План-конспект урока по экономике на тему: "Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены".
план-конспект урока по экономике (10 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены.                                                                           

                                                «Высшая ловкость состоит в том,

                                                чтобы всему знать истинную цену»

                                                                                Франсуа де Ларошфуко

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных.

        

УУД : Образовательные:

  • формирование представления о механизме дифференциации ценообразования, связи между мировыми и внутренними ценами, базисными и контрактными, оптовыми и розничными;
  • определение факторов, влияющих на уровень различных видов цены;
  • совершенствование понятийного аппарата (экономического): мировые и внутренние цены, базисные и контрактные, оптовые и розничные;
  • закрепление умения и навыков применять полученные знания в конкретных ситуациях (решение экономических задач).

Развивающие:

  • развитие умения выполнять простейший экономический анализ, способы работы с экономическими моделями;
  • развитие исследовательских навыков (определение взаимоотношения спроса и предложения при различном уровне цен, рассмотрение ситуаций рыночного равновесия и случаев отклонения от него);
  • совершенствование экспериментальных навыков (определение зависимости максимально возможных цен от уровня спроса и предложения, влияния неценовых факторов спроса и предложения на состояние рыночного равновесия).

Воспитательные:

  • формирование устойчивого интереса к изучению экономики, экономического мышления, экономической культуры;
  • привитие культуры учебного труда, активной гражданской позиции;
  • развитие  готовности к самосовершенствованию, умения формулировать   и   отстаивать   собственную   точку   зрения, требовательности к себе, чувства собственного достоинства, аккуратности, добросовестности, ответственности, честности.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к работе, приветствие).
  2. Актуализация ЗУН, опрос по пройденному на прошлом уроке материалу.

На предыдущем занятии мы узнали о функционировании ценового механизма, о порядке определении стоимости товара. Вопросы учащимся:

1.Что такое цена? Какие факторы влияют на ценообразование?

2. Какие функции в экономике выполняет цена?

3. В чём суть классической концепции цены?

4. Как трактуют формирование цены неоклассики?

5. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Ценообразование в условиях рынка». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание):

 Несовершенство рынка, невозможность производства общественных благ, компенсация внешних эффектов, монополизация рынков, неравенство доходов.

7. На графике изображено изменение ситуации на рынке мобильного Интернета: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)  Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение числа бесплатных точек доступа Wi-Fi

2) рост стоимости смартфонов

3) рост налогообложения операторов сотовой связи

4) увеличение числа операторов сотовой связи

5) рост рекламной активности операторов сотовой связи

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=37430

3. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

           Понятие «ценовой механизм» отражает большую дифференциацию цен в системе современного рынка, где разные цены действуют как «автоматические сигналы», координирующие деятельность руководителей фирмы, принимающих решения.

Эффективность ценового механизма, однако, обусловлена степенью «зрелости» рынка, т. е. свободным действием законов спроса и предложения, когда рынок насыщен товарами и услугами. При этом рынки развитых стран перенасыщены товарами и услугами, поэтому конкуренция на них самая жёсткая.

        Мировая цена (англ. world market price) — денежное выражение интернациональной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке. Мировая цена служит для определения цен международных контрактов, по которым заключается большинство торговых сделок в мире.

Основные характеристики мировых цен

        Мировые цены формируются под влиянием соотношения мирового спроса и мирового предложения на тот или иной товар. Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте, в которой, как правило, и осуществляются расчёты. При этом валюта цены не всегда совпадает с валютой платежа. На формирование мировой цены оказывают влияние ведущие мировые производители и поставщики (продавцы), имеющие существенную долю в общем мировом объёме данной продукции и постоянно воспроизводящие (сохраняющие) своё ведущее положение на данных товарных рынках.

        Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство или потребление и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).На уровень мировых цен оказывают влияние валюта платежа, формы и методы расчётов, характер и условия поставки, и многие другие факторы.

        Механизмы установления мировой цены.

        В торговле тем или иным товаром сложились определённые традиции по способу определения мировой цены. На биржевые товары мировые цены формируются на ведущих мировых товарных биржах. На машины и оборудование мировые цены формируют крупнейшие производители того или иного вида машин и оборудования из Европы, Соединённых Штатов Америки, Японии и других развитых стран.

        Для получения информации о мировых ценах экспортёры и импортёры используют справочные цены (официальные цены поставщиков), аукционные, биржевые, цены торгов, предложений и фактических сделок. Сведения о них содержатся в отраслевых журналах, ежегодниках, справочниках и другой периодике, в частности в ежемесячнике ЮНКТАД "Monthly Commodity Price Bulletin", в ежемесячнике МВФ "International Financial Statistics", в издании ВНИКИ - "Бюллетене иностранной коммерческой информации".

