Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России
учебно-методическое пособие по естествознанию (5 класс) по теме

Кржижевская Валентина Вениаминовна

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_dukhovno-nravstvennoy_kultury_narodov_rossii.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

       Утверждаю                                                        Согласовано                                                  Рассмотрено

директор ГБОУ СОШ №3                             зам. директора по УВР                                    на заседании МО      

     города Кинеля                                             _______________Ардашева Н.А.                    протокол №_____

________________Федосеева О.В.                                                                                                от «  »___________2013 г.

«  »_____________ 2013 г.                               «  »____________ 2013 г.                                    председатель МО  

                                                                                                                                                           ------------------Успенская Н.Г.

                           Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной

                                               культуры  народов России»

                                                 на  2013-2014 учебный год

                            Классы:        5

                            Составил учитель:      Кржижевская В.В.

                            -------------------------------------------------------

                                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - М.: Просвещение,2010

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), - М.: Просвещение, 2009

Программой Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс, М, 2012

     Структура программы по основам духовно-нравственной куль туры народов России содержит следующие разделы:

     1. Пояснительную записку, в которой определяются цели  обучения по данному предмету в основной школе, раскрываются особенности содержания курса, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном (образовательном плане).

     2. Календарно-тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 5 класса с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала, формированием основных универсальных учебных действий.

     Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта  (основного) общего образования основной школы:  

  - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта  человечества в целом, активно и творчески применяющего  свои знания  в учебной и социальной деятельности.    Цель программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету.   

     Основные задачи предметной области предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» следующие:

     1. Воспитание способной к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры, осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремиться к нравственному совершенствованию, проявляет готовность  к духовному саморазвитию.

    2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные и семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.  

    3. Возможность расширить и систематизировать знания об особенностях духовно-нравственной культуры народов России, понять нравственные ценности, которые приобрели характер  общечеловеческих знаний и традиций.      

                                                                 Общая характеристика учебного предмета:

    Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.

                                                  Требования к  результатам обучения и освоения содержания курса:

   Результатом изучения предмета в 5 классе  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. 

Предметные результаты –   овладение целостными  представлениями  о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и  вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в  духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

-  умение различать основные религии народов России,  описывать памятников  культуры,  используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные  взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.  

Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. бережное отношение к своей  родной культуре.

                               Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»   в Базисном учебном (образовательном) плане:

  - предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета  в  5 классе  в объеме 17 часов.

        При подготовке  планирования  структурирование и изучение  учебного материала  определяется   в соответствие с учебником  Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России».  5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана-Граф».  2012, ФГОС.

     В структуре учебника выделены следующие содержательные линии, что позволяет:

     1. Изучение человека как творца и носителя культуры; нравственных ценностей российского народа; бережному отношению к природе; семье, как хранителю духовных ценностей.

     2. Определение  роли  религии в развитии российской культуры, вклада каждой религиозной конфессии в общероссийские культурные традиции;  уделение  большого  внимания формированию духовного мира школьника.                               

    3. Изучение новых терминов, отражение содержания материала в иллюстративном ряде, выполнение проектов.

                                             Календарно-тематическое планирование уроков курса

                              «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Учебник  Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России».  5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана-Граф».  2012, ФГОС.

                                                                          5 класс – 17 часов                

Дата

            Тема урока

Час.

                  Содержание

                    Виды            

         деятельности ученика

            Дом.

       эадание

       В мире культуры

11

1.

Величие многонациональной

 российской культуры.

1

Русская культура- плод труда разных народов. Взаимопроникновение и

своеобразие культур.

Составлять словесные портреты, использовать  справочную литературу. Развивать познавательный интерес.

С.7-11

2.

Человек-творец и носитель

 культуры.

1

Материальная и духовная культура. Вклад каждого человека в развитие культуры. Нравственность – часть культуры.

Обсуждать  высказывание ученого.

Аргументировать свою точку зрения.

С.11-13

3.

Законы нравственности - часть

культуры общества.

1

Правила жизни. Какие качества помогают человеку жить в обществе. Совесть.

Анализировать пословицы и поговорки, подбирать русские пословицы на такую же тему.

С.13-16

4.

Живительные воды нравственности.

1

Нравственные традиции, религиозная вера.

Обсуждать слова апостола Павла.

