цикл уроков по теме Качество с использованием учебной образовательной программы 1С Образование
методическая разработка по экономике (11 класс) по теме

цикл уроков в 9-11 классах по теме Экономика и потребитель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok1.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКИ КАЧЕСТВА

Департамент образования Краснодарского края

2009-2010

УРОКИ КАЧЕСТВА

Методические разработки цикла уроков по теме: «Качество в нашей жизни» для учащихся 10-11 классов.

Стешина Елена Анатольевна

Учитель истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного учреждения

Гимназия №2 муниципального образования

Новокубанский район г. Новокубанска


МОДУЛЬ 3. Человек и закон

Цели изучения модуля:

Создать и закрепить в памяти и сознании учащихся:

 знания  о праве, законах,  правах потребителя и обязанностях производителей.

Формировать:

Информационную компетенцию – синтезировать материал из разных источников, обосновывать мировоззренческие выводы, правильно понимать ключевые понятия темы;

Коммуникативную компетенцию – работать в группах, сочетать коллективную работу с индивидуальной;

Кооперативную компетенцию – готовность к сотрудничеству с другими людьми;

Проблемную компетенцию – готовность школьников к решению возникающих жизненных проблем на основе знаний, полученных по ходу изучения данного модуля.

Тип уроков:

Мультимедийный, с использованием обучающей программы 1 С образование.

Примечание автора:

Вашему вниманию представлена небольшая часть (5 уроков) пятого модуля «Человек и закон» из курса «Качество в нашей жизни». Все модули рассчитаны на изучение в 5-11 классах. Конечным результатом изучения модулей, по мнению автора, станет защита учебных проектов. Каждый из временных коллективов проектантов представит свой вариант законов, правил и этикета для спорных ситуаций по вопросам производства и потребления товаров и услуг.  По уровню подготовленности документов и иллюстративных материалов можно будет судить о степени изученности темы, сформированности каждой из четырех основных компетенций.

— Гражданином человек становится с пяти-шести лет, и осознание своих базовых прав, обязанностей и умение ими пользоваться — основа для того, чтобы гражданин был сознательным и мог отстоять свое право на качественную жизнь. Бывает, что ребенку в магазине всучивают просроченный товар, обсчитывают или не дают чек. Любой, даже взрослый, теряется в такие моменты и не знает, как действовать. На уроке подобные ситуации смоделируют и расскажут, как найти выход из положения. Детям предложат пойти в магазин, найти там «Уголок потребителя» и посмотреть, правильно ли он оформлен, сравнить с подобной информацией в другом магазине, поинтересоваться у продавца сроком годности продуктов. Дети «проконтролируют» и рекламу: им дадут задание купить расхваленный товар, чтобы определить, соответствуют ли рекламные обещания реальному качеству. Такие задания активизируют аналитическое и критическое мышление, учат делать сознательный выбор на обширном рынке товаров и услуг. В старших классах автор программы предлагает изучить законодательство, юридическую сторону потребительских интересов. Речь идет не просто о знаниях, а о гражданской позиции и о самой жизни.

УРОК  1-2. Потребитель и его роль в различных экономических системах.

Цели урока:

Способствовать формированию:

Знания юридического значения понятия потребитель; «Закона о защите  прав потребителя », основных форм внесудебной и судебной защиты прав потребителя.

  Умения активно использовать своё право на защиту от нарушений прав  потребителя, работать с документами.

  Навыков работы в коллективе, творческого подхода к выполнению домашнего задания, заданию урока.

Ход урока:

В начале урока учитель предлагает обсудить  ряд  проблемных вопросов с использованием элементов игры:

Игра "Большой круг"

Наиболее простая форма группового взаимодействия – "Большой круг". Организуется работа в три этапа.

Первый этап

Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учителем формулируется проблема.

Второй этап

В течение 10 мин. каждый ученик индивидуально, на своем листе, записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап

По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием "Большого круга" оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения, например разработать какие-либо инструкции, нормативные акты.

 

Группа №1:

      Опираясь на изученный материал, попытайтесь решить, являются ли потребителями следующие лица:

  1. - гражданин России, заключивший договор о ремонте квартиры;
  2. - гражданин Казахстана, проживающий в Брянске, пригласивший бригаду «шабашников» с Украины для ремонта гаража;
  3. - гражданин Германии, ожидающий очереди в волгоградской парикмахерской;
  4. - служащий автосервиса, приобретающий на заводе запчасти   для    ремонта автомобилей клиентов;
  5. - служащий банка, покупающий краску для ремонта своего дома.

 Какие документы являются правовой основой реализации и защиты   прав потребителей (стр.62-65).

Составьте претензию.

Прорекламируйте какой-нибудь товар, услугу.

Группа 2:

В каких случаях товар по требованию покупателя обязательно должен быть заменен на другой:

  1. - гражданин купил стереосистему, но, не вскрывая упаковки, через месяц  попросил заменить её с доплатой на более дорогую;
  2. - гражданин купил литровый электрочайник, в течение недели кипятил воду, а потом попросил обменять его на двухлитровый;
  3. - гражданин приобрёл микроволновую печь с 6 месячным гарантийным сроком, которая на 27 недели вышла из строя из-за бракованной детали;
  4. - гражданин купил японский телевизор, но, не разобрав инструкцию, напечатанную на японском языке, включил его в сеть с нестандартным напряжением и аппарат сгорел.

