Интегрированный урок "Потребитель и окружающая среда"
план-конспект занятия по экономике (10 класс) по теме

Сафарова Зоя Николаевна

 

 

Цели:  познакомить учащихся с основными экономическими и экологическими понятиями.

 

 

Задачи

  • Обучающая: познакомить учащихся с понятием « потребитель»,  кодами пищевых добавок и их характеристиками, товарными знаками и их расшифровкой, научить определять качество продуктов.
  • Развивающаяся: формировать умения и навыки работы с информацией, формулирования и решения проблем; развивать творческие и коммуникативные способности; обучать активному восприятию изучаемого материала; умению соотносить старые знания с новыми, самостоятельно обобщать и классифицировать изученный материал, показать междпредметную связь экономики, химии и экологии.
  • Воспитательная: воспитание человека критически думающего; формирование представлений о необходимости ориентации в выборе товара с учетом экологической безопасности

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intngrirovannyy_urok10_kl.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Панкратовский филиал

МБОУ СОШ с. Афанасьево

               

( Интегрированный урок экономики и химии)

                                                                   

                           Урок провели:

                                    учитель химии Малютина О.В. ;

                                        учитель экономики Сафарова З.Н.

                 

 

Эпиграф:   « Я ввел вас в землю плодоностную, чтобы вы питались плодами и добром ее, а не вошли и не осквернили землю Мою и достояние Мое сделали мерзостью».    

                                                                                ( Ветхий Завет. Книга пророка Иеремии.)

Цели:  познакомить учащихся с основными экономическими и экологическими понятиями.

Задачи

  • Обучающая: познакомить учащихся с понятием « потребитель»,  кодами пищевых добавок и их характеристиками, товарными знаками и их расшифровкой, научить определять качество продуктов.
  • Развивающаяся: формировать умения и навыки работы с информацией, формулирования и решения проблем; развивать творческие и коммуникативные способности; обучать активному восприятию изучаемого материала; умению соотносить старые знания с новыми, самостоятельно обобщать и классифицировать изученный материал, показать междпредметную связь экономики, химии и экологии.
  • Воспитательная: воспитание человека критически думающего; формирование представлений о необходимости ориентации в выборе товара с учетом экологической безопасности

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, витрина с товарами повышенного спроса у детей ( чипсы, соки, сухарики, лапша « Роллтон»), товарные знаки, таблица с кодами пищевых добавок, химические стаканы.  

  План урока:

1. Организационный момент ( постановка цели и  задач урока – учитель химии)

2. Понятие «потребитель» ( учитель экономики)

3. Коды пищевых добавок, их характеристики ( учитель химии)

4. Товарные знаки, их расшифровка.

5. Качество продуктов ( учитель химии)

6. Проблемы экологии ( учитель химии).

 По ходу урока проводится фронтальный опрос учащихся.

Инсценирование магазина

Учащиеся выбирают товары, которые хотят приобрести. Товары разделены на три группы по следующим признакам:

  • товары с маркировкой Е;
  • товары без маркировки Е;
  • промышленные изделия с товарными знаками.

За товар каждой группы учащиеся отдают соответственно окрашенный жетон счетной комиссии, которая подсчитывает число жетонов и делает выводы. Пока счетная комиссия работает, учитель экономики знакомит учащихся с понятием «потребитель».

Учитель экономики

Каждый человек в современном мире пользуется различными предметами, которые он приобрел за деньги в магазине или на рынке. Они нужны нам, чтобы ими пользоваться, т.е. потреблять. В каждый момент нашей жизни мы что-то потребляем: одежду, которую носим; пищу, которую едим; телефильмы, которые избавляют нас от хлопот по организации собственного досуга и т.п.

 Покупая что-то за деньги, мы выступаем в качестве потребителя, вступая в определенные отношения с другими людьми. А любые отношения предполагают взаимные права и обязанности.

Итак, потребитель- это гражданин, купивший или собирающийся купить товар для личных нужд. Это означает, что, если вы обратитесь к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о нем, то вы уже стали потребителем и обладаете определенными правами.

Возможна такая ситуация: один человек купил товар другому в подарок. Потребителем считается тот, кто приобрел товар, и тот, кто непосредственно этим товаром будет пользоваться.

