Внеклассное профориентационное мероприятие (классный час) "Туристская индустрия города Ярославля".
презентация к уроку по экономике (9 класс) по теме

Сидорова Раиса Николаевна

По теме "Туристская индустрия города  Ярославля" я предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа (внеклассного профориентационного мероприятия) и презентаццию к нему. Материалы содержат викторину по данной теме, описание проектов, реализованных в Яррославле в туристской сфере, иллюстративный материал и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Ярославской области

Муниципальное образовательное учреждение

межшкольный учебный комбинат № 2 Заволжского района

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 41

«ВНЕКЛАССНОЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ»

Классный час

«Туристская индустрия

и профессии, связанные с туризмом»

для учащихся 9-х классов

Автор -составитель:

Сидорова Раиса Николаевна, учитель географии МОУ СОШ № 41

Куратор проекта:

Белякова Ольга Павловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ МУК № 2 Заволжского района

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Сценарий классного часа
  3. Методические рекомендации

Приложения

  1. Компьютерная презентация 1.
  2. Таблица. Основные направления экономического развития.
  3. Презентация 2 «Ярославль красоты неописанной, всюду Волга и всюду история»
  4. Викторина.
  5. Буклет.
  6. Матрица выбора профессии.
  7. Презентация 3.
  8. Тест «Знаешь ли ты свой город?»
  9. Компьютерное тестирование.
  10. Кроссворд.
  11. Краткие профессиограммы сферы «Туризм»

Пояснительная записка

  Актуальность.  Ярославль – наиболее крупный город на северо-востоке Европейской России с населением более 600 тысяч человек. Основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым. В  2010 году Ярославцы готовятся отметить тысячелетний юбилей любимого города.  Ярославль привлекает внимание туристов, любителей русской старины. В связи с этим активно развивается туристская индустрия города: строятся новые гостиницы, кафе, рестораны, развлекательные центры и т.д. С каждым годом растет потребность в квалифицированных кадрах в сфере туризма. В соответствии с социально-экономической стратегией развития Ярославской области до 2030 года к основным (приоритетным) направлениям экономического развития Ярославской области относятся (с оценкой приоритетов в баллах): 

      - познавательный (культурно-исторический) туризм  - 7,08 балла;

      - рекреационный туризм (отдых), в том числе для москвичей   - 6,42 балла.

( ГОУ ЯО Центр профориентации и психологической поддержки «Ресурс», лаборатория анализа проблем и системных технологий на рынке труда  - «Профминимум -2008», с.31-32).

        Туристская индустрия стала более комплексной и сложной. В настоящее время она достигла такого этапа, на котором требуется активизировать исследования традиционных и новых сегментов рынка, потребительских предпочтений, информационных технологий и управленческих методик.

Проблемные вопросы:

  1. К какой сфере экономической деятельности относится «Туризм»?
  2. Какова классификация профессий туризма по видам деятельности?
  3. Перспективна ли туристская индустрия для нашего города?
  4. Есть ли творчество в профессиях туризма?
  5. Какие профессии связаны с туризмом и где по ним можно получить образование?

Цель классного часа: Создать условия, способствующие формированию и развитию творческой личности, способной к саморазвитию, проектированию траектории образовательного и профессионального пути, адекватной потребностям рынка труда. 

Задачи:

  • формирование чувства патриотизма, уважения к культурному наследию Ярославля;
  • формирование информационной, коммуникативной культуры, развитие познавательных интересов, творческих способностей, интеллектуальной, эмоциональной сферы личности школьника;
  • формирование понимания связей туристской индустрии (её профессий) с другими отраслями экономики (профессиями);
  • расширение знаний учащихся о направлениях профессиональной деятельности в сфере туризма; формирование чувства долга и ответственности перед своим выбором;
  • построение образовательной и профессиональной траектории.

Принципы классного часа:

- принцип целостности образования;

- принцип интеграции и сотворчества; 

- принцип развития;

- принцип активности; 

- принцип личностного подхода;

- принцип креативности;

- принцип поощрения (принцип успеха).

Формы, используемые на классном часе:

  • Кроссворд.
  • Беседа.
  • Самостоятельная работа в группах: решение кроссворда.
  • Презентации творческих проектов по теме классного часа;
  • Интеллектуальная игра;
  • Конкурс рекламных проспектов.

Дополнительные формы профессиональной ориентации:

  • Тестирование (в бумажном варианте, компьютерном)

Применяемые методы:

  1. Ответы на вопросы. 
  2. Методы генерации идей.
  3. Метод проектов.
  4. Самостоятельная работа с информационно-справочной литературой.
  5. Профессиографическое исследование.
  6. Составление личного словаря понятий.
  7. Метод творческих домашних заданий.
  8. Метод компьютерной поддержки.
  9. Метод «Портфолио». 

        Целевые группы: учащиеся 9-х классов, учителя, родители, работающие в сфере туризма, студенты  «Ярославского межрегионального колледжа градостроительства и управления», отделения «Экономики и сервиса. Туризм».

Место проведения – кабинет информатики.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, бланки «Матрица выбора профессии», бумага, ручки, кроссворд «Ярославль»,  распечатки профессиограмм.

Оформление: выставка книг по туризму, информационно-методических материалов, предоставленных ГОУ ЯО «Центром профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» (лабораторией анализа проблем и системных технологий на рынке труда).

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор.

Классный час проводится с применением компьютерных технологий. В течение всего мероприятия проходит презентация, которая иллюстрирует преподносимую информацию.

