деловая игра:

1.По рекомендованной литературе изучить различные подходы к менеджменту.

2. Выявить особенности подходов к менеджменту.

Тема 2. Организационные структуры управления

Классификация организационных структур управления.

Линейная организационная структура: сущность, достоинства и недостатки. Функциональная организационная структура: определение, достоинства и недостатки. Матричная организационная структура: особенности, достоинства и недостатки.

Оптимальная организационная структура. Факторы, влияющие на формирование организационных структур.

Семинар:

Контрольные вопросы:

  1. Что такое система?
  2. Что такое открытая и закрытая система?
  3. Что такое сложная система?
  4. Назовите основные принципы кибернетики.
  5. Назовите основные типы организационных структур.
  6. Назовите основные характеристики организационных структур.
  7. Назовите основные характеристики предприятия.
  8. Назовите основные подсистемы предприятия.

Фиксированные выступления

  1. управление в производственной сфере
  2. управление производственно-экономической системой
  3. оптимизация управления

Деловая игра:

По рекомендованной литературе изучить виды организационных структур управления. Построить организационную структуру предприятия (торгового, промышленного, туристского и т.п.)

Тема 3. Функции менеджмента

Сущность и взаимосвязь функций управления. Функция планирования. Функция организации. Функция мотивации. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу. Теория потребностей Мак Клелланда. Двухфакторная теория Герцберга. Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий. Теория справедливости. Модель Портера-Лоулера. Функция контроля. Принципы управления.

Семинар:

Контрольные вопросы:

  1. функция прогнозирования и планирования
  2. функция организации
  3. функция активизации и стимулирования
  4. функция координации и регулирования
  5. функции учета, контроля и анализ

Фиксированные выступления

  1. административные методы менеджмента
  2. социально-психологические методы менеджмента
  3. воспитательные методы менеджмента

Деловая игра:

Тренинг «Колесо менеджмента».

Тема 4. Управленческие решения

Сущность решения. Направления решений. Виды решений: оперативные, тактические и стратегические.

Этапы рационального решения проблемы: диагностика причин возникновения проблемы, формулирование критериев оценки альтернатив решения проблемы, разработка альтернатив, оценка альтернатив, выбор оптимального варианта решения проблемы, реализация решения и контроль.

Методы принятия управленческих решений: спонтанный, интуитивный, метод суждения, бинарный метод, метод многовариантности, поисковый метод (принятие инновационного решения), научный метод, метод моделирования.

Семинар:

Контрольные вопросы:

  1. этапы процесса принятия решения
  2. выбор наилучшего (оптимального) варианта решения задачи
  3. модель производственно-экономической ситуации
  4. моменты психологического характера, влияющие на принятие решения

Фиксированные выступления

  1. задача управления очередями
  2. задача о назначениях
  3. задача сетевого планирования

Деловая игра:

Задание. Изучение и апробация различных методов принятия управленческих решений

Исполнение. Работа в малых группах по принятию решений с применением экспертных  методов, в том числе мозговой атаки, метода Дельфи, метода суда и метода сценария.

Коллоквиум по изученным вопросам

Оценка. Формирование необходимых представлений о применении экспертных методов принятия управленческих решений

Тема 5. Власть и лидерство.

Сущность и содержание власти и влияния в организации.

Основы власти. Личностные источники власти: Экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации и потребность во власти. Организационные источники власти: принятие решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами и власть связей.

Понятие лидерства. Условия эффективного лидерства.

Подходы к изучению лидерства. Традиционные  концепции лидерства. Теория лидерских качеств.  Причинно-следственный подход к изучению лидерства.

Семинар:

Контрольные вопросы:

  1. Что такое власть?
  2. Что такое руководство и лидерство?
  3. Какие основные направления деятельности руководителя организации?

Фиксированные выступления

  1. основания для получения власти
  2. отличия в технологии руководства и лидерства

Деловая игра:

Задание. Изучение источников власти и особенностях их использования

Исполнение. Анализ управленческой ситуации: Власть в «мешке»

Тест «Нарисуй дом».

Тест на лидерство.

Оценка. Формирование необходимых представлений об источниках власти.

Тема 6. Управление персоналом. Мотивация

Особенности формирования групп. Причины формирования групп. Факторы, влияющие на формирование и развитие групп.

Лидерство в группе. Формальные и неформальные группы.

Мотивация как функция управления. Основные составляющие мотивационного процесса: потребности, мотив, мотивационная структура, мотивирование, стимулы, стимулирование.

Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по            А. Маслоу, теория Альфреда, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга.

Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория справедливости, теория равенства.

Семинар:

Контрольные вопросы:

  1. Что такое группа?
  2. Что такое формальная и неформальная группа?
  3. Что такое командная и целевая группа?
  4. Каковы принципы подбора группы?
  5. Практические правила работы с персоналом

Фиксированные выступления

  1. характерные черты неформальной группы
  2. мотивы создания неформальной группы
  3. основные принципы управления неформальной группой

Деловая игра:

Задание. Изучение основ формирования групп>

Исполнение. Работа в малых группах по решению управленческой проблемы

Оценка. Формирование необходимых представлений о типах групп и особенностях их формирования.

Задание. Изучение различных мотивационных теорий

Исполнение.  Анализ процессуальных и содержательных теорий мотивации

Оценка. Формирование необходимых представлений о различных теориях мотивации.

Тема 7. Управление конфликтами

Понятие конфликта. Типы конфликтов: конфликт целей, конфликт взглядов и чувственный конфликт. Уровни конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой. Причины конфликтов.

Стили разрешения межличностных конфликтов. Структурные методы разрешения конфликта. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов в организации.

Семинар:

Контрольные вопросы:

  1. В чем смысл рекомендаций Г. Форда и Д. Карнеги?
  2. Что такое конфликт?
  3. Каковы источники возникновения конфликтов?
  4. Какими бывают конфликты?
  5. Каковы негативные последствия конфликтов?
  6. Каковы позитивные последствия? конфликтов
  7. Каковы средства управления конфликтами?
  8. Назовите основные методы управления конфликтами.
  9. Укажите порядок действий при разрешении конфликтов.

