Отличие горной породы от почвы.
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме

Заречнева Олеся Игоревна

Урок предназначен для учащихся 5-го класса. Данный урок носит не традиционный характер, урок сделан в виде сказки, что позволяет учащимся более активно участвовать в процессе изучение нового материала. Урок носит поисковый характер, где включены практические задания по отличию горных пород.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №  26                                                                                    Дата:………………………..

Учитель: Заречнева О. И.                                                             Класс: 5

Тема урока: Отличие горной породы от почвы

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок сказка

ТДЦ: создать условия формирования знаний  о строении  земной коры, научить описывать горные породы,  познакомить с наиболее распространенными горными породами на территории РК, объяснить термины: полезные ископаемые, горные породы.

          Организовать деятельность учащихся по формированию умений производить различия между горными породами. Развивать речь, умение работать в группе.

Обеспечит условия формирования умения оценивать значимость горных пород для жизни человека

Оборудование: коллекция горных пород ,мультемедийный комплекс карточки, ключ

Литература: Абильманапов Б.Ш. и др

Ход урока:

Этапы урока

СУМ

(содержание учебного материала)

МО

(методы обучения)

ФОПД

(формы организации познавательной деятельности уч-ся)

Социа-

лизирую-

щий

аспект

Подго-

товка

к ПГК

и ЕНТ

Инди-

видуаль-

но кор-рекцион-

ная ра-

бота

1

Организационный момент Физ зарядка!

репродук

общеклассн

Умение организовать рабочее место

2














































































































































































3

Ребята любите ли  вы сказки?

Сообщение темы урока.

Из класса заранее были выбраны ученики

Автор-учитель

Царь

Иван царевич

Геолог 1

Геолог 2

Почемучка

Почвовед

Царевна

Остальные учащиеся делятся на 3 команды 

Название темы (слайд 1)

Автор :     В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон (слайд 2). Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защищал, много книг прочитал и вырастил сына — удалого доброго молодца Ивана-царёвича (слайд 3). Тяжело царю Додону править царством государством, состарился, он. Да и боязно научиться передавать трон молодому неопытному сыну. И решил царь испытать Ивана-царевича (слайд 4 ).  Призвал он к себе сына и говорит:

Царь  Додон :  «Отправляйся, Иван-царевич, в дальние края, Мир повидать да себя показать; уму набраться, доблести. И отыщи ты мне Ключ Земли. А вернешься с победою, будешь царством-государством управлять»

Автор: 'Поклонился Иван-царевич отцу и отправился  в дальний путь ( слайд 5). Идет он по полям и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки.

   Долго ли, коротко ли, дошел Иван-царевич до заморского царства-государства (слайд 6). Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись «Литосфера». Прочитал Иван-царевич мудрёное название и призадумался. Ребята! Кто поможет Ивану-царевичу объяснить это название?

Стал Иван-царевич про Ключ Земли спрашивать, ему и отвечают

Геолог 1: «Есть в нашей стране Ключ Земли, но найти его не просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его Прекрасная царевна Подземного царства»

Иван царевич: А как мне туда добраться?

Геолог 2: Нужно вырыть глубокий колодец

Автор:  Взял наш герой инструменты, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко. Так как верхний слой земли это была почва.

Почемучка: А что такое почва?

Почвовед: На этот вопрос отвечу я так как это по моей специальности. Почва это верхний плодородный слой земли. (запись в тетради)Почва обладает особым свойствам плодородием.

Почемучка: Можно, можно, а что такое плодородие?

Почвовед: плодородие это способность  почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания и воде.(запись в тетради)

Почемучка: надо же я об этом раньше и не задумывался.

Автор: Глубже роет Иван царевич колодец,  все тяжелее  и тяжелей становится ему?

Почемучка: а почему? Устал что ли?

Автор: А вы ребята как думаете почему Ивану Царевичу стало труднее копать землю?

Учащиеся потому что встречаются различные виды горных пород:

Почемучка: А что, такое  горные породы?

Геолог1: Горные породы – это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.(запись в тетради)

Автор:  Вот Ивану царевичу встретились осадочные горные породы.

Почемучка: А они еще бывают разными?

Автор: Глубже роет колодец Иван-царевич, тверже становятся горные породы. Встречаются магматические горные породы


 Горные породы, образовались из расплавленной магмы,  называют магматические


Глубоко  опустился Иван-царевич под землю. Тяжело ему рыть, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути: мрамор, кварцит.  Да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.

Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою? (Ученики отвечают, что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру,  тем выше температура)

И встречаются тут метаморфические горные породы


Автор: Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. И очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала на троне сидит Прекрасная царевна Подземного царства  Поклонился ей Иван-царевич и молвил.

Иван –Царевич- Здравствуй, красная девица, заморская царица                                                                               не вели казнить, вели слово молвить!

Царица -  Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?

 Иван-Царевич - Люди говорят, что скрываешь ты Ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его!

Царевна  - «Ну что ж, выполнишь мох три задания , отдам тебе заветный ключ!

 Иван – Царевич  -  Ну что ж постараюсь выполнить

Автор: Ребята а мы с вами ему поможем, чтоб дело скорей делалось (Ребята помогают отгадывать загадки.)

Царевна: Пока ты добирался до моего царства встречались тебе различные виды  горных пород это и осадочные и метаморфические и магматические, так вот тебе задания чем отличается и как образуются эти горные породы

Класс разделен на три команды дается три конверта каждый конверт на оду команду в конвертах написан вид горной породы, после чего командир команды отвечает как образовались эти горные породы и что к ним относится.