Межпредметные связи. Содержание классного часа имеет тесную связь со следующими учебными предметами: историей, краеведением, географией, литературой, изобразительным искусством, технологией. Рассматривая взаимосвязь туризма с различными отраслями экономики (например, туризм и транспорт, туризм и космос, туризм и искусство, туризм и спорт и т.д.) учащиеся под руководством классного руководителя прослеживают востребованность знаний по  учебным предметам в различных  отраслях экономики.

Оценивание деятельности учащихся

За правильный ответ участники команды получают жетон (рис. 1).

По итогам классного часа (по наибольшему количеству набранных жетонов) выявляется команда победителей.

По итогам выполнения и защиты творческого домашнего задания учащимся вручается сертификат участника классного часа, в котором кратко описана познавательная, преобразовательная деятельность школьника.

Тема родительского собрания: «Профессии, связанные с туризмом».                   Рис.1

Члены жюри: учителя-предметники, представители профессий сферы туризма, родители.

Основные понятия по теме классного часа:

ТУРИЗМ (фр. tourisme) – временные выезды (путешествия) граждан РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих турооператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

ТУРАГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом).

ТУРООПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором).

Ожидаемый результат:

  1. созданы условия для развития познавательной творческой активности;
  2. учащиеся включены в целенаправленную динамичную творческую деятельность по выработке идей проекта, выполнению творческих домашних заданий;
  3. активизирован процесс профессиональной ориентации: получена информация о сфере (профессиях) туризма, её связи с другими отраслями экономики, о творчестве людей профессий туризма, о возможных путях получения образования, трудоустройства;
  4. созданы условия для соотнесения собственных возможностей, желаний с требованиями профессий, рынка труда.

Продолжительность классного часа: 60 минут. 

Список используемой литературы:

  1. Атлас рабочих профессий. Центр «Ресурс». Ярославль, 2007.
  2. Биржаков М.Б. Введение в туризм.-СП-б,»Невский фонд», 2000.
  3. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. Учебное пособие. - М.: Колледж, 1996 г.
  4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энцтклопедия туризма.-М.: Финансы и статистика, 2001.
  5. Профминимум-2008. –ГОУ ЯЩ Центр профориентации и психологической поддержки. Ярославль, 2008г.
  6. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы.,3-е изд.,СПб,Питер,2008г.
  7. Справочник учебных заведений г. Ярославля и Ярославской области - 2008
  8. Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» электронное издание, 2007.
  9.  http://www.vokrugsveta.ru/photo/thumbnails/600/1751.jpg (18.02.08)
  10.  http://sobory.ru/photo/index.html?photo=12681 (01.02.08)
  11.  http://www.kid.ru/forum/uploads/member/007/355/post-65-1181888922.jpg (18.02.08).
  12.  http://sobory.ru/photo/index.html?photo=33072 (18.02.08).
  13.  http://www.trip-guide.ru/foto_6091  (18.02.08).
  14.  http://www.trip-guide.ru/foto_1409__1l0l0l0l0l0.htm  (18.02.08).

Сценарий классного часа

1. Этап подготовки

 1.1. Взаимодействие с учащимися:

  • формулирование проблемных вопросов;
  • ознакомление с литературой по теме классного часа;
  • составление словаря понятий (самостоятельная внеклассная работа);
  • составление кроссвордов по теме классного часа;
  • разработка тестовых заданий;
  • деление на  команды, распределение ролей (профессий: туроператор, менеджер в сфере туризма, гид-переводчик, экскурсовод, аниматор, горничная, шофёр и т.д.);
  • изготовление жетонов с изображением глобуса, которые команда будет получать за каждый правильный ответ;
  •  выполнение домашнего задания: сбор материалов по теме классного часа: фотоматериалы, о турагентсвах г. Ярославля, гостиницах, туристических маршрутах, видах туризма, оформление презентаций, подготовка сообщений о достопримечательностях Ярославля, о памятниках международного, федерального, регионального и местного значения, профессиографическое исследование.

1.2. Взаимодействие с родителями, внешними партнёрами, учителями-предметниками:

  • разработка и компьютерное оформление сценария классного часа;
  • оформление кабинета;
  • привлечение учителей-предметников, родителей, внешних партнёров к разработке сценария классного часа;
  • подбор ведущих;
  •   разработка вариантов творческих домашних заданий;
  • разработка презентаций;
  • изготовление карточек с заданиями для участников мероприятия;
  • оформление выставки книг;
  • создание творческой группы (выступающих с информационным материалом) из числа учеников;
  • взаимодействие с педагогами-коллегами по ознакомлению их с идеей классного часа,  содержанием, ожидаемыми результатами.

  1. Этап проведения классного часа

 Вступительное слово ведущего. Дорогие ребята! Тема нашего классного часа -  «Туристская индустрия города Ярославля  и профессии, связанные с туризмом».

Тематика классного часа не случайна.

Во-первых, анкетирование ваших профессиональных планов, проведённое специалистами центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс», показало, что при выборе профессии главными факторами для вас являются:

  • любимое и подходящее занятие (55%);
  • хорошее материальное стимулирование (36%);
  • возможность трудоустроиться (36%);
  • более доступное образование (27%);
  • получение перспективной и гибкой профессии (18%);
  • получение высшего образования (9%).

        Анкетирование показало, что вы отдаете предпочтение средне-специальным профессиональным учебным заведениям (55 %), 36 % выпускников выбрали профессиональные училища, 9% выпускников затруднились с выбором пути получения образования. Указать название выбранного учебного заведения смогли половина из вас, причем  выбрали Ярославский межрегиональный колледж градостроительства и управления, отделение «Экономика и сервис. Туризм».