Фиксированные выступления

1. Управление стрессами.

2. Переговоры как средства управления конфликтами.

Деловая игра:

Задание. Изучение основ управления конфликтами в организации>

Исполнение. Анализ  управленческой ситуации (кейс-стади) « Дилемма для Ирины».

Тест на конфликтность.

Оценка. Формирование необходимых представлений об управления конфликтами в организации.

Тема 8. Стиль, имидж и организационная культура. Этика менеджера.

Стиль. Базовые стили менеджера. Типы руководства предприятием. Правила хорошего тона менеджера. Имидж. Интеллигентность. Речь менеджера. Требования к одежде менеджера. Вкус. Особенности одежды менеджера-мужчины. Особенности одежды менеджера-женщины

Семинар:

Контрольные вопросы:

1. Что такое стиль?

2. Назовите несколько базовых стилей менеджера.

3. Назовите несколько типов руководства предприятием.

4. В чем заключаются правила хорошего тона менеджера?

5. Что такое имидж?

6. Что такое интеллигентность?

7. Какой должна быть речь менеджера?

8. Какие требования предъявляются к одежде менеджера?

Фиксированные выступления

  1. признаки и примеры неэтичного поведения менеджера
  2. социальная ответственность менеджера
  3. качества хорошего и плохого менеджера

Деловая игра:

Тренинг «Правила хорошего менеджера»

II блок МАРКЕТИНГ

Тема 1. Общие принципы и возможности маркетинга.

Понятие, цели и сущность маркетинга. Цели маркетинга на микро- и макроэкономическом уровне.

Эволюция развития маркетинга. Преобразования маркетинга на каждом этапе развития. Основные принципы и функции маркетинга

Ключевые понятия маркетинга. Иерархия потребностей. Типы маркетинга в зависимости от состояния спроса, мотивационные факторы, определяющие выбор товара.

Основные элементы маркетинга. Инструментарий маркетинга. Маркетинговая инфраструктура.

Семинар

Контрольные вопросы:

  1. Понятие, цели и сущность маркетинга
  2. Эволюция развития маркетинга.
  3. Принципы и функции маркетинга
  4. Ключевые понятия маркетинга.
  5. Иерархия потребностей.
  6. Типы маркетинга в зависимости от состояния спроса
  7. Основные элементы маркетинга

Фиксированные выступления:

  1. Цели системы маркетинга.
  2. Эволюция концепций маркетинга
  3. Состояние спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.

Контрольное задание:

№1

1) конец XIX — начало XX вв.

  1. Этап учения о маркетинге как функции и инструментарии предпринимательства. Маркетинг приобретает самостоятельное научно-экономическое учение. Разрабатываются вопросы управления предприятием и менеджментом.

2) с середины 1930-х гг. и до Второй мировой войны

  1. Эпоха сбыта. Появляются научные работы, посвященные сбытовой деятельности предприятий; даются подробные описания товарных категорий и ассортимента. На передний план в функциях маркетинга выдвигаются реклама и стимулирование сбыта; зарождается учение об управлении персоналом.

3) конец 1940-х — 1970-е гг.

  1. Эпоха современного маркетинга. Появление различных концепций маркетинга, в частности маркетинга взаимодействия, который включает в себя синтез маркетинга с другими социально-экономическими категориями. Маркетинг рассматривается как сложное социально-экономическое явление.

4) 1980 — 1990-е гг.

  1. Эпоха массового производства. Рынки были открыты, и не существовало монополии разделения рынков. Маркетинг еще не был востребован, существовал как приложение. Задачами маркетинга в то время были прием заказов и доставка товаров.

5) с 1995 г.

  1. Эпоха маркетинга. Начинается подробное исследование рынков и потребителей; изучаются сегменты рынка и целевые группы.

№2

Маркетинг — это        

Целевая область маркетинга — это

Конечные потребители – это

Инструменты маркетинга — это

Маркетинговая инфраструктура — это

Маркетинговая среда фирмы – это

Контактная аудитория – это

Деловая игра:

Выберите из одну фирм, дайте характеристику ее маркетинговой деятельности. Опишите экономическую ситуацию, в которой функционирует фирма. Опишите деятельность выбранной организации, ее маркетинговую инфраструктуру и среду. Опишите продукт фирмы и укажите, какие потребности он призван удовлетворять. Укажите целевую аудиторию фирмы

Лабораторная работа:

С помощью сети Интернет найдите необходимую информацию для проведения деловой игры.

Тема 2 Система маркетингового исследования и маркетинговой информации

Основой маркетинга является комплексное маркетинговое исследование, включающее изучение рынка и его конъюнктуры, а так же оценку возможностей самого предприятия. Содержание комплексного исследования рынка:

  1. Изучение требования рынка к товару.
  2. Изучение экономической конъюнктуры рынка.
  3. Анализ рыночной сегментации
  4. Изучение фирменной структуры рынка
  5. Изучение форм и методов, принятых в торговой практике
  6. Анализ социально-психологических особенностей покупателя.

Схема маркетингового исследования.

  1. Выявление проблем и формулирование цели исследования.
  2. Определение и отбор источников информации предполагает выявление двух видов источников.
  3. Сбор информации.
  4. Анализ собранной информации.
  5. Представление полученных результатов.

Методы сбора информации для конъюнктурных исследований.

Семинар

Контрольные вопросы:

  1. Рынок и его комплексное исследование.
  2. Схема маркетингового исследования.
  3. Методы сбора информации для конъюнктурных исследований.

Фиксированные выступления:

  1. Концепция системы маркетинговой информации.
  2. Сбор первичных данных.
  3. Сбор вторичных данных.
  4. Анализ и представление полученных данных

Контрольное задание:

№1

Установите правильную последовательность этапов маркетингового исследования:

  1. Отбор источников информации.
  2. Сбор информации.
  3. Представление полученных данных.
  4. Выявление проблем и формулирование цели исследования.
  5. Анализ собранной информации.