Другая ситуация: фирма приобретает своим сотрудникам туристические путевки. В этом случае сотрудники фирмы тоже являются потребителями, хотя и не сами оплатили услуги.

И последнее, что необходимо знать: человек является потребителем в том случае, если он приобрел товар для личных нужд.

 Вопросы учащимся.

Кто из перечисленных героев выступил в роли потребителя?

1. Муха-Цокотуха, когда пошла на базар и купила самовар.

                                                                    ( Ответ. Потребитель)

2. Старик по отношению к золотой рыбке .

                    (Ответ. Потребитель: вначале старик, затем старуха)

3. Кот в сапогах, когда попросил купить ему сапоги

                      ( Ответ. Потребитель).

4. Робинзон Крузо на необитаемом острове.

                                    ( Ответ. Не является потребителем).

Учитель экономики.

Счетная комиссия закончила свою работу и сейчас огласит результаты и прокомментирует их.

 Выступление членов комиссии.

Учитель химии.

Человек странное существо сначала он разрушает собственное здоровье, а затем, прилагает неимоверные усилия, стремится его поправить. Понять это трудно. Может, причиной является элементарная экологическая безграмотность? Человек сознательно пренебрегает условиями, предоставленными ему природой для здорового образа жизни: заточает себя в «каменный мешок», служащий ему жильем; окружает лишними вещами; употребляет продукты питания, которые не просто вредны, но и опасны для здоровья. Создав мощную отрасль промышленности, которая призвана сохранять продукты питания, люди перерабатывают, видоизменяют то, что дала им природа, а именно: коптят, консервируют, стерилизуют, жарят,

ароматизируют, подкрашивают, т.е. делают пищу практически непригодной для употребления.

Последние годы нашу страну захлестнула волна импорта продуктов питания. Основные поставщики: Дания, США, Германия, Израиль, Франция. В каждой экономически развитой стране существует три категории продуктов питания: для внутреннего рынка, для экспорта в развитые страны и , наконец, для экспорта в страны «третьего мира», и, к сожалению в Россию. Эта продукция не отвечает международным стандартам; она изготовлена из второсортного или третьесортного сырья; содержит различные вредные для здоровья человека добавки, а порой может иметь истекший срок годности. Как обезопасить себя? Каким продуктам питания следует отдавать предпочтение?  

                           Информация первая.

Обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упаковке продуктов питания. Обратите внимание на букву Е с индексом, означающим виды пищевых добавок; эмульгаторы, пищевые красители, вкусовые и ароматические вещества. Каждый индекс несет информацию о характере воздействия ингредиента на организм человека ( см. таблицу). Товары с опасными компонентами не предназначены для продажи на внутреннем рынке стран –производителей.

             

Классификация некоторых пищевых добавок

 

Классификация

                     Коды добавок

Запрещены к применению в РФ

    Е121, Е123, Е 240

Не разрешены к применению в РФ

  Е 103, Е 107, Е 125, Е 128, Е 140, Е 153-155, Е 182,

Е 209, Е 505, Е 512, Е 519-523

Опасны

 Е 102, Е 110, Е 120, Е 124, Е127, Е 173-175

Сомнительны

Е 102, Е104, Е 120, Е 122, Е 124, Е 141, Е150, Е 161, Е 173, Е 180, Е 241

Канцерогены

Е 131, Е 142, Е 210-217, Е 239, Е 240 ( особо опасен ! )

Нарушают деятельность желудочно-кишечного тракта

 Е 221-226

Нарушают функцию кожи

Е 230, Е 231, Е 233

Нарушают давление

Е 250, Е 251

Вызывают сыпь

Е 311, Е 312

Содержат много холестерина

Е 320, Е 321

Нарушают пищеварение

Е 338, Е 340, Е 341, Е 407, Е 450, Е 461, Е 463, Е466, Е 468

Учитель экономики.

Для потребителя очень важна информация о товаре. И, наверное, самым доступным источником ее является сам товар. За годы промышленного производства люди научились не только давать название тому, что создано их руками, но и каким-то образом передавать информацию о составе и количестве продукта в упаковке. Для этого используются товарные знаки.