  Поэтому, сегодня мы с вами поговорим об одной из перспективных  сфер экономики – «туризме». Рассмотрим взаимосвязь «туризма» с другими сферами экономики. Вы увидите многообразие профессий «туризма» по видам деятельности. Сможете попробовать себя в творческой деятельности по ряду профессий данной сферы при выполнении творческих домашних заданий, соотнести свои интересы и возможности с требованиями профессий и рынка труда.

Сегодня мы попытаемся разрешить вопросы:

  1. К какой сфере экономической деятельности относится «Туризм»?
  2. Какова классификация профессий туризма по видам деятельности?
  3. Перспективна ли туристская индустрия для нашего города?
  4. Есть ли творчество в профессиях туризма?
  5. Какие профессии связаны с туризмом и где можно получить по ним образование?

Развивающемуся обществу сегодня нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Новое поколение Ярославцев, к которому вы относитесь, должно не только обладать инновационным, креативным мышлением, но и, в подавляющем большинстве, соответствовать характеристикам «среднего класса». “Средний класс – это не просто небедные люди, зарабатывающие на жизнь своим трудом, рациональные в поведении. Это, по преимуществу, профессионалы и управленцы, благодаря своим уникальным знаниям и навыкам занимающие особое положение на рынке труда. Это люди, участвующие в принятии решений и часто сами принимающие их, люди, которые часто сами создают себе рабочие места”

       

  1. Основные понятия и вопросы по теме

«ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ  

И ПРОФЕССИИ, СВЯЗАННЫЕ С ТУРИЗМОМ»

         

Ключевые понятия: (на экране): туризм, туристская индустрия, туроператорская деятельность, турагентская деятельность.

Демонстрации: Презентация 1 (Приложение 1)

Время: 10 мин.

          «Путешествия для молодых – часть их образования, для пожилых – часть их опыта» (Ф.Бэкон).

        Знакомство с основными понятиями сферы «Туризм».

Учащиеся получают карточки, на которых записаны в двух колонках: в первой – наименования понятий, во второй их определения. Команды соотносят понятия с определениями, заполняют матрицу: под номерами определений ставят букву. Матрицы сдают в жюри.

Понятие

Определение

1. ТУРИЗМ

а) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих турооператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

2.ТУРАГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

б) временные выезды (путешествия) граждан РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

3.ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ

в) деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором)

4. ТУРООПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

г) деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом).

1

2

3

4

По окончании выполнения задания, учитель беседуя с учащимися кратко поясняет на примерах основные понятия. В результате учащиеся получают информацию по следующим вопросам:

  1. Развивается ли туриндустрия в нас в городе?
  2. Какие гостиницы, туристические агентства, объекты общественного питания, средства развлечения и т.д. имеются в нашем городе?
  3. Какие выезды за пределы города осуществляют жители Ярославля?
  4. Какими средствами распространяется информация о возможностях туристических услуг?

                Выступление ученицы. История туризма тесно связана с экономикой, технологией и общественной историй. Со времен античности путешествия совершались ради торговли, завоеваний и религиозных целей. Путешествия и туризм особенно развились в ХХ веке и оформились в современном виде в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями.

Сегодня туристская индустрия превратилась в один из ведущих секторов экономики.

У туристов появился более широкий выбор тур-центров и они выигрывают благодаря наличию информации об этих центрах и усилению конкуренции.

В основу развития туризма должны быть заложены задачи, связанные с охраной природных и культурных ресурсов и удовлетворением потребностей посетителей.

Работа в микрогруппах: решение проблемного вопроса о месте туриндустрии в экономике  Ярославской области в стратегии развития до 2030 года (Приложение 2).

   

2. Скороговорки

Инструкция: от каждой команды ученик читает скороговорку по 3 раза. На подготовку отводится 20 сек.

Демонстрации: карточки со скороговорками.

Время: 4 мин.

Ведущий: Проведём разминку. Вам предстоит громко, чётко произнести по три раза скороговорку. Тот, кто не допустит ошибок в произношении скороговорки, получит жетон.

Скороговорки написаны на листочках. Представители команд (по 2 человека) вытягивают листок со скороговоркой и по три раза зачитывают вслух.  Правильность произношения оценивает жюри.

1. Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

2. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

  1. На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.
  2. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: "Грабь граблями гравий, краб".
  3. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  4. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  5. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
  6. Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

3.  Туристская индустрия города Ярославля

Ключевые слова: Туризм - отрасль непроизводственной сферы экономики.

Демонстрация: Презентация 2 «Ярославль красоты неописанной, всюду Волга и всюду история» (Приложение 3)

Время: 4 мин.

Рассказ экскурсовода (ученицы) о Ярославле. Если взглянуть на карту европейской России, то почти в центре ее, рядом с Москвой, увидишь древний Ярославль – свидетель и активный участник многих исторических событий.

Города, как и люди, имеют свою судьбу, свой характер, свое лицо. Ярославль входит в «Золотое кольцо» России и был основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым на месте селения Медвежий угол при слиянии реки Которосли с рекой Волгой. Имел задачей охрану пути от Волги к Ростову. Впервые упоминается в летописи под 1071 годом. С 1218 –года – столица Ярославского княжества. В 1463 году Ярославль присоединен к Московскому княжеству. В 1612 году в Ярославле находилось ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В 18 веке  Ярославль – крупный торговый и ремесленный центр, ведется каменное строительство, складываются самобытные школы каменного зодчества, настенных росписей, процветают ремесла.  С 1796 года – губернский центр.

Культурное наследие Ярославля сохраняется и используется в соответствии с российским законодательством. В 1990 г. был утвержден проект зон охраны памятников истории и культуры города, разработанный ярославскими специалистами на основе комплексных историко-градостроительных исследований. В нем была определена заповедная территория Ярославля, охватывающая историческую часть города с бывшим кремлем и посадом. Исторический центр Ярославля, как объект Всемирного наследия, практически весь охватывается этой заповедной зоной охраны.

