Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа по экономике (7 класс)

Леммер Кристина Викторовна

Рабочая проограмма "Основы финансовой грамотности" для 7-8 классов. 

Рабочая программа составлена с учетом того, что дети впервые начинают изучать финансовую грамотность.

Содержание курса разработанно с указанием форм и видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx51.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Атамановская средняя общеобразовательная школа»

Программа  рекомендована к работе Педагогическим советом

протокол №__от______2019 г.

Утверждаю ______________

Директор:

Колокольцова Т.Н.

Приказ №__от________2019 г.

Программа рассмотрена  на ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол №__от_______2019 г.

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

для  7-8 классов

на 2019-2020 год

на   70 часов

Составитель:  

Леммер К.В

 учитель истории и обществознания

с. Атаманово

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Цели:

  • Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
  • Приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
  • Применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
  • Развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
  • Воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
  • Формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 7-8  классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи:

  • усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
  • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

Место курса в учебном плане:

Программа предназначена для обучающихся 7-8 классов. Срок реализации программы рассчитан на 1 год. Занятия по программе «Основы финансовой грамотности» проводятся 1 раз в неделю. На учебный год отводится 35 часов. В 7 классе 35 часов, в 8 классе 35 часов.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплекс:

  1.  Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с.
  2. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. /— М.: ВАКО, 2018. — 40 с
  3. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
  4. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.  Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с.
  5. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с.
  6. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Л13 Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с.
  7. Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л13 Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 60 с.
  8. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с.
  9.  Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Р99 Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 76 с.
  10. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Р99 Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, проектор, сканер, принтер.

Интернет-ресурсы:

  1. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
  2. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
  3. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
  4. www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
  5. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
  6. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни

  1. Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
  •  сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
  • готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

 Познавательные

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
  • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
  • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,  об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
  • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
  • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
  • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
  • умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
  • нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
  • умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
  • установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
  • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

 • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

 • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

  • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

•  проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

•  контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;

•  самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики  семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

•  умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

•  формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);

•  умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

 • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

  • владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
  •  владение знаниями: ¸
  • о структуре денежной массы; ¸
  •  о структуре доходов населения страны и способах её определения; ¸
  • о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; ¸
  •  о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; ¸
  • об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; ¸
  •  о возможных нормах сбережения; ¸
  • о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций; ¸
  • о видах страхования; ¸
  •  о видах финансовых рисков; ¸
  • о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; ¸
  •  о способах определения курса валют и мест обмена; ¸
  • о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

  1. Содержание курса «Основы финансовой грамотности»

7 класс.

Тема 1. Введение в курс «Финансовая грамотность»

Финансовая грамотность. Благосостояние. Финансовое поведение.

Формы организации: вводная лекция-беседа, дискуссия.

Виды деятельности: знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет.

Тема 2. Доходы и расходы семьи.

Потребности.  Деньги. Бартер. Товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги. Товары и  услуги. Семейный бюджет. Доходы и их источники (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам). Расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги).  Личные доходы и личные расходы. Сбережения.  Денежный долг.

Формы организации: финансовые бои, коммуникативные бои, рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций, занятие-игра «Управление денежными средствами семьи», «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование», семинар «Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги», контроль знаний, работа в группах по 4-6 человек, практикум, интернет-игра.

Виды деятельности: Рассказывать что такое деньги, и какие они бывают, рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам, поиск актуальной информации на специальных сайтах, составление личного бюджета и бюджета семьи, выбор рациональных схем инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи, решение финансовых задач.

Тема 3. Риски потери денег и имущества

Страхование. Цели и функции страхования. Виды страхования. Страховой полис. Страховая компания. Больничный лист.

Формы организации: занятие-игра «Что делать, если мы попали в особую жизненную ситуацию», семинар «Нужно ли сегодня страхование жизни и здоровья», практикумы, дискуссия, работа с документами, аналитическая работа.

Виды деятельности: Постановка учебной задачи, поиск необходимой информации на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых организаций, оценивание предлагаемых вариантов страхования,

Тема 4. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Социальное пособие. Пособие по безработице. Пенсия. Стипендия.

Формы организации: практикум, занятие-игра «Налог и семейный бюджет», семинар «Чем опасна неуплата налогов для физического лица», контроль знаний, дискуссия, круглый стол, выступление учащихся с показом презентаций.

