Рабочая программа по естествознанию "Неживая природа" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 6 класс
рабочая программа по естествознанию (6 класс) на тему

Рабочая программа по естествознанию "Неживая природа" для 6 класса составлена на основе: ФГОС обучающихся с умственной отстальстью (интеллктуальными нарушениями), АООП обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями); авторской программы по естествознанию для 6 класса Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просещение, 2010 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl._rabochaya_programma_po_estestvoznaniyu.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

«Неживая природа»

6 КЛАСС

(для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

 

Составила:

Лысикова Е. В.

Москва 2017 г.


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по естествознанию для 6 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБПОУ Колледж малого бизнеса № 4;

 - Учебного плана ГБПОУ Колледж малого бизнеса № 4;

- Авторской программы по естествознанию для 6 класса Т. М. Лифановой, С. А. Кустовой, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2010 г.

Основными целями рабочей программы по естествознанию «Неживая природа» являются: 

        - формирование элементарных научных представлений о компонентах неживой природы;

- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

- формирования у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- сообщение элементарных знаний о неживой природе;

- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

- формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям;

- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

- формирование знаний о природе своего края;

- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

- воспитание социально значимых качеств личности.

Общая характеристика учебного предмета.

На уроках естествознания в 6 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

Курс естествознания «Неживая природа» состоит из пяти разделов:

«Введение», «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые», «Почва».

Во «Введении» обучающиеся знакомятся с живой и неживой природой, предметами и явлениями неживой природы, их изменениями; твердыми, жидкими и газообразными телами, превращением твердых тел в жидкие, жидкие – в газы.

В разделе «Вода» обучающиеся получают новые знания о значении воды, знакомятся с ее свойствами, способностью воды растворять некоторые вещества, переходить из одного состояния в другое, охраной воды. Этот раздел программы предусматривает знакомство с лабораторным оборудованием и проведение практических работ и опытов.

Раздел «Воздух» направлен на формирование у обучающихся представлений о значении воздуха на планете, его составе, свойствах, движении воздуха, значении кислорода и углекислого газа, их использовании, охране воздуха.

В разделе «Полезные ископаемые» обучающиеся знакомятся с основными видами полезных ископаемых, их свойствами, значением и применением.

Раздел «Почва» знакомит обучающихся с понятием почва, ее образованием, составом, типами и свойствами.

  Завершают курс уроки повторения, на которых систематизируются знания, полученные в курсе естествознания в 6 классе.

Одной из задач предмета естествознания является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой предусматриваются проведение практических работ, демонстрационных опытов, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении естествоведческого материала (природоведение, география, чтение, ИЗО), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).

В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями.  Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у них наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Естествознание» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно учебному плану Колледжа.

Рабочей программой предусмотрено проведение:

- проверочных работ - 4

- практических работ – 3

- тестовых работ - 5

- контрольных работ (годовая) - 1

2. Содержание учебного предмета

Рабочая программа по естествознанию «Неживая природа» состоит из пяти разделов: «Введение», «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые», «Почва».

Введение

      Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.

Вода

      Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.).

      Учет и использование свойств воды.

      Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.

      Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды.

      Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе.

      Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

      Охрана воды.

Демонстрация опытов

      Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

      Растворение соли, сахара в воде.

      Очистка мутной воды.

      Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

      Расширение воды при замерзании.

Практические работы

      Измерение температуры питьевой воды, кипящей воды и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

      Наблюдения за расходом воды и электроэнергии в школе.

Воздух

     Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление.

      Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.

      Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган (способы защиты).

      Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха.

      Значение воздуха в природе.

Демонстрация опытов

      Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

      Воздух занимает объем.

      Воздух упругий.

      Воздух — плохой проводник тепла.

      Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

      Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за отклонением пламени свечи.

      Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение.

      Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.

Полезные ископаемые

      Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

      Гранит, известняки, песок, глина.

      Горючие полезные ископаемые.

      Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.

      Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

      Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

      Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

      Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений.

      Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

      Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

      Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее внешний вид.

      Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

      Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов.

      Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия.

      Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.

      Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование.

      Экономия металлов при использовании человеком. Охрана недр.

Демонстрация опытов

      Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля.

      Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов.

      Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.

Практическая работа

      Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различных изделий из этих металлов.

  Почва

      Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

      Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

      Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

      Эрозия почв. Охрана почв.

Демонстрация опытов

      Выделение воздуха и воды из почвы.

      Выделение песка и глины из почвы.

      Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки.

      Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы

      Определение типов почв своей местности.

      Различение песчаных и глинистых почв.

      Обработка почвы на пришкольном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.


3. Тематическое планирование рабочей программы

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

Содержание раздела

№ урока п/п

Наименование темы урока

Основные виды деятельности учащихся, практические работы

Контроль,

проверка достижений учащихся

Планируемые результаты обучения по теме

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  1. Введение (3 часа)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.

1

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

Составление таблицы «Живая и неживая природа».

Работа с учебником.

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя показывать объекты живой и неживой природы, явления неживой природы, ориентироваться в учебнике.

Называть признаки живых организмов. Узнавать и называть предметы и явления неживой природы.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

2

Твердые тела, жидкости и газы. Изменения в природе.

Работа по индивидуальным карточкам.

Фронтальный опрос с использованием презентации.

Показывать твердое, жидкое тело, иметь

элементарное представление о газообразном теле.

Знать признаки твердых, жидких и газообразных тел.

3

Наблюдение явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.

Заполнение таблицы.

Устный опрос с опорой на наглядный материал.

Узнавать природные явления на картинках.

Называть изученные явления природы и их признаки; уметь отмечать итоги наблюдений; составлять устные описания.

  1. Вода (15 часов)

Формирование представлений о свойствах и состояниях воды, ее значении в природе и для человека. Охрана воды.

4

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

Работа с картой и глобусом.

Работа в парах.

Устный опрос с опорой на наглядный материал.

Иметь представления о свойствах воды, ее значения для жизни растений, животных, человека.

Описывать свойства воды. Знать о роли воды в жизни живых организмов.

5

Вода – жидкость. Свойства воды.

Демонстрация опыта «Свойства воды».

Устный опрос.

6

Температура воды и ее измерение.

Практическая работа № 1 «Измерение температуры питьевой воды, кипящей и теплой воды».

Оценка выполнения практической работы (уровня самостоятельности, осознанности, качества выполнения).

С помощью учителя измерять температуру воды с помощью термометра.

Определять температуру воды с помощью термометра, озвучивать и фиксировать полученные результаты.

7

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении.

Демонстрация опыта «Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении».

Устный опрос.

Иметь представления о свойствах воды при нагревании и охлаждении.

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении.

8

Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело.

Работа по индивидуальным карточкам.

Проверка работы по карточкам.

Иметь представления о трех состояниях воды в природе.

Знать о трех состояниях воды в природе. Иметь представление о круговороте воды в природе.

9

Превращение вода в пар. Кипение воды.

Работа по индивидуальным карточкам.

Проверка работы по карточкам.

10

Три состояния воды в природе.

Работа по индивидуальным карточкам.

Тестовое задание.

11

Вода – растворитель. Водные растворы и их использование.

Практическая работа № 2 «Растворение соли, сахара в воде».

Оценка выполнения практической работы (уровня самостоятельности, осознанности, качества выполнения).

С помощью учителя растворять в воде некоторые вещества (соль, сахар). Различать растворимые и нерастворимые в воде вещества.

Иметь представление о воде, как растворителе некоторых веществ. Знать некоторые растворимые и нерастворимые в воде вещества и определять это опытным путем. Уметь проводить растворение веществ в воде. Понимать значение водных растворов в природе.

12

Водные растворы в природе.

Работа по индивидуальным карточкам.