ПАМЯТНИКИ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ.

- два здания присутственных мест на Советской площади;

- Арсенальная башня:

- Знаменская башня;

- здание Военного госпиталя;

- церковь Спаса на городу;

- церковь Михаила Архангела;

- храмы Засимы м Савантия за Волгой;

- Федоровский собор;

-Петропавловский парк;

-церковь Николы Рубленый город;

-и другие.

            ПАМЯТНИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ:

          - дом Дунаева;

          - музей Собинова;

          - Художественный музей;

          - Митрополичьи палаты;

          - Спасо-Преображенский монастырь;

          - другие.

4. Викторина   «Знаешь ли ты свой город?» (Приложение 4)

Инструкция. Каждая команда по-очереди отвечает на вопросы. За правильный ответ команда получает жетон. Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

Время: 4 мин.

1. Памятник Ярославу Мудрому сооружен в:
а) 1928 г.;           б) 1977 г.;              
в) 1993 г.

2. Космический позывной В.В. Терешковой:
а) «Звезда»;        б) «Восток»;        
в) «Чайка».

3. В Ярославле нет театра:

а) оперы и балета;        б) кукол;                     в) юного зрителя.

4.  Население Ярославля составляет около:

а) 100000 чел;                     б) 300000 чел.;                   в) 600000 чел.

5. Старое название площади Труда:

а) Соборная;        б) Сенная;                    в) Семеновская.

6.  Космонавт В.В.Терешкова совершила космический полет на корабле:
а) «Восток-4»;        
б) «Восток-6»;                 в) «Союз-4».

7.  Какой предмет  находится в левой  руке Ярослава  Мудрого (памятник):                                                                                а) щит;                      б) меч;                  в) модель города.

8.В Ярославле в 1935 году выпущены первые советские:

а) легковые автомобили;           б) автобусы;                     в) самосвалы.

9. В Ярославском университете им. П.Г. Демидова нет факультета:

а) филологического;        б) экономического;              в) исторического.

10. В Ярославле ежегодно проходит фестиваль колоколов и хоровой музыки:
а) «Обновление»;        б) «Воскресение»;                
в) «Преображение».

11.  Газета, выпускаемая в XX веке в Ярославле, называлась:                                                                             а) Рабочая правда;              б) Ярославский рабочий;               в) Северный рабочий.

5. Развитие туризма в Ярославле

Ключевые слова: виды туризма.

Демонстрации: буклет « Туризм в Ярославле» (Приложение 5).

Время: 6 мин.

Ведущий: По данным Всемирной туристской организации при ООН, туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. На сферу туризма приходится каждое 16-е рабочее место.

Прогноз Mintel на 2020 год обещает, что россияне совершат 40 млн. поездок, что обеспечит России седьмое место после Франции в списке самых путешествующих наций в мире.

Туризм является одним из приоритетных направлений развития экономики Ярославля.   Туризм относится к непроизводственной сфере экономики транспорту.

В Ярославле традиционно развиваются такие виды туризма, как

1. Экскурсионно-познавательный:

 - круизы по Волге;

 - охота (на волков, кабанов, лосей и т.д.);

 - рыбалка;

2.Фестивальный туризм (Собиновский фестиваль, Джаз над Волгой, Преображение (Хоровая и колокольная музыка).

3. Спортивный туризм и активный отдых (туристический клуб Ирбис).

4. Религиозный и паломничество (Толгский и Казанский монастыри, икона Толгской богоматери, мощи святых в храмах и т.д.).

5. Лечебно-оздоровительный туризм (Малые и Большие Соли, Ясные Зори, Золотой Колос), в том числе, детский лечебно-оздоровительный (Черная речка, Красный холм и т.д.).

6. В последние годы в Ярославле активно развивается культурный и событийный туризм (Ярославская масленица).

7. Возрождаются традиции Ярославских окраин (Ярославская Большая Мануфактура, музей фабрики); восстанавливаются песни, игры, пляски, обычаи, костюмы (праздник Ивана Купалы, Масленица, Колядки, Святки и т.д.).

8. Деловой и конгресс-туризм (Конференции врачей различных специальностей).

Туристические фирмы Ярославля работают не только в сфере внутреннего туризма, а также въездного и выездного туризма. Ярославцы активно ездят в Москву, Санкт-Петербург, соседние области (поездка к Деду Морозу в Великий Устюг Вологодской области).

Традиционным направлением летнего выездного туризма являются страны средиземноморья (Турция, Италия, Испания, Франция, Мальта, Кипр и т.д.).

В зимний период:

а) пляжное направление (Египет, ОАЭ, Таиланд, Индонезия);

б) горнолыжные туры (Швейцария, Австрия, Франция).

Очень популярен выездной обучающий туризм (английский язык на Мальте, немецкий язык в Германии, Австрии); лечебно-оздоровительный туризм (Чехия, Болгария и т.д.).

Въездной туризм: круизы, экскурсионно-познавательный и т.д.

Приоритетным направлением в нашей стране является внутренний туризм.

6. Туризм и сферы экономической деятельности (Презентация 1)

Инструкция: команды по–очереди называют профессии, связанные со сферой экономической деятельности «Туризм». Перечисляя профессии команды должны назвать результат деятельности человека данной профессии. Одновременно учащиеся заполняют матрицу выбора профессии (Приложение 6).

Время: 5 мин.