Наша задача научится в них разбираться. Все знаки можно объединить в четыре группы:

  • свидетельствующие об экологической безопасности;
  • подтверждающие соответствие стандартам качества и безопасности;
  • характеризующие состав продукта:
  • информирующие о правилах пользования товаром и указывающие срок его годности.

  Задания учащимся.

Посмотрите на этикетки товаров, которые вы приобрели в нашем магазине. Какую информацию вы можете получить , читая их?  ( Ответы учащихся).  Для всех людей очень важно знать, что означают символы на упаковке.

         

 Самые распространенные товарные знаки. 

1. « Голубой ангел».  ( рис 1)Он показывает, что данный товар является экологически чистым. В настоящее время таким знаком отмечены более 500 изделий, выпускаемых в Германии. Такие товары редки на российском рынке.

2. « Зеленая точка» ( рис 2.) означает, что производство продукта экологически чистое, а отходы подлежат вторичной переработке. Такие товары частые гости на российском рынке.

3. Аналогичное значение имеет знак «ресайклинг» ( рис 3). Продукты с таким знаком производят в США, Великобритании.

4. « Не сорите!» ( рис 4) . Это руководство к действию. НА товарах, произведенных в России, уже встречается надпись « Подлежит сдаче».

5. Изображение кролика ( рис 5) означает, что продукт не опробован на животных.

Есть специальные знаки, по которым можно определить, входят ли в состав продукта те или иные вещества. Например, знак «V» ( рис 6) свидетельствует о том, что продукт не содержит ингредиентов, имеющих животное происхождение.

Учитель экономики.

Необходимо отметить, что по закону РФ вся информация о составе продукта должна быть изложена на русском языке. Однако на нашем рынке часто встречаются товары с характеристикой на иностранном языке. К таким товарам следует относиться с осторожностью.

                Вопросы и задания для учащихся.

1. Обращаете ли вы внимание на товарные знаки?

2. Запишите полную информацию о купленных вами товарах по их этикеткам.

3. какие последствия можно ожидать при употреблении выбранных вами продуктов питания?

                        ( заслушиваются ответы учащихся)

Учитель химии.

Информация вторая.

Человек может сам определить качество товара, обезопасить себя и сохранить свое здоровье. Например, качество заварки чая можно определить кружочком лимона.

Для этого в двух стаканах кипятка следует заварить чай разных сортов и в каждый стакан добавить по дольке лимона.  В том стакане, где быстрее и в большей степени обесцветится раствор, находится чай лучшего качества, не содержащий химических красителей.

Обратите внимание на необходимость обеззараживания поверхности ягод, овощей, проходящих дополнительную обработку перед отправкой потребителю. Сначала промойте их теплой водой, а затем опустите на 1 минуту в воду, содержащие 2-3 капли спиртовой настойки йода.. Снова ополосните кипяченой водой.. Активным противоядием при попадании в

организм солей тяжелых металлов служат витамины группы В, С,А,Е, поэтому в рацион питания необходимо включать овощи, особенно семейства крестоцветных.. Это значительно снижает  заболевания раком.  Витамины С и Е хорошо выводят их организма токсины. Особенно эффективен витамин Е, являющийся одним из самых сильных природных антиоксидантов. Он препятствует образованию в организме пероксидов, которые считаются канцерогенными веществами. Витамин Е содержится в подсолнечном масле, капусте, яйцах, отрубях.

Учитель экономики.

Практически любая деятельность человека наносит вред окружающей среде. Человек все время изобретает новые товары и услуги, которые облегчают ему жизнь. Технический прогресс позволяет нам жить все более комфортно, однако, улучшая наше положение как потребителей, он наносит серьезный ущерб окружающей среде, т.е. нам же. В настоящее время появились новые загрязнители: пластиковые бутылки, синтетические моющие средства и др. Одну треть мусора, производимого человеком за год, составляет упаковка о купленных им товаров.

                         

 Вопросы обучающимся

1. Куда вы обычно выбрасываете пластиковые бутылки?

2. Можно ли им найти применение?

3. Подлежат ли они вторичной переработке ?

 ( Выслушиваются ответы учащихся)

             Основные типы бытового мусора.

