Химически активные вещества - залог успешного будущего"
проект по естествознанию на тему

Ранняя Мария Владимировна

При учебных и физических нагрузках возрастает потребность в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведет к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания, риску заболеваемости детей. Поэтому проблема сбалансированного употребления витаминов, макро и микроэлементов с пищей является актуальной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_meditsina_solodkaya.docx61.15 КБ

Предварительный просмотр:

 МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи»

Донская академия наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова

Медицина/ медицина - практика

Тема: «Химически активные вещества- залог успешного будущего»

Автор работы:

Солодкая Анастасия, 9 кл.,

МБОУ СОШ № 76,

п. Гигант, Ростовская область

Руководитель:

Ранняя Мария Владимировна,

Учитель химии,

МБОУ СОШ № 76,

п. Гигант , Ростовская область

г. Ростов-на-Дону

2018 год

Содержание

Введение        3

1.        Сбалансированное питание залог успешного будущего        4

1.1.        Витамины в организме        4

1.1.2. Жирорастворимые витамины.        5

1.1.3. Водорастворимые витамины        8

1.2.        Микроэлементы        11

1.3.        Макроэлементы        12

1.4.        Нарушение баланса макро - и микроэлементов        14

Практическая часть        15

Выводы        16

Заключение        17

Список использованных источников        18

Приложения        20

Введение

Рациональное питание – важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Школьники по сравнению[3].

Дети школьного возраста интенсивно растут, подвергаются стрессовым воздействиям, высоким физическим (кружки, секции, занятия спортом) и умственным нагрузкам. Также они достаточно большое количество времени проводят за персональными компьютерами[3].

При учебных и физических нагрузках возрастает потребность в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведет к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания, риску заболеваемости детей. Поэтому проблема сбалансированного употребления витаминов, макро и микроэлементов с пищей является актуальной.

Исходя из темы исследования, мы сформулировали гипотезу: можно ли диагностировать у подростков уровень обеспеченности организма необходимыми микро – и макроэлементами, также витаминами.

Целью исследования является: определение уровня обеспеченности организма школьников микро и макроэлементами, также витаминами.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по рассматриваемой теме;
  2. Подобрать наиболее эффективные методы исследования;
  3. Провести опрос среди учеников, позволяющий определить уровень микро и макроэлементов, витаминов в организме;
  4. Разработать рекомендации, способствующие употреблению дозированного количества микро и макроэлементов, а также витаминов.

Предметом исследования: витамины, микро и макроэлементы

Объектом исследования: наличие   витаминов, микро и макроэлементов в организме школьников.

Методы исследования: подбор и анализ научной и методической литературы по выбранной проблеме, опрос, обработка статистических данных.

  1. Сбалансированное питание залог успешного будущего

Питание – врожденная биологическая потребность и обязательное условие долгой, здоровой и счастливой жизни. Однако неправильное пищевое поведение, любые нарушения в режиме приема пищи, ее качестве и количестве (переедание, голодание, однообразное питание и т.д.), сказываются на здоровье человека и на продолжительность его жизни[4].

Болезни, связанные с потреблением пищи, могут возникать из-за недостатка или избытка тех или иных компонентов питания, а также из-за количественного несоответствия потребностям организма. 
Вся жизнь человека связана с непрерывным обменом веществ, происходящим в организме[3].

На него затрачивается большое количество энергии. Эта энергия, а также материалы для обновления и роста клеток и тканей обеспечиваются пищей. Хорошее состояние кожи, волос, ногтей, нормальная работа органов и систем организма – все это зависит от правильного питания, от приема разнообразной пищи [4].

При однообразном питании организм не получает нужных ему веществ, и здоровье человека начинает разрушаться. Это проявляется в виде частых простудных заболеваний, малокровия, весенней утомляемости, кариеса зубов и других болезненных состояний[4].

  1. Витамины в организме

Особое значение для нормальной жизнедеятельности организма ребенка имеют витамины. Это химические вещества различной природы, но имеющие ряд общих черт: они не образуются в организме человека или образуются в недостаточных количествах1, что делает их незаменимыми пищевыми веществами. Они так же, как и другие необходимые вещества, попадают в организм с пищей[13].

