Методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине «Менеджмент» для студентов заочного отделения. 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
методическая разработка по экономике на тему

Ометова Галина Викторовна

Методические указания и контрольные задания

по учебной дисциплине «Менеджмент» для студентов заочного отделения.

080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_po_menedzhmentu_511.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Ардатовский аграрный техникум»

Нижегородской области

                                                   УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

____________Ефимова А.П.

«___»__________        2013 г.

Методические указания и контрольные задания

по учебной дисциплине «Менеджмент» для студентов заочного отделения.

080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

Преподаватель: Г.В.Омётова Рассмотрено на заседании     методкомиссии преподавателей

экономических дисциплин.

Протокол №  ____

от «__»__ 2013  г.

Председатель методкомиссии ___________ Н.Г. Маркова

2013

ВВЕДЕНИЕ

          В современных условиях приоритетным направлением перестройки экономики страны является выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в российской практике. Проблемы повышения эффективности развития предприятия во многом определяются организованностью его системы управления. Менеджмент - это самостоятельная область знаний, сочетающая науку, специализированный вид деятельности и опыт, методы и формы управления, инновации и искусство достижения целей. Изучение менеджмента позволяет специалисту не только повысить культуру управленческого мышления, но и освоить навыки экономического поведения, осуществлять профессиональную деятельность грамотно, а значит успешно. Проводимые в России преобразования повышают роль менеджмента и обуславливают необходимость подготовки специалистов по менеджменту. Уже с первых профессиональных шагов от молодого специалиста потребуется способность контролировать ситуацию, выбирать наиболее подходящие методы и инструменты решения задач, уверенность в своих силах и активное стремление к цели. Изучив менеджмент, специалист обретает умение организовывать свой труд на научной основе, способность ставить цели и формулировать задачи , связанные с профессиональной деятельностью, организовывать работу исполнителей и самому работать в коллективе. Это позволит добиваться успехов в конкретной предпринимательской или организационно- управленческой деятельности.

  Дисциплина «Менеджмент» взаимосвязана с другими дисциплинами учебного плана: «Экономика», «Социальная психология», «Экономика организации» и другие.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

анализировать организационные структуры управления;

проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения;

принимать эффективные решения, используя системы методов управления;

учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

знать:

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

методы планирования и организации работы подразделения;

принципы построения организационной структуры управления;

основы формирования мотивационной политики организации;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

внешнюю и внутреннюю среду организации;

цикл менеджмента;

процесс принятия и реализации управленческих решений;

функции менеджмента в рыночной экономике;

организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

систему методов управления;

методику принятия решений;

стили управления, коммуникации, принципы делового общения.

  Учебным планом предусмотрено максимальное количество часов на изучение данной дисциплины– 90 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 16 часов, в т.ч. практические занятия – 8 часов

самостоятельной работы обучающегося -74 часа

  Основные формы и методы контроля самостоятельной работы обучающихся: устный опрос, письменный опрос, текущий контроль в форме защиты практических заданий.

 По данной учебной дисциплине предусмотрены 1 домашняя контрольная работа и дифференцированный зачет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Вопросы для самостоятельной подготовки

1

2

Раздел 1.

Основы менеджмента

Тема 1.1.

Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития

Содержание

Понятие, сущность менеджмента, его цели и задачи. Характерные черты современного менеджмента.

История развития менеджмента (школы и подходы в менеджменте).

1.Объясните потребность и необходимость управления в деятельности человека.

2. Дайте определение категории менеджмент, объясните цели и задачи этой дисциплины.

3. Приведите основные характеристики системы управления.

4 . Определите, что такое управление: наука или искусство?

Тема 1.2.

Современный менеджер, его качества и требования к нему

Содержание

Понятие и 3 основные группы менеджеров. Качества современного менеджера. Требования к менеджеру в современных условиях рыночной экономики.

Охарактеризуйте качества современного менеджера и требования к нему.

Тема 1.3.

Организация как объект управления

Содержание

Понятие и признаки организации, её состав. Внутренняя и внешняя среда организации.

Структура управления организацией, принципы её построения.

1. Объясните важность изучения внешней среды при управлении организацией.

2. Дайте определение характеристикам внешней среды организации.

3. Охарактеризуйте элементы среды прямого воздействия на организацию.

