Урок по экономике на тему "Расходы населения. Закон Энгеля".
план-конспект урока по экономике (10, 11 класс) на тему

Чупеева Орнела Леонидовна

Цели урока: Продолжить знакомство учащихся со структурой семейного бюджета; рассмотреть закономерности структуры семейных доходов и расходов; прийти к формулировке закона Энгеля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Киреевская гимназия»

Урок

по экономике

10 класс

Тема: Расходы населения.

      Закон Энгеля.

Учитель: Чупеева Орнела Леонидовна

2012-2013 учебный год

Тема урока: Расходы населения. Закон Энгеля.

Цели урока: Продолжить знакомство учащихся со структурой семейного бюджета; рассмотреть закономерности структуры семейных доходов и расходов; прийти к формулировке закона Энгеля.

Оборудование:  доска;

                            компьютер;

                            проектор.

Актуализайция знаний.

Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

Вопрос. Назовите основные виды доходов. (Трудовой доход, имущественный доход и трансферты.)

Вопрос. Что включает в себя трудовой доход? (зарплата, премия, прибыль от предпринимательства, доход отличного домашнего хозяйства)

Вопрос. Что включает в себя имущественный доход? (Плата за сдачу жилья и имущества, процент на вклад в банке, дивиденды по акциям.)

Вопрос. Что включают в себя трансферты? (Пенсии, стипендии, пособия, алименты, помощь родственников.)

Вопрос. Какие бывают доходы? (Реальные и номинальные.)

Вопрос. Назовите основные виды расходов и что они в себя включают. (Выплаченные трансферты: налоги, сборы, штрафы; расходы на потребление: товары и услуги, сбережения.)

Вопрос. Что такое семейный бюджет? (Это финансовый документ, в котором отражены все доходы и расходы семьи за определенный период времени.)

Объяснение нового материала.

           Чаще всего из чего складывается семейный бюджет члены семьи более или мене знают, а куда, сколько, как, на что, в каком количестве тратятся деньги, представление имеют весьма смутное приблизительное.

Тема сегодняшнего урока: Расходы населения. Закон Энгеля.

          На прошлом уроке мы более подробно разобрали доходную часть бюджета. Сегодня уделим внимание  - расходной части.

          Не существует двух таких семей, которые тратили бы деньги совершенно одинаково. Однако в рамках всевозможных расходов можно выделить, по крайней мере, две общих статьи: постоянные расходы и переменные расходы.

Расходы

Постоянные

Переменные

Расходы, которые осуществляются всегда и которые вам достаточно трудно изменить, сократив или увеличив потребление некоторых благ и услуг.

Те траты денег, которые вы осуществляете время от времени и необязательно каждый месяц.

- Плата за проезд в общественном транспорте;

 - Оплата коммунальных услуг

Сезонные (циклические)

Единовременные (непредвиденные)

Вопрос. Как будет называться бюджет, когда доходы = расходам? (Сбалансированным)

Вопрос. Как будет называться бюджет, когда доходы > расходов? (Профицитным)

Вопрос. Как будет называться бюджет, когда доходы < расходов? (Дефицитным)

Решение задачи.

Бюджет семьи за декабрь

Доходы

Расходы

Удельный вес расходов

Зарплата                                    4000 р.

Питание                                2700 р.

Сдача жилья в аренду              1000 р.

Коммунальные услуги        1200 р.

Пенсия                                        500 р.

Одежда, обувь                      1100 р.

Стипендия                                  200 р.

Транспорт                              400 р.

Культурные нужды              300 р.

Итого

Итого

Итого 100%

Дефицит или избыток бюджета имеет место в декабре? Ответ обоснуйте.

          Но, как показала статистика, люди, в общем, распределяют свои расходы на продукты питания, одежду и другие средства существования в более или менее постоянных соотношениях.

Давайте в этом убедимся.

Практическая работа.

         Класс делится на три группы: семья со средним, высоким и низким уровнем дохода. Каждой группе-семье предлагается составить расходную часть бюджета. После чего все данные заносятся в следующую таблицу.

Расходы

Бедная семья

Удельный вес расходов

Семья со средним достатком

Удельный вес расходов

Богатая семья

Удельный вес расходов

Питание

Коммунальные услуги

Одежда

Транспорт и расход на личный автомобиль

Медицинское обслуживание

Развлечение, отдых

Сбережения

Итого

10000 р.

100 %

30000 р.

100 %

70000 р.

100 %

           После заполнения таблицы на доске проводится анализ расходов каждой «семьи», в результате которого учащиеся должны прийти к формулировке закона Энгеля.

           Наводящие вопросы:

  1. Как тратят свои доходы бедные семьи? Семьи со средним доходом? Семьи с высоким доходом?
  2. Как изменяется доля расходов на питание по мере увеличения доходов?
  3. Что можно сказать о доле расходов на одежду, транспорт, коммунальные услуги?
  4. Какие изменения происходят по мере роста доходов с затратами на развлечения?

В ходе обсуждения делаются следующие выводы:

  • Бедные семьи вынуждены тратить свои доходы главным образом на предметы первой необходимости: на продукты питания, жилище и в меньшей степени на одежду.
  • С ростом дохода расходы на многие виды пищевых продуктов также увеличиваются, тем не менее, дополнительная сумма денег, которую они станут тратить в случае роста их доходов, имеет пределы. В связи с этим доля расходов на продовольствие по мере увеличения доходов сокращается.
  • С ростом дохода доля расходов на развлечения, автомобили, растет.

После вывода формулируем закон Энгеля:

              С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает.

Сообщение ученика об Энгеле

Отдохнем.

Предлагаю вам проверить свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.

Вопросы тестирования

Да

Нет

Сведения приблизи-тельные, мнение неопределенное

1

Знаете ли вы сколько денег осталось до зарплаты?

20

5

7

2

Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее у родителей денег?

7

20

6

3

Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр?

25

2

11

4

Покупаете ли вы про запас постельное бельё?

1

18

8

5

Заказываете ли вы такси, когда вам необходимо ехать далеко, а на улице дождь?

4

16

6

6

Верите ли вы, что свое материальное положение можно улучшить, участвуя в различных лотереях, розыгрышах?

2

24

12

7

Помогают ли вашей семье дедушка и бабушка средствами или покупками вещей?

11

14

3

8

Берете ли вы ссуды?

17

5

6

9

Считаете ли вы, что экономнее все делать дома в ручную, чем тратиться на бытовую технику?

9

15

3

10

Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

14

3

5

11

Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или благотворительные организации?

9

9

0

         Ответив на все вопросы, подсчитайте набранные очки.

30-40 очков. Да в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки.  Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас не высокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

100-170очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «Полная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Закрепление.

  1. Закон Энгеля утверждает:

А) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается;

Б) доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало;

В) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно возрастает;

Г) все перечисленное выше верно.

  1. Закон Эрнеста Энгеля гласит, что расходы семьи на питание снижаются:

А) с ростом реальных доходов семьи;

Б) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения доходов;

В) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличении ее реальных доходов;

Г) с увеличением благосостояния граждан страны.

Домашнее задание. Параграф 11, в рабочих тетрадях зад. 18-21.

Отдохнем.

Предлагаю вам проверить свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.

Вопросы тестирования

Да

Нет

Сведения приблизи-тельные, мнение неопределенное

1

Знаете ли вы сколько денег осталось до зарплаты?

20

5

7

2

Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее у родителей денег?

7

20

6

3

Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр?

25

2

11

4

Покупаете ли вы про запас постельное бельё?

1

18

8

5

Заказываете ли вы такси, когда вам необходимо ехать далеко, а на улице дождь?

4

16

6

6

Верите ли вы, что свое материальное положение можно улучшить, участвуя в различных лотереях, розыгрышах?

2

24

12

7

Помогают ли вашей семье дедушка и бабушка средствами или покупками вещей?

11

14

3

8

Берете ли вы ссуды?

17

5

6

9

Считаете ли вы, что экономнее все делать дома в ручную, чем тратиться на бытовую технику?

9

15

3

10

Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

14

3

5

11

Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или благотворительные организации?

9

9

0

         Ответив на все вопросы, подсчитайте набранные очки.

Закрепление.

  1. Закон Энгеля утверждает:

А) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается;

Б) доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало;

В) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно возрастает;

Г) все перечисленное выше верно.

  1. Закон Эрнеста Энгеля гласит, что расходы семьи на питание снижаются:

А) с ростом реальных доходов семьи;

Б) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения доходов;

В) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличении ее реальных доходов;

Г) с увеличением благосостояния граждан страны.

Закрепление.

  1. Закон Энгеля утверждает:

А) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается;

Б) доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало;

В) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно возрастает;

Г) все перечисленное выше верно.

  1. Закон Эрнеста Энгеля гласит, что расходы семьи на питание снижаются:

А) с ростом реальных доходов семьи;

Б) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения доходов;

В) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличении ее реальных доходов;

Г) с увеличением благосостояния граждан страны.

Закрепление.

  1. Закон Энгеля утверждает:

А) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается;

Б) доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало;

В) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно возрастает;

Г) все перечисленное выше верно.

  1. Закон Эрнеста Энгеля гласит, что расходы семьи на питание снижаются:

А) с ростом реальных доходов семьи;

Б) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения доходов;

В) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличении ее реальных доходов;

Г) с увеличением благосостояния граждан страны.

Закрепление.

  1. Закон Энгеля утверждает:

А) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается;

Б) доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало;

В) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно возрастает;

Г) все перечисленное выше верно.

  1. Закон Эрнеста Энгеля гласит, что расходы семьи на питание снижаются:

А) с ростом реальных доходов семьи;

Б) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения доходов;

В) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличении ее реальных доходов;

Г) с увеличением благосостояния граждан страны.

Практическая работа.

Составьте расходную часть бюджета. После чего все данные занесите  в следующую таблицу.

         

Расходы

Богатая семья

Удельный вес расходов

Питание

Коммунальные услуги

Одежда

Транспорт и расход на личный автомобиль

Медицинское обслуживание

Развлечение, отдых

Сбережения

Итого

70000 р.

100 %

          Вопросы:

  1. Как тратят свои доходы бедные семьи? Семьи со средним доходом? Семьи с высоким доходом?
  2. Как изменяется доля расходов на питание по мере увеличения доходов?
  3. Что можно сказать о доле расходов на одежду, транспорт, коммунальные услуги?
  4. Какие изменения происходят по мере роста доходов с затратами на развлечения?

Практическая работа.

Составьте расходную часть бюджета. После чего все данные занесите  в следующую таблицу.

         

Расходы

Бедная семья

Удельный вес расходов

Питание

Коммунальные услуги

Одежда

Транспорт и расход на личный автомобиль

Медицинское обслуживание

Развлечение, отдых

Сбережения

Итого

10000 р.

100 %

          Вопросы:

  1. Как тратят свои доходы бедные семьи? Семьи со средним доходом? Семьи с высоким доходом?
  2. Как изменяется доля расходов на питание по мере увеличения доходов?
  3. Что можно сказать о доле расходов на одежду, транспорт, коммунальные услуги?
  4. Какие изменения происходят по мере роста доходов с затратами на развлечения?

Практическая работа.

Составьте расходную часть бюджета. После чего все данные занесите  в следующую таблицу.

         

Расходы

Семья со средним достатком

Удельный вес расходов

Питание

Коммунальные услуги

Одежда

Транспорт и расход на личный автомобиль

Медицинское обслуживание

Развлечение, отдых

Сбережения

Итого

30000 р.

100 %

          Вопросы:

  1. Как тратят свои доходы бедные семьи? Семьи со средним доходом? Семьи с высоким доходом?
  2. Как изменяется доля расходов на питание по мере увеличения доходов?
  3. Что можно сказать о доле расходов на одежду, транспорт, коммунальные услуги?
  4. Какие изменения происходят по мере роста доходов с затратами на развлечения?

Решение задачи.

Бюджет семьи за декабрь

Доходы

Расходы

Удельный вес расходов

Зарплата                                    4000 р.

Питание                                2700 р.

Сдача жилья в аренду              1000 р.

Коммунальные услуги        1200 р.

Пенсия                                        500 р.

Одежда, обувь                      1100 р.

Стипендия                                  200 р.

Транспорт                              400 р.

Культурные нужды              300 р.

Итого

Итого

Итого 100%

Дефицит или избыток бюджета имеет место в декабре? Ответ обоснуйте.

Решение задачи.

Бюджет семьи за декабрь

Доходы

Расходы

Удельный вес расходов

Зарплата                                    4000 р.

Питание                                2700 р.

Сдача жилья в аренду              1000 р.

Коммунальные услуги        1200 р.

Пенсия                                        500 р.

Одежда, обувь                      1100 р.

Стипендия                                  200 р.

Транспорт                              400 р.

Культурные нужды              300 р.

Итого

Итого

Итого 100%

Дефицит или избыток бюджета имеет место в декабре? Ответ обоснуйте.

Решение задачи.

Бюджет семьи за декабрь

Доходы

Расходы

Удельный вес расходов

Зарплата                                    4000 р.

Питание                                2700 р.

Сдача жилья в аренду              1000 р.

Коммунальные услуги        1200 р.

Пенсия                                        500 р.

Одежда, обувь                      1100 р.

Стипендия                                  200 р.

Транспорт                              400 р.

Культурные нужды              300 р.

Итого

Итого

Итого 100%

Дефицит или избыток бюджета имеет место в декабре? Ответ обоснуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии для 7 класса "Население Земли"

Разработка урока для 7 класса по теме "Население Земли". Работа учащихся организуется в группах. Предлагаются задания для каждой группы и описана технология реализации задача урока....

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

Задачи к уроку по теме "Свет и его законы" + тест "Законы преломления и отражения света. Линзы" для 11 класса

Первая часть - задачи даны с ответами, поэтому потребуется, убрав ответы, распечатать условия для раздачи учащимся. Вторая часть - тесты (в количестве 23 вопросов) не требуют дорабтки и готовы к распе...

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....