Какими правами обладает потребитель при покупке товара? (стр.  62-65)

Составьте претензию.

 Прорекламируйте какой-нибудь товар, услугу.

Группа 3:

1. Гражданин приобрел в магазине пачку стирального порошка. Вскрыл её и попытался засыпать порошок в стиральную машину. Оказалось, что порошок давно превратился в прочный кирпич. Покупатель вернулся в магазин. Предъявив чек и вскрытую пачку, потребовал вернуть деньги. Продавец деньги вернул, но 75%, т.к. пачка вскрыта.

  1. Как вы думаете, прав ли продавец?

2. Гражданин решил приобрести дорогой холодильник, на который долго копил деньги. Он хотел быть уверенным в том, что это именно та вещь, которая ему нужна. Продавец объяснил, что холодильники все хорошие и вскрывать их некому и некогда. После долгих споров выяснилось, что магазин закрывается. У покупателя пропали продукты для свадьбы дочери на 50 человек. Он записал в магазине имена и адреса свидетелей, заготовил справку об испортившихся продуктах. Потребовал в суде 1 млн.руб.

  1. Как вы думаете, что решит суд?

3. Составить претензию.

4. Прорекламируйте какой-нибудь товар, услугу

На основе обобщения ответов учащихся делаются выводы, о том кто именуется потребителем, объявляется тема урока, (слайд №1-2) и формулируются цели урока (слайд3). 

Затем учитель коротко рассказывает об истории потребительского законодательства, начиная со знакомства с четырьмя основными правами потребителей, которые сформулировал президент  США Джон Кеннеди в 1962 году, выступая перед Конгрессом. (Слайд 5)

Затем основополагающие права потребителей были закреплены в резолюции "Руководящие принципы для защиты прав потребителей", принятой Генеральной Ассамблеей  ООН в 1985 году:

        

  1. право на безопасность,
  1. право на информацию,
  2. право на выбор,
  3. право быть выслушанным,
  4. право на компенсацию причиненного ущерба,
  5. право на просвещение,
  6. право на здоровую окружающую среду,
  7. право на удовлетворение базовых потребностей (в еде, одежде, жилище).

День провозглашения государственной гарантии первых потребительских прав был объявлен ВСЕМИРНЫМ ДНЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, который рекомендовалось внести в календарь с 1963 года. В большинстве стран мира государство, опираясь на Резолюцию ООН, берет на себя обязанность отстаивать интересы потребителей  путем принятия специального законодательства.

В России тоже существуют основы законодательства о защите прав потребителей. В этой сфере действуют многие российские законы. Это: Гражданский Кодекс, Закон "О сертификации", Закон "О рекламе", Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", подробнее с содержанием которых мы познакомимся на следующих уроках.  

Закон "О защите прав потребителей был принят в 1992 году и довольно в короткие сроки стал реально действующим средством защиты прав потребителей. В  1996 году была принята его новая редакция. В 1999 году в Закон "О защите прав потребителей" внесены новые положения и изменения, которые привели его в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Итак, к числу наиболее значимых статей относятся:

  1. Ст.18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества
  2. Ст.19;22. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатка товара
  3. Ст.21;25. Замена товара ненадлежащего и надлежащего качества
  4. Ст.24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества                   

На втором этапе урока целесообразно перейти к пониманию роли потребителей в различных экономических системах.

Учитель: Экономика существует в первую очередь ради удовлетворения потребностей, и индивидуальный потребитель играет совершенно разную роль в различных экономических системах.

В традиционной экономике, что, в каком количестве и как потребляется, определяют обычаи: различия между отдельными потребителями несущественны.

В командной экономике самыми важными потребителями выступают фараон, или царь, или король и т. д. и его двор. Они имеют возможность удовлетворять свои прихоти, в то время как большинство их подданных довольствуются лишь самым необходимым. В экономике Советского Союза, казалось бы, было иначе: производство ради производства (тяжелая промышленность) всегда считалось более важным, чем производство потребительских товаров, в первую очередь потому, что оно создавало огромную военную мощь, с которой были вынуждены считаться все страны мира. Однако это удовлетворяло амбиции государства, а не потребности граждан. Потребителю же предлагался очень ограниченный ассортимент продукции в количестве, не удовлетворяющем его потребности.

Совершенно иное положение занимает обычный индивидуальный потребитель в рыночной экономике. Все, что в ней производится, должно быть кому-то продано. Деньги потребителей – единственный источник дохода производителей, поэтому именно выбор потребителя, в конечном счете, определяет, что будет произведено и в каком количестве. А общим правом потребителя в рыночной экономике являются:

  1. право на выбор;
  2. право на безопасность;
  3. право быть выслушанным;
  4. право на информацию.

Кто же или что будет защищать права потребителей? (Ответы учащихся)

На третьем этапе урока целесообразно познакомить с Законом РФ "О защите прав потребителей".

- Закон РФ "О защите прав потребителей" устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора. Если стороны специально не оговаривали условия о качестве, то потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению.

Чтобы выровнять соотношение сил (степень информированности) между продавцами и покупателями, во многих странах существует государственный контроль качества некоторых продуктов. Кроме того, действуют так называемые общества потребителей – независимые организации, которые исследуют реальные потребительские свойства различных видов товаров и публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах, а также помогают потребителям разрешать конфликты с недобросовестными продавцами. В России тоже существуют общества потребителей, а некоторые газеты и телевизионные каналы имеют специальную рубрику, посвященную экспертизе потребительских товаров и ответам на вопросы потребителей.

