Интегрированный урок (экономика-география).
методическая разработка по экономике (8 класс) по теме

Тема урока: "Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период". 

 

Познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – нарушением рыночного механизма под воздействием неценовых факторов на различных территориях России в зависимости от плотности заселения в перестроечный период и показать ситуацию нарушения рыночного равновесия на рынке товаров и услуг  в перестроечный период  России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok-ekonomika-geografiya.docx66.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период».

Вид урока: усвоение нового материала по экономике и повторение материала по географии России.

Тип урока: урок с применением информационных технологий, работа в группах.

Место урока: данный урок может быть использован

  1. на уроках экономики в теме "Взаимодействие спроса и предложения" по программе НИРО в 5-11 классах (в зависимости от уровня изучаемого предмета) в 8 классе.
  2. на уроках географии в теме "Структура населения России: трудовые ресурсы" в 9 классе,  как повторение курса физическая география в 8 классе.
  3. на занятиях элективных курсов по экономике и географии.

Цели урока. 

  1. Обучающая: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – нарушением рыночного механизма под воздействием неценовых факторов на различных территориях России в зависимости от плотности заселения в перестроечный период.
  2. Развивающая: показать ситуацию нарушения рыночного равновесия на рынке товаров и услуг  в перестроечный период  России, развивать экономическое мышление через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и закрепить полученные знания при работе с картами России.
  3. Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, ориентацию на рынке товаров и услуг на различных территориях России.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация "Экономика - география", учебник «Экономика» 8 класс, «Рабочая тетрадь по экономике»  8 класс, географический атлас 8-9 класс.

                                                   

                                                    ХОД УРОКА

                                                            Эпиграф: «Благо народа – высшая цель,

                                         благополучие народа – показатель прогресса» – девиз древних римлян.

Уч. Географии:   Здравствуйте! Сегодня у нас интегрированный урок – экономика-география. Мы с вами сегодня будем решать проблемы, которые общие как для предмета экономики, так и для географии. Работа проходит в группах, каждая получила лист учета знаний, в него вы будете выставлять оценки за вашу работу на уроке. В конце урока выведите общий балл каждому работающему в группе.

Уч.экономики:   Какую цель ставит человечество на планете Земля и все делает для ее осуществления?  Чтобы лучше жить. На уроке мы рассмотрим маленькую частичку этой проблемы.

 Уч. Географии:   Ребята, мы с вами проходим физическую географию России. Откройте, пожалуйста, карту плотности населения России, мы будем работать преимущественно с этими картами.

-Ребята, по территории Россия занимает первое место в мире. Какова площадь России?

-Какова численность населения в России?

-Посмотрите, где на территории России самая высокая плотность населения?

Уч. Экономики: Какую тему на  прошлом уроке экономики мы изучили? Откройте Рабочую тетрадь на странице 115.(нахождение  точки равновесия  между спросом и предложением).

-Дайте  определение т. равновесия.

- Назовите координаты т. равновесия. тЕ (Ре; Qе) из дом. задания....

-Какими способами  можно найти т. равновесия? ( тремя...)

-У себя в группах посовещавшись, поставьте в графу д/з оценки каждому.(время 1 мин.)

  1. Уч. Географии: Давайте внимательно посмотрим на экран (4-6 слайд) и попробуем сформулировать цель нашего интегрированного урока экономики-географии  и запишем тему урока (Цель: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – нарушением рыночного механизма под воздействием неценовых факторов на различных территориях России в зависимости от плотности заселения в перестроечный период.)  Цель: Рыночный механизм нарушился. Почему?Потому что на него влияют разные факторы.

 Уч. Географии:  Записываем тему урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период».

Уч. Экономики:  Рынок должен находиться в равновесом состоянии, поскольку ни у покупателей, ни у продавцов нет стремления изменить точку равновесия (это идеальное состояние рынка). В чем заключается суть этого равновесия? (Цена, по которой  будет куплен весь товар, будет удовлетворять  и продавцов, и покупателей). Слайд – схема рыночного равновесия.

  Но под действием неценовых факторов рыночное равновесие будет нарушаться. Тогда произойдет или увеличение или уменьшение спроса и предложения.

Уч. Географии:

-Давайте вспомним основные неценовые факторы, влияющие на спрос. (сезонные изменения – климат, реклама, прогноз и ожидания, доходы потребителей). Стр.70

Уч. Экономики: Давайте прослушаем доклады  ребят. Это было домашнее задание каждой группе:

  1. Характеристики основных эк. систем: командно- административной и рыночной. (2 доклада)
  1.     Период перестройки ( переход от К-А к Р) – основные сложные моменты.