№2.

Верны ли следующие утверждения:

  1. Поисковые цели исследования предусматривают проверку гипотезы о какой-либо причинно-следственной.
  2. Описательные цели исследования предусматривают описание определенных явлений, например, портрет идеального покупателя, идеальный товар.
  3. Экспериментальные цели исследования предусматривают сбор каких-либо предварительных данных

№3.

Выберите правильный вариант ответа:

  1. С целью выявления целевых рынков проводится:
  1. анализ социально-психологических особенностей покупателя;
  2. изучение экономической конъюнктуры рынка;
  3. анализ рыночной сегментации;
  4. изучение требования рынка к товару.
  1. Изучение экономической конъюнктуры рынка не включает в себя:
  1. определение основных групп фирм, работающих на данном рынке;
  2. определение емкости и характера рынка;
  3. анализ уровня цен и измерение ценовой эластичности спроса и предложения в условиях рыночной конкуренции;
  4. изучение спроса и предложения на рынке и его отдельных сегментах.
  1. К составляющим качества товара можно отнести:
  1. эргонометрические и эстетические показатели;
  2. технико-экономические и экологические показатели;
  3. имидж и престижность товара и торговой марки;
  4. все вышеперечисленное.
  1. Определить мотивацию покупателя при покупке товара позволяет:
  1. Изучение форм и методов, принятых в торговой практике;
  2. Изучение спроса и предложения на рынке и его отдельных сегментах;
  3. Анализ социально-психологических особенностей;
  4. Изучение экономической конъюнктуры рынка.
  1. Методы внекабинетных исследований предполагают сбор первичной информации путем:
  1. опроса;
  2. эксперимента;
  3. анализа данных предыдущих исследований;
  4. наблюдения.

№4.

Ознакомьтесь с предложенной бизнес-ситуацией. Определите неоходимость и цель маркетингового исследования. Выберите метод сбора информации, наиболее приемлемый в данных условиях. Ответ обоснуйте.

Бизнес-ситуация: Фирма «А», производящая молочную продукцию, работает на рынке в течение 2 – х лет и успешно выдерживает конкурентную борьбу. Отслеживание качества продукции производится силами предприятия. Расширение ассортиментного ряда происходит в результате решения руководства. Однако в последнем квартале произошло снижение объемов продаж. Предположительно это вызвано появлением в отрасли нового конкурента, предлагающего более низкие цены на товар. Отслеживания конкурентов и среднерыночного уровня цен за весь период действия фирмы не проводилось.

Деловая игра:

Предложите план комплексного исследования рынка для выбранной ранее организации. Опишите каждый этап предложенного маркетингового исследования. Для сбора необходимой информации разработайте опросный лист (анкету), разработайте шкалу измерения. Проведите практический сбор и анализ первичной информации о фирме и ее продукте. Используя все доступные источники, проведите сбор вторичной информации, касающейся деятельности фирмы, ее конкурентов, рыночной ситуации, в рамках которой фирма функционирует. На основе собранных данных сделайте выводы о деятельности фирмы и дайте рекомендации.

Лабораторная работа:

. Разработка, применение и анализ опросного листа для покупателей. Задание:

  1. Во-первых, вашей группе следует разработать опросный лист по интересам (10 вопросов), чтобы проанализировать и выяснить, что молодёжь хотела бы покупать.
  2. Во-вторых, нужно ознакомить с полученным опросным листом ваших потенциальных покупателей – или провести с ними интервью, или заполнить анкету.
  3. В-третьих, получив лист с ответами, необходимо подвести итого и проанализировать результаты. Это поможет группе решить,  какие товары или услуги нужно  продвигать и на рынок.

Перед началом проведения опроса нужно зайти на сайт: http://ecoclub.nsu.ru/isar/mu12/11.htm

 На сайте найти статью, посвящённую технике проведения опросов.

Тема 3 Сегментация рынка

Определение емкости рынка. Показатели, которые необходимо учитывать при определении емкости рынка. Необходимость определения емкости рынка.Определение доли рынка, принадлежащей фирме. Наиболее важные условия возрастания доли.

Понятие сегментации рынка. Целевой рынок. Рыночное окно. Рыночная ниша. Сегментация рынка как один из важнейших инструментов маркетинга. Критерии сегментирования рынка. Признак сегментирования рынка.

Принципы сегментирования рынка. Выбор целевых сегментов.

Стратегии охвата рынка:

1. Недифференцированный

2. Дифференцированный маркетинг

3. Концентрированный маркетинг Понятие и поиск рыночной ниши.

Понятие маркетинга вертикальной и горизонтальной ниши. Основные правил работы в нише.

Позиционирование товара на рынке: определение, значение. Варианты позиционирования товара.

Дифференциация товара – понятие, функции, значение. Варианты рыночной дифференциации.

Семинар

Контрольные вопросы:

  1. Определение емкости рынка
  2. Понятие сегментации рынка
  3. Принципы сегментирования рынка
  4. Выбор целевых сегментов
  5. Понятие и поиск рыночной ниши
  6. Позиционирование товара на рынке

Фиксированные выступления:

  1. Общий подход к сегментированию рынка.
  2. Сегментирование по географическому принципу.
  3. Сегментирование по демографическому принципу.
  4. Сегментирование по психологическому принципу.
  5. Сегментирование по поведенческому принципу.
  6. Позиционирование товара на рынке.