Как будет вести себя потребитель?

- Теория поведения потребителя исходит из некоторых предпосылок. Прежде всего, предполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально, т. е. стремится извлечь максимум полезности для себя. При этом важно заметить, что понятие "полезность" является субъективным: один индивид предпочтет хорошо пообедать, другой – купить бутылку вина, а третий – букет цветов любимой девушке. Многое зависит от рекламы. Именно реклама во многом определяет наш выбор. (Просмотр рекламных видеороликов)

Теория поведения потребителя исходит также из того, что доходы всех потребителей ограниченны и на все товары и услуги установлены цены.

На последнем этапе закрепление темы урока.

Лабораторные занятия к уроку.

1.1

Потребитель в экономике


Ситуация. Фирма торгует товарами четырех видов, по которым государство осуществляет ценовое регулирование путем установления максимального уровня цены для каждого товара. Затраты на единицу товара заданы. Определить величины совокупного предложения товаров и полезного суммарного эффекта у потребителя при условии реализации стратегии безубыточности.

1.2

Петя – дизайнер курса "Практикум по экономике". Перед ним стоит задача продумать цветовое оформление рабочей области программы. Серый цвет ему нравится меньше, чем желтый, но больше, чем розовый. С точки зрения теории предпочтений можем ли мы говорить, что желтый цвет ему, безусловно, нравится больше, чем розовый. Попробуйте это объяснить сточки зрения рациональности

2.2

Интерактивный тест:

  1. На что имеет право потребитель?

А) на качество, безопасность, информацию, возмещение ущерба

Б) на обмен некачественного товара

В) все варианты верны

  1. Какими правовыми актами регулируется защита прав потребителя?

А) Уголовный Кодекс РФ

Б) «О защите прав потребителей»

В) «Гражданский кодекс»

  1. Когда был принят закон «о защите прав потребителей?»

А)10 января 1992г.

Б)7 февраля 1991г.

В)7 февраля 1992г.

  1. В каких частях «Гражданского кодекса» описывается защита прав потребителей?

А) в части первой

Б) в части второй

В) все варианты верны

  1. Когда были приняты части «Гражданского кодекса» о защите прав потребителя?

А)1ч. в 1994г 10 ноября;2ч. в 1996г. 26января.

Б)1ч. в 1996г. 25 января;2ч. в 1994г. 7 февраля.

В)1ч.1994г. 30 ноября;2ч. 1996г. 26 января.

Формой рефлексии на данных уроках может послужить заполнение таблицы:

 

Вопросы теста: 

Ответы учащихся:

1.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать:

А. безвозмездного ремонта;
Б. уменьшения цены;
В. замены на аналогичный товар;
Г. всего перечисленного.

 

2.

Потребитель, купивший некачественный товар, может обратиться с претензией:

А. к продавцу;
Б. к производителю;
В. и к тому и к другому;
Г. только в суд.

 

3.

При обнаружении недостатков товара претензию можно предъявить в течение:

А. 2 недель;
Б. 6 месяцев;
В. 1 года;
Г. 3 лет.

 

4.

Требования потребителя об уменьшении цены или возмещении расходов на ремонт должны быть удовлетворены в течение:

А. 3 дней;
Б. 10 дней;
В. 7 дней;
Г. 30 дней.

 

5.

Что из перечисленных товаров подлежит обмену:

А. постельное белье;
Б. ковры;
В. пластмассовые пищевые изделия;
Г. товары бытовой химии.

 

 

УРОК 3. Потребительский выбор.

Цель урока:

- продолжить формирование представления об основных  правах  потребителя, предусмотренных  законодательством России,  Законом РФ "О защите прав потребителей",

-   сформировать представление о потребительском выборе и вопросе соотношения цены и качества приобретаемого товара.

Учебные вопросы:        

  1. О чем говорится в законе «О защите прав потребителей»?
  2. Какие сведения должны содержаться на этикетке товара?
  3. По каким параметрам можно определить качество товара?
  4. Каковы цели рекламы?
  5. Какими способами можно добиться эффективности рекламы?
  6. Какие существуют способы мирно разрешить спор между потребителем и продавцом (производителем)?
  7. Какова процедура обращения в суд?

Ход урока.

Урок  начинается с просмотра видеокадра из документального сборника "Новости дня», 1948 года. Затем учитель предлагает проанализировать сюжет, подводя к основному вопросу урока:

- Как вы думаете, почему в Советском Союзе постоянно были очереди за потребительскими товарами, в частности за продовольственными товарами?

Согласитесь ли вы со следующим утверждением? Объясните, почему.

Зная количество людей, населявших страну, и дневную норму продовольствия, необходимую для нормального существования, можно ли было просто произвести это количество и продавать (или раздавать?) индивидуально? Тогда бы проблема с очередями была решена.

Как вы думаете, очереди скорее возникали, потому что "на всех не хватало", или потому что товары оказывались не там, где на них был соответствующий спрос? Объясните свой ответ.