Виды деятельности: планирование расходов при уплате налогов, решение финансовых задач по вычислению заплаченных налогов, или расчету суммы, которую необходимо заплатить в качестве налога

Тема 5. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Бизнес.  Малый бизнес.  Бизнес-план. Бизнес-инкубатор. Валюта. Валютный курс.  Обменный пункт. Валютный вклад.

Формы организации: занятие-игра «Увеличиваем семейные доходы с использованием финансовых услуг», контроль знаний, работа в группах, занятия-практикумы, познавательная беседа, творческая работа, работа с документами.

Виды деятельности: составление кроссворда с понятиями финансовой грамотности

8 класс.

Тема 1. Происхождение денег.

Эмиссия денег.  Денежная масса. Покупательная способность денег.  Центральный банк. Структура доходов населения.   Видов эмиссии денег и механизмы её осуществления в современной экономике. Способы влияния государства на инфляцию. Состав денежной массы. Факторы, влияющие на размер доходов, получаемых из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи.

Формы организации: семинар «Каковы достоинства и недостатки символических денег», «Чем сегодня обеспечены деньги», контроль знаний, викторина, работа с документами, дискуссия, практическая работа.

Виды деятельности: знать и называть виды эмиссии денег и механизмы её осуществления в современной экономике, способы влияния государства на инфляцию.

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

Структура доходов семьи.  Человеческий капитал. Благосостояние семьи.  Структура доходов населения России и причины её изменения.

Формы организации: семинар «Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 1990-ми гг.». дискуссия, занятие-лекция, познавательная беседа, аналитическая работа.

Виды деятельности: состав денежной массы, факторы, влияющие на размер доходов, получаемых из различных источников, знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.

Тема 3. Контроль семейных расходов.

Контроль расходов семьи. Структура личных доходов.

Формы организации:

Мини-исследования и проекты, защита проектов, контроль знаний, занятие-игра, финансовые бои, коммуникативные бои, практикум, решение финансовых задач.

Виды деятельности:

поиск в Интернете сайтов социальных служб, анализирование и оценивание финансовых рисков, чтение договора с банком, расчет банковского процента и сумму выплат по вкладам, перевод одной валюты в другую, поиск информации об изменениях курса валют

Тема 4. Построение семейного бюджета.

Семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет). Статьи расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.

Формы организации: семинар «Как хорошо, когда цены снижаются! К чему ведет дефляция как для семей, так и для государства», контроль знаний, мини-исследование, выступление учащихся с показом презентаций, коммуникативные бои, решение практических задач.

Виды деятельности: практикум, составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

  Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.

Формы организации: семинар «В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков для увеличения семейных доходов», занятие-лекция, учебная экскурсия, решение практических и экономических задач, аналитическая работа, викторина, конкурсы.

Виды деятельности: практикум, «Изучаем депозитный договор», «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»;

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния

Финансовое планирование.

Формы организации: лекция-беседа, практикум, деловая игра, выступление учащихся с показом презентаций, работа с документами, круглый стол, творческая работа, решение практических и финансовых задач, игра с элементами тренинга.

Виды деятельности: практикум, составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование, виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски и виды рисков. Виды особых жизненных ситуаций, способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий. Виды страхования. Виды финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество).  Способы сокращения финансовых рисков.

Формы организации: семинар «Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье», контроль знаний, работа с документами, познавательная беседа, викторина,

Виды деятельности: знать понятие «Банковская система», функции центрального банка, уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации, знать виды банковских карт.

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 7 класса (приложение 1)

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 8 класса (приложение 2)

  1. Тематическое планирование . 7 класс

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение в курс «Финансовая грамотность»

2

2

Доходы и расходы семьи

5

3

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

3

4

Человек и государство: как они взаимодействуют.

11

5

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

13

Итоговое повторение

1

                                              Итого                   35

Тематическое планирование. 8 класс.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение в курс «Финансовая грамотность»

1 ч

2

Происхождение денег

4 ч

3

Источники денежных средств семьи

4 ч

4

Контроль семейных расходов

4 ч

5

Построение семейного бюджета

5 ч

6

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

4 ч

7

Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния

6 ч

8

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

6 ч

Итоговое повторение-обобщение по курсу «Основы финансовой грамотности 8 класс»

1 ч

                                              Итого                   35

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атамановская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендовано к работе Педагогическим советом

протокол №__от______2019 г.

Утверждаю ______________

Директор:

Колокольцова Т.Н.

Приказ №__от________2019 г.

Рассмотрено  на ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол №__от_______2019г.