Контрольное задание:

№1

Ответьте на вопросы:

  1. В чем заключается разница понятий «целевой рынок», «рыночное окно» и «рыночная ниша»
  2. Перечислите основные критерии оценки сегмента
  3. Перечислите основные принципы сегментирования рынка

№2

Установите соответствие:

  1. Недифференцированный маркетинг
  1. позволяет хорошо изучить потребности целевых покупателей, развивать специальные программы, гибко реагировать на изменение предпочтений потребителя. Недостаток этой стратегии состоит в неустойчивости положения фирмы.
  1. Дифференцированный маркетинг
  1. при этом фирма выделяет не отличие в нуждах потребителей, а общие свойства потребительских нужд. Этот вид маркетинга хорошо работает, когда реализуются товары повседневного спроса (хлеб, сладости, напитки). При этом фирма создает образ превосходства своего продукта по сравнению с аналогичными продуктами в сознании потребителей
  1. Концентрированный маркетинг
  1. фирма глубоко внедряется на различные сегменты рынка и получает высокие прибыли

№3

Заполните таблицу:

Вариант деятельности фирмы

Условия эффективной работы фирмы

Позиционировать свой товар рядом с одним из существующих конкурентов и начать борьбу за долю рынка.

Разработать новый товар или услугу, которую еще не предложили конкуренты

№4

Выберите правильный вариант ответа:

  1. Выберите верное утверждение:
  1. емкость рынка тем выше, чем выше его насыщенность;
  2. емкость рынка не зависит от экономической конъюнктуры;
  3. по мере насыщения рынка товаром емкость рынка сокращается;
  4. при растущей конъюнктуре - емкость рынка убывает.
  1. Сегменты рынка, для которых наиболее актуальным и подходящим является товар данной фирмы, ее сервис и возможности поставки – это…
  1. рыночное окно;
  2. рыночная ниша;
  3. рынок сбыта;
  4. целевой рынок.
  1. Принцип сегментирования, учитывающий поводы для покупки, статус пользователя, отношение к товару, это…
  1. поведенческий принцип;
  2. психологический принцип;
  3. демографический принцип;
  4. принцип сегментирования по параметрам продукции.
  1. Маркетинг вертикальной ниши заключается:
  1. в диверсификации производства, расширение выпускаемого ассортимента или предоставления все более полного набора услуг;
  2. в борьбе за долю рынка;
  3. в поиске путей реализации одного изделия различным группам потребителей;
  4. в постоянной реакции производителя на изменение нужд и запросов потребителей.
  1. Возможны несколько вариантов рыночной дифференциации:
  1. фирма может проводить дифференциацию по товарам;
  2. фирма может проводить дифференциацию по услугам;
  3. фирма может проводить дифференциацию по персоналу и имиджу;
  4. верно все вышеперечисленное.

Деловая игра:

Рассчитайте емкость рынка, проведите сегментирование рынка и определите целевой сегмент. Определите, заняла ли фирма свою рыночную нишу? Существуют ли на рынке свободные ниши? Есть ли возможность и целесообразно ли занимать свободные ниши? Соблюдаются ли правила работы в нише? Опишите, каким образом фирма позиционирует свой товар на рынке. На основе сделанных выводов дайте фирме рекомендации по оптимизации деятельности на рынке.

Лабораторная работа:

Разработайте вспомогательные материалы для продвижения товара на рынок.

Вспомогательные материалы

Формат

Печатные рекламные объявления

Рекламный буклет с графикой в программе Publicher

Маркетинг

Пресс-релиз о товаре

Для создания текста пресс-релиза придерживайтесь следующей структуры:

  1. Напишите объявление о выпуске товара.
  2. Кратко резюмируйте, для чего нужен ваш товар, какая от него польза и почему ваш товар наилучший.
  3. Дайте описание товара, его упаковки, цены, а также сообщите, где этот товар можно приобрести.
  4. Опишите, какую нишу занимает товар на рынке, и предоставьте информацию,  о его возможностях.
  5. Завершить пресс-релиз кратким описанием вашей фирмы.

Тема 4 Товарная политика

Понятие товара и товарной единицы. Три уровня товара:

  1. Уровень товара по замыслу
  2. Превращение товара по замыслу в товар в реальном воплощении
  3. Товар с подкреплением

Основные виды классификации товара:

Факторы, влияющие на стратегию маркетинга:

  1. численность конкурентов;
  2. степень сегментированности рынка;
  3. состояние экономики.

Характеристики товара как фактор, влияющие на стратегию маркетинга.

Влияние маркетинга на жизненный цикл товара. Этапы жизненного цикла товара. Маркетинговые мероприятия на каждом этапе жизненного цикла товара.

Инновационная политика: понятие, цель структура. Внутренние и внешние мотивы для инноваций.

Ассортиментная политика: понятие, функции. Ассортиментный набор выпускаемой продукции. Товарные группы: на виды, подвиды, модификации или марки. 4 группы товаров фирмы:

  1. «дойные коровы»
  2. «звезды»
  3. «трудные дети»
  4. «неудачники».

Разработка упаковки и оформление товара. Функции упаковки в определении товарной политики. Факторы, учитывающиеся при выборе упаковки.

Семинар

Контрольные вопросы:

  1. Разработка упаковки и оформление товара
  2. Инновационная политика
  3. Ассортиментная политика
  4. Этапы жизненного цикла товара
  5. Позиционирование товара на рынке

Фиксированные выступления:

  1. Основные виды классификации товаров.
  2. Классификация товаров промышленного назначения.
  3. Решения об использовании марок.
  4. Решение относительно товарной номенклатуры.
  5. Решение относительно упаковки и маркировки товара.

Контрольное задание:

№ 1

Верны ли следующие утверждения?

  1. Товар – обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами.
  2. Жизненный цикл товара оказывает большое влияние на объем продаж и уровень прибыли.
  3. Инновационная политика дает предприятию существенное конкурентное преимущество, но сначала требует значительных затрат.
  4. Инновация не несет в себе риска.
  5. Ассортиментная политика устанавливает соотношение одновременного присутствия на рынке новых товаров и товаров в стадии роста, зрелости и спада.

