Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Леса России"
план-конспект урока по естествознанию

Данный уро кразработан с учётом специфики работы в в 4 специальном (коррекционном) классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokno15.docx257.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок№15

Тема урока: ЛЕСА РОССИИ

Цели урока:

Образовательные:

1. Формировать у учащихся представление о лесной зоне.

2. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.

3. Познакомить учащихся с растительным и животным миром зоны лесов.

4. Учить учащихся устанавливать взаимосвязи в природе.

Коррекционно-развивающие:

     1.Развитие зрительной памяти и внимания;

     2.Развитие слухового внимания и памяти;

3.Развивать умение наблюдать и делать выводы;

4.Развивать познавательную активность учащихся;

5. Корректировать логическое мышление;

6. Развивать умение работать по словесной и письменной инструкции.

Воспитательные:

  1. Воспитание мотивации к уроку.
  2. Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: карта «Природные зоны России»;  рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Звучит запись голосов птиц.

Коррекция                                Здравствуй, лес, дремучий лес,

логического                               Полный сказок и чудес!

мышления                                 Ты о чем шумишь листвою

   Ночью темной, грозовою?

   Что там шепчешь на заре,

                                             Весь в росе, как в серебре?

  Кто в глуши твоей таится?

  Что за зверь? Какая птица?

  Все открой, не утаи:

  Ты же видишь – мы свои!

Учитель. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?

(Ответы учащихся)

Учитель. Верно. Тема урока «Леса России». А что мы должны узнать на уроке?

 Какие в лесу живут звери и птицы. Какие растут растения.

Учитель. Что означает слово «дремучий лес»?

( Это густой, труднопроходимый лес.)

II. Проверка знаний и умений.

( Коррекция процессов памяти.)

Учитель. По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем   уроке? (Тундра)

Индивидуальная работа по карточкам     (для каждого ребенка)                                                                                (Коррекция процессов памяти + логического мышления)

Карточка№1.

Запиши 2 цепи питания, сложившиеся в тундре.

     Ягель        …………….             ……………

Мох         ……………        ………….

Карточка№2.

 Перечисли экологические проблемы тундры.

1.___________________________________

2.___________________________________

Карточка№.3

Перечисли  сходства природных зон: тундры и арктической пустыни.

_________________________________________________________________   ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка№4.

Перечисли  различия природных зон: тундры и арктической пустыни.

_________________________________________________________________  ________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Работа над новым материалом.

( Учебное сотрудничество)

Учитель. Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдем на карте природную зону лесов. ( Показать на карте.) 

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.

Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.

 Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.

 В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Учащиеся сравнивают на доске картины «Хвойный лес» и «Смешанный лес».

Учитель. Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (Учитель демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.)

                                                  Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

IV. Работа в группах по партам.                                                                             (Учебное сотрудничество. Коррекция логического мышления)                                 -Чтобы узнать какие животные живут в лесу, необходимо отгадать загадки на карточках. (Учитель показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание. Ученик загадывает загадку соответствующую рисунку)

Косолапый великан,

Чтобы не попасть  в капкан        Учебное сотрудничество

Спит всю зиму напролет

Лапу сладостно сосет.

(Медведь)

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть.

(Волк)

 

Зуб, особенно кусачий,

Он и волчий, и собачий.

Хищной пасти он примета.

Назови примету эту.

(Клык)

 

 Под соснами, под елками

Ползет клубок  с иголками.

( Еж)

Какой зверь опасный

В шубе прекрасной

На двор проникает,

Кур там хватает?                

(Лиса)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?   (Белка)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы?

 (Заяц)

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка,

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла... (бурундук)

   V. Закрепление изученного материала. 

(Аналитико-синтетическая  деятельность)

Учитель. Какие три части можно выделить в лесной зоне?

 Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

(Учащиеся выполняют схему в тетради, учитель на доске)

Упражнения на классификацию
Учитель. Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 100–101 учебника, запишите 2 цепи питания, характерные для леса.

Растения  заяц-беляк  рысь;

Растения  мышь-полевка  соболь;

Растения  белка  сокол.

V. Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия.

Зрительное восприятие текста.

Воспитание мотивации

Учащиеся читают вывод на с. 105 учебника.

Оцени свою работу!

Старался, у меня все получилось! 

Старался, но были ошибки.

У меня не получилось, но я буду стараться!

Домашнее задание.

С. 98–105. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Приложение 1

Карточка№1.

Запиши 2 цепи питания, сложившиеся в тундре.

     Ягель        …………….             ……………

Мох         ……………        ………….

Карточка№2.

 Перечисли экологические проблемы тундры.

1.___________________________________

2.___________________________________

Карточка№.3

Перечисли  сходства природных зон: тундры и арктической пустыни.

_________________________________________________________________  ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка№4.

Перечисли  различия природных зон: тундры и арктической пустыни.

_________________________________________________________________  ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Косолапый великан,

Чтобы не попасть  в капкан        Учебное сотрудничество

Спит всю зиму напролет

Лапу сладостно сосет.

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть.

 

Зуб, особенно кусачий,

Он и волчий, и собачий.

Хищной пасти он примета.

Назови примету эту.

 

 Зуб, особенно кусачий,

 Он и волчий, и собачий.

  Хищной пасти он примета.

  Назови примету эту.

Какой зверь опасный

В шубе прекрасной

На двор проникает,

Кур там хватает?

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы?

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка,

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла...

Приложение 3

Старался, у меня

 все получилось! 

Старался, у меня

 все получилось! 

Старался, у меня

все получилось! 

Старался, у меня

все получилось! 

Старался, но

были ошибки.

Старался, но

были ошибки.

Старался, но

были ошибки.

Старался, но

были ошибки.

У меня не получилось,

 но я буду стараться!

У меня не получилось,

но я буду стараться!

У меня не получилось,

но я буду стараться!

У меня не получилось,

 но я буду стараться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ».

Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ»....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"

Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....

Урок окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"....

Проверочная работа по окружающему миру 4 класс по программе «Школа России» по теме « Страна городов»

Эта работа даёт возможность проверить насколько хорошо дети изучили данную тему...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. УМК «ШКОЛА РОССИИ» ТЕМА: «ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ»

Изучение нового материала, применение знаний на практике. Обучающиеся научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто такие звери" 1 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о зверях.Задачи урокаДидактические:определять принадлежность животного к группе зверей;знать внешнее ст...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое погода" 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о погоде и от чего она зависит.Задачи урокаДидактические:знать понятие «погода»; условные обо...