Рабочая программа по экономике, 11 класс
рабочая программа по экономике (11 класс)

Нигматуллина Гульсум Сагадатовна

РП по экономике, 11 класс (2021-2022 уг,  Р.И. Хасбулатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_ekonomika_.docx41.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла

от 03.06.2021 № 6  

__________________________

Нигматуллина Г.С.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора       по УР

Галимова Г.Ф.

_______________________

27.08.2021г

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ № 2 Александрова Е.В. ________________________

Приказ

от 30.08.2021 г. № 710

Рабочая программа

учебного курса экономика

в 11 классе на 2021-2022 учебный год

учителя Нигматуллиной Г.С.

г. Покачи

2021г.

Пояснительная записка.

                    Данная программа по экономике для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Рабочая программа составлена на основе рабочей программы Т.Л. Дихтяр, разработанной к учебнику «Экономика. 10 - 11 классы» Р. И. Хасбулатова.

Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.Содержание среднего (полного) общего образования по экономике на базовом уровне представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в т.ч. в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • Человек и фирма
  • Человек и государство
  • Экономика домашнего хозяйства

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В содержание курса также входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализациив экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование общих представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Освоение нового содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с обществоведением, историей, математикой, географией, литературой и др.

Цели и задачи:

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.
  • Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
  • Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства.
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний  для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часа (из расчета один  учебный час в неделю).  

В результате изучения курса:

Учащиеся должны знать:

- понятия о микро- и макроэкономике, экономической системе, альтернативной стоимости;

- главные вопросы экономики;

- типы экономических систем, основные принципы производства, распределения, обмена и потребления в различных экономических   системах;

- законы спроса и предложения, формирование рыночной цены, предельную полезность, эластичность спроса и предложения; факторы,  формирующие спрос и предложение. Понимать, что такое относительные цены и рыночное равновесие;

- существо концепции ограниченности ресурсов индивида и общества, необходимость выбора, сущность категории «альтернативная  

  стоимость» и ее значение в принятии решений;

- содержание совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии;

- значение маржинальных (предельных) величин, суть маржинального (предельного) анализа;

- закон уменьшающейся маржинальной (предельной) производительности;

- суть эффекта отдачи от масштаба производства;

- что такое рынок труда; механизмы формирования заработной планы и причины ее дифференциации; как  используется минимальная   заработная плата в России;  что такое профсоюзы;

 - основные цели государственного вмешательства в экономику;

- суть национальных счетов, основные показатели совокупного продукта и дохода, понятия добавленной стоимости, промежуточной  

   продукции, дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП); представлять основные методы расчета ВВП;

- иметь представления об основных принципах классического, кейнсианского, монетаристского анализа макроэкономического равновесия;

- основные проблемы динамики экономического роста, занятости и совокупного уровня цен;

- понимать суть и знать инструменты фискальной и монетарной политики государства;

- представлять закономерности функционирования и развития мировой торговли, международной финансовой системы, проблемы  

  экономического развития;

- иметь представление о важнейших особенностях экономического развития России, понимать источники инфляции в переходный период,  

  цели и последствия либерализации цен, создания рынка факторов производства, разгосударствления собственности; важность сокращения  

  бюджетного дефицита, финансовой стабилизации, подавления инфляции;

- представлять суть антимонопольной политики и политики поддержания конкуренции;

- представлять источники финансирования бизнеса, суть и значение финансового учета;

- представлять общие принципы работы товарных и фондовых бирж, страховых компаний, финансовых и налоговых институтов;

- принципы работы фирмы;

- суть менеджмента и маркетинга;

- представлять роль государства в экономике, что такое общественные товары и услуги, какова роль государства в компенсации слабых  

   сторон рыночного механизма;

- знать что такое затраты производства и какие факторы их определяют; уметь объяснять роль прибыли как мотива деятельности  

  производителей;

- понимать суть и экономические причины безработицы, знать основные  разновидности безработицы, уметь объяснять что такое  

   естественная норма безработицы;

 - понимать природу и функции денег в экономике, знать виды денег;

- знать что такое «инфляция» и ее основные типы и социально-экономические последствия;