№2

Определите, какому этапу жизненного цикла товара соответствуют следующие маркетинговые цели, задачи и  мероприятия:

  1. избежать прямой конкуренции за счет модификации и совершенствования товара;
  2. проведение распродаж продукции;
  3. обеспечить эффективность агрессивной рекламы и оптимально высокий уровень цен;
  4. изучение откликов потребителей;
  5. замена убыточного продукта новым;
  6. глубокая сегментация рынка и освоение новых рынков;
  7. формирование сбытовой сети;
  8. затраты на рекламу незначительны;
  9. изыскание новых сфер применения товара;
  10. определение оптимального момента выхода на рынок с новым товаром;
  11. расширение круга покупателей;
  12. продление жизненного цикла товара.

Внедрение

Рост

Зрелость

Спад

        ,        ,        ,        ,        ,        .

        ,        ,        ,        ,        ,        .

        ,        ,        ,        ,        ,        .

        ,        ,        ,        ,        ,        .

№3.

Дайте характеристику инновационной политики предприятия по предложенному плану:

Цели:        

Основные мероприятия:        

Внешние мотивы        

Внутренние мотивы:        

№4

Дайте характеристику видов товаров и распределите товары их по матрице товарного ассортимента.

  1. «дойные коровы»        
  2. «трудные дети»        
  3. «звезды»        
  4. «неудачники»         

Прибыльность

Темпы роста

Деловая игра:

Опишите товар выбранной ранее фирмы. Определите, на какой стадии жизненного цикла находится товар. Соответствуют ли маркетинговые мероприятия фирмы стадии жизненного цикла ее товара? Внесите свои рекомендации. Отнесите существующий товар к какой-либо группе матрицы товарного ассортимента. Скорректируйте ассортиментную политику фирмы, если в этом есть необходимость. Используя правила и принципы инновационной политике, разработайте новый (модифицированный) товар для фирмы с учетом корректировок ассортиментной политики. Рассмотрите существующую упаковку товара, дайте рекомендации по ее совершенствованию.

Лабораторная работа:

Вам предстоит определить, какие данные из ниже приведённого списка должны появиться на упаковке товара:

  1. Название фирмы или наименование товара;
  2. Товарный знак;
  3. Пояснение, для чего предназначен данный товар;
  4. Другая информация: высказывания знаменитых людей, отзывы покупателей, такие утверждения, как «новый», «улучшенный», условия рекламных акций («Купи две упаковки и получи третью бесплатно») или отрывной купон.

Создайте модель упаковки вашего товара – сначала карандашом на бумаге, а затем с помощью инструментов панели Рисование Microsoft Word или любой другой компьютерной программы. Также учащиеся могут оцифровать рисунок с помощью сканера.  Упаковка должна быть красочной, привлекающей внимание, мотивирующей и практичной (т.е. защищающей продукт от повреждений).

Тема 5 Потребительский рынок и покупательское поведение

Понятие потребительского рынка. Типы потребителей. Модель покупательского поведения: понятие покупательского поведения, зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителя, простая модель покупательского поведения.

Характеристики покупателя. Факторы, влияющие на предпочтения покупателей.

Процесс принятия решения о покупке:

  1. Осознание проблемы
  2. Поиск информации
  3. Оценка вариантов.
  4. Решение о покупке
  5. Реакция на покупку

Формирование новых тенденций поведения потребителя. Сервизация экономики. Конкурентные преимущества информационной эры.

Семинар

Контрольные вопросы:

  1. Потребительский рынок и типы потребителей
  2. Модель покупательского поведения
  3. Характеристики покупателя
  4. Процесс принятия решения о покупке
  5. Формирование новых тенденций поведения потребителя

Фиксированные выступления:

  1. Принятие решения о покупке товара-новинки.
  2. Реакция на покупку.

Контрольное задание:

№ 1.

Дайте определения:

Потребительский рынок –         

Покупательское поведение –         

№ 2

Постройте простую модель покупательского поведения

№3

Перечислите и кратко охарактеризуйте факторы, влияющие на предпочтения потребителей.

№4

Установите правильную последовательность этапов процесса принятия решения о покупке:

  1. решение о покупке
  2. оценка вариантов.
  3. осознание проблемы
  4. реакция на покупку
  5. поиск информации

№ 5

Ознакомьтесь с предложенной бизнес-ситуацией. Дайте фирме рекомендации по стимулированию спроса на свою продукцию с учетом факторов, влияющих на предпочтения потребителей.

Деловая игра:

Охарактеризуйте потребительский рынок, дайте характеристику типичных потребителей продукции выбранной ранее фирмы.

Лабораторная работа:

Бизнес-ситуация: фирма «А» - производитель детского питания, работает на региональном рынке на протяжении 7 лет и имеет стабильный уровень продаж. На рынке работает 5 производителей, ведущих между собой конкурентную борьбу. Продукция фирмы «А» продается в аптеках, продуктовых супер- и гипермаркетах, а в специализированных магазинах детской продукции.. Информация о фирме и ее товаре доводится до потребителей в виде фирменных рекламно-информационных буклетов. Места их распространения: детские поликлиники, женские консультации, специализированные магазины детской продукции. В результате проведенного маркетингового исследования получена следующая информация: 85% целевой аудитории знают о существовании фирмы «А», 67% целевой аудитории хотя бы 1 раз приобретали продукцию фирмы. Из них постоянно приобретают продукцию фирмы «А» 37% (25% целевой аудитории); приобретают продукцию фирмы «А» время от времени 58% (39% целевой аудитории); отказались от приобретения продукции из-за низкого качества 2% ( 1,5% целевой аудитории), отказались от приобретения продукции из-за высокой цены 3% ( 5% целевой аудитории). Основной стратегической задачей фирмы на данный момент является максимально возможное приращение доли рынка.

Тема 6 Сбытовая политика

Понятие канала распределения товаров и услуг. Функции посредников. Функции и задачи канала распределения. Функции участников канала распределения

Число уровней канала распределения:

  1. Канал нулевого уровня
  2. Одноуровневый канал
  3. Двухуровневый канал
  4. Трехуровневый канал
  5. Многоуровневый канал

Каналы в сфере услуг. Каналы «обратного хода». Вертикальная горизонтальная маркетинговая система (ВМС). Многоканальные маркетинговые системы.