Витамины участвуют в обмене веществ и во всех биохимических процессах, происходящих в организме, в качестве катализаторов – ускорителей обмена веществ. Витамины повышают умственную и физическую работоспособность человека, его иммунитет к различным заболеваниям; оказывают влияние на рост и развитие организма[10]. 

Если витаминов в пище недостаточно, то развиваются гиповитаминозы – болезненные состояния, связанные с пониженным содержанием витаминов в организме. При этом снижается сопротивляемость организма, ухудшается общее самочувствие, повышается утомляемость. Такое состояние развивается у человека в определенное время года – зимой и весной, когда пищевые продукты содержат недостаточное количество необходимых витаминов[17].

Отсутствие каких-либо витаминов в пище приводит к тяжелым заболеваниям, называемым авитаминозами. Чрезмерное употребление витаминов в виде таблеток или лекарственных препаратов также приводит к нарушениям в организме человека – гипервитаминозам[4]. 

Витамины также защищают организм от неблагоприятных для здоровья факторов, приводящих к болезни в результате воздействия побочных продуктов реакций окисления в организме человека – свободных радикалов. Свободные радикалы образуются в большом количестве под действием неблагоприятных для здоровья внешних факторов: интенсивного солнечного излучения, табачного дыма, выхлопных газов, радиации и других загрязнителей атмосферы. Они являются одной из причин таких серьезных заболеваний, как ишемическая болезнь, некоторые виды рака, преждевременное старение[3].

Присутствие витаминов в организме значительно сокращает образование свободных радикалов, защищает его от их отрицательного воздействия. Такое действие витаминов называется антиоксидантным, а сами витамины – антиоксидантами[3].

  1. Классификация витаминов.

Жирорастворимые витамины

1. Витамин А - (антиксерофтальмический)

2. Витамин D- (антирахитичный)

3. Витамин E - (витамин размножения), токоферол

4. Витамин К - (антигеморрагический)

5 Витамин F - (ненасыщенные жирные кислоты, для синтеза простагландинов)

6. Витамин Q – убихинон

II. Витамины, растворимые в воде

1. Витамин B1 - (антиневритный, тиамин)

2. Витамин B2 - (рибофлавин); регулирует рост животных

3. Витамин Вб - (антидерматитный, пиридоксин)

4. Витамин B12- (антианемический, цианкобаламин)

5. Витамин В,, PP - (антипеллагрический, ниацин, никотинамид)

6. Фолиевая кислота (антианемический)

7. Пантотеновая кислота (антидерматитный, B3); регулирует обмен углеводов, жиров.

8. Биотин (витамин H, антисеборейный, фактор роста бактерий, грибков)

9. Витамин С (антискорбутный)

10. Витамин P (витамин проницаемости).

Кроме этих двух главных групп витаминов различают группу разнообразных химических веществ, обладающих свойствами витаминов: холин, липоевая кислота, витамин В15, (пангамовая кислота), инозит, линоленовая кислота, линолевая кислота, витамины B11, B14 и др[5].

1.1.2. Жирорастворимые витамины.

Витамин А – ретинол, антиксерофтальмический

Общая характеристика витамина А (Ретинола)

Витамин А (Ретинол) был открыт в 1920 году группой ученых, он является первым из открытых витаминов.

Другие названия витамина А – Антиинфекционный витамин, антиксерофтальмический витамин, ретинол, дегидроретинол[1].

Существует две формы этого витамина: это готовый витамин А (ретинол) и провитамин А (каротин), который в организме человека превращается в витамин A, благодаря этому его можно считать растительной формой витамина A[11].

Он имеет бледно-желтый цвет, который образуется из красного растительного пигмента бета-каротина. При термической обработке почти не теряет своих свойств (всего 15-30%), но в соединении с воздухом при длительном хранении разрушается[13].

