психология
учебно-методический материал по экономике (10 класс)

Бузилова Ольга Николаевна

Д 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«НЕ СЛЕДУЕТ БОЯТЬСЯ СТРЕССА. ЕГО НЕ БЫВАЕТ ТОЛЬКО У МЕРТВЫХ. СТРЕССОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ. УПРАВЛЯЕМЫЙ СТРЕСС НЕСЕТ В СЕБЕ АРОМАТ И ВКУС ЖИЗНИ!”

Ганс Селье.

Известно, что стресс – это не сама ситуация (отсутствие денег, проблемы со здоровьем, перегруз и конфликты на работе и т.д.), это наша реакция на ситуацию. Мы часто замечаем,  что одни и те же ситуации имеют совершенно разное воздействие на разных людей – кого-то определённая жизненная ситуация может привести в ярость или ввергнуть депрессию, а кого-то просто развеселить. Но своими реакциями на внешнее воздействия мы можем научиться управлять.

Чек-лист симптомов стресса:

  • Первый симптом – беспричинная раздражительность и злоба.
  • Должна насторожить вялость и слабость. Стресс выражается быстрой утомляемостью и желанием перенести дела «на завтра».
  • Эмоциональное истощение, характерное для затяжного стресса, будет выливаться в нежелание общаться с близкими людьми.
  • Ещё один маркер стресса – бессонница или беспокойный сон.
  • Кортизол повышает тонус мышц. Это ощущается как «скованность» тела, которую не получается преодолеть с помощью медитации или тёплой ванны.
  • Истощение проявляется также приступами страха, паники.
  • От воздействия продолжительного стресса страдает концентрация внимания, память и умственные способности.
  • Стресс может проявляться в виде безосновательного недоверия к окружающим людям.
  • Любые перемены в пищевом поведении должны насторожить – возросший аппетит или наоборот его отсутствие.
  • Тоска, плаксивые настроения, усиленные самокопания могут быть симптомами стресса.
  • Повышенный в крови кортизол может проявляться нервным тиком или несвойственными навязчивыми действиями вроде кусания ногтей и губ.
  • Физические проявления стресса могут включать повышенную потливость, расстройство пищеварительной системы, головные боли, дискомфорт в груди, озноб, онемение, повышение температуры тела и не только. К сожалению, этот список можно продолжать очень долго.
  • Наконец, стресс может вызвать нехарактерный для человека интерес к алкоголю, наркотикам, азартным играм и другим деструктивным вещам.

Как научиться управлять стрессом? Например, через психофизические практики:

  • Развитие компетенций эмоционального интеллекта
  • Выработка своей собственной стратегии расслабления и освоение здоровых методов снятия стресса (без обязательных пива/вина/водки/коньяка, сигарет и тд).
  • Работа над своими коммуникативными навыками и отношениями с другими людьми
  • Создание положительного психологического климата на работе
  • Разумное распределение нагрузок
  • Управление фокусом своего внимания
  • Дыхательные практики
  • Медитация
  • Аутогенная тренировка (релаксация и самовнушение)
  • Спорт, активный отдых
  • Здоровое питание
  • Здоровый сон
  • Искоренение в себе привычки к перфекционизму
  • Искоренение привычки думать мрачные мысли
  • Формирование поддерживающей среды – того окружения, которое будет вас вытаскивать, мотивировать и приносить радость
  • Постоянное обучение, новые впечатления и эмоции
  • Развитие осознанности и привычки к самонаблюдению и самоанализу (например, ведение дневника)
  • Разностороннее развитие, а не только профессиональное
  • Работа с глубинными ценностями и приоритетами и ограничивающими убеждениями.

Но важно помнить, что психофизические практики сильно помогают, но они являются вторичными по отношению к работе над своими ценностями, жизненными приоритетами и убеждениями относительно работы и самореализации.

Как выходить из стресса и старых привычек:

  • Учиться замечать ваши реакции в различных неприятных ситуациях.
  • Сказать Стоп. А что я чувствую? А что в теле? И какая моя реакция? Бежать, нападать или замереть?
  • В стрессе важно переключать внимание. Останавливать своё привычное деструктивное реагирование.
  • Погулять вокруг школы, дома, машины (места, где вы находитесь).
  • Сделать глубокий вдох-выдох, сказать стоп. И дальше внедряем новую привычку — дышим, гуляем, бьём подушку или посуду (такие тоже есть), можно покричать в безлюдной месте.
  • Важно быстро вернуть себя в равновесное состояние, обнулиться.
  • В день, когда вы "пострессовали", после возвращения в ноль, можно сходить в тренажёрку, пробежаться, любой спорт, баня, горячий душ, ванна с солью и пеной, массаж, кому-то хорошая книга, общение, медитация и обязательно выспаться.
  • Хороши телесные практики — динамические медитации, йога, дыхательные техники.
  • Кому-то помогает пение, рисование, вязание, любимое хобби. Нейрографика, Арт-терапия.
  • Важно! Не свалиться в низкие вибрации и не зависнуть в них.
  • Нарабатывать привычки быстро реагировать, снимать стресс и переключать внимание на позитивное, ресурсное, наполняющее состояния.

Короткая мини-практика — Стоп Стрессу, Точка Пустоты.

Найдите спокойное место, где вам не будет никто мешать. Это может быть даже ванная комната, или на прогулке в парке.

Делаете серию протяжных вдохов и выдохов на счёт 4, можно 5.

Вдох — 1,2,3,4.

Задержка — 1, 2, 3, 4.

Выдох — 1, 2, 3, 4.

На вдохе выдыхаете чистый поток воздуха, наполняете лёгкие. Задержка. Выдох.

На задержке — погружаетесь в точку пустоты. Стоп всему — мыслям, чувствам, действиям. Ничего нет — пустота. Длинный выдох.

На выдохе — выдыхаете всё напряжение, все эмоции, расслабление.

Делаете несколько циклов дыхания в спокойном ритме.

Вдох. Задержка. Выдох.

В какой-то момент придёт состояние спокойствия. И можно прочувствовать более глубокие состояния.

Вдох — удовольствие, наполнение энергией, силой.

Задержка — погружения внутрь себя, в гармонию, любовь. Пустоту. Растворение.

Выдох — тотальное расслабление, принятие.

Я делаю такую практику в любом месте. Дышу, когда гуляю по парку. Дышу, гуляя по берегу моря или в горах.

Дыхание — это жизнь. Это мощная перезагрузка.

 

  • Слушать своё мудрое тело.
  • Быть осознаннее.
  • Чувствовать свои эмоции.
  • Останавливать поток разрушающих мыслей.
  • Управлять своими реакциями.
  • Искать простые действенные инструменты.
  • Делать.

Ключевое слово — делать действие.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология личности. Советы психолога.

Здесь даются различные советы каждому из нас, кто бы ты не был и кем бы ты не был. прислушайся к ним и может быть тебе станет легче жить....

Несколько строк о целительстве или «психолог - респондент, психолог – интервьюер»

Эта статья является одновременно и материалом для родителей, и для психологов. К первым обращено само содержание статьи (обсуждаются вопросы целительства, знахарства и самолечения). Ко вторым - технол...

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»

Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...

Авторская педагогическая разработка "Характер решения олимпиадных задач по психологии, психологии в экономике"

Психология – особая наука, по ней нет единой общероссийской олимпиады. Поэтому психологи стараются принимать участие со своими ребятами в разных предлагаемых им конкурсах. Наша задача была разработана...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...