Подбирать пословицы на темы: честность, доброта, справедливость. Давать нравственную оценку своим поступкам.

С.16-17

5.

Нравственные ценности российского

народа.

1

Фольклор разных народов.

Обсуждать прочитанный текст, рассматривать иллюстрации.

С.17-23

6.

Жизнь ратными подвигами полна.

Темы проектов: «Герои - партизаны Великой отечественной войны», «Правнуки Победы о своих прадедах», «Герои Советского Союза – представители разных народов», «Место подвига в наше время».

1

Подвиги русских воинов. Вклад народов России в  Великую Победу.

Обсуждать прочитанный текст, рассматривать иллюстрации. Отвечать  на вопросы.

С.23-36

7.

В труде – красота человека.

1

Трудолюбие – высшее нравственное качество человека. Благородство труда. Фольклор разных народов.

Обсуждать тему и главную мысль

прочитанного. Объяснять пословицы.

С.26-40

8.

«Плод  добрых трудов славен».

1

Проявление нравственных качеств человека труда.

Анализировать тексты.

С.41-42

9.

Люди труда.

1

Трудовая деятельность выдающихся людей. Труд – пример для подражания.

Рассматривать иллюстрации, обсуждать тексты, отвечать на вопросы.

С.42-48

10.

Бережное отношение к природе

1

Заповедники. Красная книга.

Работать в группах, анализировать тексты, подготовить ответ на вопрос, рассматривать фотографии и составлять по ним  рассказ.

С.48-55

11.

Семья - хранитель духовной ценности. Темы проектов: «Трудовые подвиги представителей разных народов России», «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны».

1

Семейные традиции. Правила семейных отношений. Семейные обязанности. Главные семейные ценности.

Обсуждать пословицы. Рассматривать репродукции картин, отвечать на вопросы, делать выводы. Объяснять значение слов.

С.56-80

         Религия и культура

5

С.80-84

12.

Роль религии в развитии культуры.

1

Нравственные ценности религии. Влияние религии на культуру.

Обсуждать прочитанное.

С.84-86

13.

Культурное наследие христианской

Руси.

1

Вера и образование на Руси. Молитва.

Рассматривать репродукции, составлять рассказ. Выделять главную мысль текста. Составлять сообщение. Сравнивать иллюстрации.

С.87-98

14.

Культура ислама.

1

Образование, наука, культура ислама.

Комментировать текст. Готовить коллективное сообщение.

С.99-108

15.

Иудаизм и культура.

1

Ветхозаветные сюжеты.

Определять по карте местоположение Палестины.

С.109-119

16.

Культурные традиции буддизма.

1

Духовное возрождение. Священные сооружения. Пагода. Дацан. Танка.

Обобщать, анализировать полученные знания. Уважать культуру и традиции других народов.

С.120-128

Как сохранить духовные ценности.

Твой духовный мир

1

17,

18

Хранить память предков. Что составляет твой духовный мир. Темы проектов «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся вашего класса»;

«Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных ценностей»; «Театр как источник знаний и нравственных ценностей».

1

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Возрождение духовности. Восстановление храмов.

Уважение к труду наших предков. Благотворительность. Образованность. Культура человека. Книги. Твоя культура поведения.

Знать правила поведения в культовом сооружении. Выполнять практическую работу ( заполнять таблицу).

С.128-155

           Всего – 17 часов

                                               

                                                                   

                                                                        Л и т е р а т у р а:

Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России».  5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана-Граф».  2012, ФГОС.

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов  -     http:// scool- collection.edu. ru

Всемирная история в интернете                                            -      http:// www.hrono.ru

История стран и цивилизаций                                                -     http: // www. istorya. ru

Библиотека античной литературы                                          -     http:// сyrill.newma.ru

Коллекция: мировая художественная культура                    -     http:// artclassic.edu.ru

                                          Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

 Ноутбук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа  «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...

Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)

В ФГОС основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике...

Рабочая программа "Основы духовно- нравственной культуры народов России". 5 класс.

Рабочая программа  по  Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственным образовательным стандартом  основного общ...

Рабочая программа. Основы -духовно - нравственной культуры народов России. ФГОС 5 класс

Рабочая программа. Основы -духовно - нравственной культуры народов России. ФГОС 5 класс...