Обобщая ответы учащихся, следует профессиональная справка по данному вопросу: комментарии юриста и экономиста. (Используется программный диск)  

ЮРИСТ:

Приходя в магазин и приобретая что-то за деньги, каждый человек вступает в правовые отношения и становится потребителем. Эти правовые отношения предполагают наличие прав и обязанностей как у продавца, так и у покупателя. Сам продавец тоже может выступать в качестве потребителя, если после окончания своего рабочего дня пойдет за покупками в другой магазин или отправится в химчистку, чтобы забрать свои вещи.

Интересы потребителей защищает специальный закон (Закон РФ “О защите прав потребителя”). А интересы продавцов специальный закон не защищает. Интересно, почему? Дело в том, что продавец обычно знает о товаре намного больше, чем покупатель, и у него есть возможность продать недоброкачественный товар. Чем сложнее товар, тем больше преимущество продавца и тем строже должен быть к нему закон.

Потребителем является гражданин, который уже купил (заказал) или собирается заказать или приобрести товары (работы или услуги) исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних) нужд, которые не связаны с извлечением прибыли. Такое определение дается в первой статье Закона РФ "О защите прав потребителя". Так что если вы покупаете в магазине несколько пар ножниц для парикмахерской, то этот закон написан не для вас.

Потребителем является не только человек, который уже приобрел товар, но и тот, кто только собирается это сделать. Так, люди, стоящие в очереди, являются потребителями. Если кто-то обращается к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, то этот человек уже является потребителем. Кроме того, потребителем является и тот, кто товаром (услугой) пользуется. Даже если какая-то вещь получена в подарок, а не куплена, то получатель этого подарка тоже будет являться потребителем.

Основной вопрос, который волнует потребителя, – это вопрос соотношения цены и качества приобретаемого товара. Так, согласно статье 4 Закона РФ "О защите прав потребителя", продавец обязан продать товар надлежащего качества в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к этому товару, с условиями договора, а также с информацией о его потребительских свойствах, которая обязательно предоставляется покупателю.

ЭКОНОМИСТ:        

С экономической точки зрения, экономика существует в первую очередь ради удовлетворения потребностей. Но индивидуальный потребитель играет совершенно разную роль в различных экономических системах.

Потребности человека по своей сути безграничны. В то же время ресурсы для реализации этих потребностей у человека очень ограничены. Получается, что потребитель в принципе не может купить, все чего ему хочется, и перед ним стоит очень серьезная проблема выбора.

Это действительно так, но в первую очередь для рыночной экономики. Производитель или продавец должен не только произвести качественный товар или услугу, он должен еще и обратить на нее внимание покупателя, привлечь его, добиться того, чтобы он совершил покупку.

Фактически мы наблюдаем конкуренцию продавцов и производителей за ограниченные ресурсы (деньги и внимание) покупателя. Интуитивно понятно, что потребитель будет стремиться получить такой набор товаров и услуг, который будет лучше всего удовлетворять его потребности.

Производитель или продавец, в свою очередь, будет стремиться получить как можно большую прибыль. Это разнонаправленные, а иногда и противоположные задачи. Однако в рыночной экономике это противоречие удается разрешить с помощью конкуренции между производителями. Там, где конкуренции недостаточно, на помощь приходят специальные законы о защите прав потребителей и общества потребителей. После подведения итогов выполняется лабораторная работа по закреплению знаний:

Подберите к термину из левой колонки определение из правой

1. Брак

2. Гарантия

3. Закон

4. Потребитель

5. Срок службы

6. Материальный ущерб

7. Исполнитель

8. Существенный недостаток

9. Срок годности

10. Продавец

А. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти.

Б. Гражданин, который покупает, хочет купить или пользуется уже купленным Т, Р, У.

В. Организация, выполняющая работы или услуги потребителю по возмездному договору.

Г. Делает невозможным использование товара с его целевым назначением.

Д. Организация, реализующая товары потребителям по договору купли-продажи.

Е. Обязательство поставщика безвозмездно устранять недостатки Т, Р, У в течение данного срока.

Ж. Недостаток товара по вине изготовителя.

З. Сумма всех денежных затрат, которые повлекло нарушение его прав.

И. Период времени, после которого товар считается непригодным для использования.

К. Период времени, в течение которого потребитель может использовать товар по назначению.

В начале 1995 г. КонфОП подала в суд на фирму "Сони". Дело в том, что гарантийные обязательства "Сони" противоречили российскому закону "О защите прав потребителей". Например, если изделие сломается по вине фирмы в течение гарантийного срока, фирма обещала только бесплатный ремонт, а заменить товар соглашалась только после трех ремонтов. Аналогичная ситуация была с фирмами "Самсунг" и "Панасоник".

Этим фирмам КонфОП направила письма с требованием изменить гарантийные обязательства – под угрозой обращения в суд против всех трех фирм. Дело вела юрист КонфОПа адвокат Диана Сорк.

Надо отдать должное всем трем фирмам, которые не только пересмотрели свои обязательства, но и предусмотрели компенсацию потребителям, у которых на руках оставались старые талоны.

Главный вывод из этой истории – права потребителя и российские законы, охраняющие эти права, не позволено нарушать никому – ни отечественным фирмам, ни иностранным, какими бы именитыми они нb были.

Но закон работает только тогда, когда им пользуются.

Если бы КонфОП не подала в суд, то по России еще долго "гуляли" бы гарантийные талоны, в которых были нарушены наши права – права потребителей.

К концу 1995 г. не только названные фирмы, но и все остальные привели свои обязательства в соответствие с российским законодательством.