        Базой мировых цен на нефть являются официальные продажные цены стран – членов ОПЕК. При этом в качестве базисных цен используются цены на легкую аравийскую нефть ФОБ (FOB – free on board, «свободно на борту») в соответствии с принятыми в мировой торговле Правилами международных коммерческих терминов «Инкотермс-2000» (Incoterms) Рас-Таннура (основного нефтяного порта в Саудовской Аравии на берегу Персидского залива с годовым грузооборотом около 400 млн т нефти).

        Организа́ция стран — экспортёров не́фти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕ́К, англ. OPEC) — международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть. В состав ОПЕК входят 14 стран: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Конго, Кувейт, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея и Эквадор. Штаб-квартира расположена в Вене. Страны — члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится ~35 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти.

        С 1998 года Россия является наблюдателем в ОПЕК. Начиная с этого периода Россия участвует в сессиях Конференции ОПЕК, а также в совещания экспертов и других мероприятиях организации с представителями стран, не входящих в неё. Проходят регулярные встречи российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран ОПЕК. Отношения с Россией оказывают значительное влияние на политику организации. Из опасения, что Россия увеличит свою долю на рынке, ОПЕК отказывается снизить объёмы добычи, если Россия не сделает того же. Эта ситуация является основным препятствием к восстановлению мировой цены на нефть. В 2015 году ОПЕК предлагала России войти в её состав, однако страна решила остаться наблюдателем.

         В XXI веке возможности ОПЕК влиять на цену нефти и регулировать мировой рынок этого сырья значительно сократились. Это произошло вследствие широкомасштабной добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК: Россия (13 % мировой добычи), США (12 %), Китай (5 %), Канада (4 %), Бразилия (3 %), Казахстан (2 %). Частично успехи данных стран в добыче обусловлены разработкой так называемой «нетрадиционной нефти» (сланцевая нефть в США, нефтеносные пески в Канаде)

        Определяющими ценами на каменный уголь являются цены крупнейших экспортеров – США и Австралии и импортеров – Японии и стран Западной Европы. В качестве ориентира используются цены СИФ Амстердам, Роттердам, Антверпен.

        Базой мировых цен на железную руду принято считать цены крупнейших экспортеров – Австралии, Бразилии, Канады. На практике используются среднестатистические цены импорта – шведской железной руды «Кируна Д» СИФ Роттердам.

        Определяющую роль в ценах на медь, свинец, цинк играют котировки Лондонской биржи металлов (ЛБМ) и цены, установленные на их базе. На базе котировок ЛБМ реализуется около 70 % производимой в мире рафинированной меди и не менее 60% производимого в мире рафинированного свинца.

        Мировыми ценами на алмазы и бриллианты являются цены единственного монополиста – Алмазного синдиката. У него имеется своя Центральная сбытовая организация (ЦСО), которая решает вопросы о повышении или понижении цен на ювелирное сырье. На практике единственным доступным показателем является исчисленный на основании официальных сообщений Алмазного синдиката индекс средних цен. На рынке бриллиантов мировыми ценами считаются экспортные цены крупнейших изготовителей и экспортеров — Индии, Израиля и Бельгии, но на практике оперируют среднестатистической ценой суммарного экспорта бриллиантов Бельгии и Израиля.

        Базовыми ценами для мировых цен на продовольственные товары являются: на пшеницу – цены Австралии (Сидней), на кукурузу – США (порты Мексиканского залива), на рис – Таиланд (Бангкок), на масло сливочное – Новая Зеландия, на арахис – Нигерия – Лондон, на соевые бобы – США – Роттердам, на бананы – Латинская Америка – порты США, на сахар – Нью-Йорк, на говядину – Австралия, Новая Зеландия, порты США, на баранину – Новая Зеландия, чай – Шри Ланка, кофе – Бразилия, табак – США и т.д.

        Базисная цена устанавливается в результате торгов на торговых биржах и служит основой контрактных и оптовых цен. Контрактная цена устанавливается в результате переговоров между покупателем и производителем на продукцию, которая будет произведена и поставлена в назначенный срок согласно подписанному договору (контракту). Как правило, контрактные цены применяются при закупках крупных партий товаров и средств производства. Оптовые цены устанавливаются при открытых торгах на крупные партии отпускаемого товара. Розничные цены — это цены рынка, которые устанавливаются под влиянием мотивов покупателей, продажной цены и качества изделия.

        Оптовые цены на промышленную продукцию – это закупочные цены для продукции предприятий, фирм и организаций промышленной сферы и цены, по которым реализуется данная продукция в процессе оптового оборота, причем вне зависимости от форм собственности.

Оптовые цены на промышленную продукцию делятся на следующие подвиды:

1) оптовые цены предприятий (или отпускная цена);

2) оптовые цены промышленности.