1 команда горные породы осадочного происхождения

Горные породы, которые образуются при скоплении остатков растений и животных, при разрушении более твердых горных пород, из химических растворов  называют  осадочные (запись в тетрадь).

Осадочные породы залегают обычно слоями и в них можно найти отпечатки растений и животных

Вывод: Органические осадочные горные породы образуются:

  1. Из остатков растений – уголь
  2. Из остатков животных - известняк


2 команда: горные породы магматического происхождения

эта горная порода образовалась из раскаленной магмы, которая находиться в глубинах нашей планеты.

  1. Когда магма остывает на больших глубинах медленно, то образуются крупнокристаллические  горные породы – гранит (демонстрация).
  2. Но бывает, так что магма, внедрившись в земную кору не может прорвать ее, находясь в земной коре, она остывает медленнее  – сотни и тысячи лет. За это время идет образование разнообразных рудных горных пород – так образовался магнитный железняк.
  3. Когда магма прорвет земную кору в том или ином месте. Мы, говорим, что происходит извержение вулкана. При извержении вулкана не происходит образования рудных месторождений, так как магма остывает быстро на поверхности Земли.

Когда из магмы выделяет  много газов, она вспенивается и остывает, образует пемзу , если выливается раскаленная магма – лава спокойно, то образуются очень прочные горные породы например  вулканическое стекло

Горные породы, образовались из расплавленной магмы,  называют магматические запись в тетради. 


3 команда: метаморфические горные породы

Эти горные породы образовались на большой глубине под действием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими Вот например известняк под действием высоких температур известняк превращается в мрамор , а песчаник - в кварцит


Горные породы, претерпевшие изменения на глубине,  называют  метаморфические (запись в тетрадь).

  1. Например Известняк превращается в мрамор
  2. Песчаник превращается в кварцит
  3. Глина превращается в глинистый сланец.
  4. Гранит превращается в гнейс


Царевна: Ну что ж теперь мне все понятно. 2 задание. Вот тут мой  помощник  почемучка  все горные породы перепутал, ваша задача собрать, их по видам.


Царевна:  ну молодцы! Ну и последнее задание. Горные породы более известны нам под названием полезные ископаемые. Так вот что это такое? где они скоплены? на территории Казахстана где размещены самые крупные и знаменитые, ну и группы назови полезных ископаемых.

Иван Царевич загрустил не разгадать ему такого да вот на помощь пришел первый геолог

Геолог 1. : полезные ископаемые – природное минеральное вещество которое, в качественном и в количественном отношениях пригодно для использования в хозяйстве. Запись в тетради

Геолог 2: Месторождением называется  - место скопление полезных ископаемых (запись в тетради)

1 команда: Самые крупные месторождения Казахстана . Это Карагандинский угольный бассейн, Тенгизкое месторождение нефти, Железорудное месторождение расположено в городе Рудном, цветные металлы сосредоточены на Алтае.

2 команда: Все полезные ископаемые относятся  к группе невозобновимые, и их запас уменьшается по мере использования. Поэтому важнейшим направлением в рациональном использовании и охране недр является совершенствование методов добычи транспортировке и  переработки п/и  

3 команда. Но вы не забывайте что есть еще и возобновимые ресурсы, например энергия солнца, энергия ветра, энергия приливов и отливов и т.д. и на сегодняшний день  все большее применение находят солнечные батарее  и ветрянки. Они помогают сберегать другие (невозобновимые) виды энергии.


Иван –Царевич:  все полезные ископаемые делятся на






        Невозобновимые             возобновимые.



Царевна - Замечательно! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Отгадал он все задания.  Ну что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума-разума, много ли нового узнал в моей стране?

Иван –Царевич  — «Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве».

Царевна —   Вот тебе Ключ Земли,  Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!» .

 Автор: Поклонился Иван-царевич в пояс, поблагодарил царевну Подземного царства за науку и отправился в обратный путь А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.

Почемучка: да, да и я задам первый вопрос.

Вот меня интересует рыл, рыл ты сперва землю потом встречались тебе различные виды горных пород, а куда они все делись, что так образовываются  горы?

Иван – Царевич: нет. Все эти горные породы использовал  в хозяйстве человек.

Автор: Вернулся Иван-царевич домой, в родной город, и рассказал отцу все о своем путешествии . Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: «Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич».

     Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой. А нам с вами прислал наш герой грамоту















Объянител-иллюстратив














































































Поисков











































Посков












Поисковый














Поисковый










Частично-поисков























общекласс















































































Групповая











































Групповая












групповая














Индивид










общекласс


















Формирование логического мышления







































+












+








+

































+





















































+













+

4













5

Подведение итогов. Выставление оценок

                   Г Р А М О Т А

Друзья мои!!!

Спасибо Вам за помощь в поисках

Ключа Земли! Желаю успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались Вам неизвестны. Дома потрудитесь прочитать

§ 17-18 и заполнить таблицу №3.

Желаю Вам здоровья и упорства.

Царь   Иван.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Тест по теме «Воздух. Вода. Горные породы. Почва»

Тест предназначен для проверки  знаний учащихся 5 класса по природоведению по теме "Воздух. Вода. Горные породы. Почва."...

Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "

Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...

Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».

Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...

Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».

Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...