Рабочая программа по экономике
рабочая программа по экономике (10 класс) по теме

Рабочая программа по экономике составлена на основе примерной программы по экономике среднее (полное) общее образование. Базовый уровень.

В соответствии с авторской программой:

  • Л. Б. Азимов. Введение в экономику. Программа для 10,11 классов(одно- или двухгодичное обучение). Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Б. И. Мишин ; Министерство образования РФ.-М.: Вита-Пресс, 2008.

            Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Рабочая программа подкреплена учебником В. С. Автономова «Введение в Экономику»: учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений. Из-во «Вита-Пресс», М.-2011.

Программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики. Календарно – тематическое планирование составлено на 17часа, рассчитано на 17 учебных недель в соответствии с учебным планом школы

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_zkonomike_10_klass.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

пгт. Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области

УТВЕРЖДАЮ:                      СОГЛАСОВАНО:              РАССМОТРЕНО:

Директор МБОУ «СОШ №11»      Зам. директора по УВР                     на заседании МО

 приказ №_____                                                                                           протокол №_____

_________________                         ___________________                   ___________________

«   » августа 2012 г.                 «   » августа 2012 г.                «   » августа 2012 г.

Рабочая программа

«Экономика. 10 класс»

                              Составитель:

Бербасова Елена Павловна

Учитель экономики

МБОУ «СОШ №11»

Шерегеш 2012


Пояснительная записка.

Рабочая программа по экономике составлена на основе примерной программы по экономике среднее (полное) общее образование. Базовый уровень.

В соответствии с авторской программой:

Л. Б. Азимов. Введение в экономику. Программа для 10,11 классов(одно- или двухгодичное обучение). Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Б. И. Мишин ; Министерство образования РФ.-М.: Вита-Пресс, 2008.

        Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Рабочая программа подкреплена учебником В. С. Автономова «Введение в Экономику»: учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений. Из-во «Вита-Пресс», М.-2011.

Программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики. Календарно – тематическое планирование составлено на 17часа, рассчитано на 17 учебных недель в соответствии с учебным планом школы

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

человек и фирма;

человек и государство;

экономика домашнего хозяйства. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Курс ориентирован на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Основное содержание учебного материала

Наименование раздела(темы)

Содержание учебного материала

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Экономика и экономическая наука

Понятие «экономика» в буквальном и широком смысле. Экономическая наука.

Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей.

Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага.

Выбор и альтернативная стоимость. Процесс принятия решения.

Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов.

Возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи.

Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика»-виды потребностей Людей; причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»; виды ограниченных ресурсов; причины невозможности преодоления ограниченности ресурсов

Экономические системы

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и ее преимущества.

Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда. Обмен.

Основные вопросы экономики: что производить? Как производить? Для кого производить?

Традиционная экономика. Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика. Преимущества и недостатки основных типов экономических систем. Смешанная экономика.

Обмен и рынок. Деньги. Принцип «невидимой руки».

Главные вопросы экономической жизни общества;понятия «традиционная экономическая система», «командная экономическая система». Уметь подбирать примеры к каждой из них. Знать:признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных механизмов. Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их

Семейная экономика

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности.

Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.

Доходы потребителей. Основные источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Реальные и номинальные доходы.

Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи.

Сбережения. Формы сбережений (накопление, банковские вклады, вложения в ценные бумаги). Доходность и надежность сбережений.

Потребительский кредит. Виды потребительского кредита (банковский кредит, покупка товаров в рассрочку, расчеты с помощью кредитной карточки).

Знать понятия темы. Уметь объяснять:источники доходов семьи; изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны

Рынок

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос.

Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса. Олигополия. Особенности формирования цены на олигопольном рынке. Механизмы согласования цен фирмами-олигополистами («лидерство в ценах», «издержки + прибыль», прямой сговор).

Монополистическая конкуренция.

Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.

Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация).

Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом.

Особенности прекращения деятельности фирм различных типов. Банкротство.

Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между акцией и облигацией.

Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции.

Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.

Знать:понятие о спросе
факторы формирования величины спроса; формирование на рынке предложения; факторы формирования величины предложения; типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие; механизм формирования рыночного равновесия; рынок покупателей и продавцов. Описывать действие рынка

Фирма

Фирма. Роль фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки.

Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал.

Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование собственных либо заемных средств).

Предпринимательство и менеджмент.

Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли.

Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в экономическом анализе.

Конкуренция. Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов, возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о спросе и предложении товаров на рынке). Совершенная конкуренция.

Знать: понятия: фирма, предприятие, отрасль; понятие о добавленной стоимости; виды и цели, факторы деятельности фирм; роль АО, ООО ЗАО. Уметь рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически эффективен. Знать: понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы; понятие о нормальной прибыли владельца фирмы

Требования к уровню подготовки по итогам изучения предмета

знать/понимать

функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

уметь

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;

использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической деятельности и повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации;

составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Тематическое планирование

№ п/п



Тема

По программ

Запланировано

Проведено фактически

К. р. запланировано

Провед. фактически.

1

Экономика и экономическая наука

2

2

2

Экономические системы

2

2

1

3

Семейная экономика

3

3

4

Рынок

3

4

5

Фирма

4

5

1

Всего

14

17

2


Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Экономика и экономическая наука.

2

1

Что изучает экономическая наука. Ограниченность ресурсов и выбор.

2

Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.

Экономические системы.

3

3

Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.

4

Рыночная экономическая система. Собственность.

5

Контрольная работа по теме: «Основы экономической жизни общества».

Семейная экономика

3

6

Семейный бюджет

7

Реальный и номинальный доход

8

Сбережения. Страхование.

Рынок

4

9

Рынок одного товара. Спрос.

10

Предложение.

11

Функционирование рынка.

12

Равновесие на рынке.

Фирма

5

13

Роль и цели фирм в экономике

14

Конкуренция. Основные типы рынков.

15

Монополия.

16

Акционерное общество.

17

Контрольная работа по теме: «Фирмы, рынки, конкуренция».

Литература для учителя

Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2008 г!;

Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2009 г.;

Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. -СПб.: Питер, 2007;

Шевцова С, Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. - СПб.: Питер, 2006;

Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. - СПб.: Питер, 2006;

Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ. - СПб.: Питер, 2005;

Кабанов С. А., Кулевский Л. К. Во благо России: очерки о предпринимателях и меценатах России. - СПб.: Бояныч, 1997;

Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;

Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;

Антология экономической классики. - М., 1993;

Пушкарев В. М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. - М.: Инфа-М, 1996.

Литература для обучающихся

Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2009 г.;

Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. -СПб.: Питер, 2007;

Шевцова С, Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. - СПб.: Питер, 2006;

Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. - СПб.: Питер, 2006;

Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ. - СПб.: Питер, 2005;

Кабанов С. А., Кулевский Л. К. Во благо России: очерки о предпринимателях и меценатах России. - СПб.: Бояныч, 1997;

Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;

Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;

Антология экономической классики. - М., 1993;

Пушкарев В. М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. - М.: Инфа-М, 1996.

Анализ выполнения программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике

Рабочая программ по экономике для 2-4  класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...