- знать роль государственных финансов в экономике страны; представлять круг основных статей доходов и расходов федерального бюджета  

  России, понимать причины возникновения дефицита бюджета и методы его покрытия; что такое государственный долг;

- представлять устройство налоговой системы России и механизм сбора налогов, как заполняется налоговая декларация о личных доходах.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять смысл категории «альтернативная стоимость»;

- прослеживать влияние факторов формирования спроса и предложения на российских товарных рынках;

- определять типы экономических систем;

- анализировать затраты фирмы;

- различать и сравнивать основные организационно-правовые формы предприятий;

- анализировать причины различий в уровне оплаты труда;

- определять случаи несостоятельности рынка и приводить примеры из российской экономики;

- рассчитывать прибыль и затраты на условных примерах;

- вычислять производительность различных факторов на условных примерах;

- строить графики спроса и предложения на рынке труда;

- вычислять индивидуальный подоходный налог;

- определять реальный и номинальный ВВП (ВНП);

- анализировать влияние изменений совокупных спроса и предложения на равновесие товарного рынка;

- различать регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги;

- уметь пользоваться уравнением обмена для анализа и прогноза экономических ситуаций;

- объяснять взаимосвязь эмиссии денег и инфляции;

- вычислять темп инфляции и индекс цен на условных примерах;

- рассчитывать простой и сложный проценты, вычислять сумму процента по депозиту и сумму платы за кредит;

- различать незанятых и безработных, виды безработицы;

- различать покупательную способность валюты и валютный курс; анализировать тенденции изменения валютного курса в результате  

  изменения спроса и (или) предложения иностранной валюты.

Содержание учебного курса

11 класс  (34 ч, 1 ч в неделю)

Тема 1. Менеджмент. Маркетинг. Банкротство фирмы

Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Школа научного управления (Ф. Тэйлор). Административная школа управления (А. Файоль). Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук (М. Фоллет и Э. Мэйони). Теории системного анализа. Концепция социальной ответственности бизнеса. Международный характер менеджмента.

Современные тенденции менеджмента. Модернизация управления. Горизонтальная, вертикальная и конгломератная структуры корпораций. Соответствие структуры основным принципам. Внедрение компьютерных технологий в управленческие системы. Менеджмент в России.

Маркетинг как рыночная концепция менеджмента. Основные понятия и содержание маркетинга. Усиление связи производства с распределением и конечной реализацией продукции. Этапы развития маркетинга. Основные взаимосвязанные звенья в системе управления маркетинговыми операциями: управление торгово-посреднической сферой (системой) в деятельности корпораций; управление производственной сферой (системой), ориентированной на рынок; управление обслуживающей сферой (системой). Основные принципы маркетинга. Направленность на максимизацию прибыли. Реклама. Маркетолог.

Банкротство фирмы. Процедура банкротства. Внешние признаки. Кредиторы. Судебное решение. Несостоятельность предприятия. Принудительное банкротство. Добровольная ликвидация. Реорганизация. Ликвидация. Мировое соглашение. Преднамеренное или умышленное банкротство. Внешнее управление. Законодательство РФ о банкротстве.

Тема 2. Государственные финансы

Государственные финансы. Финансовая система страны. Министерство финансов. Государственный бюджет. Бюджетные принципы: принцип единства, принцип полноты, принцип реальности, принцип гласности. Баланс бюджета. Закономерность роста государственных расходов. Функции бюджета: фискальная, экономического регулирования, социальная. Сбалансированный государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Эмиссия. Инфляция. Внутренний и внешний государственный долг. Пути преодоления задолженности государства. Реструктуризация долга.

Налоги. Историческая эволюция налогообложения. Экономическая сущность налогов. Фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов. Социальные налоги. Социальные фонды. Ставка налога. Налоговая льгота. Система налогообложения. Налоговый механизм. Государственная налоговая политика. Принципы нейтральности, справедливости и эффективности.

Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Таможенные сборы, акцизы, пошлины. Государственные и местные налоги. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения. Признаки налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой: прогрессивный дифференцированный характер налогообложения; частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране; определение начальных сумм, не облагаемых налогом. Особенности налоговой системы современной России. Рациональная система налогов как компромисс между интересами различных групп общества с учетом региональных интересов, твердых и однозначных правил построения налоговых систем.