Проверка работы по карточкам.

13

Нерастворимые в воде вещества.

Работа в парах.

Письменный контроль с использованием дифференцированных заданий.

14

Чистая и мутная вода.

Практическая работа № 3 «Очистка мутной воды».

Оценка выполнения практической работы (уровня самостоятельности, осознанности, качества выполнения).

Различать чистую и мутную воду.

Знать различия чистой и мутной воды, причины загрязнения воды, способы очистки. Знать свойства питьевой воды.

15

Питьевая вода.

Работа с учебником.

Проверка выполненных заданий.

16

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение.

Работа с наглядным материалом.

Решение кроссворда.

Устный опрос.

Иметь представления об использовании воды в быту, промышленности, сельском хозяйстве и ее охране.

Уметь рассказать о роли воды в природе и ее использовании (с опорой на наглядный материал).

Знать, какой личный вклад можно внести в общее дело по охране воды в природе и применять это в повседневной жизни.

17

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

Зарисовка охранных знаков.

Презентация выполненных работ.

18

Контрольно-обобщающий урок по теме «Вода».

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по теме «Вода».

  1. Воздух (15 часов)

Формирование у обучающихся представлений о значении воздуха на планете, его составе, свойствах, движении воздуха, значении кислорода и углекислого газа, их использовании, охране воздуха.

19

Воздух в природе. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность.

Работа в парах.

Письменный контроль с использованием дифференцированных заданий.

Иметь представления о свойствах воздуха, его значения для жизни растений, животных, человека.

Описывать свойства воздуха. Знать о роли воздуха в жизни живых организмов.

20

Воздух занимает место.

Демонстрация опыта «Воздух занимает место».

Устный опрос.

21

Воздух сжимаем и упруг.

Демонстрация опыта «Воздух упруг».

Устный опрос.

Иметь представления об упругости и теплопроводности воздуха.

Знать о сжимаемости, упругости воздуха, о его теплопроводности. Уметь рассказать об использовании этих свойств человеком.

22

Теплопроводность воздуха.

Работа с учебником.

Письменный контроль с использованием дифференцированных заданий.

23

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Демонстрация опыта «Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении».

Письменный контроль с использованием дифференцированных заданий.

Иметь представления о свойствах воздуха при нагревании и охлаждении.

Знать свойства воздуха при нагревании и охлаждении.

Уметь рассказать об использовании этих свойств человеком.

24

Теплый воздух легче холодного.

Демонстрация опыта «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за отклонением пламени свечи».

Зарисовка результатов опыта.

Тестовое задание.

25

Движение воздуха в природе. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра.

Работа с наглядным материалом.

Зарисовка флюгера.

Фронтальный опрос с использованием презентации.

Иметь представление, что такое ветер.

Иметь представления об образовании ветра в природе и способах определения направления и силы ветра.

26

Состав воздуха.

Составление таблицы.

Проверка заполнения таблицы.

С помощью учителя называть газы, входящие в состав воздуха.

Называть основные газы, входящие в состав воздуха.

27

Кислород, его свойства и значение в жизни растений, животных и человека.

Работа в парах, с учебником. Составление схемы «Применение кислорода».

Проверка выполнения задания.

Иметь представление о значении кислорода и его значении.

Называть свойства кислорода.

Знать его значение.

28

Углекислый газ, его свойства, применение.

Работа в парах, с учебником. Составление схемы «Применение углекислого газа».

Проверка выполнения задания.

Иметь представление о значении углекислого газа и его значении.

Называть свойства углекислого газа.

Знать его значение.

29

Значение воздуха в природе.

Составление схемы.

Устный опрос с использованием презентации.

Иметь представления о значении воздуха для жизни растений, животных, человека и его охране.

Уметь рассказать о роли воздуха в природе.

Знать, какой личный вклад можно внести в общее дело по охране воздуха в природе и применять это в повседневной жизни.

