"Роль факультативных занятий в развитии творческих способностей у учащихся с особыми образовательными потребностями"
материал по естествознанию по теме

В докладе описывается опыт работы факультатива "Природа и фантазия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachatki_tvorcheskoy_sily_doklad_koferenciya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ Тарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

                          Доклад.

« Роль факультативных занятий в     развитии творческих способностей у учащихся с особыми образовательными потребностями».

        Составила: Бритун Е. К.                        

 

 

    Зачатки творческой силы есть почти у всех…надо лишь создать для её проявления подходящие условия. (Шацкий С. Т.)

   Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники, а специалисты выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.

  Доказано, что дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятель-

ности, так и к развитию ребёнка в целом.

  Анализ имеющихся исследовании личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обу-

чения и воспитания у него накапливается определённый жизнен-

ный опыт, включающий элементы художественного и эстетическо-

го развития. Эти эмоционально – эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством. Общение с приро-

дой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народ-

ных промыслов и ремёсел положительно влияют на формирую-

щуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассив-

ными наблюдателями, но и творцами, учавствующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

    Природный материал – кладовая для развития фантазии, творче-

ства, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств,

пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьёт  моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

   Создание поделок из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потреби-

теля. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они прине-

сут много радости и творческое удовлетворение детям с отклоне-

ниями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности но и

ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

  Коррекционное развитие – это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально-трудовой ориентировки.

  Актуальность проблемы указывает на необходимость изучения роли факультативной работы с природным материалом на развитие творческих способностей учащихся специальной – коррекционной школы VIII вида.

   Никто не будет отрицать, какое огромное значение для всей жизни человека имеет сохранение его прежнего опыта, насколько  оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях.

 И как прав Л.С. Выготский, который  возражает против того, что творчество- удел избранных. Именно из этого вывода, сделанного замечательным психологом, происходит возвышенная оптимистическая, педагогическая идея, связанная с воспитанием творческих способностей не только у нормальных детей, но и у  детей с особыми образовательными потребностями.

   Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно  понятно , что эта деятельность не может быть одинакова у ребёнка и у взрослого, потому что все факторы  принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития. творческое воображение работает  особенным образом, свойственным именно данной ступени  развития, на которой стоит ребёнок.

    Воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка опять совсем другое. Интересы ребёнка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребёнка работает иначе, чем у взрослого.

   Чем же отличается воображение ребёнка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском  возрасте? До  сих пор существует  мнение, что у ребёнка воображение богаче, ,чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать всё, говорил Гёте.

   Таким образом, с раннего детства мы должны создать такие условия, при которых каждый ребёнок накопил бы богатый опыт,

что даст возможность повысить уровень его воображения и творческих способностей.

   Исследования учёных(Л С. Выготский, А. Р. Лурия, М. С. Певз-

нер, Г. Е. Сухарёва и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния , при которых отмечается стойкое

.

необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим поражением коры головного мозга.

  Исследования вышеуказанных учёных показали, что у детей с особыми образовательными потребностями имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансиро-

ванность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Всё это является физиологи-

ческой основной для аномального психического развития ребёнка,

включающая процессы познания, эмоции, волю и личность в це-

лом.

   Для некоторых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста  у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные , возможно, искаженные представление об окружающем мире.

   Восприятие школьников с особыми образовательными потребностями характеризуется: замедленной, сниженной подвижностью нервных процессов, сужением объема воспринимаемого материала. Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке, долго не могут уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными.

   Глядя на какой либо объект, аномальные дети не стремятся основательно разобраться в его свойствах и особенностях; у них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с друг-ми объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и искаженными.

   В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стиму-лирующих вопросов педагога не могут выполнить задание.

  Для того чтобы школьники с отклонениями в интеллектуальном развитии восприняли объяснение учителя, нужны убедительные обоснования. Педагогу приходится постоянно помнить, что внимание учащихся надо стимулировать.

   В ходе  факультативной работы стараюсь решить следующие задачи:

  1. развитие творческих способностей учащихся;

  2. расширение художественного кругозора;

  3. развитие и углубление интересов учащихся;

  4. развитие коммуникативных навыков на основе совместной            

      творческой деятельности;

  5. развитие мелкой моторики;

  6. развитие речи учащихся, обогащение активного словаря;

  7. организация досуга учащихся;

  8. укрепление физического и психического здоровья.

     Все эти и многие другие задачи успешно решаются при организации факультатива на основе работы с природным материалом.

    Сказочна и разнообразна природа. Какие богатые чувства переполняют при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в ребёнке.

   Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Факультативные занятия не просто трудовой процесс, а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание.

   Нужно стремиться воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.

   Задача состоит в том, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в неё, больше с ней не расставались.

   Факультатив- это центр детского творчества. Именно на факультативе возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся,  развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу. Содержание работы факультатива может быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ трудового обучения.

  Во многом интерес учащихся к работе на факультативе поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения друг с другом и с руководителем.

   Очень важно, чтобы руководитель факультатива совместно с учащимися составлял план работы. При его составлении педагог должен увлечь детей перспективой изготовления изделий. В плане так же предусматривается сбор природного материала, экскурсии на различные выставки, парк, лес, луг.

   Сочетать глубокую идейность с увлекательной формой такова главная задача руководителя факультатива, рекомендующего ту или иную тему поделки. В детских поделках эта идейность может выражаться примитивно, но такая примитивность наиболее доходчива до детского сердца.