Тема 3. Государство и экономика

Причины государственной экспансии в экономику. «Закон Вагнера». Экономические функции государства. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Государственная собственность, ее типы. Значение государственного сектора. Суть теоретических споров об участии государства в экономике.

Приватизация, национализация. Государственное регулирование экономики: прямые и косвенные методы. Виды национализации: социалистическая и капиталистическая (кейнсианская). Степени и формы участия государства в экономике. Экономическая политика. Особенности экономической политики в РФ. Национальные программы. Национальные проекты.

Тема 4. Основные макроэкономические показатели

Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). Методы подсчета ВВП и ВНП. Добавленная стоимость. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор ВВП. Индекс покупательных цен (ИПЦ). Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). Международный валютный фонд (МВФ).

ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД). Развитые и развивающиеся страны. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Национальный доход (НД). Трудовые, рентные и предпринимательские доходы. Прибыли корпораций и чистый процент. Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП. Индекс цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ). Стоимость потребительской корзины. Инфляция. Темпы инфляции. Темпы роста ВВП. Динамика ВВП России. Система национальных счетов (СНС). Кругооборот доходов и расходов (двух-секторная модель экономики) в национальной экономике. Расширенная (четырехсекторная) модель кругооборота в экономике. Реальный, бюджетный, денежный и внешний сектора экономики. Положительный и отрицательный баланс. Платежный баланс, его назначение.

Тема 5. Экономический рост

Понятие экономического роста. Факторы экономического роста: рост населения и численности рабочей силы (фактор спроса и фактор эффективности); накопление капитала; земля; технологический прогресс; знания, опыт, инновации. Взаимодействие факторов роста. Инвестиции. Предпосылки инвестиционного процесса: финансовый ресурс; развитый финансовый рынок, высокая (или приемлемая) доходность от инвестиций. Зависимость экономического роста от нормы сбережений и эффективности инвестиций. Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие.

Основные пути повышения производительности труда. Экономический рост и проблема защиты окружающей среды.

Современная трактовка экономического роста. Концепция устойчивого роста. Мультипликатор и акселератор.

Опасность обратного эффекта. Теория устойчивого экономического роста и развития: учет экологических факторов, устойчивости и стабильности роста, развитие (отраслевая и социальная сбалансированность).

Тема 6. Цикличность развития экономики

Циклическое развитие как свойство капиталистической экономической системы. Неизбежность кризисных спадов и депрессий. Торговые кризисы. Кризисы перепроизводства. Стандартная модель экономического цикла. Периодичность кризисов. Мировые кризисы XX века.

Фазы экономического цикла: кризис, оживление, подъем, спад. Сущность экономического кризиса. Механизм циклического движения и кризис. Формы классического экономического кризиса: перепроизводство товарного капитала; перенакопление производительного капитала; перенакопление денежного капитала. Решение противоречий в ходе кризиса. Факторы, влияющие на протекание кризиса: государственная экономическая политика, действия агентов рынка, уровень менеджерского искусства, методы действия крупных банков и корпораций, их устремленность к максимизации прибылей.

Мировой финансово-экономический кризис 2008— 2010 гг. Предпосылки кризиса. Основные причины кризиса. Этапы развертывания мирового финансово-экономического кризиса. Антикризисные действия государств. Роль международных организаций. Кризис неолиберальной экономической доктрины. Необходимость участия государства в экономике.

Тема 7. Международная торговля. Валютные курсы

Международная торговля. Внешняя торговля страны. Экспорт. Импорт. Внешнеторговый оборот. Сальдо внешней торговли. Главные торговые объединения и страны в международной торговле. Международное разделение труда (МРТ). Рост степени открытости рынков. Укрепление финансово-хозяйственных связей стран. Абсолютные и сравнительные преимущества. Интернациональная стоимость. Теория трудовой стоимости.

Валютные курсы. Современная международная валютная система. Валютный коридор. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный курс валюты. Номинальный и реальный курсы валюты. Свободно конвертируемая валюта. Метод котировки. Кросс-курс.

Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО): цели, структура, руководящие органы. Вступление России в ВТО. Позиции России в международной торговле. Структура внешней торговли РФ.

Тема 8. Альтернативные системы и модели современной экономики

Альтернативные экономические системы. Система свободного предпринимательства. Монополии (олигополии). Усиление экономических функций государства, его регулирующей роли. Мировая социалистическая система как альтернативная мировая экономическая система. Главные признаки экономической системы социализма. Победа обновленного капитализма. Общее и особенное в развитии национальных типов (моделей) капитализма. Общая экономическая база и методологические принципы: принцип частной собственности, отсутствие директивной системы управления экономикой, действие конкурентных механизмов, основанных на законах спроса и предложения. Отличительные признаки экономик развитых стран.

Национальные модели современной экономики. Количественные и качественные характеристики и особенности. Западноевропейская модель. Французская и германская модели. Американская модель. Шведская (скандинавская) модель.

Японская модель экономики. Китайская модель как особый тип социалистического рынка. Незавершенность российской модели капитализма, ее основные характеристики.

Тема 9. Российская федерация в системе мирового хозяйства

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Динамика ВВП. Факторы роста в российской экономике 2001—2008 гг. Место России в мировой экономике. Товарная структура экспорта и импорта страны. Основные торговые партнеры России. Индексы концентрации и диверсификации экспорта и импорта России. Индекс условий торговли. Диверсификация экономики. Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Тема 10. Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого потенциала  

Глобальные экономические проблемы современности. Проблема бедности. Продовольственная и энергетическая проблемы. Обострение экологической проблемы. Неравномерная структура распределения. Неравное потребление. Усиление социального расслоения. Основные направления решения проблем бедности и нищеты: новые модели потребления, социализация, коллективизм и солидарность.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Понятие «концепция развития человеческого потенциала». Реализация основных базовых ценностей: прав человека, общественного благосостояния, равенства, справедливости. Оценка ИРЧП: продолжительность жизни человека, уровень образования и доходы. Индекс нищеты населения. ИРЧП в России.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

  1. Разрабатываем рекламную кампанию для нового товара.
  2. Совершенствуем систему управления в своей школе.
  3. Реформируем налоговую систему страны.
  4. Наша область (город) на внешнеэкономическом рынке: что покупаем, что продаем?  
  5. Оцениваем место своего региона в системе народного хозяйства России.
  6. Выбираем профессию с учетом специфики рынка труда (страны, региона, города).
  7. Берем кредит в банке.
  8. Составляем бюджет школы.
  9. Планируем семейный бюджет.

10.Открываем свой бизнес.

Обучающий практикум «Решение задач по теме «Инфляция. Реальные и номинальные значения экономических показателей».»

Зачётный практикум «Порядок действий безработного».

Тема 4. «Международная экономика» (9 часов)

Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ. Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО). Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. СЭЗ. Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Конвертируемость валют. Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и её основные этапы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). . Международные экономические организации (Всемирный банк, МВФ).

Тема 5 «Проблемы переходной экономики» (2 часа)

Переходная экономика. Переход от централизованной к рыночной экономике. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация. Экономические институты и их функции (регулирующие, посреднические, информационные). Структурные сдвиги в экономике Экономика в периоды кризисов. Антикризисные меры. Создание институтов рыночной экономики.

В результате изучения курса:

Учащиеся должны знать:

- понятия о микро- и макроэкономике, экономической системе, альтернативной стоимости;

- главные вопросы экономики;

- типы экономических систем, основные принципы производства, распределения, обмена и потребления в различных экономических   системах;

- законы спроса и предложения, формирование рыночной цены, предельную полезность, эластичность спроса и предложения; факторы,  формирующие спрос и предложение. Понимать, что такое относительные цены и рыночное равновесие;

- существо концепции ограниченности ресурсов индивида и общества, необходимость выбора, сущность категории «альтернативная  

  стоимость» и ее значение в принятии решений;

- содержание совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии;

- значение маржинальных (предельных) величин, суть маржинального (предельного) анализа;

- закон уменьшающейся маржинальной (предельной) производительности;