  • Туризм и образование: учитель и т.д.
  • Туризм и реклама: менеджер по рекламе, рекламный агент и т.д.
  • Туризм и дизайн: ландшафтный дизайн, дизайн интерьера  и т.д.
  • Туризм и здоровье: врач, массажист и т.д.
  • Туризм и строительство: строитель, инженер, отделочник и т.д.
  • Туризм и транспорт: пилот, стюардесса, водитель автобуса, водитель такси и т.д.
  • Туризм и пищевая промышленность: повар, кондитер, официант и т.д.
  • Туризм и досуг/сфера услуг: аниматор, фотограф, парикмахер и т.д.
  • Туризм и спорт: инструктор, аниматор и т.д.
  • Туризм и средства массовой информации: телеведущий, корреспондент, журналист и т.д.

Ведущий: Перечисленные сферы играют большую роль в развитии туризма. Вы увидели как много профессий, связанных с туризмом.

7. Профессии, связанные с туризмом

Ключевые слова: менеджер по туризму, менеджер гостиничного дела,   бармен, водитель.

Демонстрации: Презентация «Основные профессии в сфере туризма и возможности их получения».

Время: 8 мин.

Инструкция: Каждая команда получает карточки с кратким описанием профессии без указания профессии. Команды знакомятся с краткой профессиограммой и подбирают из списка профессий ту, о которой идёт речь. Список профессий: директор туристического агентства, менеджер по туризму (внутреннему и внешнему), консультант по туризму, специалист по бронированию, агент.

Представитель команды рассказывает о деятельности человека профессии туризма и называет предполагаемую профессию.

Затем ведущий, используя презентацию рассказывает о возможностях обучения по профессиям туризма.

Карточки с описание профессий
Директор туристического агентства

Управление компанией, поиск и развитие новых направлений, разработка маркетингового плана и концепции продаж, политики ценообразования, организация участия в выставках, а также решение административно-хозяйственных задач, подбор персонала, решение вопросов взаимоотношений с официальными органами — все это основные обязанности генерального директора компании.

Требования. В 100% вакансий главное требование — опыт работы в туризме от 5 лет. Наличие высшего образования важно для 60% работодателей. Претендент на должность директора должен быть коммуникабельным, исполнительным, организованным, иметь управленческие навыки и отлично знать туристический рынок.

          Менеджер по туризму (внутреннему и внешнему)

Эти сотрудники занимаются проведением переговоров, перепиской с российскими и иностранными заказчиками, составлением пакетов туристических программ, расчетом стоимости туров, бронированием необходимых услуг, выставлением клиентам счетов и отслеживанием их оплаты. Помимо всего прочего, необходимым условием для занятия вакантной должности является умение формировать и вести базу данных клиентов.

Требования
Прописку в Москве или Московской области требуют 75% работодателей. Наличие высшего или средне-специального образования и отличное знание ПК упомянуты в 80% предложений. Опыт работы в туризме указан во всех объявлениях, минимальный — от года (40%), предпочтительный — от 3 лет (60%). Владения одним или несколькими иностранными языками требуют 75% работодателей. Обязательно знание рынка туризма и массовых направлений отдыха. Коммуникабельность, навыки общения, грамотная речь, стрессоустойчивость. Предпочтительный возраст соискателей от 23 до 35 лет. Однако встречаются предложения, где указан максимальный возраст претендентов до 60 лет.


Консультант по туризму

Эти специалисты работают по одному или нескольким направлениям, поэтому они должны знать массу информации о тех странах, куда направляют туристов. Обязанности консультантов по туризму включают: работу с клиентами по телефону, личное общение, постоянный сбор и анализ информации по вопросам отдыха и обучения за рубежом, работу с базами данных, подготовку рекламных материалов (тексты, отбор иллюстраций и т. д.), поиск партнеров, участие в выставках, продвижение различных программ.

Требования
Наличие высшего или средне-специального образования требуют 70% работодателей. Знание английского языка указано в 45% объявлений о вакансиях. Знание ПК (Office, Outlook, Internet) нужно всем. Опыт работы консультантом или менеджером по туризму от года. Хорошее знание туристического рынка. Вежливость, не конфликтность, коммуникабельность.

Специалист по бронированию

Работа с клиентами, бронирование и выписка авиа и железнодорожных билетов — вот задачи данных сотрудников. В туристической сфере сегодня представлены все крупнейшие системы бронирования — «Габриэль», «Амадеус», «Сирена», «Галилео» и др. Наибольшим спросом пользуются специалисты, имеющие опыт работы сразу с несколькими подобными системами. Также специалисты обязаны своевременно информировать пассажиров об изменениях дат, условий применения тарифов, и ежедневно заниматься подготовкой отчетов для авиакомпаний.

Требования
Прописка. Знание ПК, опыт работы по специальности от полугода. Наличие сертификата: «Габриэль», «Сирена», «Амадеус» и др. Возраст кандидатов от 22 до 40 лет.

Агент

Эти специалисты, как правило, занимаются поиском корпоративных клиентов, организацией бизнес-туров, познавательных туров, детского отдыха. Агенты должны проводить презентации в различных компаниях, детских образовательных учреждениях, вузах, и рассказывать об услугах туристической фирмы. Оформление групповых поездок — дело более хлопотное, чем подготовка простого экскурсионного тура для одного или двух человек. Однако эта работа приносит значительно больший доход. Очень часто в качестве агентов фирмы приглашают учителей, которые, собрав группу школьников, могут поехать с ними бесплатно и, к тому же, получить вознаграждение. Размер вознаграждения может составить до 10% от прибыли.

Требования
Высшее образование требуют лишь 40% работодателей. Возрастные рамки широкие — 22-60 лет. Главные качеств, которыми должны обладать претенденты на эти должности — коммуникабельность, инициативность, умение убеждать.

Ведущий: На экране качества, которыми должны обладать люди данных профессий:

Профессия

Качества личности

Директор туристического агентства

Коммуникабельность, исполнительность, организованность, наличие управленческих навыков и отличное знание туристического рынка.