30

Чистый и загрязненный воздух.

Работа по индивидуальным карточкам.

Письменный контроль с использованием дифференцированных заданий.

31

Охрана воздуха.

Зарисовка охранных знаков.

Презентация выполненных работ.

32

Повторение. Что мы узнали о воздухе.

Подготовка к проверочной работе.

33

Контрольно-обобщающий урок по теме «Воздух».

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по теме «Воздух».

  1. Полезные ископаемые (20 часов)

Знакомство с основными видами полезных ископаемых, их свойствами, значением и применением.

34

Что такое полезные ископаемые.

Работа с наглядным материалом.

Устный опрос.

С помощью учителя определять понятия: полезные ископаемые, месторождение, способы добычи.

Знать понятия: полезные ископаемые, месторождение, способы добычи.

35

Полезные ископаемые, используемые в строительстве.

Работа с образцами полезных ископаемых.

Письменный контроль с использованием дифференцированных заданий.

Называть и показывать полезные ископаемые, используемые в строительстве (все или некоторые).

Называть и показывать полезные ископаемые, используемые в строительстве.

36

Гранит.

Работа с образцами полезных ископаемых.

Устные ответы (описание полезного ископаемого по плану).

Узнавать гранит среди нескольких образцов различных полезных ископаемых и картинках. Называть некоторые свойства.

Определять гранит среди нескольких образцов различных полезных ископаемых и картинках. Давать устное описание по плану. Знать его основные свойства и использование.

37

Известняки.

Работа с образцами полезных ископаемых.

Устные ответы (описание полезного ископаемого по плану).

Узнавать известняки среди нескольких образцов различных полезных ископаемых и картинках. Называть некоторые свойства.

Знать виды известняков. Определять их среди нескольких образцов различных полезных ископаемых и картинках. Давать устное описание по плану. Знать основные свойства и использование.

38

Песок и глина.

Работа с образцами полезных ископаемых.

Тестовое задание.

Узнавать песок и глину на образцах и картинках. Называть некоторые свойства.

Определять песок и глину среди нескольких образцов различных полезных ископаемых и картинках. Давать устное описание по плану. Знать их основные свойства и отличительные признаки, использование.

39

Горючие полезные ископаемые. Торф.

Работа с образцами полезных ископаемых.

Устный опрос с использованием презентации.

Называть и показывать горючие полезные ископаемые (все или некоторые).

Называть и показывать горючие полезные ископаемые.

40

Каменный уголь.

Работа с образцами полезных ископаемых.

Устные ответы (описание полезного ископаемого по плану).

Узнавать каменный уголь среди нескольких образцов различных полезных ископаемых и картинках. Называть некоторые свойства.

Знать виды каменного угля. Определять их среди нескольких образцов различных полезных ископаемых и картинках. Давать устное описание по плану. Знать основные свойства и использование.

41

Нефть.

Работа по индивидуальным карточкам.

Устный опрос с использованием презентации.

Узнавать нефть среди нескольких образцов различных полезных ископаемых и картинках. Называть некоторые ее свойства.

Определять нефть среди нескольких образцов различных полезных ископаемых и картинках. Давать устное описание по плану. Знать ее основные свойства и использование.

42

Природный газ.

Работа по индивидуальным карточкам.

Решение кроссворда.

Тестовое задание.

Называть некоторые свойства природного газа и его использование.

Давать устное описание по плану. Знать основные свойства и использование природного газа.

43

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.

Работа с учебников.

Работа в парах.

Устный опрос с использованием презентации.

Называть и показывать полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения (все или некоторые).

Называть и показывать полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.

44

Калийная соль.

Работа с наглядным материалом.

Устный опрос с использованием презентации.

Узнавать на картинках.

Определять калийную соль на картинках. Давать устное описание по плану. Знать основные свойства и использование природного газа.

45

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения.