По материалам учебника  "Основы потребительских знаний".

После подведения итогов учитель переходит ко второму пункту плана:

- Люди могут занимать разное положение в экономике – быть рабочими, предпринимателями, фермерами или лицами свободных профессий, но все они – потребители. Само существование экономики связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.

Потребности людей различаются по степени неотложности. На первом месте стоят потребности в еде, питье, одежде, безопасности, жилище (ради безопасности, как мы знаем, беженцы покидают свои жилища).

Затем следуют потребности в общении, принадлежности к коллективу и, наконец, потребности в интересной работе, в творчестве. Набор потребностей человека, подлежащих первоочередному удовлетворению, различается в разные исторические эпохи и в разных странах. Самый яркий пример – климатические различия: жители жарких стран, в отличие от жителей холодных, испытывают потребность не в отоплении помещений, а в охлаждении в них воздуха.

Итак, мы выяснили, что с юридической точки зрения, потребителем является гражданин, который уже купил (заказал) или собирается заказать или приобрести товары (работы или услуги) исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних) нужд, которые не связаны с извлечением прибыли (Статья 1 Закона РФ “О защите прав потребителя”).

Потребителем является не только человек, который уже приобрел товар, но и тот, кто только собирается это сделать. Если кто-то обращается к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, то этот человек уже является потребителем. Кроме того, потребителем является и тот, кто пользуется товаром (услугой). Если имущество получено в подарок, то получатель этого подарка тоже будет являться потребителем.

 Осмысление учащимися  содержания основных положений Закона.

Учащиеся разбиваются на группы по 5-7  (3-5) человек. Каждая группа получает задание  на основании прослушанной лекции подготовить презентацию одного из прав потребителей в программе POWER POINT.  Форма творчества – произвольная.

Учитель назначает группу экспертов из числа компетентных гостей. Может сам выступить в качестве эксперта.

  1. Защита и оценка презентаций.
  2. В качестве домашнего задания предлагается вопрос для обсуждения:

Вам продали несвежую колбасу. Представьте себя потребителем в трех разных экономических системах. Как бы вы поступили в каждом случае? Как вы думаете, каковы будут результаты ваших действий?

Урок 4. Суверенитет потребителя.

Цели урока:

- познакомить  учащихся с их правом на качество товара (работы, услуги), с условиями права на замену товара,

- познакомить с перечнем товаров длительного пользования и непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену,

- разъяснить суть понятий "срок службы", "срок годности", "гарантийный срок",

- научить отстаивать свое право на качество.        

Ход урока.

Проблемный вопрос:

- В некоторых странах, например в США, на телевидении после рекламного ролика на экране на одну-две секунды появляется чрезвычайно мелкий и потому абсолютно нечитаемый текст. Как вы думаете, что может быть там написано. Почему данный текст показывают именно таким образом? Какое это может иметь отношение к суверенитету покупателя?

Решение


В соответствии с американским законодательством в любом рекламном сообщении производитель обязан указывать реальные потребительские качества продукции. Например, если в ролике утверждается, что "… наша машина в 10 раз экономичнее…", то далее должно быть указано каким образом был получен подобный результат. Основная цель подобных правил: недопущение ложного информирования потребителей, т. е. нарушения суверенитета.

Однако, закон не достаточно жестко регулирует правила подачи этой информации, что и позволило рекламодателям выбрать столь оригинальный способ информирование потребителей.

Итак, мы знаем, что ситуацию, в которой  выбор потребителя, в конечном счете, определяет, что будет произведено и в каком количестве, экономисты называют суверенитетом потребителя (суверен – старинное название господина, монарха). Однако здесь есть некоторое преувеличение.

Во-первых, потребитель может быть "сувереном", только если у него есть свобода выбора, т. е. между производителями существует конкуренция. Единственный производитель или продавец (монополист) сам господствует над потребителем.

После анализа ситуаций  разбор интерактивных тестов в  программе 1С ОБРАЗОВАНИЕ:

1. Что из перечисленного не обязательно для существования суверенитета потребителя?

низкие цены на товары

конкуренция производителей

свобода выбора

полная информация

2. Что наиболее сильно ограничивает потребительский суверенитет

ситуация, когда билет, купленный прямо перед спектаклем, стоит дороже

рекламный ролик мыла "Dove", в котором утверждалось, что оно на 25% состоит из увлажняющего крема

ситуация, когда единый планирующий орган решает, какие сорта колбасы и в каком количестве будут произведены в экономике

ситуация, когда государство должно выбрать поставщика телефонного оборудования для министерства

3. Поясните – как, по вашему мнению, влияют на суверенитет потребителя следующие факторы:

1)  стандартизация продукта;
2)  дифференциация (разнообразие) продукта;
3)  патенты на изобретения и законы, защищающие интеллектуальную собственность;
4)  ситуация, когда в отрасли действует одна фирма.

- Некоторые потребители покупают товар для того, чтобы "выделиться из массы", подчеркнуть свое особое положение.

Например, во всех странах мира большой популярностью пользуются автомобили марки "Мерседес". Их делают в ограниченном количестве и продают по очень высокой цене. Поэтому каждый, кто купил "Мерседес", имеет (со своей точки зрения) основания для того, чтобы смотреть на остальных сверху вниз. (Правда, качество этих автомобилей действительно высокое, но соображения престижа играют едва ли не более важную роль.)