        Оптовые цены предприятий (или отпускная цена) – это цены, которые устанавливаются непосредственно производителем продукции. По отпускным ценам предприятие продает свою продукцию оптовым организациям или другим фирмам, предприятиям или организациям.

        Оптовые цены промышленности – это цены, по которым производится оплата продукции, поставляемой оптовыми организациями предприятиям, фирмам и организациям—потребителям.

        Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – это оптовые цены, по которым сельскохозяйственные предприятия, а также частные лица (фермеры) и население продают сельскохозяйственную продукцию.

        Розничные цены – это конечные цены, по которым товары в розничной торговле продаются населению, предприятиям, фирмам и организациям—потребителям. По розничным ценам товары из сферы обращения попадают непосредственно в сферу потребления домохозяйства или предприятия.

        Аукционная цена тоже является розничной ценой.

4. Закрепление.

  4.1 Фронтальный опрос.

  1. Какие виды цен существуют на современном рынке? Где они устанавливаются?
  2. Раскройте сущность понятий «мировые и внутренние цены»,  «базисные и контрактные цены», «оптовые и розничные цены».
  3. Приведите примеры базового ценообразования нефти, каменного угля, сельскохозяйственной продукции, бриллиантов, машин и оборудования.
  4. Охарактеризуйте состав участников, функции ОПЕК. Роль России в ОПЕК.

4.2 Решение тестовых заданий (учащимся раздаются карточки)

1. Цены по характеру обслуживаемого оборота:
- закупочные

- регулируемые
- оптовые
- мировые
- региональные
- монопольные
- розничные
- престижные

2. Утверждение верное при аукционной форме продажи в классическом ее варианте —
- стартовая цена ниже конечной цены реализации:

- стартовая цена выше конечной цены реализации
- стартовая цена равна конечной цене реализации

3. Абсолютное количественное выражение цены в деньгах:
- структура
- динамика
- уровень
- спрос

4. Виды цен в зависимости от обслуживания конкретных отраслей или сфер экономики:
- закупочные

- текущие
- розничные
- единые

5. Публикуемые (справочные) цены, как правило, являются ценами …
- спроса
- предложения
- обмена
- взаимозачёта

6. Издержки и прибыль торгующих организаций включаются в …
- закупочную цену
- оптовую цену предприятия
- розничную цену
- равновесную цену
- отпускную цену промышленности

7. Тендер позволяет приобрести товар по …
- максимальной цене
- цене, максимально отражающей качество товара
- минимальной цене

8. Отличие оптовых и розничных цен в …
- использовании услуг посредников

- объёме реализации
- ассортименте товаров
- характере расчётов

9. Система цен включает следующие блоки:
- национальные – местные — мировые

- оптовые – закупочные – розничные – рыночные
- постоянные – временные – сезонные – разовые
- оптовые – договорные – прейскурантные

10. Виды цен в зависимости от территории действия:
- единые

- зональные
- рыночные
- справочные
- местные
- гибкие
- контрактные

11. Подсистема, входящая в систему цен:
- внутренние (национальные) цены

- цены бартерных операций
- цены «чёрного» рынка

12. Цели установления цен:
- увеличить товарооборот

- ликвидировать излишки продукции
- увеличить прибыль
- освободить складские помещения
- снизить налоги
- осуществить сговор с конкурентами
- ускорить продажу товаров
- привлечь покупателей

13. Политика фиксированных цен заключается в продаже товара по ценам …
- утверждённым руководством компании
- ниже себестоимости
- определяемым торговым посредником

14. Товары, на которые снижается спрос при росте доходов:
- товары первой необходимости
- предметы роскоши
- товары низшего качества
- товары с единичной эластичностью

15. Динамика справочных цен и цен фактических сделок …
- совпадает в долгосрочном периоде

- совпадает в краткосрочном периоде
- не зависят друг от друга

16. Закупочные цены используются для …
- реализации сельхозпродукции населению
- реализации промышленной продукции компаниям
- скупки сырья и материалов у предприятий
- реализации сельхозпроизводителями своей продукции государству и предприятиям в больших объёмах

17. Розничная цена отличается от отпускной цены производителя на величину …
- торговой надбавки
- косвенных расходов
- прибыли
- оптовой надбавки

18. Сезонность может привести на рынке к …
- стабильности розничных цен
- шокам предложения
- шокам спроса
- колебаниям розничных цен

  1. Подведение итогов  занятия, выставление оценок.

Надеюсь, что наше занятие было для вас интересным и содержательным.

Предлагаю вам рассказать о том, с чем мы познакомились на этом уроке, продолжив следующие предложения:

  1. Сегодня в ходе двух уроков по экономике мы узнали …
  2. В сегодняшнем занятии мне понравилось…
  3. На следующем уроке я хотел бы…

  1. Домашнее задание- п.10, вопросы к параграфу, решение тестовых заданий на сайте «Решу ЕГЭ» по теме «Ценообразование».