Работа с наглядным материалом.

Устный опрос с использованием презентации.

Узнавать на картинках.

 

Определять фосфориты на картинках. Давать устное описание по плану. Знать основные свойства, использование.

46

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды.

Составление таблицы.

Устный опрос по таблице.

Называть и показывать полезные ископаемые, применяемые для получения металлов (все или некоторые).

Называть и показывать полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

47

Черные металлы: чугун, сталь.

Работа с образцами металлов.

Устный опрос с использованием презентации.

Иметь элементарное представление о цветных и черных металлах.

Знать основные свойства черных металлов.

48

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных.

Демонстрация опыта «Определение свойств черных и цветных металлов: упругость, пластичность, хрупкость, теплопроводность».

Устный опрос.

Иметь элементарное представление о цветных и черных металлах.

Знать основные свойства цветных металлов и их отличия от черных. Определять черные и цветные металлы на образцах.

49

Алюминий.

Работа с образцами металлов.

Письменный опрос.

Узнавать алюминий и изделия из него на картинках и образцах. Называть некоторые ее свойства.

Определять алюминий и изделия из него на картинках и образцах. Давать устное описание по плану. Знать ее основные свойства и использование.

50

Медь и олово.

Работа с образцами металлов.

Письменный опрос.

Узнавать медь, олово и изделия из них на картинках и образцах. Называть некоторые их свойства.

Определять медь, олово и изделия из них на картинках и образцах. Давать устное описание по плану. Знать их основные свойства и использование.

51

Местные полезные ископаемые. Их свойства и использование.

Заслушивание рефератов, сообщений обучающихся по теме.

Оценка рефератов.

Называть некоторые полезные ископаемые своего края.

Знать некоторые полезные ископаемые своего края, их использование.

52

Экономия при использовании металлов человеком. Охрана недр.

Зарисовка охранных знаков. Подготовка мини-сообщений по теме.

Презентация своих работ.

Иметь представления о значении полезных ископаемых для человека и их охране.

Уметь рассказать о значении полезных ископаемых.

Знать, какой личный вклад можно внести в дело по охране недр и применять это в повседневной жизни.

53

Контрольно-обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые».

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по теме «Полезные ископаемые».

V. Почва (12 часов)

Знакомство с понятием почва, ее образованием, составом, типами и свойствами.

54

Почва – верхний слой земли. Ее образование.

Работа по карточкам.

Проверка карточек.

С помощью учителя давать определение понятия плодородие.

Давать определение понятия плодородие.

55

Состав почвы.

Демонстрация опыта «Выделение воды и воздуха из почвы».

Составление таблицы.

Проверка таблицы.

С помощью учителя называть основные составляющие почвы.

Называть основные составляющие почвы.

56

Перегной – органическая часть почвы.

Демонстрация видеоролика.

Устный опрос.

Иметь представление о перегное почвы.

Знать понятие перегной и чем он образован.

57

Песок, глина и соли – минеральная часть почвы.

Демонстрация опыта «Выделение песка и глины из почвы».

Демонстрация видеоролика «Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки».

Устный опрос.

С помощью учителя называть основные составляющие почвы.

Знать минеральную составляющую почвы.

58

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы.

Демонстрация видеоролика.

Устный опрос.

Называть некоторые отличия песчаных и глинистых почв.

Знать отличительные признаки песчаных и глинистых почв.

59

Водные свойства песчаных и глинистых почв.

Демонстрация опыта «Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее».

Тестовое задание.

60

Испарение воды из почвы.

Демонстрация видеоролика.

Устный опрос.

Иметь представление об испарении воды из почвы.

Иметь представление об испарении воды из почвы.

61

Почвы и растения. Основное свойство почвы – плодородие.

Работа по индивидуальным карточкам.

Устный опрос с использованием презентации.

Иметь элементарные представления о плодородие почвы.