Структура и управление каналами распределения

Основные варианты каналов. Типы посредников. Число посредников. Фирме Отбор участников канала. Мотивирование участников канала. Оценка деятельности участников канала. Производитель должен периодически оценивать работу дистрибьюторов по таким показателям, как выполнение нормы сбыта, поддержание среднего уровня товарных запасов. Оценке подлежат оперативность доставки товара потребителям, отношение к поврежденным и пропавшим товарам, сотрудничество с фирмой в осуществлении программ стимулирования сбыта. Важен и набор услуг, которые посредник должен предоставлять потребителям.

Товародвижение: понятие и цели. Складирование. Транспортировка.

Семинар

Контрольные вопросы:

  1. Понятие распределения товаров
  2. Каналы распределения товаров и услуг
  3. Структура и управление каналами распределения
  4. Товародвижение

Фиксированные выступления:

  1. Розничная торговля по сниженным ценам.
  2. Характер торговых залов.
  3. Место расположения магазинов.
  4. Маркетинговое решение розничных торговцев.
  5. Маркетинговое решение оптовых торговцев.

Контрольное задание:

№1

Ответьте на вопросы:

1. Что такое канал распределения? Каковы его основные цели и задачи?

2. Назовите участников канала нулевого уровня и основные способы прямой продажи.

3. Назовите участников одно-, двух- и трехуровневых каналов распределения.

№2

Дайте краткую характеристику следующим понятиям:

1. Вертикальная маркетинговая система

2. Горизонтальная маркетинговая система

3. Многоканальная маркетинговая система

№3

Объясните, чем вызваны следующие явления?

1. Сотрудничество производителей, оптовиков и розничных торговцев обычно приносит всем больше прибылей, чем каждый из них мог бы заработать по отдельности

2. Возникновение конфликта в рамках канала одного распределения между фирмами, находящимися на одном и том же уровне

3. В конфликт вступили представители разных уровней одного канала

№4

Установите соответствие:

1.        Интенсивное распределение

а)        производитель требует, чтобы дилеры, продающие его товары, не торговали товарами конкурентов. Такое распределение способствует возвышению образа товара и позволяет делать на него более высокие наценки

2.        Распределение на правах исключительности

б)        число привлекаемых посредников больше одного, но меньше общего числа готовых заняться продажей товара

3.        Селективное распределение.

в)        обеспечение повседневного спроса наличие товаров в возможно большем числе торговых предприятий. Обязательное условие для этих товаров — удобство места приобретения

№5

Верны ли следующие утверждения?

1. За счет совершенствования системы товародвижения можно улучшить обслуживание или снизить цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов

2. Современная система товародвижения в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара

3. По мере повышения уровня сервиса для клиентов издержки на поддержание товарно-материальных запасов стремительно снижаются

4. Уровень цен, своевременность доставки и состояние товаров в момент прибытия к месту назначения зависят от выбора перевозчика

5. Мотивирование участников канала и долговременное партнерство с ними способствует повышению прибыльности фирмы

Деловая игра:

Проанализируйте сбытовую политику выбранной ранее фирмы. Опишите ее каналы распределения товара, характер взаимосвязи с посредниками. Выявите преимущества и недостатки существующей сбытовой политики фирмы. Внесите свои предложения и рекомендации в разработку сбытовой политики и построение каналов распределения товаров данной фирмы.

Лабораторная работа:

Итак, ваша группа решила, какой товар выпускать, определила, каким будет внешнее оформление товара, установила цену на него и приняла решение по поводу методов продвижения товара на рынке. Теперь вам следует создать презентацию Microsoft PowerPoint. Презентация должна содержать обзор разработанного вами полного плана сбыта товара.

 Вам придётся рекламировать свой товар, доказывая, что ваш выбор лучше выбора других групп. Вы должны представить всё настолько наглядно, продемонстрировать в таком выгодном свете, чтобы ваш товар понравился. Ваша презентация должна внушать уверенность, что целевая аудитория рынка товаров и услуг для молодёжи предпочтёт вас вашим конкурентам.

 Презентация должна занимать не более 10 и не менее 5 минут.

Тема 7 Ценовая политика

Типы рынка. Ценообразование на разных типах рынка.

Политика ценообразования. Постановка задачи ценообразования. Определение спроса. Анализ цен и издержек конкурентов. Анализ собственных издержек. Выбор метода ценообразования.

Виды стратегии ценообразования. Виды ценовой тактики.

Семинар

Контрольные вопросы:

  1. Ценообразование на разных типах рынка
  2. Процесс ценообразования
  3. Виды стратегии ценообразования
  4. Виды ценовой тактики

Фиксированные выступления:

  1. Розничная торговля по сниженным ценам
  2. Ценообразование с использованием скидок
  3. Ценообразование с использованием надбавок
  4. Регулирование цен
  5. Психологическое ценообразование
  6. Конкурентное ценообразование

Контрольное задание:

№ 1.

В чем заключается разница в установлении цены на следующих типах рынка:

1. Монополия и совершенная конкуренция

2. Олигополия и монополистическая конкуренция

3. Монополия и монополистическая конкуренция

№2.

Установите правильную последовательность этапов политики ценообразования:

  1. Анализ собственных издержек.
  2. Выбор метода ценообразования.
  3. Анализ цен и издержек конкурентов.
  4. Постановка задачи ценообразования.
  5. Установление окончательной цены.
  6. Определение спроса.

№ 3.

Дайте определение:

Стратегия ценообразования –         

Тактика ценообразования –         

№4.

Перечислите основные виды:

1. Методов ценообразования

2. Стратегии ценообразования

3. Тактики ценообразования

Деловая игра:

Дайте характеристику ценовой политики выбранной ранее фирмы. Какие методы ценообразования ею используются? Согласованы ли ее стратегия и тактика? Насколько определенные стратегия и тактика ценообразования соответствуют характеристикам товара фирмы? Целесообразна ли политика ценообразования фирмы с учетом рыночных реалий?