- суть эффекта отдачи от масштаба производства;

- что такое рынок труда; механизмы формирования заработной планы и причины ее дифференциации; как  используется минимальная   заработная плата в России;  что такое профсоюзы;

 - основные цели государственного вмешательства в экономику;

- суть национальных счетов, основные показатели совокупного продукта и дохода, понятия добавленной стоимости, промежуточной  

   продукции, дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП); представлять основные методы расчета ВВП;

- иметь представления об основных принципах классического, кейнсианского, монетаристского анализа макроэкономического равновесия;

- основные проблемы динамики экономического роста, занятости и совокупного уровня цен;

- понимать суть и знать инструменты фискальной и монетарной политики государства;

- представлять закономерности функционирования и развития мировой торговли, международной финансовой системы, проблемы  

  экономического развития;

- иметь представление о важнейших особенностях экономического развития России, понимать источники инфляции в переходный период,  

  цели и последствия либерализации цен, создания рынка факторов производства, разгосударствления собственности; важность сокращения  

  бюджетного дефицита, финансовой стабилизации, подавления инфляции;

- представлять суть антимонопольной политики и политики поддержания конкуренции;

- представлять источники финансирования бизнеса, суть и значение финансового учета;

- представлять общие принципы работы товарных и фондовых бирж, страховых компаний, финансовых и налоговых институтов;

- принципы работы фирмы;

- суть менеджмента и маркетинга;

- представлять роль государства в экономике, что такое общественные товары и услуги, какова роль государства в компенсации слабых  

   сторон рыночного механизма;

- знать что такое затраты производства и какие факторы их определяют; уметь объяснять роль прибыли как мотива деятельности  

  производителей;

- понимать суть и экономические причины безработицы, знать основные  разновидности безработицы, уметь объяснять что такое  

   естественная норма безработицы;

 - понимать природу и функции денег в экономике, знать виды денег;

- знать что такое «инфляция» и ее основные типы и социально-экономические последствия;

- знать роль государственных финансов в экономике страны; представлять круг основных статей доходов и расходов федерального бюджета  

  России, понимать причины возникновения дефицита бюджета и методы его покрытия; что такое государственный долг;

- представлять устройство налоговой системы России и механизм сбора налогов, как заполняется налоговая декларация о личных доходах.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять смысл категории «альтернативная стоимость»;

- прослеживать влияние факторов формирования спроса и предложения на российских товарных рынках;

- определять типы экономических систем;

- анализировать затраты фирмы;

- различать и сравнивать основные организационно-правовые формы предприятий;

- анализировать причины различий в уровне оплаты труда;

- определять случаи несостоятельности рынка и приводить примеры из российской экономики;

- рассчитывать прибыль и затраты на условных примерах;

- вычислять производительность различных факторов на условных примерах;

- строить графики спроса и предложения на рынке труда;

- вычислять индивидуальный подоходный налог;

- определять реальный и номинальный ВВП (ВНП);

- анализировать влияние изменений совокупных спроса и предложения на равновесие товарного рынка;

- различать регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги;

- уметь пользоваться уравнением обмена для анализа и прогноза экономических ситуаций;

- объяснять взаимосвязь эмиссии денег и инфляции;

- вычислять темп инфляции и индекс цен на условных примерах;

- рассчитывать простой и сложный проценты, вычислять сумму процента по депозиту и сумму платы за кредит;

- различать незанятых и безработных, виды безработицы;

- различать покупательную способность валюты и валютный курс; анализировать тенденции изменения валютного курса в результате  

  изменения спроса и (или) предложения иностранной валюты.

11 класс (34 часа)

Тема раздела

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

I полугодие

1

Менеджмент и маркетинг

5

2

Государственные финансы

4

3

Государство и экономика

3

4

Основные макроэкономические показатели

2

5

Экономический рост

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов

2

II полугодие

6

Цикличность развития экономики

Неделя обществознания, истории, МХК, иностранного языка

3

7

Международная торговля

3

8

Российская Федерация в системе

Мирового хозяйства

1

9

Экономические проблемы глобализации

День Российской науки. Интегрированный (межпредметный урок)

4

10

Итоговое повторение

4

11

Итого

34

Календарно-тематическое планирование курса экономики для 11 класса 34 часа

Содержание

Кол-во часов

Дата

план

факт

1.Менеджмент и маркетинг (5 ч.)