Менеджер по туризму

Коммуникабельность, навыки общения, грамотная речь, стрессоустойчивость.

Консультант по туризму

Вежливость, не конфликтность, коммуникабельность.

Специалист по бронированию

Вежливость, не конфликтность, коммуникабельность, знание ПК.

Агент

Коммуникабельность, инициативность, умение убеждать.

Коммуникабельность – обязательное требование ко всем профессиям. Давайте посмотрим на сколько сформировано данное качество у вас.

8 . Профессиографическое исследование профессии

Домашнее задание

Инструкция: команды задают приглашённым гостям вопросы, раскрывающие содержательную сторону профессий: экскурсовод, аниматор.

Время для интервью – 3 мин. для каждой команды.

Жюри оценивает: время интервью (не более 3-х минут), содержательность вопросов, эмоциональность «корреспондента», владение навыками общения, вежливость.

        При составлении вопросов учащиеся могли пользоваться вопросами профессиографического исследования.

I группа Общие сведения о профессии «Экскурсовод»

1. Возникновение профессии «экскурсовод»

2. Какие изменения произошли в работе экскурсовода с развитием науки и техники?

3. Перспектива развития профессии (отмирает или развивается)

4. Смежные профессии

5. Перспективы квалификационного роста

6. Спрос  на  профессию  экскурсовода  в  нашем  городе (районе)

II группа Характеристика процесса труда

1. Важнейшие производственные операции

2. Орудия труда, инструменты

3. Рабочее место (описать)

4. Рабочая поза, преобладающие движения в работе

5. Виды продукции

6. Виды  брака  по  вине  работника.  Возможности устранения брака

7. Характер работы  (монотонная или разнообразная)

.   8. В чем и как проявляется утомление после работы?

/// группа Санитарно-гигиенические условия труда

1. Режим  труда   экскурсовода   (смены,  выходные дни)

2. Микроклиматические  условия  труда   (освещенность, шум, температура воздуха и т. п.)

3. Какие требования к физическому состоянию организма предъявляет данная профессия?

4. Имеются ли медицинские противопоказания при работе экскурсовода?

5. Какие  правила   безопасного труда должен  соблюдать экскурсовод?

IV группа Психологические требования профессии к человеку

1. Нравится ли Вам (обращение к специалисту) профессия экскурсовод?

2. К какому виду труда можно отнести профессию экскурсовода (исполнительский,  творческий)?

3. Какие встречаются трудности, напряженные ситуации в работе?

4. Какие из эмоционально-волевых качеств личности особенно присущи экскурсоводу: уравновешенность, терпеливость, воспитанность, самообладание, настойчивость, решительность?

5. Какими деловыми качествами должен обладать экскурсовод (инициативность, самостоятельность, ответственность, принципиальность, дисциплинированность, любознательность, организованность)?

6. Имеет ли значение в работе экскурсовода ловкость рук, подвижность, координация движений, физическая сила, скорость?

7. Какие особенности внимания необходимы экскурсоводу (распределение, сосредоточение, произвольное, непроизвольное)?

8. Какое мышление должно быть у экскурсовода (наглядно-действенное, оперативное, образное, понятийное)?

9. Какой тип памяти преобладает в работе экскурсовода (зрительный, слуховой, моторный)?

10. Как профессия влияет на Вас? (обращение к экскурсоводу).

V группа Требования к профессиональной подготовке

1. Где в нашем городе (районе, селе) можно приобрести профессию экскурсовода?

2. Условия поступления (пол, возраст, образование).

3. Продолжительность обучения.

4. Какие преподаются дисциплины?

5. Как проходят экзамены?

6. Встречаются ли среди учащихся лица, не сумевшие овладеть профессией экскурсовод? Почему?

7. Какую квалификацию (разряд) получает учащийся?

8. Какая зарплата?

9. Какие могут быть перспективы роста или продвижения?

10. Условия отпуска

11. Социальное обеспечение (пенсия)

12. Можно ли познакомиться с данной профессией по литературным источникам.

9. Самые странные профессии в туризме

        Инструкция: Команды выбирают ведущего телепередачи, который должен ярко, эмоционально преподнести информацию о странных профессиях, представив свою телепередачу. 

Время: по 2 минуты каждой команде.

1-я команда:

1. В Японии есть очень странная профессия – человек на должности туристического посла должен пропагандировать свою страну с целью привлечь в нее больше туристов.

2. В индийском отеле Amanbagh есть должность обезьянщика – работа этого человека заключается в том, чтобы отгонять приматов от обедающих или ужинающих туристов.

3. Постояльцы отеля Peabody в Мемфисе (США) могут увидеть тренера уток, в чьи обязанности входит организация церемониального шествия птиц по отелю – от крыши до фонтана.
4. На острове Сент-Томас (Виргинские острова) в отеле Ritz-Carlton есть должность «кокосового» инженера по технике безопасности – он следит за тем, чтобы падающие с деревьев кокосы не нарушили покой постояльцев отеля.

2-я команда:

5. Во многих красивых городах можно совершить экскурсию, но только в Париже есть гид по канализационной системе.

6. В компании Legoland есть должность профессионального сборщика Lego – из деталей знаменитого детского конструктора люди этой профессии создают целые ландшафты.
7. В аэропорту Цюриха работают охотники, которые ловят убежавших у пассажиров птиц и зверей.

8. В Санта-Барбаре (США) в отеле Biltmore Four Seasons можно увидеть сокольничего, устраивающего для гостей шоу с ястребом. // РИА "Новости".

10. Обучение

Ключевые слова (на стенде): 

Образование — процесс трансляции и результат усвоения знаний из разных культурных областей.