4. В чем заключается взаимосвязь среды прямого воздействия со средой косвенного воздействия.

5.Оцените роль факторов внешней среды в международном бизнесе

РАЗДЕЛ 2.  

Цикл менеджмента

Тема 2.1.

Понятие и состав цикла менеджмента

Содержание

Понятие цикла менеджмента, его содержание, понятие каждой фазы (функции) цикла менеджмента, их взаимосвязь и классификация (общие и конкретные).

1.Охарактеризуйте основные составляющие цикла менеджмента.

2.Опишите взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Тема 2.2.

Планирование и организация как функции менеджмента.

Содержание

Понятие планирование, его роль, виды и принципы.

Методы планирования.

Организация как функция управления, её содержание.

1.Какова роль планирования в организации.

2.Опишите формы планирования.

3.Охарактеризуйте основные виды планов и основные стадии планирования.

Тема 2.3.

Мотивация как функция менеджмента

Содержание

Понятие, роль и виды потребностей и мотивации.

Основы формирования мотивационной политики организации.

1.Дайте понятие мотивации.

2.Опишите критерии мотивации труда. 3.Охарактеризуйте ступени мотивации.

4 Разработайте мотивацию трудовой деятельности персонала вашей организации.

Тема 2.4.

Контроль деятельности экономического субъекта

Содержание

Понятие,  роль и виды контроля.

1. В чем необходимость функции контроля при управлении организацией?

2. Какие виды контроля выделяют?

РАЗДЕЛ 3.

Методы и средства управления

Тема 3.1.

Система  методов управления

Содержание

Понятие и классификация методов управления. Организационно-распорядительные методы управления. Экономические  методы управления. Социально-психологические методы управления.

1.Охарактеризуйте основные группы методов управления.

2.Опишите достоинства и недостатки различных методов управления.

Тема 3.2.

Управленческие решения

Содержание

Понятие, роль и виды управленческих решений. Требования к управленческим решениям.

Методика принятия управленческих решений.

1.Какими признаками характеризуется управленческое решение?

2.Каковы основные этапы принятия управленческих решений.

Тема 3.3.

Коммуникации и деловое общение

Содержание

Понятие, роль и виды коммуникаций.

Понятие, роль и виды делового общения. Организация проведения беседы, телефонного разговора, переговоров, совещаний и собраний.

1.Приведите примеры различных видом коммуникаций из вашей практики.

2.Опишите функции и назначение управленческого общения.

3.Каковы основные правила

проведения беседы, телефонного разговора, переговоров, совещаний

Тема 3.4.

Управление конфликтами и стрессами

Содержание

Понятие, роль и виды конфликтов.  Причины конфликтов на производстве. Пути выхода из конфликта.

Понятие стресса, его виды.  Пути выхода из стресса. Управление конфликтами и стрессами.

1.Опишите сущность и классификацию конфликтов.

2. Назовите причины и виды конфликтов.

3. Возможно ли «бесконфликтное» развитие организаций? Обоснуйте ответ.

4. Приведите примеры конфликтов различных типов и уровней.

5.Каковы основные методы управления конфликтами.

Тема 3.5.

Стили руководства и самоменеджмент

Содержание

Понятие и классификация стилей руководства, их содержание, положительные и отрицательные стороны.

Понятие и содержание самоменеджмента.

1. Охарактеризуйте основные подходы к изучению лидерства.

2. Какие из лидерских качеств вы считаете наиболее значимыми в настоящее время?

3. Приведите примеры проявления на практике стилей руководства.

Тема 3.6.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Содержание

Особенности менеджмента в профессиональной деятельности.

Охарактеризуйте основные особенности менеджмента в различных сферах профессиональной деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема

Организация как объект управления

Практическая работа

Построение и анализ структуры управления организацией.

Тема

Планирование и организация как функции менеджмента.

Практическая  работа

Планирование работы подразделения (бухгалтерской службы)

Тема

Мотивация как функция менеджмента

Практическая работа

Разработка мотивации трудовой деятельности персонала.

Тема

Контроль деятельности экономического субъекта

Практическая  работа

Проектирование системы контроля работы бухгалтерии

Тема

Управленческие решения

Практическая работа

Принятие управленческих решений, используя систему методов управления.

Тема

Коммуникации и деловое общение

Практическая  работа

Ролевая игра: Деловая беседа, телефонный разговор, совещание.

