Рабочая программа по дициплине Основы экономики
рабочая программа по экономике на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее - НПО) 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» и 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_osnovy_ekonomiki.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО МО ВИТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее - НПО) 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» и 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий».
Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО ВИТ
Разработчики:
В.А.Деревицкая. преподаватель экономических дисциплин
Рабочая программа рекомендована предметной (цикловой) комиссией технологических дисциплин
Утверждена «…….» ……………………..201….. г.
Председатель предметной комиссии ………………………………………… Н.И.Мусина
Согласовано «…..»…………………..201….г.
Зам.директора по
учебно-воспитательной работе О.Э.Долгилевская
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 13 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы экономики»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» и 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
основные технико-экономические показатели деятельности организации;
методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
основные принципы построения экономической системы организации;
основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы планирования, финансирования и кредитования организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
общую производственную и организационную структуру организации;
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии; формы организации и оплаты труда.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ) | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экономики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Понятие экономики, её содержание и место в системе социально-экономических категорий Практическое занятие – Ограниченность ресурсов Самостоятельная работа - Основные направления развития современной экономической мысли. | 3 1 1 | 1 | ||
Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества Тема 1.1 Назначение и структура экономики | Содержание учебного материала | 3 | |||
1 | Экономика как хозяйственная деятельность. Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности обществаи виды благ, необходимых для жизни людей. Потребности и ресурсы. Факторы производства. Роль НТП. Структура хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность общества. Экономические отношения. | 2 | |||
Практическое занятие : Определение ведущих потребностей Самостоятельная работа- Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора. | 1 1 | ||||
Тема 1.2 Собственность и ее виды. Организация хозяйственной деятельности | Содержание учебного материала | 3 | |||
1 | Собственность как основа социально-экономических отношений. Экономический и юридический смысл собственности. Права собственников, охрана государством прав собственников. Основные типы собственности. Достоинства и недостатки разных видов собственности. Государственный сектор национальной экономики его роль. Типы организации хозяйства. Сравнительный анализ натурального и товарного хозяйства. | 2 | |||
Практические занятия: Организация хозяйственной деятельности Самостоятельная работа- Основные способы и методы преобразования форм собственности. | 2 1 | ||||
Тема 1. 3 Эффективность кооперации труда | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||
1 | Кооперация и разделение труда. Кооперация труда и ее эффективность. Простая и сложная кооперация труда. Разделение труда. Эффективность разделения труда. Формы современного общественного разделения труда | ||||
Практическое занятие: Эффективность форм современного общественного производства Самостоятельная работа - Сущность и основные формы предпринимательской деятельности. | 1 1 | ||||
Раздел 2. Микроэкономика Тема2.1 Структура микроэкономики. Рынок. Конкуренция и монополия | Содержание учебного материала | 3 | |||
1 | Основные формы хозяйственной деятельности. Составные части микроэкономики. Домашнее хозяйство. Предприятие. Особенности отношения собственности. Взаимодействие домашних хозяйств и предприятий в циклических потоках микроэкономики. Рынок. Свободное развитие рынка и его регулирование. Механизм рыночного ценообразования. Конкуренция. Индивидуальная конкуренция. Национальная конкуренция. Монополии и причины их образования. Монополистическая конкуренция и олигополия. Неценовая конкуренция. | 2 | |||
Практическое занятие: Определение типа конкурентного рынка Самостоятельная работа - Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем. | 1 1 | ||||
Тема 2.2 Экономические основы бизнеса | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||
1 | Коммерческое предпринимательство. Коммерческий расчет. Процесс создания новой стоимости. Экономические и правовые условия производственного бизнеса. Простое и расширенное воспроизводство капитала. | ||||
Практическое занятие: Расчет затрат на осуществление хозяйственной деятельности, цены товара и налогов, входящих в нее. Самостоятельная работа - Закон стоимости и его роль в экономике. | 2 1 | ||||
Тема 2.3 Капитал: основной и оборотный | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||
1 | Основной и оборотный капитал. Амортизация и обновление основного капитала. Накопление капитала. Источники накопления и структура капитала. | ||||
Практические занятия: Расчет стоимости и структуры основного и оборотного капитала. Самостоятельная работа - Капитал и процесс образования стоимости. Теории капитала. | 1 1 | ||||
Раздел 3. Распределение доходов в обществе Тема 3.1 Распределение доходов в микроэкономике. Государственное перераспределение доходов | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||
1 | Образование и распределение прибыли фирмы. Норма прибыли и ее экономическая роль. Прибыльность торгового бизнеса. Кредит и процент. Прибыльность банковского капитала. Доходы от ценных бумаг. Земельная рента и цена земли. | ||||
Практическое занятие: Определение размера прибыли в различных видах деятельности Самостоятельная работа – Государственное регулирование несовершенного рынка. | 1 1 | ||||
Тема 3.2 Сущность заработной платы | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||
1 | Заработная плата работников. Факторы увеличения оплаты труда. Роль форм вознаграждения за труд в стимулировании деятельности работников. Номинальная и реальная заработная плата. | ||||
Практическое занятие: заработной платы при различных формах начисления. Самостоятельная работа - Сущность и организация заработной платы. | 2 1 | ||||
Тема 3.3 Налоговая система | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||
1 | Виды налогообложения физических и юридических лиц. Ставки налога. Кривая Лафера. Влияние ставки налога на предложение труда, капитала и сбережения. Налоговые реформы. | ||||
Практическое занятие: Расчет размеров налога на прибыль, НДС, НДФЛ и др. Самостоятельная работа - Налоговая система государства: цели, виды налогов, методы взимания. | 2 1 | ||||
Раздел 4. Макроэкономика Тема 4. 1 Структура экономики страны. Неустойчивость и равновесие развития макроэкономики | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||