Физико-химические свойства витамина А

В группу витамина А входят соединения: Ретинол, Ретиналь, Ретиноевая кислота, Ретинолпальмитат, Ретинолацетат.

Витамин А представляет собой циклический непредельный спирт, который окисляясь в организме образует витамин А-альдегид и ретиноевую кислоту[5].

Пищевые источники витамина А

Продукты питания богатые витамином А – морковьтыквасладкий перецшпинатброкколизелёный лукзелень петрушкиперсикиабрикосыяблокивиноградарбуздыня – это растительные источники (каротиноиды); к животным источникам относятся – рыбий жир и печень (особенно говяжья), следующими в ряду стоят сливочное маслояичные желткисливкии цельное молоко.

Зерновые продукты и снятое молоко, даже с добавками витамина, являются неудовлетворительными источниками, равно как и говядина, где витамин А содержится в ничтожных количествах[9].

Суточная потребность в витамине А

Рекомендуемой суточной дозой витамина А является:

  • Младенцы: 0-6 мес. – 400 мкг; 7-12 мес. – 500 мкг
  • Дети: 1-3 года – 300 мкг; 4-8 лет – 400 мкг
  • Мужчины: 9-13 лет – 600 мкг; 900 мкг (3000 ME) для 14-70 лет
  • Женщины: 9-13 лет – 600 мкг; 700 мкг (2300 ME) для 14-70 лет
  • Беременные женщины: меньше 19 лет – 750 мкг; 19-50 лет – 770 мкг
  • Женщины, кормящие грудью: меньше 19 лет – 1200 мкг; 19-50 лет – 1300 мкг

При заболеваниях, связанных с недостаточностью ретинола, дозировка может быть увеличена до 10000 МЕ в день (калоризатор). (Вышеприведенные дозировки относятся исключительно к ретиноидной форме витамина А. Каротиноидная форма не столь токсична)[11].

Ретинол можно получить из аптечных добавок (что составляет 1/3 суточной потребности), а 2/3 этого витамина – из продуктов натурального происхождения, в которых есть каротин, например сладкого перца или моркови[6].

Дефицит витамина А в организме

При дефиците витамина А развивается куриная слепота, появляется кожная сыпь, кожа шелушится, начинается преждевременное старение, повышенная восприимчивость к различным заболеваниям, снижается острота зрения, возникает сухость глаз, развивается конъюнктивит, появляется перхоть и выпадение волос, снижается аппетит[15].

Избыток витамина А в организме

При избытке витамина А проявляются следующие признаки: тошнота, рвота, сонливость, головная боль, вялость, покраснение лица, боли в костях нижних конечностей, нарушение менструального цикла[10].

Витамин D (Кальциферол, виостерол, эргостерол)

Общая характеристика витамина D (Кальциферола, виостерола, эргостерола)

Впервые рахит был описан в 1650 г., в конце 18 века стало известно, что он лечится печеночным жиром рыб. В 1924 году ученые выяснили, что если облучать детей ультрафиолетовым светом, то можно предотвратить это заболевание. Благодаря данной информации в 1930-1932 гг. ученые смогли получить витамин D[11].

Витамин D – группа биологически активных веществ (в том числе эргокальциферол (D2) и холекальциферол (D3)). Витамины группы D являются незаменимой частью пищевого рациона человека[11].

Витамин D – жирорастворимый. Витамин D поддерживает нормальный уровень кальция и фосфора в крови, оба они необходимы для роста костей и обеспечения их прочности[14].

Физико-химические свойства витамина D

Витамин D представляет собой бесцветное кристаллическое вещество с температурой плавления 120-121°С, нерастворимое в воде (калоризатор). Хорошо растворим во всех органических растворителях: спирте, жирах, растительных маслах[16].

Пищевые источники витамина D

Витамин D содержится в рыбьем жире, рыбе (сельдимакрелилососесардинах в маслетунце), яичных желткахмолочных продуктахпечени[6].

Суточная потребность в витамине D

Измеряется в Международных Единицах (МЕ). Дневная доза для взрослых составляет 400 МЕ или 5-10 мкг, максимально допустимое количество – 15 мкг. Доза витамина D для детей – 400-500 МЕ.