Это так называемое демонстративное потребление впервые описал американский ученый Торстейн Верлен.

 

Начало формы


Какой из перечисленных случаев скорее можно отнести к демонстративному потреблению?

большая частная клиника приобретает вертолет

дипломат заказывает себе смокинг

азартный игрок тратит все свободные деньги на лотерейные билеты

подросток из бедной семьи покупает дорогие и очень модные ботинки

ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ:

Ведлен считал демонстративное потребление признаком скорее свойственным "праздному классу". Как вы считаете, всегда ли это так в современной жизни? Обоснуйте свой ответ примерами

Сообщение могут иметь следующее содержание:

1. В Общество потребителей обратилась Нина Семеновна Геращенко. Она решила построить дачу. Договорилась с бригадой строителей, заплатила им, купила строительные материалы. Построив фундамент, строители потребовали увеличить плату.  Нина Семеновна отказалась, а строители прекратили работу. Договор Нины Семеновны был заключен в устной форме, деньги переданы бригадиру без квитанции и без свидетелей. Сможет ли общество потребителей помочь Нине Семеновне и как?

2. В июле мама получила премию и купила сыну к новому учебному году новые брюки, рубашку и туфли в универсаме. Обновку Саша  примерял накануне 1 сентября. У рубашки рукава оказались короткими, а туфли  нужны были на размер больше. Что делать маме?

 Варианты решения подобной задачи учащиеся записывают в тетрадь. И вернутся к своим ответам после того, как учитель познакомит их с соответствующими статьями Закона "О защите прав потребителей".

Домашнее задание.

Вопрос для обсуждения


Почему потребителю не выгодно выбирать набор, лежащий не на бюджетной линии?

Пусть для потребителя ценны не только сами товары, но и их комбинация как таковая (количество и пропорция). Доход потребителя увеличился, а цена одного из товаров уменьшилась. Как поведет себя бюджетная линия?. Будет ли доступен прежний набор? Рационально ли себя ведет потребитель, выбирая тот же набор, если на новой бюджетной линии искомая комбинация не встречается?

.


УРОК 5: Выбор гражданина и теория полезности.

Цели:

 

Образовательные

Научить добывать информацию необходимую для поиска решения и оценивать её.

Научить сопоставлять и оценивать варианты решения.

Научить принимать рациональные решения.

Воспитательные

Понимание проблемной ситуации принятия решения

Развивающие

Развитие альтернативного мышления

Тип урока

обучающий

Оборудование урока:

 ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска с заготовленными страницами контроля

 

Дидактические материалы

Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5

Словарь

  1. Предпочтения покупателей 
  2. Товар 
  3. Цена 
  4. Рынок 
  5. Сбыт 
  6. Прибыль

ХОД УРОКА:

Урок начинается с осмысления учащимися фразы Оскара Уальда:

«Кто такой циник? Это человек, который знает цену всему и не ценит ничего».  (Следуют ответы уч-ся)

Каждый день каждый из нас принимает бесчисленное количество раз решение о том, как распределить наш ограниченный запас денег и времени. Нужно позавтракать или можно подольше поспать? Посвятить утро изучению экономики или послушать какую-нибудь музыку? Купить новый автомобиль или отремонтировать старый? Потратить деньги или сберечь на будущее? Сопоставляя взаимоисключающие потребности и желания, мы делаем выбор, из чего и состоит наше ежедневное существование.

Совокупность таких индивидуальных решений, лежит в основе кривой спроса и ценовой эластичности. Мы изучим основные принципы потребительского выбора и поведения, это расширит наше понимание спроса. Мы увидим, что стремление индивидуумов к получению наиболее предпочтительного набора потребительских товаров объясняет рассмотренные нами законы рыночного спроса и узнаем, как измеряется выгода, которую получает каждый из нас, участвуя в рыночной деятельности.

Предпочтения покупателей


Ситуация. Фирма торгует товарами четырех видов, по которым государство осуществляет ценовое регулирование путем установления максимального уровня цены для каждого товара. Затраты на единицу товара заданы. С целью увеличения прибыли решено на один из товаров назначить максимальную цену. Определить количество покупателей этого товара, изменивших систему предпочтения.

Задание 1


Введите правильные значения, полученные в результате выполнения задания с помощью модели.

Определить количество покупателей четвертого товара, изменивших систему предпочтений после назначения на него максимальной цены. Указать, какой товар они стали предпочитать.
Исходные данные:

Товар

1

2

3

4

Затраты на единицу товара, руб.

13

24

34

45

Максимальная цена, руб./шт.

20

30

40

50

Текущая цена, руб./шт.

15

26

36

47

Для выполнения задания вызовите модель по ссылке из правой части экрана.

Количество покупателей, изменивших предпочтения равно чел.

Предпочли товар 1 – чел.

Предпочли товар 2 – чел.

Предпочли товар 3 – чел.

Проверка

   Верный ответ:
   Количество покупателей, изменивших предпочтения равно 10 чел.
    Предпочли товар 1 – 2 чел.
    Предпочли товар 2 – 4 чел.
    Предпочли товар 3 – 4 чел.

Задание 2


Может ли изменение предпочтений покупателей привести к снижению прибыли?

да

нет

Задание 3


Могут ли не изменяться предпочтения покупателей на конкурентном рынке?