Лабораторная работа:

Используя программу Microsoft Excel, ваша группа должна рассчитать цену на товар. Образец таблицы, приведённый ниже, показывает статьи затрат, которые должны учитываться при образовании цены товара.

Комментарий: приведённые вычисления основываются на конечной цене для покупателя в 63,75 руб. за единицу товара.

Затраты и цены единицы товара

Оценочные показатели (образцы данных), руб.

Оценочные показатели (впишите свои данные)

Затраты на маркетинговые исследования.

5,6

Основные затраты на производство – себестоимость товара.

16,8

Затраты на упаковку.

2,8

Затраты на распространение

7

Затраты на рекламу

11,2

А: Суммарные затраты на производство

43,4

В: Закладываемая прибыль производителя в процентах

13%

С: Прибыль производителя в денежном выражении. Вычисляется указанный процент от значения А

5,64

D: Стоимость товара для розничной торговли (оптовая цена). Рассчитывается как сумма значений граф Аи С

49,04

Е: Прибыль розничных продавцов в процентах

30%

F: Прибыль розничных продавцов в денежном выражении. Вычисляется указанный процент от значения пункта D.

14,71

G: Стоимость продукта для покупателей (розничная цена0. Рассчитывается как сумма значений пунктов D и F

63,75

Ваша группа должна рассказать, какие цели вы преследуете при продаже товара. Будьте готовы ответить на следующие вопросы:

  1. Сколько потенциальных покупателей может заинтересоваться вашим товаром?
  2. Какой объём товара вы планируете продать?
  3. Какую прибыль вы хотите получить?

Тема 8 Коммуникационная политика

Реклама и её роль в коммуникационной политике. Виды рекламы.

Планирование рекламных компаний. Этапы планирования рекламной компании:

  1. Определение объекта (товара или фирмы) рекламы.
  2. Определение субъекта (адресата) рекламы.
  3. Определение рекламного мотива.
  4. Выбор вида рекламных средств
  5. Составление рекламного сообщения.
  6. График рекламных выступлений.
  7. Составление сметы расходов и определение рекламной эффективности.

Фирменный стиль. Товарный знак или товарную марку. Логотип Фирменный лозунг. Фирменный цвет. Единый стиль. Фирменный комплект шрифтов. Единое музыкальное сопровождение

Семинар

Контрольные вопросы:

  1. Реклама и её роль в коммуникационной политике.
  2. Планирование рекламных компаний.
  3. Фирменный стиль.

Фиксированные выступления:

  1. Характер торговых залов.
  2. Место расположения магазинов.
  3. Маркетинговое решение розничных торговцев.
  4. Маркетинговое решение оптовых торговцев.

Контрольное задание:

№1

Определите, какой вид рекламы характеризуют следующие определения:

1.                                  – выполняет рекламные функции в завуалированной форме, не указывая прямо на рекламодателя (научные статьи, песни, фильмы).

2.                                  – информирует покупателя о товаре, его свойствах и качествах. Используется на первой стадии жизненного цикла товара, когда потребителя необходимо подробно информировать о достоинствах товара.

3.                                 – представляет собой короткую информацию, возможен фрагмент информационной или агрессивной рекламы. Используется, когда товар хорошо знаком потребителю.

4.                                  – осуществляется, когда на рекламу тратится больше средств, чем это реально необходимо. Проводится, как правило, с целью подорвать позиции конкурентов, которые не в состоянии нести такие большие затраты на рекламу.

5.                                 – настойчиво демонстрирует преимущество именно этого товара, именно этой фирмы. Используется, как правило, в период насыщения рынка товаром, на стадии роста и зрелости.

№2

Бизнес-ситуация. Дайте характеристику фирменного стиля организации по принципу «наличие/отсутствие/качество» его составляющих (товарный знак, логотип, слоган, фирменный цвет, единый стиль, фирменный комплект шрифтов, единое музыкальное сопровождение всех рекламных объявлений фирмы). Дайте фирме рекомендации по совершенствованию фирменного стиля. В качестве примера организации выберите одного из действующих в городе операторов сотовой связи.

Деловая игра:

В чем заключается коммуникационная политика выбранной вами фирмы? Насколько эффективна ее рекламна я деятельность? Охарактеризуйте фирменный стиль фирмы. Дайте фирме свои рекомендации в области формирования ценовой и коммуникационной политики

Лабораторная работа:

Ваша группа должна составит список либо товаров, которые мгновенно ассоциируются с той или иной фирмой, либо фирмой, которые мгновенно ассоциируются со своим логотипом. Запишите всё, что придёт на ум. Будьте готовы поделиться своими соображениями с остальной частью класса. Рассмотрите каждый из продемонстрированных вам учителем логотипов и ответьте на следующие вопросы:

  1. Это узнаваемый логотип? (Если да, то чем; если нет, то почему?). Что по-вашему, в этом логотипе главное?
  2. От этого логотипа есть польза? (Если да, то какая; если нет, то почему?).

Проведите в вашей группе «мозговой штурм» и выпишите на отдельный лист варианты названий фирм.

Правила «мозгового штурма»:

  1. Каждый высказывает все идеи, которые приходят ему в голову.
  2. Все идеи записываются.
  3. Пока не закончится «мозговой штурм», не производится никаких обсуждений.
  4. Чужие идеи не критикуются и не высмеиваются.
  5. Предварительно устанавливается лимит времени.

Как только работа будет завершена, проведите голосование и объявите ваше решение классу: название вашей фирмы.

Набросайте логотип – сначала карандашом на бумаге, а затем с помощью инструментов панели Рисование Microsoft Word или любой другой компьютерной программы. Также учащиеся могут оцифровать рисунок с помощью сканера. Продемонстрировать свой логотип классу.

Тема 9 Организация службы маркетинга

Особенности  формирования организационной структуры маркетинговой деятельности организации. Основные функции маркетинговой службы

Семинар

Контрольные вопросы:

  1. Пр инципы организации службы маркетинга
  2. Структура службы маркетинга

Фиксированные выступления:

  1. Функциональные обязанности и компетенции маркетолога

Деловая игра:

Задание. Исследование организационных структур маркетинговой деятельности.