После получения загара, выработка витамина D через кожу прекращается. Люди, не бывающие на солнце, должны принимать витамин D в добавках[13].

Дефицит витамина D

Дефицит витамина D может привести к рахиту, разрушению зубов, замедлению роста, нехватке энергии, мышечной слабости, размягчению костей с последующей деформацией, и истончению костей, обычно в пожилом возрасте. При нехватке витамина D может развиться тяжелейшее заболевание – болезнь Крона, характеризующееся поражениями кишечника различной степени. Кишечник воспаляется во всех отделах, возникают множественные язвы, а осложнения могут быть необратимыми: трещины, сужения, кровотечения, абсцессы[5].

Избыток витамина D

Повышенное потребление витамина может вызвать интоксикацию организма, при этом наблюдается повышение артериального давления, снижение аппетита, тошнота, рвота, дисфункция почек, диарея, боли в суставах. Так что не следует допускать передозировки витамина D, так же, как и его дефицита[6].

1.1.3.Водорастворимые витамины

Витамины группы В – группа водорастворимых витаминов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, в частности – обмена веществ в его клетках[8].

Витамины группы B участвуют непосредственно в поддержании нормального функционирования нервной системы, головного мозга, сердца и сосудов, органов пищеварения. Кроме того, витамины В улучшают защитные функции организма от агрессивной внешней среды (ультрафиолетовые лучи, инфекция и др.), поддерживают в хорошем и здоровом состоянии внешний вид человека – кожу, волосы, ногти. Предупреждают преждевременное старение человека и многое другое. Ниже мы рассмотрим каждый витамин по отдельности более подробно[12].

К витаминам группы Б также относят и витаминоподобные вещества, которые не являются жизненно-необходимыми, но все же, они способствуют улучшению здоровья человека, его внешнему виду, восстановительных процессах после травм, а также применяются во многих других сферах жизнедеятельности человека[13].

Дефицит витаминов группы В

Недостаток витаминов этой группы приводит к нарушению нервной системы, бессоннице, ухудшается состояние кожных покровов (зуд, чувство жжения, мурашки на коже, сухость), появляется атрофия мышц, онемение рук и ног, мышечные воспаления, затруднение дыхания, учащенное сердцебиение при малейшей физической нагрузке, отсутствие аппетита, раннее старение кожи, увеличение печени, выпадение волос. Также при недостатке витаминов этого комплекса появляется светочувствительность, повышенная утомляемость, головокружение[6].

Избыток витаминов группы В в организме

Гипервитаминоз (переизбыток витаминов) группы В очень опасен. При употреблении чрезмерных доз происходит развитие интоксикации организма человека.

Витамины В1В2 и В6могут вызвать дистрофию печени. В6 и В12 являются самыми токсичными. В1В2В6 и В12 при переизбытке вызывают аллергические реакции[3].

Переизбыток В-витаминов имеет схожие симптомы, что и при его недостатке:

  • Покраснение кожных покровов
  • Головокружение и головные боли
  • Расстройство стула, боли в животе
  • Чувство покалывания кожи и гиперчувствительность
  • Нарушение сна (бессонница)
  • Судороги в икроножных мышцах

Каждый витамин из группы В может вызвать характерные только для этого симптомы гипервитаминоза[6].

Витамин с (АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА)

Витамин C (аскорбиновая кислота) является растворимым в воде витамином. Витамин С важен для роста и восстановления клеток тканей, десен, кровеносных сосудов, костей и зубов, способствует усвоению организмом железа, ускоряет выздоровление (калоризатор). Его польза и ценность очень велика для защиты от инфекций. Он действует как стимулятор запуска иммунных процессов.

В качестве пищевой добавки обозначается как E300[11].

Физико-химические свойства витамина С

Аскорбиновая кислота представляет собой органическое соединение, родственное глюкозе, в виде белого кристаллического порошка кислого вкуса. Выполняет биологические функции восстановителя и кофермента некоторых метаболических процессов, является антиоксидантом[4].