да

нет

Теория поведения потребителя исходит из некоторых предпосылок. Прежде всего, предполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально, т. е. стремится извлечь максимум полезности для себя. При этом важно заметить, что понятие "полезность" является субъективным: один индивид предпочтет хорошо пообедать, другой – купить бутылку вина, а третий – букет цветов любимой девушке.

Теория поведения потребителя исходит также из того, что доходы всех потребителей ограниченны и на все товары и услуги установлены цены.

Комментарии учителя. (Просмотр видеоролика «Праздник сыра»)

С юридической точки зрения:

- Выбирая товар, люди часто ориентируются на информацию, полученную из рекламных роликов о товарах. Потребитель того или иного товара основную информацию приобретает из рекламы, распространяемой средствами массовой информации. Именно рекламная продукция несет основную информацию о потребительских качествах того или иного товара. Поэтому от того, насколько доступно и ясно эта информация представлена в рекламе, зависит то, какие требования будет предъявлять покупатель к качественным характеристикам товара.

В данном случае потребитель сыра может ожидать, что внутри сыра находится пространство, заполненное особым составом, и, кроме того, действие его может производить полезный эффект.

Таким образом, создатели рекламы, преследуя цель рассказать о замечательных качествах товара и привлечь внимание именно к нему, сообщают недостоверную информацию потенциальным покупателям этого мыла.

Безусловно, продавцы заинтересованы в том, чтобы приобретали именно их товар, и, таким образом, зависят от потребителя: если их товар не приобретают, то они разоряются.

Но, несмотря на эту зависимость, продавец сильнее потребителя, так как у него больше способов влияния на выбор потребителя, в том числе и через рекламу. В конечном же итоге реальная зависимость продавца от потребителя определяется поведением потребителя. Чем лучше потребитель осознает свои интересы и знает свои права, тем больше шансов, что он не сделает ошибку при выборе товара.

Потребитель-гражданин, как правило, вынужден защищать свои права самостоятельно. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства, и т. д.

С экономической точки зрения:

- Очень часто производители, рекламируя свой товар, стремятся создать у потребителя впечатление его уникальности.

Это вполне разумно, ведь предполагая, что товар имеет действительно уникальные потребительские качества, покупатель будет покупать именно его. Причем до определенной степени он будет нечувствителен к изменениям цены. То есть спрос на этот товар будет относительно менее чувствителен к изменениям цены, чем спрос на некий аналогичный товар с усредненными свойствами.

В то же время, понимая, что ничего уникального в товаре нет, особенно в рассматриваемом случае, фактор цены будет более значимым, т. е спрос будет более чувствителен к изменениям цены.

Логика производителей вполне понятна. Сыр – достаточно стандартный товар, и для того, чтобы привлечь покупателя, необходимо убедить его, что ему действительно нужна именно данная марка.

Очень часто компании идут на создание мнимых преимуществ, когда, например, изменяют упаковку или внешний вид товара, а потребителю сообщается, что это абсолютно новый уникальный продукт. Наиболее характерный пример – производство безалкогольных напитков (Coca-Cola, PepsiCo), обычных, но только синего цвета.

Достаточно часто производители идут на заведомо ложное информирование потребителя или подтасовку фактов. Мыло в принципе не может состоять из увлажняющего крема, и по этому поводу есть заключения соответствующих научных учреждений. Значит, в рекламной кампании сообщаются заведомо неверные сведения, дезориентирующие покупателя и ограничивающие его суверенитет, ведь предполагается, что продается продукт с уникальными потребительскими качествами!

Во многих странах, в том числе и в России, государство следит за подобными нарушениями и требует от производителей уточнения сообщаемой посредством рекламы информации

В заключении хочется подвести итог:

Правовой фундамент рыночной экономики складывается под воздействием интересов различных социальных групп и субъектов рынка. Одной из важнейших таких групп и, бесспорно, самой массовой из них являются потребители. В 1989 г. на волне начавшейся перестройки экономики и демократизации общества в СССР была создана Федерация обществ потребителей. В 1991 г. после распада Союза она была преобразована в Конфедерацию обществ потребителей – КонфОП. Сейчас КонфОП – объединение 57 национальных и региональных организаций потребителей из 6 стран СНГ (России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Туркмении). КонфОП является членом Всемирной организации по защите прав потребителей (Consumers' International).

Миссия КонфОП и ее членов – предоставление потребителям профессиональной помощи со стороны высококвалифицированных специалистов. Это прежде всегт - судебная защита, предоставление независимой и объективной информации, консультационная помощь потребителям, защита и представительство интересов потребителей во взаимоотношениях с бизнесом и государством.

Юристы КонфОП с 1992 г. выиграли несколько тысяч исков в защиту отдельных потребителей и неопределенного круга лиц (так на юридическом языке описывается, например, ситуация, когда доказан вред, наносимый определенным продуктом, и все лица, его купившие, получают право требовать компенсацию). На счету КонфОП, в частности, – первое, в России выигранное дело по возмещению морального вреда. Организации потребителей удалось также победить Правительство Москвы в деле о незаконной эвакуации транспортных средств. До того запарковавший в неположенном месте машину автомобилист мог ее просто не найти. Никак не известив хозяина, машину увозили на удаленную стоянку. И получить, ее обратно можно было, лишь заплатив крупную сумму (штраф + стоимость эвакуации + стоимость пребывания на стоянке). С 1992 г. КонфОП выпускает потребительский журнал – СПРОС (http://www.spros.ru) – издание без рекламы. Журнал содержит советы потребителям, результаты сравнительных испытаний товаров, обзоры рынков и т. п. Кроме того, КонфОП активно работает в сфере потребительского образования школьников.