Исполнение. Разработка организационных структур маркетинговой деятельности.

Оценка. Формирование необходимых представлений об организация структуры маркетинговой деятельности

Лабораторная работа:

С помощью сети Интернет найдите информацию об организации службы маркетинга на каком-либо предприятия. Используя текстовый редактор Word изобразите схему данной маркетинговой службы.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Рекомендуемая литература

а)        основная литература:

  1. Амблер Т. Практический маркетинг. СПб.: ПИТЕР, 1999.
  2. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг. Минск: Интерпрессервис, Мисанта, 2002.
  3. Акулич И.Л., Демчнеко Е.В. Основы маркетинга.- Мн.: Высшая школа, 1999.
  4. Алешина И. Паблик Рилийшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Тандем ГНОМ-ПРЕСС, 1997.
  5. Генри Ассель Маркетинг: принципы и стратегия. М.- ИНФРА-М, 1999.
  6. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внеторгиздат, 1990.
  7. Диксон П.Р. Управление маркетингом. М.: БИНОМ, 1998.
  8. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб: ПИТЕР, 1998
  9. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1998
  10. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  11. Крылова Г.Д., Черник Н.Ю. Упаковка и маркировка товара. - Мн.: БГЭУ, 2000.
  12. Маркетинг: Учебник/ Под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  13. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг. Учебник. М.: Экономистъ, 2003.
  14. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991.
  15. Успенский Интернет как инструмент маркетинга. СПб., БХВ - СПб., 1999.
  16. Афонина С. Электронные деньги.-СПб:Питер, 2001
  17. Балабанов И.Т.Интерактивный бизнес.-СПб:Питер, 2001
  18. Бокарев Т. Энциклопедия интернет-рекламы. - М.:Издательство "ПРОМО-РУ", 2000 г.
  19. Водовозов В.М., Осипов В.О.,Пожидаев А.К. Практическое введение в информационные системы, С-Пб, ГЭТУ, 1995
  20. Соколова А.Н., Геращенко Н.И., Электронная коммерция: мировой и российский опыт, Москва, 2000 г.
  21. Успенский И.В., "Энциклопедия Интернет-бизнеса", СПБ, 2001 г.
  22. Хэнсон У. Internet-маркетинг: Учебно-практическое пособие / Пер. с англ. под. ред. проф. Ю.А.Цыпкина. - М.:Юнити-Дана, 2001. - 527с.

б)        дополнительная литература:

  1. Академия рынка. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.
  2. Берман Б., Эванс Дж. Маркетинг. М.: Экономика, 1990.
  3. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М. Дело, 1995.
  4. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Междунар. отношения, 1988.
  5. Крыорва Г.Д. Основы стандартизации, сертификации , метрологии. М.: ЮНИТИ, 1999.
  6. Ламбен Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.
  7. Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе. М.: ЮНИТИ, 1996.
  8. Сэндидж, Фрайбургер, Ротцолл. Реклама: теория и практика. М.: Прогресс, 1998.
  9. Чармэссон Г. Торговая марка. СПб. ПИТЕР, 1999.
  10. Энджел Дж.Ф., Бэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: ПИТЕР, 1999.
  11. Анфилатов В.С, Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении. Учебное пособие. М.2003
  12. Высоткин А. Реклама в Internet: тонкости, советы, примеры и способы работы. М.,1999
  13. Гуров В.В. Интернет для бизнеса. М., 1997
  14. Гуманитарные исследования в Интернете / Под редак. А.Е.Войскунского - М., "Можайск-Терра", 2000 г.
  15. Загуменнов А.П. Как раскрутить Web-сайт. М.: ДМК Пресс, 20019. Казанцев А.К., Подлессных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1998, с. 365.
  16. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Г.А.Титоренко. М., 2003
  17. Карманский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.
  18. Козырев А.А., Информационные технологии в экономике и управлении. 2000, 360 стр.
  19. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. - М., 2003
  20. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, 1998, 896 с.
  21. Крупник А., Как продать товар и получить деньги в Интернет, Москва, 2000г.
  22. Принцип электронного бизнеса. О фантазерах, мистиках и реалистах. Идея и способ функционирования новой экономики. IBM Consulting Group./Перевод: Рубцов В., Грачева М.В. Издательский дом "Отрытые системы", 2001
  23. Роджерс (Бак) Ф.Дж. Путь успеха: Как работает корпорация IBM./ Пер. с англ. -СПБ.: Азбука-Терра, 1997. -256с.
  24. Титоренко Г. А., Макарова Г. Л., Дайитбегов Д. М. и др. Информационные технологии в маркетинге. 2000, -335

в)        программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://www.tstu.ru/r.php?r=education.elib
  2. http://www.glossostav.ru
  3. http://www.btl.su
  4. http://www.reklaming.ru
  5. http://www.ekon.oglib.ru
  6. http://www.proresearch.ru
  7. http://www.officemart.ru
  8. http://www.labirint-shop.ru
  9. http://www.labirint-shop.ru3
  10. http://www.quans.ru

6.2. Условия реализации и технические средства по обеспечению дисциплины

Изучение дисциплины осуществляется посредством чтения лекций, которые являются основным методическим руководством при изучении дисциплины, текущего контроля знаний (опроса).

В рамках курса предусмотрено самостоятельное углубленное изучение специальной литературы, привлечение ИНТЕРНЕТ-ресурсов.

Текущий контроль знаний осуществляется посредством проведения опросов, коллоквиумов, выполнения практических заданий.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Лекции по дисциплине проводятся в аудитории, оснащенной видеопроектором.

Ведение семинарских занятий не требует дополнительного технического оборудования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

программа элективного курса "Практическое применение права"для учащихся 9 класса

Программа курса по выбору «Практическое право»  разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями  Концепцией профильного обучения, а так...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

Рабочая программа элективного курса «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)

Элективный курс «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)...