1

Общее понятие о менеджменте.

Исторические этапы развития менеджмента.

1

2

Современные тенденции менеджмента.

Менеджмент в России.

1

3

Маркетинг.

1

4

Банкротство фирм

1

5

Менеджмент и маркетинг.

1

2.Государственные финансы (4 ч.)

6

Государственные финансы. Министерство финансов. Государственный бюджет.

1

7

Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

1

8

Виды налогов. Механизм налогообложения

1

9

Государственные финансы.

1

3.Государство и экономика (3 ч.)

10

Причины государственной экспансии в экономику. Экономические функции государства.

1

11

Виды национализации. Формы участия государства в экономике в современных условиях.

1

12

Государство и экономика.

1

4.Основные макроэкономические показатели (2 ч.)

13

Основные макроэкономические показатели.

1

14

ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД).

1

5.Экономический рост  (2 ч.)

15

Экономический рост. Факторы экономического роста.

1

16

Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор.

1

6.Цикличность развития экономики (3 ч.)

17

Циклическое развитие – свойство капиталистической экономической системы.

1

18

Фазы экономического цикла. Кризисы.

1

19

Мировой финансово-экономический кризис 2008 – 2010 гг.

1

7.Международная торговля. Валютные курсы (3 ч.)

20

Международная торговля.

1

21

Валютные курсы.

1

22

Свободная торговля и протекционизм.

Всемирная торговая организация (ВТО).

1

8.Альтернативные системы и модели современной экономики (3 ч.)

23

Альтернативные экономические системы.

1

24

Национальные модели современной экономики.

1

25

Японская, китайская и российская модели смешанной экономики.

1

9.Российская Федерация в системе мирового хозяйства (1 ч.)

26

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства.

1

10.Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого потенциала (4 ч.)

27-28

Глобальные экономические проблемы современности.

2

29

Индекс развития человеческого потенциала.

1

30

Поиск путей решения глобальных проблем

1

31-34

Итоговое повторение

4

Критерии оценивания.

Устный ответ учащегося должен соответствовать следующим требованиям.

  1. Знание фактического программного материала: основные понятия, определения, факты.
  2. Поставленные вопросы необходимо освещать логично, применять системный и сравнительно - исторический подходы, метод аналогии при характеристике социальных объектов.
  3. Ответ самостоятельный, осмысленный, а не пересказ учебника.
  4. Хорошо развита устная речь; отвечающий свободно владеет терминологией, умеет точно и лаконично выразить свои мысли.
  5. Учащийся даёт различие фактов, интерпретаций и оценок общественного познания, приводит свои аргументы по наиболее актуальным проблемам различных сфер общественного развития.

Оценка устного ответа учащихся

Отметка ”5" ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

  1. Знание всего изученного программного материала.
  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике.
  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.                                                      Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература:

Программа курса экономики для 10—11 классов образовательных организаций (автор Г. И. Грибанова)

УМК «Экономика. 10 класс»

1.        Экономика. 10 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов) М. Дрофа,2014.

2.        Экономика. 10 класс. Методическое пособие (автор Г. И. Грибанова).

3.        Электронное приложение к учебнику.

УМК «Экономика. 11 класс»

1.        Экономика. 11 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов). М. Дрофа,2014.

2.        Экономика. 11 класс. Методическое пособие (автор Г. И. Грибанова).

3.        Электронное приложение к учебнику.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.libertarium.ru/library — библиотека по экономической литературе;

http://www.finansy.ru — информация по социально-экономическому положению и развитию России;

http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery — галерея экономистов;

http://www.almaz.com/nobel/economics — лауреаты Нобелевской премии по экономике;

http://www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы);

http://www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);

http://www.budgetrf.ru — мониторинг экономических показателей;

http://www.ereport.ru — обзорная информация по экономике;

http://www.stplan.ru — экономика и управление;

 http://www.catback.ru — научные статьи и учебные материалы по экономике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...