Тема

Управление конфликтами и стрессами

Практическая работа

Решение конфликтных ситуаций

Тема

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Практическая работа

Семинар: Особенности менеджмента в профессиональной деятельности работника бухгалтерской службы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

    Контрольная работа по учебной дисциплине «Менеджмент» состоит из 5 вопросов, в т. ч. 3-теоретических и 2- практических. Номера теоретических вопросов контрольной работы определяются на основании двух последних цифр шифра, закрепленного за студентом, по таблице. Номера практических заданий - на основании последней цифры шифра. Каждый вопрос контрольной работы пишется перед ответом и выделяется жирным шрифтом или другим цветом. В конце работы дается список использованной литературы, ставится дата сдачи работы в заочное отделение и подпись студента.

Контрольная работа выполняется в тетрадях в рукописном варианте или в печатном варианте. Основные требования по оформлению работы в печатном варианте:

  • текст сообщения излагается на бумаге формата А4.
  • по всем сторонам листа необходимо оставить поля от края листа. Размеры: левого поля - 30 мм; правого поля - 10 мм; верхнего поля - 15 мм; нижнего поля - 20 мм.
  • Использовать шрифт Times New Roman.
  • Цвет шрифта должен быть чёрным.
  • Можно использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, применяя различные способы начертания.
  • Объем работы –5-7 страниц  

Теоретические вопросы для домашней контрольной работы

 по дисциплине «Менеджмент»

  1. Понятие менеджмента, его  содержание, цели, задачи и роль в развитии современного производства.
  2. Понятие управления, его виды, понятие каждого вида управления.
  3. Кадры управления, их уровни и состав, функции менеджеров предприятия.
  4. Менеджер, понятие и роль. Требования к менеджерам. Уровни менеджеров по иерархии.
  5. Цикл менеджмента, его понятие и содержание.
  6. Планирование и прогнозирование как функция менеджмента, его понятие. Виды и алгоритм.
  7. Организация управления как функция менеджмента, её понятие, содержание.
  8. Мотивация, её понятие, алгоритм мотивации и роль в менеджменте.
  9. Контроль как функция менеджмента, её понятие, виды, алгоритм.
  10. Стратегический менеджмент, его понятие, роль, содержание, этапы стратегического планирования.
  11. Миссия организации, её понятие, содержание, значение миссии.
  12. Цели и задачи стратегического планирования. Варианты стратегий.
  13. Понятие и виды методов менеджмента, их использование.
  14. Организационно-регламентирующие (административные) методы менеджмента.
  15. Экономические  методы  менеджмента.
  16. Социально-психологические методы управления.
  17. Стили руководства, понятие и виды. Преимущества и недостатки каждого стиля.
  18. Понятие власти и влияния. Источники власти. Виды власти, их характеристика и методы влияния.
  19. Понятие управленческих решений, требования к ним и место в менеджменте.
  20. Методика принятия управленческих решений.
  21. Потребности, их понятие, виды, роль в мотивации труда.
  22. Понятие мотивации труда, её группы и система мотивации труда.
  23. Понятие и виды рисков. Показатели риска.
  24. Управление рисками. Методы предотвращения риска.
  25. Понятие и виды конфликтов. Их роль в менеджменте.
  26. Методы преодоления и преобразования конфликтов.
  27. Понятие стресса, его виды, признаки.
  28. Природа и причины стрессов. Методы снятия стресса.
  29. Психологическая структура личности.
  30. Саморазвитие личности как фактор делового успеха.
  31. Самоменеджмент, его понятие, содержание.
  32. Понятие делового общения, его формы, приёмы, способы.
  33. Понятие коммуникации, её элементы, виды, организация.
  34. Психологические закономерности делового общения.
  35. Средства делового общения по отношению к подчинённым.
  36. Этика делового общения по отношению к подчинённым.
  37. Деловой этикет.
  38. Методика проведения деловой беседы с подчинёнными.
  39. Методика проведения телефонного делового разговора.
  40. Методика проведения совещания, заседания.
  41. Методика проведения общего собрания.
  42. Методика подготовки выступления.
  43. Методика проведения переговоров.
  44. Понятие информации, её виды, требования к ней.
  45. Информационные технологии в менеджменте.