Самоанализ урока.

1.Тема урока: Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены.

2. Тип урока: урок первичного усвоения новых знаний.

3. Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных

УУД: образовательные:

  • формирование представления о механизме дифференциации ценообразования, связи между мировыми и внутренними ценами, базисными и контрактными, оптовыми и розничными;
  • определение факторов, влияющих на уровень различных видов цены;
  • совершенствование понятийного аппарата (экономического): мировые и внутренние цены, базисные и контрактные, оптовые и розничные;
  • закрепление умения и навыков применять полученные знания в конкретных ситуациях (решение экономических задач).

 Развивающие:

  • развитие умения выполнять простейший экономический анализ, способы работы с экономическими моделями;
  • развитие исследовательских навыков (определение взаимоотношения спроса и предложения при различном уровне цен, рассмотрение ситуаций рыночного равновесия и случаев отклонения от него);
  • совершенствование экспериментальных навыков (определение зависимости максимально возможных цен от уровня спроса и предложения, влияния неценовых факторов спроса и предложения на состояние рыночного равновесия).

Воспитательные:

  • формирование устойчивого интереса к изучению экономики, экономического мышления, экономической культуры;
  • привитие культуры учебного труда, активной гражданской позиции;
  • развитие  готовности к самосовершенствованию, умения формулировать   и   отстаивать   собственную   точку   зрения, требовательности к себе, чувства собственного достоинства, аккуратности, добросовестности, ответственности, честности.

 Цель урока привязана к задачам и планируемым УУД.

4. Урок проведен во 2 четверти. Это третий по счету урок в теме «Цена и стоимость. Альтернативная стоимость». Усвоению этого материала предшествовало изучение обучающимися таких понятий, как цена товара,  функции цен, ценовой механизм, стоимость товара.

5. Учащиеся 10 «А» класса имеют хорошие учебные возможности. В профильном классе гуманитарного профиля шесть обучающихся из восьми по итогам 1 полугодия получили отметку «5», двое- «3». При планировании данного урока учтены возрастные особенности и  реальные возможности учеников данного класса.

6. Актуализация знаний.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные: Сотрудничество в поиске информации.

Регулятивные: Контроль.

Методы: словесный, проблемный, наглядный.

Форма контроля: фронтальная, тестовая. Обучающимся предложены разноуровневые задания из модулей «решу ЕГЭ»: тесты, определение видовых и родовых, обобщающих понятий, составление сложного плана по теме «Ценообразование в условиях рынка». Решение задачи по теме «Спрос и предложение».

7. Первичное усвоение новых знаний.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: моделирование, выбор оснований и критериев для классификации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: контроль.

Методы: словесный, практический

Форма контроля: фронтальный опрос, работа по группам. Обсуждение таких понятий, как мировые цены и механизмы их установления; базисные, контрактные, оптовые цены, розничные, закупочные цены. Используя обществоведческие понятия и личный опыт, приведение конкретных практических примеров.

8. Первичное закрепление.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, взаимоконтроль.

Метод: практический

Форма контроля: фронтальный опрос, обучающиеся работают с индивидуальными заданиями по карточкам.

На этом этапе создала проблемную ситуация- почему Россия не является членом ОПЕК? Роль России в ОПЕК? Данная ситуация успешно разрешена обучающимися.

9. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

10. Рефлексия.

Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. У некоторых детей тема вызвала затруднения. Работу с этими учениками в дальнейшем буду строить через индивидуальную работу.

11. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.

Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые использованы на уроке:

- информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;

- технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний.

8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся.

10. В целом урок считаю удавшимся, так как:

1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные достижения;

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.

3) Материал урока оказался доступным, интересным для обучающихся.

4) Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. Педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.

Учитель                                                        А.К. Журенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Внутренняя энергия" с применением ЭОР

План-конспект урока "Внутренняя энергия" с применением ЭОР...

План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"

                                     Аннотация.    Конкурсная работа  ме...

План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"

                                     Аннотация.    Конкурсная работа  ме...

План-конспект урока ИЗО в 5 классе Внутренний мир русской избы

План -конспект урока ИЗО составлен  на основе Программы "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека", автора Б.М.Неменского. Урок составлен в соответствии с новыми положениями и требования...

План-конспект урока "Цена славы" УМК М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубаневой «Enjoy English-8» в соответствии с ФГОС

Основные понятия: лексические единицы по теме «Знаменитые люди», разговорные клише, структура условных предложений 1 типа....

Методическая разработка урока общестовзнания по теме "Мировая экономика" (11 класс)

Данный урок является интегрированным. В его проведении принимаю участие 4 учителя: учитель общестовзнания, учитель истории, учитель географии и учитель английского языка. Урок рекомендован для проведе...