Образовательные услуги — предоставляются общеобразовательным учреждением любой Формы собственности. Статистически характеризуются как совокупность обучающихся по образовательным программам, различающимся по годам обучения: по содержанию, но уровню сложности учебной информации, по условиям потребления образовательных услуг.

Уровень профессионального образования — начальное профессиональное образование, среднее профессиональное, вузовское образование, послевузовское образование

Система среднего профессионального образования — ведет подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего (9 классов) и полного общего (11 классов) образования и начального профессионального образования. Представлена техникумами, колледжами.

Техникум — основной тип среднего специального учреждения, дающего среднее профессиональное образование.

Колледж — среднее специальное учебное заведение повышенного типа, отличающегося от техникума более углубленной профессиональной подготовкой. В некоторых техникумах и колледжах можно получить второй уровень образования, т.е. неполное высшее образование, квалификацию «младший специалист». Сроки обучения: от 2-х до 3-х лет. Прием по результатам вступительных испытаний.

Для поступления в специальные училища (педагогические, художественные, музыкальные и т.п.) кроме общеобразовательной подготовки проверяется профпригодность Форма обучения — очная, очно-заочная, заочная и экстернат.

Система высшего профессионального образования — ведет подготовку специалистов соответствующего уровня на базе полного общего образования (11 классов) и среднего профессионального образования (техникумы, колледжи). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование могут получать высшее образование по сокращенной программе. Представлена академиями, институтами, университетами.

Институт — основной тип учебного заведения, дающего высшее профессионального образование. Имеет определенную специализацию по группам профессий или по отраслевому признаку. В институтах, как правило, основной упор дается на специальные знания, быстро востребуемые на рынке труда.

Университет — наиболее распространенный в последнее время тип высшего учебного заведения. В отличие от узкоспециализированных институтов в университетах, во-первых, ведется подготовка по более широкому спектру специальностей (рядом «соседствуют» технические и гуманитарные специальности), во-вторых, дается более широкое и универсальное образование по выбранному профилю, большой упор на фундаментальные, «вечные» знания, в-третьих, таким образом, выпускник университета выходит специалистом-универсалом и имеет более высокий общекультурный уровень.

Сроки обучения в вузах: от 4-х лет (бакалавр) и до 5-ти лет (специалист), по некоторым специальностям до 5, 5-6-ти лет (магистр или медицинские специальности).

Прием в вузы — по результатам экзаменов, предметных тестов, профильного собеседования. Формы обучения — дневная, очно-заочная, заочная, дистанционное обучение, экстернат. Для поступления в военное учебное заведение необходимо до 1 мая подать заявление в районный (городской) военный комиссариат по месту прописки.

Демонстрации: Презентация 3 (Приложение 7), справочник учебных заведений.

Время: 5 мин.

Сегодня в России существует довольно много вузов и отдельных факультетов бизнеса и туризма в институтах. Можно окончить специализированные курсы, информацию о которых вы найдете в разделе «Обучение» нашей газеты. Также сегодня многие крупные компании, которые развивают сети агентств, охотно занимаются обучением своих сотрудников.

11. Как искать работу

        Ключевые слова:

Спрос — количество вакансий от работодателей.

Трудоустройство — совокупность мероприятий, проводимых государственными и общественными органами в целях оказания содействия и помощи трудоспособным гражданам в устройстве на работу в соответствии с имеющейся у них профессией, специальностью, квалификацией.

Время: 2 мин.

Ведущий: Найти работу можно традиционными путями: через газетные объявления, через кадровые агентства, а также при помощи интернета. Практически на всех туристических порталах очень много предложений о работе в туристических компаниях. Туристический бизнес в нашей стране развивается очень динамично, разнообразных предложений о работе достаточно. Работа в туризме интересная, но довольно напряженная, однако если есть серьезное желание трудиться в этой сфере, можно сделать успешную карьеру и найти хорошо оплачиваемую позицию на рынке труда.

Вопрос: есть ли спрос на профессии туризма?

8. Рефлексия собственной деятельности. Заключительное слово ведущего.

Время: 4 мин.

        Сегодня мы рассмотрели сферу «Туризм», профессии, связанные с туризмом. Попробуйте выразить своё отношение к полученной информации с помощью рефлексивных фраз:      

  - сегодня я узнал…

         - было интересно….

         - было трудно …

         - я понял, что …

         - теперь я могу ….

         - я приобрел …..

         - я попробую …

         - меня удивило …

        - мне захотелось попробовать себя в профессии…

Постарайтесь выбрать одно из творческих заданий. Выполнение его поможет вам выявить свой интерес к тому или иному виду деятельности, к той или иной профессии. Желаю успехов и удачи. Давайте подведём итог. (Каждая команда считает полученные жетоны).

Творческие задания

        Инструкция: Учащиеся по буклету знакомятся с вариантами творческих заданий.

        

Творческое задание

Предмет

1. Разработать программу образовательного туризма

Технология, география.

2. Разработать проект гостиничного комплекса для рыбаков в районе села Диево-Городище

технология, черчение

3. Разработать экскурсионный маршрут из микрорайона  «Резинотехника» до деревни Летяшовка (пеший), с указанием маршрута движения и природных и культурно-исторических объектов

география, биология, краеведение

4. Составить репортаж «Самые удивительные профессии в мире»

География, литература, иностранный язык

5. Подготовить сочинение на тему «Моя профессия в сфере туризма и где ее можно получить»

русский язык, предпрофильная подготовка

6. Провести професиографическое исследование, понравившейся профессии

история, технология, предпрофильная подготовка

Ведущий предоставляет слово членам жюри. Председатель жюри награждает команду победителей, вручает поощрительные призы.