И, конечно, только единая организация потребителей может представлять их интересы в законотворческом процессе. Специалисты КонфОП принимали участие в разработке законов РФ "О защите прав потребителей", "О рекламе", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" , "О естественных монополиях", Гражданского кодекса.

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов:

Реклама – это не только необходимый элемент рынка, но и творческое явление. Данный проект поможет вам овладеть современной информацией об окружающем мире, адаптироваться и реализовать себя в новых социально – экономических условиях, в конечном итоге  поможет вашему собственному профессиональному самоопределению.

                                                                    Услуга, что

 хлеб  соль  – дело взаимное.

                                                             В.Даль

Аннотация

Данный проект охватывает такие разделы курса обществознания как  «Экономика»,  расширяет тему «Основы маркетинга», и имеет своей целью сформировать знания о таком средстве коммуникации  как реклама, и первоначальные умения применения этих знаний.

Поэтапное выполнение исследований позволяет создать ситуацию успеха в обучении. Практическая работа, предусмотренная в проекте, позволяет учащимся 10 –11х классов более глубоко усвоить такие актуальные на сегодняшний день понятия, как реклама, продвижение товара, способствует приобретению навыков жизни в условиях рыночной экономики, профессиональной ориентации в направлении специальностей маркетолог, менеджер, предприниматель.

Вопросы проекта:

Основополагающий - Как удовлетворить запрос?

Проблемные:

  1. Что такое реклама?
  2. Где размещать рекламу?
  3. Как появилась  реклама?
  4. Какой должна быть реклама?
  5. Как реклама влияет на потребителя?
  6. Как определить эффективность рекламы?

Цели проекта:

Образовательные цели:

  1. знакомство учащихся с историей возникновения и развития рекламы
  2. Формирование  представления о  комплексе продвижения товаров /услуг/
  3. изучение рекламных средств и информационно- рекламных материалов
  4. исследование влияния рекламы на процесс принятия решения о покупке

Развивающие цели:

  1. совершенствование  исследовательских навыков в поиске и отборе информации
  2. способствование развитию ОУУиН и способов деятельности
  3. формирование навыков коммуникации, усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества  

Воспитательные цели:

  1.  способствовать развитию потребности в самообразовании

         - формирование у учащихся позитивной, адекватной самооценки

Возможные темы исследования учащихся:

  1. Реклама как средство продвижения товара. Сильные и слабые стороны рекламы.
  2.  Государственное регулирование рекламной деятельности.
  3.  История возникновения рекламы.
  4.  Влияние рекламы на потребителя.
  5.  Правила составления рекламных обращений.
  6.  Выбор основных средств рекламы.
  7.  Исследование критериев эффективности рекламы.
  8.  Виды рекламных кампаний. Особенности разработки рекламной кампании.

Возможные результаты представления исследований:

  1. отчеты по результатам исследования в виде диаграмм, графиков
  2. устные  сообщения в форме стендового доклада
  3. создание собственного рекламного проекта

Этапы работы

Время работы

1.Определение темы и целей проекта, формулирование тем исследований учащихся

первый урок, 15 мин.

2.Формирование групп для проведения исследований

второй урок, 20 мин.

3. Планирование работы

  1. определение источников информации;
  2. определение способов сбора и анализа информации;
  3. определение способа представления результатов;
  4. установление процедуры и критериев оценки результатов;
  5. распределение обязанностей между членами команды

третий урок, 20 мин. 

4.Самостоятельная исследовательская работа учащихся

в течение двух недель

5.Анализ данных, формулирование выводов, оформление работы

проводится учащимися самостоятельно во внеурочное время с представлением промежуточных результатов для проверки – в течение трех уроков

6.Подготовка отчета о проделанной работе в виде презентации

внеурочно, консультирование один урок

7.Защита работы

один урока

Материалы проекта:

Примеры работ учащихся:

  1. презентации «Влияние рекламы на потребителей»

  2. публикация «История возникновения и развития рекламы»

Критерии оценивания:

  1. мультимедийной презентации 

  2. публикации      

     Дидактические материалы:

  1. кроссворд

  2. тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" с использованием ИКТ

Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для учащихся 6-х классов с использованием ИКТ...

Интегрированный урок по теме "Липиды" с использованием учебных схем и мультимедийных технологий

Данная методическая разработка урока по органической химии является инновационной, так как в ней предусмотрена технология интегрированного учебного занятия по химии и биологии  с помощью учебных ...

Разработка цикла уроков по английскому языку с использованием возможностей сети Интернет

Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 6 классах общеобразовательных школ. Она базируется на принципах Государственного образовательного стандарта второго поколения и направлена на...

разработка 1-2 уроков из цикла уроков по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе физико – математического профиля

В данной работе представлены разработки 1-2 урока из цикла  16 уроков в 8 классе физико – математического профиля по теме «Квадратные уравнения» Уроки составлены соответственно программе для обще...

Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ

конспект урока Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ...

План-конспект урока "Развитие силовых качеств" с использованием фитбола

План-конспект урока "Развитие силовых качеств" с использованием фитбола...