Календарно-тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

для  7 класса

на 2019-2020 год

на   35 часов

Составитель: учитель истории и

Обществознания Леммер К. В.

с. Атаманово

2019

Календарно-тематическое планирование. 7 класс

№ п/п

Дата

Тема

Тема 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (2 ч)

1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

2

Учимся оценивать свое финансовое поведение и финансовое поведение людей

Тема 2. Доходы и расходы семьи (5 ч)

3

Деньги: что это такое.

4

Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы.

5

Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы.

6

Как сформировать семейный бюджет.

7

Учебные мини-проекты: «Доходы семьи», «Расходы семьи»

Тема 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (3 ч)

8

Что такое страхование и для чего оно необходимо

9

Как работает страховая компания

10

Учебные мини-проекты «Страхование»

Тема 4. Человек и государство: как они взаимодействуют (11 ч)

11

Что такое налоги и почему их надо платить

12

Какие бывают налоги

13

Учимся считать налоги

14

Игра «Считаем налоги семьи»

15

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства

16

Как работает налоговая служба

17

Учебные мини-проекты «Налоги»

18

Что такое социальные пособия и какие они бывают

19

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

20

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»

21

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и государство: как они взаимодействуют»

Тема 5. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (13 ч)

22

Для чего нужны банки

23

Какие бывают вклады

24

Что такое кредиты и надо ли их брать

25

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

26

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

27

Как работает банк

28

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»

29

Что мы знаем о бизнесе

30

Как открыть фирму

31

Ролевая игра «Открываем фирму»

32

Что такое валюта и для чего она нужна

33

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

34

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»

35

Итоговое повторение по курсу: «Финансовая грамотность. 7 класс»

Приложение 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атамановская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендовано к работе Педагогическим советом

протокол №__от______2019 г.

Утверждаю ______________

Директор:

Колокольцова Т.Н.

Приказ №__от________2019 г.

Рассмотрено  на ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол №__от_______2019г.

Календарно-тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

для  8 класса

на 2019-2020 год

на   35 часов

Составитель: учитель истории и

Обществознания Леммер К. В.

с. Атаманово

2019

Календарно-тематическое планирование. 8 класс

Дата

Тема

1

Введение в курс «Финансовая грамотность» (1 ч)

Тема 1. Происхождение денег (4 ч)

2

Деньги: что это такое

3

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи

4

Круглый стол «Деньги их виды и функции»

5

Повторение по теме: «Происхождение денег»

Тема 2. Источники денежных средств семьи (4 ч)

6

Какие бывают источники доходов

7

От чего зависят личные и семейные доходы

8

Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы.

9

Повторение по теме: «Источники денежных средств семьи»

Тема 3. Контроль семейных расходов (4 ч)

10

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

11

Практикум: Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в вашем городе, селе, посёлке).

12

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

13

Повторение по теме: «Контроль семейных расходов»

Тема 4. Построение семейного бюджета (5 ч)

14

Что такое семейный бюджет и как его построить

15

Как оптимизировать семейный бюджет

16

Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей.

17

Занятие-игра «Составляем семейный бюджет»

18

Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (4 ч)

19

Для чего нужны финансовые организации

20

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

21

Занятие-игра «Увеличиваем семейные доходы с помощью финансовых организаций»

22

Повторение по теме: «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций»

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния (6 ч)

23

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

24

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

25

Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль).

26

Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в вашем городе, селе, посёлке).

27

Занятие-игра «Осуществляем долгосрочное финансовое планированием»

28

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (6 ч)

29

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца

30

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

31

Чем поможет страхование

32

Решение логических задач «Страхование».

33

Мини-проекты: «Что делать, если мы попали в особую жизненную ситуацию»

34

Повторение по теме: «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться»

35

Итоговое повторение-обобщение по курсу «Основы финансовой грамотности 8 класс» (1 ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Финансовая грамотность" 5 класс

laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.Элективный курс финансовой грамотности – это учебный курс, в о...

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению...

Рабочая программа "Финансовая грамотность "

Рабочая программа по внеклассной работе в 8-9 классах изучения финансовой грамотности  обучающихся .Финансовая грамотность -это знания в области финансов ,способность человека принимать обоснован...

Рабочая программа "Финансовая грамотность" 3 класс и 8 класс

Программа 3 класса разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой &l...

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Рабочая программа предмета «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документ...

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Данные рабочие программы по финансовой грамотности 5-9 классы составлены с учетом 1 час в нед...

Рабочая программа _Финансовая грамотность

Рабочая программа _Финансовая грамотность...