  • Изделия из пластмасс наносят ущерб природе, т.к. препятствуют газообмену в почве и в водоемах. При разложении выделяют вредные вещества, что приводит к гибели живых организмов. Срок разложения в земле составляет 100 лет. Вторичной переработки нет, наименее опасный путь обезвреживания – захоронение.
  • Изделия из полимерных материалов ( бутылки, обложки, ручки): разлагаются медленно ( более 100 лет); при разложении выделяются вредные вещества. Можно подвергнуть вторичной переработке

 ( переплавка), небольшие количества – сжечь.

  • Банки из-под пива и других напитков, изготовленные из алюминия :

В земле разлагаются сотни лет, в воде- несколько десятков лет. Наносят ущерб природе- острые края банок травмируют животных. Вторичная переработка- переплавка.

Вывод: Не разбрасывать бытовой мусор на улице, в лесу, парке. Иначе…

Ученик

                            Лесные дары

Длинным было ожиданье,

Наконец-то выходной.

Едем к лесу на свиданье,

Здравствуй, добрый шум лесной.

Мирно лес качал ветвями,

Нас спасая от жары,

И раскинул перед нами

Всевозможные дары:

Две непарные колоши,

От « Сирени» пузырек,

И на букву «Г» похожий

Черный валенный сапог.

Недалеко от полянки

Сразу три консервных банки.

Рядом – целая гора

 Головешек от костра.

Восемь спичечных коробок,

А окурков и не счесть.

Между ними всяких пробок

Двадцать пять иль двадцать

                                                шесть.

Нам попались очень скоро

Пять бутылок от « Кагора»

И пластмассовый стакан

На боку. Наверно, пьян.

Поднялись мы на пригорок,

Там- семья арбузных корок.

А оберток! А газет-

Перечесть минуты нет.

Глянем ради интереса.

Только вот с чего начать?

Есть листы центральной

                                         прессы.

Есть и местная печать.

Прочитали для начала

« О культуре поведе….»

очень жаль, что окончанье

не нашли еще нигде.

Топчем высохшею хвоею,

Не зевай, « дары» бери!

Но у нас корзин с собою,

К сожаленью, только три.

Тара эта, видим сами,

Для «даров» невелика.

Вряд ли справятся с «дарами»

Тридцать три грузовика.

                                           ( В.В. Чаплина)

                     Рефлексия

Викторина

1. Какое слово лишнее и почему?

А) потребитель;

Б) производитель;

В) покупатель;

Г) продавец; д) земля.

                                           (Ответ: д.)

2. Подумайте, какие меры могут убедить не выбрасывать где попало бытовые отходы? Что можно сделать в нашей деревне, районе, городе, стране в этом направлении?

3. Назовите понятие, которое объединяет эти слова: товар, личные нужды, гражданин, потребление.

                                            ( Потребитель)

4. Есть у нас большой завод,

Он продукцию дает,

А над ним труба дымит,

Жить под ней – сплошная

                                          мука

Но поможет нам наука:

Чтобы снять противогаз.

Обезвредить надо газ.

Как можно очистить газовые выбросы?

5. Как можно обезопасить воду?

Заключительное слово учителя.

 

                       

                                   

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Аннотация к интегрированному уроку  географии и английского языка по теме:  "Загрязнение и охрана окружающей среды" 8-й класс Калимуллина Райхан Зиннуровна, учитель географии...

Интегрированный урок "Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду»

Интегрированный урок по теме « Влияние транспорта на окружающую среду» позволяет раскрыть социально-экологические проблемы на примере улицы Хиросимы, в районе которой располагается МОУ СОШ №6, учит пр...

Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

Интегрированное занятие по теме "Загрязнение окружающей среды нефтью"

Занятие проводится в рамках реализации авторской программы элективного курса "Человек и природа: друзья или враги", с использованием метода проекта. Данную разработку можно применить на уроках экологи...

Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»Цели урока: - объяснить принцип действия тепловых двигателей, определить КПД тепловых дв...

Конспект интегрированного урока по физической культуре и окружающей среде во 2 классе «Русские народные игры как средство повышения двигательной активности»

Цель урока: способствовать повышению двигательной активности учащихся через применение русских народных игр.Задачи урока:развитие основных двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, коо...

Интегрированный урок по охране окружающей среды

интегрированный урок по охране окружающей среды...