Практические задания для контрольной работы по дисциплине

«Менеджмент»

(номер задания определяется по последней цифре шифра: нечётная цифра - №1 и №3, чётная цифра - №2 и №4; методику принятия управленческого решения можно взять в рекомендуемой литературе или в приложении)

  1. Бригадир тракторно-полеводческой бригады второй месяц опаздывает со сдачей первичных документов в бухгалтерию, оформляет  их небрежно и с ошибками, что не позволяет своевременно начислять  оплату труда и составлять ведомости и Журналы-ордера. Примите решение от имени бухгалтера растениеводства.
  2. В бухгалтерии между двумя работницами возник спор по поводу распределения обязанностей. Спор перешел в личный и конфликт, в который затем были втянуты другие работники, нарушен психологический климат в коллективе. Примите решение от имени главного бухгалтера.
  3. Через 4 дня наступает срок сдачи документов в налоговую инспекцию, но они не составлены, т.к. главный бухгалтер лежит в больнице, одна
    работница в отпуске (в бухгалтерии работает 5 человек ) Принять решение от имени заместителя главного бухгалтера.
  4. При получении заработной платы тракторист Кузин К.В. в резкой форме высказал претензии к ее сумме. При выяснении вопроса оказалось ,что не бала начислена дополнительная оплата за качество и сроки работ, т. к. нет подписи агронома, не начислена двойная оплата за работу в праздничные дни , т.к. затем были представлены отгулы. Тракторист уверяет, что в отгулах он не был. Решите ситуацию от имени бухгалтера по оплате труда.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

№ п/п

Наименование

Авторы

Издательство,

год издания

1.

Менеджмент:  Учеб.пособие.

Грибов В.Д.

М.: КНОРУС, 2011  

2.

Менеджмент: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования

Драчёва Е.А.

Юликов Л.И.

М.: Изд.центр «Академия»,  2010

Дополнительные источники :

№п/п

Наименование

Авторы

Издательство,

год издания

1.

Основы менеджмента: Учеб.пособие.

Кабушкин Н.И.

М.: ТОО «Остожье», Минск: ООО «Новое знание», 1999.

2.

Менеджмент

Герчикова И.Н.

– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997,

Интернет-ресурсы

- http://ecsocman.edu.ru        

Федеральный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

- http://www.businesspress.ru        

Деловая пресса. Сайт содержит огромное количество статей, касающихся бизнеса.

- http://www.ts-ru.com        

Электронный журнал по менеджменту. Сайт содержит множество терминов, касающихся менеджмента, статей и новостей о менеджменте.

-http://www.aup.ru/management/        

Административно-управленческий портал. Содержит ссылки на огромное количество книг по управлению предприятием (менеджменту).

 -http://1st.com.ua/        

Современный менеджмент.

- http://dlastudenta.narod.ru/management        

                      Преподаватель: ___________________ Г.В.Омётова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине: «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА» для студентов заочного отделения 1 курса специальность 080114 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

В методических указаниях имеется пояснительная записка, краткий курс лекций, календарно-тематический план заочной формы обучения, задания для домашней контрольной работы и методические рекомендации по...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине: «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА» для студентов заочного отделения 1 курса специальность 080114 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

В методических указаниях имеется пояснительная записка, краткий курс лекций, календарно-тематический план заочной формы обучения, задания для домашней контрольной работы и методические рекомендации по...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.15 (профильные) "Математика" специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине Менеджмент для студентов заочной формы обучения специальность 100701 Коммерция

Методические указания и контрольные задания по дисциплине Менеджмент для студентов заочной формы обучения специальность 100701 Коммерция разработаны в соответствии с программой ФГОС СПО...

Методические указания и программа к выполнению контрольного задания по дисциплине "статистка" для студентов заочной формы обучения специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)"

Методические указания и программа дисциплины "статистика" содержат целевую установку, содержание дисциплины, перечень практических работ и примеры решения задач по основным разделам дисциплины, задани...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Математика» для студентов заочной формы обучения, обучающимся по направлению среднего профессионального образования.

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении контрольной работы по дисциплине «Математика». Настоящие методические указания содержат контрольные задания по математике...

Контрольные работы для студентов заочного отделения (специальности "Экономика и бухгалтерский учет")

Контрольные работы состоят из инструкции к каждому варианту, текста по данной специальности профессиональной направленности, который нужно грамотно перевести на русский язык и выполнить грамматическое...