«Основы обучения финансовой грамотности младших школьников»
статья по экономике

Яшина Ольга Леонидовна

 

С целью привлечения детей, подростков и молодёжи к повышению уровня финансовой грамотности, содействия их творческому самовыражению и личностному развитию, формирования у молодого поколения навыков управления личными финансами, понимания необходимости бережного потребления МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары присоединилась к  Федеральному  проекту «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Российской Федерации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_finansova_gramotnost_dlya_mladshih_shkolnikov_.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Недостаточно просто иметь деньги,

надо уметь их тратить.

Итальянская мудрость

С целью привлечения детей, подростков и молодёжи к повышению уровня финансовой грамотности, содействия их творческому самовыражению и личностному развитию, формирования у молодого поколения навыков управления личными финансами, понимания необходимости бережного потребления МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары присоединилась к  Федеральному  проекту «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Российской Федерации».

В рамках этого проекта проводится множество мероприятий, в том числе и Всероссийская неделя финансовой грамотности, в которую активно вовлекаются не только взрослые, но и дети. Почему? Ведь раньше финансовой грамотности не учили.
Да, не учили. И что имеем сейчас? Большое количество экономических проблем! В нашем окружении пока ещё мало людей, которые активно инвестируют и имеют понятие о страховании, и даже мало тех, кто ведёт семейный бюджет. В результате очень много людей недовольны своей жизнью, своими зарплатами... Но ведь всё в наших руках! И тем более — в руках наших детей.
Сейчас мы, взрослое население, которое финансам не обучали, набиваем себе шишки путём проб и ошибок в реальном времени. А вот у наших детей есть шанс набивать те же «шишки» в игровой форме внутри семьи и школы под присмотром мамы и папы, учителей и с возможностью получить обратную связь, помощь, подсказку от них. Взрослые должны пытаться привить 4 главных истины о деньгах, которые нужно знать детям.

Итак, чему же стоит научить наших детей до вылета из гнезда в обращении с деньгами?

1.Деньги мы получаем за труд. Очень важная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» актуальна и в наше время. Дети не видят, как родители работают, но зато видят, что деньги выдает специальный аппарат (банкомат), если туда вставить волшебную карточку. А ещё можно приложить эту волшебную карточку к терминалу в магазине — и купишь всё, что захочешь. Настоящую причину, почему деньги выдаются, а продукты — оплачиваются, они не знают. Поэтому важно им дать понять, что всё это происходит потому, что мама и папа трудятся.
       
2.Деньги нужно считать. Очень важно научить ребёнка вести свой личный бюджет (когда начинается период карманных денег). Ребёнок должен знать, куда у него ушли денежки и откуда пришли. Если знать эту информацию, можно более сознательно подходить к своим деньгам.
         3.Деньги можно копить. У всех есть мечты. У детей они не так глобальны, как у взрослых, но тем не менее. Сейчас многие родители покупают ребёнку всё, что он захочет (потому что у самих родителей было трудное детство). В результате ребёнок не знает, что хочет, тонет в подарках и считает, что всё приходит к нему очень просто. Поэтому важно не задаривать детей, оставлять им место для желаний и учить копить на их реализацию.
       
4.Деньги можно положить под процент/взять в кредит. Да, этому тоже нужно научить ребёнка в семье. Пусть мама и папа выступают в качестве банка. Можно предложить ребёнку отдать его деньги на хранение взрослым под процент (как вклад в банке). Или, если ему на что-то не хватает, а он очень хочет, предложить дать в долг под проценты. Депозитно-кредитные отношения таким способом будут прекрасно изучены.

         Это основные моменты, которым можно начать обучать ребёнка с дошкольного и младшего школьного возраста. Чем старше и ближе к самостоятельной жизни ребенок, тем глубже нужно развивать в нем денежно-экономические отношения. Важно будет изучить с ребёнком тему страхования, инвестирования, пенсионных накоплений, основы налоговой системы и так далее. И самое главное — финансовую безопасность. Конечно, самый важный и лучший способ научить ребёнка — это личный пример родителей.

          На внеклассных мероприятиях обучающиес младших классов МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары  в игровой форме изучают  такие темы, как «Обмен и деньги», «Откуда в семье деньги?», «На что тратятся деньги?» и другие. Школьники с удовольствием выполняют задания игрового и   творческого характера, требующие от них смекалки, находчивости и эрудиции.  Всегда неизменным успехом пользуется конкурс «Собери пословицу», в работе используются русские народные пословицы и поговорки.  Обучающиеся с удовольствием выполняют предложенные задания. Очень нравится  тренинг-игра «Не в деньгах счастье», помощниками в которой участвуют обучающиеся 10 классов.

         Таким образом, в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности так же важно, как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.
        И важно делать это не только в семье, а работать в тандеме со школой, чтобы на выходе он не просто знал способы обращения с деньгами, но и активно мог их применять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Основы личной финансовой грамотности"

Программа курса "Основы личной финансовой грамотности" ориентирована на учащихся 9-11-х классов. Автор данной работы ставит цель повысить финансовую грамотность школьников....

КУРС «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» для школьников.Вводное занятие.

КУРС «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»для школьников.Вводное занятие...

Формирование финансовой грамотности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Воспитание нового поколения финансово грамотных людей. Из опыта работы....

Финансовая грамотность для школьников

Урок Финансовой грамотности для школьников в рамках V Всероссийской недели фининсовой грамотности для детей и молодежи 2019...

Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – од...