Уч. Географии: В обычное время, когда экономика страны стабильна, состояния рынка близко к идеалу, колеблется вокруг точки равновесия. Но в период экономического, политического кризиса, в период природных катаклизм происходят резкие отклонения от точки равновесия, изменения спроса в большую сторону на товары первой необходимости и в меньшую – на товары роскоши.

  1. - Какие факторы наиболее сильно влияют на уровень жизни людей? (климат, близость к столице) Сопоставив карты и прослушав доклад, мы сделаем вывод, чтобы  ответить  на этот вопрос.( Доклад –«Расселение населения по территории России»). (3мин.)

-Где плотность населения на территории России высокая, а где низкая?        -Почему плотность населения выше на Восточно-Европейской равнине и на юге Сибири, а на севере и Дальнем Востоке ниже? ( климат благоприятный, меньше катаклизм, столица).

-Из перечисленных факторов, какой фактор будет влиять на изменение спроса в рыночном механизме? (климатический – сезонные изменения).

-Даже в период перестройки люди с Дальнего Востока ехали на Восточно-Европейскую равнину, ближе к столице, т.к. проще было в тот период выжить.

-Что мы считаем товарами первой необходимости?

-Что считаем товарами роскоши?  Слайды товаров......

Подведение итога: такая ситуация произошла в 90-е годы в России, когда одна эк. система сменила другую, наступил экономический кризис.

Уч. Экономики:  Откроем страницу «Рабочей тетради» стр. 124 и рассмотрим неравновесные ситуации на рынке, изменение спроса под влиянием неценовых факторов.

-Рассмотрим  рис. 21 «Увеличение спроса при неизменном предложении».

В период перестройки цены на товары первой необходимости (хлеб, соль, спички) резко стали расти, выросли в тысячи раз за короткий промежуток времени. (Слайды....).

-Как  называется такое явление в экономике? (Инфляция).

-Какой фактор повлиял? (Фактор ожидания чего-то,   то есть нестабильность экономики вызвала ажиотаж на рынке, неблагоприятные прогнозы).

-На картах на графике №1 изобразим сдвиг линии спроса(прочитать пояснения), записать пояснение, перечислить примеры товаров.

- Второй и последующие периоды перехода к рыночной экономике характерны были тем, что зарплаты покупателей  и их выплаты не успевали за ростом цен.  Люди стали отказываться от некоторых товаров.

-От каких товаров люди стали отказываться, чтобы выжить, так как денег просто не хватало? Рассмотрим рис. №22 «Уменьшение спроса при неизменном предложении». Записали выводы и изобразили сдвиг линии спроса на уменьшение, подписали товары. Неценовой фактор – уменьшение доходов потребителей.

-Домашнее задание: графики с предложением – разобрать, начертить сдвиг линии предл. и привести примеры по аналогии.

Рефлексия.

Уч. Географии:   Неценовой фактор -  ожидание, прогноз, доходы потребителей  - мы рассмотрели. Давайте рассмотрим еще один фактор – сезонные изменения или климат, как они влияют на спрос.

Задания группам.

- Каждая группа получает свой товар ( картинка товара): 1 гр. – резиновые сапоги, зонты, резиновые лодки; 2гр. – мороженое, напитки, купальники, кондиционер; 3гр.- дубленки, валенки, меховая одежда, камины-обогреватели. Этими товарами мы пользуемся в разное время года. Назовите какое?

-На какой территории России больший спрос на эти товары?

-Создайте ситуацию для нашей местности (стихийное бедствие, катаклизм, когда спрос на эти товары резко увеличивается и при постоянном предложении увеличивается равновесное количество, а значит и равновесная цена, т.е. сдвигается т. равновесия (дефицит товара).

Сдать лист отчета:

1.определение эк. или географ. явлению

2. графики

3.ситуации

4. показать на карте территории с  наиболее вероятными природными катаклизмами

5.поставить оценку по географии, по экономике, и тот и другой.

Заключение.

Экономика

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный урок экономики " География в купюрах России".

Конспект урока " География в купюрах России" предназначен для учителей экономики и географии. Это занимательный, интегрированный урок для учащихся 8-9 классов, изучающих в школе экономику. Материал ур...

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПРИКЛАДНАЯ АЛГЕБРА" (ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ, МАТЕМАТИКЕ, ХИМИИ, ЭКОНОМИКЕ,ГЕОГРАФИИ,ЗАДАЧИ НА СМЕСИ И СПЛАВЫ)

Авторский сборник задач, доказывающий неразрывную связь математики с другими науками. Каждый раздел имеет 5 уровней сложности, работа оснащена вспомогательными гиперссылками для удобства в использован...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...