1 | Особенности типа собственности, кооперации и разделения труда, форм организации хозяйства и управления в государственном секторе. Основные направления экономической политики государства. Угрозы экономической безопасности страны и меры по их преодолению. Циклическое развитие национального хозяйства. Безработица и занятость, причины и виды безработицы, политика занятости. Инфляция и устойчивость денежного обращения, антиинфляционная политика. | ||||
Практическое занятие – Определение структурных показателей безработицы. Расчет индекса цен. Самостоятельная работа - Необходимость, сущность и направления государственного регулирования экономики. | 1 1 | ||||
Тема 4.2 Экономический рост национального хозяйства | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||
1 | Воспроизводство народонаселения. Факторы, воздействующие на численность населения страны. Современные тенденции изменения численности населения в разных странах. Особенности цели и факторов роста национального хозяйства. Экстенсивный и интенсивный тип расширенного воспроизводства. Смешанный тип экономического роста. | ||||
Практическое занятие – Расчет показателей экономического роста Самостоятельная работа - Государство в переходный период в экономике России. | 1 1 | ||||
Раздел 5. Современная мировая экономика Тема 5.1 Мировое хозяйство на рубеже ХХ-ХХ1 столетий. Мировой рынок товаров, услуг и валют. | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||
1 | Этапы возникновения и развития мировой экономики. Новое в международном разделении труда. Международное перемещение капитала и рабочей силы. Формы международной экономической интеграции. Причины и формы развития международной торговли. Воздействие государства на внешнюю торговлю. Мировая валютная система. Валютный курс. Пути повышения эффективности внешнеэкономической политики. | ||||
Практическое занятие - Разработка мероприятий повышения эффективности внешнеэкономической политики Самостоятельная работа - Международная торговля. Внешнеторговый мультипликатор. | 1 1 | ||||
Тема 5.2 Глобализация мировой экономики | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||
1 | Сущность и современные тенденции глобализации мировой экономики. Роль научно-технической революции в глобализации мирового хозяйства. Противоречия в глобализации | ||||
Практическое занятие - Исследование современных проблем глобализации Самостоятельная работа - Россия в СНГ: новые формы экономического сотрудничества. | 1 1 | ||||
Тема 5.3 Пути достижения международной экономической безопасности | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||
1 | Глобальные проблемы, представляющие угрозу всей мировой цивилизации. Демографическая проблема. Проблема экономической отсталости и бедности многих развивающихся стран. Мировая экологическая проблема. | ||||
Самостоятельная работа - Проблемы экономической безопасности России. | 1 | ||||
ИТОГО | 48 |
Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета менеджмента и экономики организации;
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− нормативно-правовые документы.
Технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.
2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
4. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. – М.: Дело и сервис, 2001.
5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.
7. Котлер Ф. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2006.
Дополнительные источники:
1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2007.
2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. – М., 2006.
3. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. – М.: КолосС, 2004.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008.
5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
6. Барышев А.Ф. Маркетинг – М.: Академия, 2002.
7. «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
8. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
9. Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».
1. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-management.info/
2. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог
3. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: находить и использовать необходимую экономическую информацию; определять организационно-правовые формы организаций; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации); знать: действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; основные технико-экономические показатели деятельности организации; методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации; методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования; механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; основные принципы построения экономической системы организации; основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения; основы организации работы коллектива исполнителей; основы планирования, финансирования и кредитования организации; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; общую производственную и организационную структуру организации; современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии; формы организации и оплаты труда. | Текущий контроль:устный опрос, письменный опрос, тесты. Текущий контроль:устный опрос, письменный опрос, тесты, практические задания. Текущий контроль:устный опрос, письменный опрос, тесты, практические задания. Текущий контроль:устный опрос, письменный опрос, тесты, практические задания. Текущий контроль:устный опрос, письменный опрос, тесты, практические задания. Текущий контроль:устный опрос, письменный опрос, тесты, практические задания. Текущий контроль:устный опрос, письменный опрос, тесты, практические задания. Текущий контроль:устный опрос, письменный опрос, тесты, практические задания. Текущий контроль:устный опрос, письменный опрос, тесты, практические задания. Текущий контроль:устный опрос, письменный опрос, тесты, практические задания. Текущий контроль:устный опрос, письменный опрос, тесты, практические задания. |
Разработчики:
ГБОУ СПО МО ВИТ преподаватель экономических дисциплин Деревицкая В.А.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Основы экономики"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочн...
Рабочая программа по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» 1 курс, базовый уровень
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» Програ...
Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики"
Методическая разработка отвечает требованиям адаптационной разработки по учебной дисциплине «Основы экономики» к условиям преподавания в СПО, раскрывает методику и организацию обучения студентов...
Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики"
Методическая разработка отвечает требованиям адаптационной разработки по учебной дисциплине «Основы экономики» к условиям преподавания в СПО, раскрывает методику и организацию обучения студентов...
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики отрасли и правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)151031 «Монтаж и т...
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)260105 «Техн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания...