Кроссворды по экономике
методическая разработка по экономике (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Галиев Ильяс Расимович

Кроссворды по экономике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krossvordy_po_ekonomike.doc328 КБ

Предварительный просмотр:

Кроссворды - дидактическое средство обучения

     При обучении с целью контроля знаний и для повышения понимания изучаемых понятий учащимися периодически использую кроссворды.

    Достоинство данных дидактических средств заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, способствуют развитию поисково-творческих способностей учеников, умения применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретённых сведениях. Кроссворды  служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают решающему их возможность самовыражения, доставляя моральное удовлетворение правильными ответами.

    С другой стороны, кроссворды можно рассматривать как тренировочное средство для развития экономического мышления. Кроссворды содержат игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи.

   Решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела курса экономики и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года.

   Ставя перед учениками различные задачи при разгадывании кроссвордов,  использую авторские кроссворды по различным темам - из истории экономики, логики экономического мышления, единицах измерения и т.д. Таким образом, я проверяю  знания, прочность и глубину усвоения учениками  пройденного материала; выявляю, какие именно вопросы или темы  нуждаются у них в разъяснении и закреплении.

    Использование кроссвордов на уроках экономики методически целесообразно при соблюдении ряда условий:

  • кроссворды доступны для обучающихся по уровню их подготовленности;
  • на занятии создан морально-психологический климат, способствующий осуществлению интеллектуальной игры;
  • обучающиеся имеют мотивацию на успешность;
  • в процесс решения включён элемент состязательности между обучающимися, либо поддержка и помощь группы;
  • предусмотрено обсуждение ответов.

      Кроме того, чтобы не исчез интерес у старшеклассников  к разгадыванию кроссвордов,  использую различные   формы и уровни сложности кроссвордов. Некоторые кроссворды рассчитаны на решение всем классом. Учитывая активность, эрудицию, скорость выполнения заданного, выставляю только хорошие отметки наиболее успешным и отличившимся студентам.

   Особо полезным видом закрепления и повторения материала я считаю  - самостоятельное составление кроссвордов самими учениками. Оно целесообразно с методической точки зрения, так как требует:

- хорошего знания пройденной темы;

- умения чётко формулировать определения понятий;

- умения работать со справочной, учебной литературой, интернет-сайтами;

- побуждает к расширению и углублению знаний;

- тренирует память.

Разгадывание кроссвордов вырабатывает умение довести начатое дело до конца, настойчивость; способность сопоставлять; обостряет сообразительность; стимулирует интерес к изучаемым темам и к науке в целом.

    Интересна для учащихся самостоятельная разработка кроссвордов. Ученик не может правильно сформулировать вопрос о понятии или процессе, который он всесторонне и глубоко не осмыслил. Поэтому, при анализе составленных кроссвордов необходимо учитывать качество поставленных вопросов. Таким образом, качество сформулированного вопроса свидетельствует о качественном изучении и хорошем понимании учебного материала.    Наиболее «удачные» кроссворды обучающихся я предлагаю для решения в других классах, тем самым, повышая авторитет их авторов в школьной среде.

   Кроссворд - мощное дидактическое средство, соединяющее серьёзное интеллектуальное занятие и игровой  элемент, размышление и развлечение, открывающее дополнительный подход к обучению старшеклассников экономической науке.


Тема «Сущность рынка»

и

13.з

к

а

я

10п

а

о

н

д

о

в

а

я

м

ы

н

16о

к

л

к

т

о

н

к

у

р

е

н

ц

и

я

н

к

с

з

у

14м

и

р

м

а

у

н

т

е

ы

д

о

м

о

х

о

з

я

й

с

12т

в

о

н

т

а

с

о

в

о

б

15о

д

а

р

т

в

т

в

б

я

с

ь

а

ь

а

м

а

р

т

е

р

11ц

р

я

е

в

е

н

4п

р

о

г

р

е

с

с

и

в

н

а

я

а

По горизонтали:

  1. Фондовая - биржа, на которой проводятся сделки купли-продажи ценных бумаг.
  2. Конкуренция – соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
  3. Бартер – вид прямого товарообмена: Т-Т.
  4. Прогрессивная (система) – черта товарного хозяйства, показывающая, что специализация повышает производительность труда и ведет к развитию производительных сил.
  5. Низкая   – производительность труда, при которой в единицу времени производится продукции меньше.
  6. Рынок – место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.
  7. Фирма – единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства.
  8. Свобода - право домохозяйства, фирмы, предприятий использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать товары на выбранных рынках.

По вертикали:

  1. Государство – организация  политической власти,  содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.
  2. Полезность – способность блага или товара удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность.
  3. Цена – денежное выражение стоимости товара или услуги.
  4. Товар – продукт труда (любая вещь), способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.
  5.   Замкнутость – черта натурального хозяйства, определяющая разобщенность хозяйств, при чем каждое хозяйство обеспечивает себя всем необходимым.
  6. Меновая – стоимость как  количественное соотношение, в котором одни  товары обмениваются на другие.
  7. Обмен – мена товар на товар или товар на деньги.
  8. Открытая (система) – черта товарного хозяйства, показывающая, что все производимые блага выходят за пределы каждой производственной единицы и устремляются на рынок.

 

Тема «Международная торговля»

11д

13т

т

о

15л

о

12ф

у

о

и

л

р

г

р

а

н

к

л

и

р

г

в

1  а

в

т

а

р

к

и

я

о

и

р

р

к

е

в

д

е

л

н

е

в

а

л

ь

в

а

ц

и

я

о

е

с

10е

в

р

о

к

с

п

14о

р

т

с

б

ь

2п

р

о

т

е

к

ц

и

о

н

и

з

м

м

в

е

в

о

т

а

а

н

ь

По горизонтали:

  1. Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом;  направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно (сродни натуральному хозяйству).
  2. Протекционизм – политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
  3. Квота – метод  количественного ограничения импорта.
  4. Девальвация – уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях  золотого стандарта;   процесс обесценения  основной валюты для расчетов на отдельно взятой территории; падение стоимости валюты относительно стоимости золота или других валют. 
  5. ВТО – аббревиатура организации, обеспечивающей свободное трансграничное перемещение товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости норм регулирования.
  6. Франк – основная  денежная единица Франции  до 17.02.2002г.
  7. Лев – денежная единица Болгарии.
  8. Экспорт – вывоз продукции из страны в другие страны .
  9. Юань – денежная единица Китайской народной республики.
  10. Евро  – официальная  валюта  17 стран  «еврозоны».

По вертикали:

  1. Доллар  – название денежная единица США и Зимбабве.
  2. Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.
  3. Тугрик – денежная единица Монголии.
  4. Обмен – в экономике  движение товара от одного владельца к другому.
  5. Ликвидность – экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене,  близкой к рыночной. 

Тема «Экономические системы»

м

е

ш

а

н

н

а

я

и

с

о

б

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

р

т

н

а

е

н

а

д

с

т

о

й

к

а

д

2п

м

я

ы

и

л

а

10к

о

н

к

у

р

е

н

ц

и

я

а

о

и

н

а

ч

о

о

с

у

д

а

р

с

т

в

е

н

н

а

я

н

в

к

а

л

н

а

с

я

о

а

я

г

я

По вертикали:

  1. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенное единство.
  2. Плановая – система, характерными чертами которой  являются: общественная собственность на средства производства, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.
  3. Маркс – фамилия ученого, автора экономического труда «Капитал».
  4. Частная -  форма общественного производства, при которой определенный коллектив или группа людей в своей собственности имеет средства производства, остальные не имеют их (средств производства).
  5.     Рыночная – система, для которой  характерны частная собственность, свобода выбора и предпринимательская конкуренция.
  6. Налог – обязательный безвозмездный платеж физических и юридических лиц.
  7. Традиционная –  система, для которой  характерно решение проблем на основе традиций, обычаев; преобладание замкнутого натурального хозяйства.

   По горизонтали:

  1.    Смешанная – система,  достоинствами которой  являются: эффективное использование ресурсов, внедрение современных технологий, социальная защищенность граждан, личная свобода.
  1. Собственность – система экономических отношений между людьми, выражающаяся во владении, пользовании и распоряжении средствами производства и соответствующей им формы присвоения средств и результатов производства.
  2. Государственная – форма собственности, которая  подразделяется на общегосударственную, муниципальную и региональную.
  3.     Конкуренция – соперничество фирм на данном рынке за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности

Тема «Спрос и предложение»

к

о

н

ц

е

н

т

р

а

ц

и

я

п

5п

ф

в

с

р

о

6п

и

н

т

о

н

к

у

р

е

н

ц

и

я

о

е

с

у

о

и

в

м

п

д

т

е

н

а

а

а

с

а

т

о

в

а

р

и

в

а

н

и

е

е

ц

е

л

а

я

По горизонтали:

  1. Конкуренция – соперничество фирм на данном рынке за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
  2. Затоваривание – ситуация на рынке одного или нескольких товаров, при которой предложение этих товаров значительно превышает спрос.
  3. Цена – денежное выражение стоимости товара.

По вертикали:

  1. Спрос – то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.
  2. Покупателя – рынок или ситуация на рынке, при которой предложение производителей и продавцов товаров превышают спрос на него по существующим ценам, в результате чего цены на товар снижаются.
  3. Продавца – рынок или ситуация на рынке, при которой спрос на товар превышает предложение, в результате чего цены повышаются.
  4. Дефицит – ситуация, когда спрос превышает предложение.
  5. Равновесие (рыночное) – ситуация на рынке, когда спрос  и предложение  равны.
  6. Система (экономическая) – сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства.

Тема «Теория поведения потребителя»

а

м

10д

ю

д

ж

е

т

н

а

я

5п

а

р

е

т

о

12г

з

п

о

щ

х

о

13п

о

т

р

е

б

и

т

е

л

ь

е

о

с

р

а

т

е

н

д

у

е

з

а

з

и

а

д

д

л

л

н

я

а

е

и

о

р

л

ч

с

11п

с

ь

и

ф

ф

е

н

т

л

т

н

я

л

ь

т

е

р

н

а

т

и

в

а

а

л

н

о

я

и

н

т

е

з

з

По горизонтали:

  1. Бюджетная – линия, отражающая различные комбинации двух товаров, которые можно приобрести при заданных ценах и доходе.
  2. Гиффен – английский экономист конца 19 века, именем которого назван парадокс: при повышении цен на определённые виды товара (в основном, товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.
  3. Альтернатива – возможность выбора между двумя вещами, предметами и т.д.
  4. Синтез – логический метод, при котором отдельные элементы предмета познания объединятся в целое и исследуются в составе этого целого.
  5. Парето – итальянский экономист, объясняющий, что общество  имеет пирамидальную структуру,  на вершине которой находится элита  — руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. Залог успешного развития — своевременное обновление элиты.

По вертикали:

5. Полезность – субъективное удовлетворение, польза от товара.

  1. Безразличия – кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. 
  2. Капитал – ресурсы, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека, а используются для производства товаров и услуг.
  3. Анализ - метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.
  4. Замещения – эффект, реакция потребителя на изменение цен, показывающая, что если для удовлетворения своих желаний покупатели вместо товара Х могут использовать другие товары, то при снижении цены этого товара они охотнее будут заменять другие товары, которые стали дороже, более дешевым товаром Х.
  5. Дохода - (эффект) изменение спроса на какой-либо товар только вследствие колебания покупательской способности денежного потока, вызванного изменением цен.
  6. План – ряд предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных последовательно для достижения цели с возможными сроками выполнения.
  7. Государство – организация  политической власти,  содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории

13. Предельная - (полезность товара), дополнительная полезность от потребления каждой последующей единицы блага.

Тема «Заработная плата»

о

1п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

н

о

м

2п

р

о

и

з

в

о

д

с

т

в

о

о

п

р

г

с

е

р

э

к

о

н

о

м

и

ч

е

с

к

и

е

а

н

е

а

ф

и

н

л

и

я

о

м

и

н

а

л

ь

н

а

я

а

н

я

а

р

п

л

а

т

а

я

По горизонтали:

  1. Предложение – понятие, отражающее поведение  товаропроизводителя (продавца)  на рынке, его готовность произвести (продать) какое-либо количество товара за определённый период времени при условиях.
  2. Производство – процесс создания разных видов экономического продукта для продажи на рынке.
  3. Номинальная – зарплата или  сумма денег, которую получает работник за свой труд.
  4. Зарплата – денежное вознаграждение, которое работник получает в обмен за свой  труд.

По вертикали:

  1. Монопсония – ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.
  1. Повременная – зарплата или  форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества фактически отработанного времени с учётом квалификации работника и условий труда.
  1. Реальная – заработная плата, выраженная в материальных благах и услугах. Данная заработная плата уменьшается с каждым повышением цен на популярные товары и услуги.
  2.  Демография – наука, изучающая  численность, территориальное размещение и состав населения,  закономерности  воспроизводства населения, миграцию и пр.

Тема «Рынок капитала»

а

7п

и

т

а

л

11с

у

д

а

о

т

и

с

к

о

н

т

р

о

в

а

н

и

е

р

н

в

р

е

д

и

т

в

к

12з

д

е

л

а

г

а

а

н

к

с

й

и

т

10и

м

к

а

и

з

п

р

о

ц

е

н

т

к

и

о

с

и

с

По горизонтали:

  1. Капитал – ресурсы, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека, а используются для производства товаров и услуг.
  2. Дисконтирование – определение стоимости денежного потока, путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени (является базой для расчётов стоимости денег с учётом фактора времени).
  3. Кредит – денежная сумма, предоставляемую банком  на определённый срок и на условиях срочности и возвратности.
  4. Банк –  финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций  с деньгами и ценными бумагами, и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. 
  5. Ссуда – передача денег и ли имущества ссудодателем ссудополучателю по договору займа  на условиях возврата.
  6. Блага – все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

По вертикали:

  1. Посредник – юридическое или физическое лицо, цель которого состоит в оказании услуг по совершению коммерческих, финансовых операций, а также по урегулированию спорных вопросов в различного рода отношениях.
  2. Маркс – ученый, по мнению которого, средства производства, рабочая сила, деньги, товары становятся капиталом тогда, когда используются для присвоения чужого неоплаченного труда.
  3. Инвестиции - долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
  4. Износ – процесс обесценивания капитала; бывает физический и моральный.
  5. Ставка (процентная) – это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год).
  6. Займ – вид обязательственных отношений, договор, в силу которого одна сторона (Заимодавец) передаёт в собственность другой стороне (Заёмщику) деньги или другие вещи, определённые родовыми признаками (например: числом, весом, мерой).

Тема «Цикличность развития рыночной экономики»

а

н

к

р

о

т

с

т

11в

о

12д

а

о

2п

д

ъ

ё

м

л

и

к

о

л

а

й

ж

10к

ю

г

ц

и

к

л

и

ч

н

о

с

т

ь

о

в

н

н

с

л

п

а

д

ы

г

р

а

р

н

ы

й

е

р

й

н

о

н

а

г

ч

р

и

з

и

с

т

о

л

е

13б

а

н

и

я

е

ь

и

у

ы

е

п

р

е

с

с

и

я

м

е

в

По горизонтали:

  1. Банкротство – неспособность должника платить по своим обязательствам, вернуть долги в связи с отсутствием у него денежных средств для оплаты.
  2. Подъем – состояние экономики страны, характеризуемое ростом производства, повышением его эффективности, оживлением экономической деятельности в разных сферах, повышением уровня жизни.
  3. Кризис – резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.
  4. Спад – фаза цикла, характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается рост безработицы
  5. Депрессия – фаза экономического цикла, следующая за спадом.
  6. Николай – имя русского ученого установил, что в развитии экономики можно выделить последовательные периоды ускоренного и замедленного роста со средней продолжительностью около 50 лет.
  7. Аграрный – кризис, при котором происходит резкая приостановка сбыта сельскохозяйственной продукции.
  8. Колебания – отклонения важнейших показателей макроэкономики от их устойчивого состояния. Периодически рост сменяется спадом, образуются экономические циклы.

По вертикали:

  1. Оживление – фаза экономического цикла, характеризующая начало подъема в экономике после кризиса, застоя, депрессии. Наиболее явным признаком оживления является увеличение платежеспособного спроса.
  2. Кондратьев – фамилия русского ученого установил, что в развитии экономики можно выделить последовательные периоды ускоренного и замедленного роста со средней продолжительностью около 50 лет.
  3. Валютный – кризис, при котором происходит обесценивание денежной единицы страны.
  4. Долгосрочные – циклы, названные в честь русского ученого экономиста «длинными или кондратьевскими волнами».
  5. Бум – «высшая точка» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем.
  1. Англия – страна, в которой проявились в  17 веке первые крупные экономические кризисы.

Тема «Кредиты»

т

а

в

к

а

а

у

о

н

д

а

ё

м

щ

и

к

а

в

р

е

д

и

т

о

р

а

4п

л

а

т

н

о

с

т

ь

н

р

о

ч

н

о

с

т

ь

с

п

о

т

е

к

а

ь

По горизонтали:

  1. Ставка – Процентная ставка за кредит - это стоимость кредита для заемщика, выражающаяся в процентах (чаще всего годовых) от основной суммы кредита.
  2. Заёмщик – это физическое или юридическое лицо, которое может получить от банковского учреждения во временное пользование средства на условиях возвращения, платности, срочности.
  3. Кредитор – сторона в кредитных отношениях, предоставляющая средства (кредитные ресурсы) на условиях возвратности, срочности и платности.
  4. Платность – принцип кредита означающий, что заемщик денег должен внести определенную единовременную плату за пользование кредитом или платить в течение оговоренного срока.
  5. Срочность — принцип это обеспечения возвратности кредита в строго оговоренный в кредитном соглашении срок.
  6. Ипотека – вид залога, при котором закладываемое имущество не передается в руки кредитора, а остается у должника.

По вертикали:

  1. Ссуда - это временная передача собственности в пользование, обычно, безвозмездное. Синоним слов «аренда», «займ».
  2. Банк – финансовое учреждение, имеющее лицензию на прием вкладов и выдачу кредитов, а также осуществляющее расчеты между фирмами и ведущее операции с ценными бумагами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворды по экономике

Данный материал можно использовать при знакомстве учащихся с творческими профессиями....

Кроссворд по экономике

Кроссворд по экономике на тему: "Что такое экономика?"...

Кроссворд по экономике

Калейдоскоп - кроссворд на общее развитие обучающихся по экономике...

Кроссворд к разделу "Семейная экономика"

Кроссворд использую как проверочную работу после изучения раздела....

Кроссворд по обществознанию 6 класс по теме "Экономика"

Кроссворд по обществознанию 6 класс по теме "Экономика"...

Кроссворды как дидактическое средство обучения на уроках экономики

на уроках экономики с целью контроля знаний учащихся периодически использую авторские кроссворды по разным темам предмета....

Кроссворд по теме Экономика

Кроссворд по теме Экономика ОУД 07 Обществознание...