  Поиск творческой идеи, замысла исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями: наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в работе факультатива.

   Поход за природным материалом – это не просто увлекательная прогулка, в которой дети идут при руководителе гурьбой и бездум-

но созерцают окружающую их природу. Подготавливая экскурсию, руководитель чётко формулирует её задачи, цели, маршрут.  

   Во время сбора природного материала руководитель побуждает ребят внимательно вглядываться в окружающую их природу.

Постоянно должны звучать вопросы: «На что похоже? Что напо-

минает?», которые могут помочь натолкнуть детей на мысль. Орга-

низованный таким образом сбор материала даёт возможность детям активно воспринимать его форму, цвет, запахи, развивает у ребят любознательность, наблюдательность, любовь к родной природе.

   Обязательно ребятам надо напоминать правила сбора материала и бережного отношения к родной природе.

  Материал собран, начинаем работу по изготовлению поделок. Её следует начинать с напоминания техники безопасности. Затем ребя-

та получают инструменты и рабочие материалы. После этого руко-

водитель обсуждает план работы на это занятие. Образцы, которые ребята будут делать, он предварительно изготавливает сам, чтобы дети смогли их внимательно рассмотреть. Одновременно он рас-

сказывает, из каких деталей состоит та или иная поделка, из каких материалов их надо делать.

   На факультативе имеются широкие возможности формирования творческих навыков учащихся путём внимательного и всесторон-

него обсуждения их поделок. Дети есть дети и поэтому каждый член факультатива хочет, чтобы его работа привлекла внимание то-

варищей, чтобы она им понравилась. Поэтому надо каждой работе уделять внимание, обсудить её. Такое внимание к работам детей особенно важно в нашем случае и имеет большое воспитательное значение.

   Эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.

   Все три процесса – воспитание, обучение и развитие выступают в факультативной работе воедино, органично связаны друг с дру-

гом, перестраиваются психические и физические функции, форми-

руются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер, развиваются умственная, физическая, нравственная само-

регуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально-трудовой ориентировки.

   Таким образом, огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта обладает факульта-

тивная работа на основе природного материала, так как на этих занятиях у детей развиваются творческое воображение, фантазия, мелкая моторика, речь, мышление, память, наблюдательность и другие психические функции.

  Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, по развитию творческих способно-

стей при факультативной работе на основе природного материала строится в соответствии со следующими основными положениями:

  1. Активизация наглядно-образного мышления путём введения в  

систему коррекционоо-развивающих занятий заданий на выполнение работ по образцу и представлению.

  1. Развитие объёма, устойчивости и произвольности внимания

происходит на занятии по аппликационным работам, констру-

ированию, лепке, а также при посещении выставок и прове-

дении экскурсий.

  1. Повышение уровня развития памяти, наблюдательности и вос-

приятия достигается на занятиях с использованием образцов, рисунков, схем.

  1. Так как на каждом занятии используются пословицы о труде,

это ведёт к развитию речи учащихся и обогащению их актив-

ного словарного запаса.

  1. Работа с любимым природным материалом направлена на со-

вершенствование и развития мелкой моторики рук, точности и координации движений, аккуратнасти.

  1. Творческие задания  и работы по представлению способствуют развитию фантазии, творческого воображения, инициативности.

 7. Коллективная работа факультатива закрепляет коммуникатив-      

ные навыки.

     8. Путём проведения выставки лучших работ в конце занятия,

        формируется адекватная самооценка детей и оценка ими работ

товарищей.

     9. Дифференцированный подход к детям – с учётом сформиро-

ванности знаний, умений и навыков, осуществляемый при

работе с природным материалом.

    10. Развитие общеинтеллектуальных  умений и навыков активи-

зация познавательной деятельности: развитие зрительного и

слухового восприятия, формирование мыслительных опера-

ций.

Данная система творческих заданий разной сложности- это средство формирования опыта творческой деятельности. Здесь действует принцип педагогики: от простого к сложному. Но темпы усложнения зависят от индивидуальных особенностей наших детей. Также в этой программе осуществляется дифферинцированный подход, как один из важнейших педагогических принципов.

    В результате занятий по разработанной программе у детей развивается творчество, связанное с умениями, навыками работы с природным материалом, расширяется их опыт, создаются прочные основы для творческой деятельности. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его деятельность воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад"Роль кружковых занятий в формировании творческих способностей учащихся"

Современный учитель должен уметь организовать учебную деятельность, развивая творческую способность учащихся, которая будет способствовать качественному овладению башкирским языком. Ведь в РБ башкирск...

Развитие познаватльных процессов у учащихся с особыми образовательными потребностями

Доклад по теме самообразования и презентация по развитию познавательных процессов....

Использование комплекса "РАЗВИТИЕ" педагогом-психологом с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ

        В буклете представлен опыт практической деятельности логопеда-дефектолога и педагога-психолога на фестивале-конкурсе методических идей. Целью работы специалиста корр...

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».

В данной статье освещена внеурочная деятельность педагога, направленная на развитие творческих способностей обучающегося  с тяжелыми и  множественными нарушениями  развития с учётом инд...

Современные тенденции в развитии образования детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Нарушения в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития. Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Появление этого тер...

Практикум для специалистов и воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе над развитием зрительного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями"

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песк...