В качестве дополнительного материала при проведении мероприятия могут быть использованы:

1. Приложения 8. Тест «Знаешь ли ты свой родной город?»

2. Приложение 9. Компьютерное тестирование.

3. Приложение 10. Кроссворд «Знаешь ли ты свой родной город?»

4. Краткие профессиограммы сферы «Туризм»




Подписи к слайдам:

Профессии, связанные с туризмом
ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
  "Если Вы не знаете в какую гавань держать путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным" Сенека   
ВикторинаЗнаешь ли ты свой город?
Памятник Ярославу Мудрому сооружен в
а) 1928 г.; б) 1977 г.; в) 1993 г.
Космический позывной В.В. Терешковой:а) «Звезда»;б) «Восток»; в) «Чайка».
В Ярославле нет театра:а) оперы и балета;б) кукол; в) юного зрителя.
Население Ярославля составляет около:а) 100000 чел; б) 300000 чел.; в) 600000 чел.
Старое название площади Труда:а) Соборная;б) Сенная; в) Семеновская
Космонавт В.В.Терешкова совершила космический полет на корабле: а) «Восток-4»; б) «Восток-6»; в) «Союз-4».
Какой предмет находится в левой руке Ярослава Мудрого (памятник): а) щит; б) меч; в) модель города.
В Ярославле в 1935 году выпущены первые советские:а) легковые автомобили; б) автобусы; в) самосвалы.
В Ярославском университете им. П.Г. Демидова нет факультета:а) филологического;б) экономического; в) исторического.
В Ярославле ежегодно проходит фестиваль колоколов и хоровой музыки:а) «Обновление»;б) «Воскресение»; в) «Преображение».
Газета, выпускаемая в XX веке в Ярославле, называлась: а) Рабочая правда; б) Ярославский рабочий; в) Северный рабочий.
Юбилейный девиз
«Древний город, устремленный в будущее»
Бренд Ярославля- бренд 1000-летия (эмблема)
Талисман 1000-летия Ярославля
Юбилей Ярославля
Тысячелетие Ярославля- это не просто праздник. Это каждодневный труд горожан, это ежедневные маленькие подарки родному городу, складывающиеся в копилку тысячелетия.
Что делает городская власть для развития туризма к юбилею города?(проекты)
строительство гостиничных комплексов;реконструкция имеющихся в городе отелей;реконструкция главной площади Ярославля – площади Волкова ( проект « Сердце города»);реставрация и возведение памятников архитектуры ( в т. ч., Успенский собор)возведение памятников известным ярославцам ( оперному певцу Леониду Собинову, меценату Савве Мамонтову и др.);реконструкция стадиона « Шинник», ледового дворца на ул. Чкалова;создание культурно – образовательного центра им. В. Терешковой;строительство 12 физкультурно – оздоровительных комплексов ( ФОК);И др.
Реализуется программа развития индустрии туризма:
Экскурсионно-познавательный: круизы по Волге, охота, рыбалка; Фестивальный: Собиновский фестиваль, «Джаз над Волгой», Спортивный и активный отдых; Лечебно-оздоровительный, в том числе детский; Культурный и событийный (Ярославская масленица); Деловой и конгресс-туризм (различные конференции); Религиозный и паломничество (Толгский и Казанский монастыри).  
Профессии, связанные с туризмом
Директор туристического агентства,Менеджер по туризму,Туроператор,Турагент,Консультант по туризму,Специалист по бронированию,Администратор гостиницы ( менеджер, горничная и др.),Экскурсовод,Гид-переводчик и др.
ПилотСтюардессаВодитель автобусаВодитель такси и др.
Туризм и транспорт
Туризм и связь
Оператор сотовой связиОператор междугородной связиИнженер Администратор, менеджер по гостиничному делуТехник, инженер по ремонту средств связиДиктор и др.
Преподаватели учебных заведений по направлению «туризм»
Туризм и образование
Артист театра и кино, циркаЭстрадные певцы и музыкантыЭкскурсоводы художественных музеев и галерей и др.
Туризм и искусство
Туризм и строительство
Гостиничные комплексы
АрхитекторИнженер-строительСтроители и др.
ПоварКондитерОфициантБармен
Туризм и общепит
Продавец-консультантПродавец-кассирДиректор магазинаМенеджер по кадрам, по продажам
Туризм и торговля
ИнструкторАниматор
Туризм и спорт
АниматорФотографПарикмахер
Туризм и досуг

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Город Ярославль.

Ярославль — один из древнейших русских городов, основанный в XI веке и достигший своего расцвета в XVII веке; в 2010 году город отметил своё тысячелетие. День города в Ярославле обычно отмечается в по...

Внеклассное мероприятие по ИЗО "Ярмарка в Городе Мастеров"

Данное мероприятие включает в себя конкурсы умельцев живописи, росписи по дереву, изготовление филимоновских игрушек из глины и краткий рассказ мастеров о русских промыслах ДПИ....

Внеклассное спортивное мероприятие "Здравствуй,туристское лето!"

Туристическая полоса препятствий.Материал можно использовать для проведения "Дня здоровья"...

Рабочая программа ОП.02 Организация туристской индустрии

Рабочая программа для специальности 43.02.10 Туризм ОП.02 Организация туристской индустрии...

Внеклассное мероприятие по географии "Волшебник Раменского города" (К 90-летию города Раменское)

Внеклассное мероприятие по географии "Волшебник Раменского города" (К 90-летию города Раменское)...

Внеклассное профориентационное мероприятие "Знакомство с IT -профессиями"

Внеклассное профориентационное мероприятие "Знакомство с IT -профессиями" для обучающихся 9-10 класоов...