Понимать взаимосвязь между плодородием почвы с ее способностью давать урожай растений.

62

Почвы Москвы и Московской области.

Заслушивание рефератов, сообщений обучающихся по теме.

Оценка рефератов.

Иметь представления о почвах своего края.

Знать основные типы почв своего края.

63

Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Работа с учебником.

Тестовое задание.

Иметь представления о способах обработки и охраны почвы.

Знать способы обработки почвы. Знать, какой личный вклад можно внести в дело по охране почв и применять это в повседневной жизни.

64

Эрозия почв. Охрана почв.

Зарисовка природоохранных знаков.

Презентация своих работ.

65

Контрольно-обобщающий урок «Почва».

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по теме «Почва».

VI.Повторение (3 часа)

Повторение и систематизация знаний.

66

Повторение. Подготовка к годовой контрольной работе.

Работа по карточкам; решение кроссвордов, ребусов; работа в парах.

Устный опрос.

Называть (с помощью учителя, наглядного материала) отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; отличительные признаки основных полезных ископаемых; свойства воды, воздуха, металлов.

Знать отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; отличительные признаки основных полезных ископаемых; свойства воды, воздуха, металлов.

67

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнение контрольной работы.

Годовая контрольная работа.

68

Повторение.

Урок-игра.

Называть (с помощью учителя, наглядного материала) отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; отличительные признаки основных полезных ископаемых; свойства воды, воздуха, металлов.

Знать отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; отличительные признаки основных полезных ископаемых; свойства воды, воздуха, металлов.

4. Планируемые результаты освоения курса «Естествознание» 6 класс

Планируемые результаты

Личностные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны:

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

- иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- относить изученные объекты к определенным группам (торф – горючее полезное ископаемое);

- выполнять несложные задания под контролем учителя;

- адекватно оценивать свои работы,  понимать оценку педагога.

Обучающиеся должны знать/понимать:

- знать отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов;

- свойства воды, воздуха, почвы и полезных ископаемых;

- состав воздуха, почвы;

- характерные признаки основных полезных ископаемых, распознавать их по образцам;

- некоторые основные свойства металлов;

- распознавать черные и цветные металлы по образцам и различным

изделиям.

- характерные признаки песчаной и глинистой почв;

- способы обработки почвы;

- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

- понимать взаимосвязь между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- знать основные меры принимаемые человеком по охране природы;

- знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя.

Обучающиеся должны уметь:

- демонстрировать простейшие опыты;

- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

- измерять температуру воды и воздуха;

- выполнять зарисовки и изготавливать простейшие макеты;

- давать устное описание полезного ископаемого, металла по плану;

- составлять небольшие по объему рассказы по изученным темам.

- участвовать в беседе, обсуждение изученного;

- выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу.

- Сформированность основ гражданской идентичности; чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;

- Формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей;

- развитие навыков самостоятельности;

- формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, тетрадь, карточка и др.);

- совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности по предмету.

5.1 Учебно-методическое обеспечение программы

1. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/А. И. Никишов. – М.: Просвещение, 2014.

2. Биология. Неживая природа. Рабочая тетрадь. 6 класс: учебное пособие для учащихся для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ А. И. Никишов. – М.: Просвещение, 2015.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждение VIII вида 5 – 9 классы. / под ред. И. М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2010 г.

5.2 Интернет-ресурсы:

1. http://interneturok.ru/prirodovedenie/5-klass  

5.3 Материально-техническое обеспечение рабочей программы

  1. Персональный компьютер с выходом в интернет.
  2. Проектор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классов

Рабочая  программа  составлена  на основе  программы «МАТЕМАТИКА» (авторы  М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева) и в соответствии с программами  специальных (ко...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся с умственной отсталостью, которые обучаются в Центре. Насто...

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Настоящая программа составлена согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм.  и доп., вступ.  в силу с 31.03.2015), на основании норма...

Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...