Витамин С легко разрушается тепловой обработкой продуктов, светом и смогом.

Потеря витамина С может возникнуть при неправильной обработке пищи и длительном хранении готовых пищевых продуктов. Сохранность витамина С обеспечивает правильная кулинарная обработка овощей и плодов. Овощи не следует подолгу оставлять на воздухе очищенными и разрезанными, при варке их надо закладывать в кипящую воду непосредственно после очистки. Замороженные овощи необходимо опускать в кипящую воду, так как медленное оттаивание увеличивает потерю витамина С[12].

Пищевые источники витамина С

Наиболее богаты аскорбиновой кислотой: киви, шиповниккрасный перец, цитрусовые, чёрная смородиналуктоматы, листовые овощи (салаткапустаброкколибрюссельская капустацветная капуста, и т.д.), печеньпочкикартофель[7].

Суточная потребность в витамине С

Суточная потребность человека в витамине С зависит от ряда причин: возраста, пола, беременности, климатических условий, вредных привычек. Средняя суточная доза витамина С – 70-100 мг[13].

Дефицит витамина С в организме

При гиповитаминозе (дефиците) С появляются следующие симптомы: сердечная слабость, утомляемость, одышка, понижается устойчивость к различным заболеваниям (calorizator). В детстве задерживаются процессы окостенения.

При остром недостатке витамина С развивается цинга.

Для цинги характерны: опухание и кровоточивость десен, расшатывание и выпадение зубов, частые простуды, варикозное расширение вен, геморрой, излишний вес, повышенная утомляемость, раздражительность, плохая концентрация внимания, депрессии, бессонница, раннее образование морщин, выпадение волос, ухудшение зрения, кровоизлияния в мышцах, коже, суставах[7].

Избыток витамина С в организме

Витамин С считается безопасным даже в больших количествах, так как организм легко выводит неиспользованные остатки витамина. 

Но все же чрезмерное употребление витамина С может привести к:

  • диарея;
  • тошнота;
  • рвота;
  • изжога;
  • вздутие живота и спазмы;
  • головная боль;
  • бессонница;
  • камни в почках.

Недостаток витаминов в организме ведет к возникновению следующих заболеваний авитаминоза и гиповитаминоза, гипервитаминоза.

Авитаминоз – это тяжелое заболевания, развивающееся при полном или почти полном отсутствии какого-либо витамина в пище, или при нарушении всасывания его в кишечнике, при этом развиваются различные тяжелые заболевания: при недостатке витамина С – цинга, Д – рахит, В1 – бери-бери и др[1].

Гиповитаминоз – заболевание, развивающееся при недостаточном поступлении в организм того или иного витамина. Симптомы их могут быть различны (мы их рассмотрим далее).

Дефицит в организме нескольких витаминов называется полигиповитаминозом.

Длительный недостаток или избыток в питании одного витамина нарушает обмен других витаминов.

Повышенная потребность в витаминах отмечается во время беременности и кормления грудью, при тяжелых физических и умственных нагрузках, а также в условиях сурового климата[2].

Препятствуют усвоению витаминов различные заболевания органов пищеварения, поджелудочной железы, глистные инвазии, болезни печени и некоторые другие, а также наследственные нарушения, мешающие усвоению некоторых витаминов[6].

Гипервитаминоз — избыток какого-либо витамина, который также может вызывать различные нарушения в организме, так как оказывает токсическое и аллергическое действие (мы рассмотрим это далее).

Рассмотрим к каким же нарушением в нашем организме приводит дефицит или избыток различных витаминов[7].

  1. Микроэлементы 

Микроэлементы нужны в биотических дозах и их недостаток или избыток в поступлении в организм сказываются на изменении обменных процессов и др. Минеральные вещества играют огромную физиологическую роль в организме человека и животных, входят в состав всех клеток и соков, обусловливают структуру клеток и тканей; в организме они необходимы для обеспечения всех жизненных процессов дыхания, роста, обмена веществ, образования крови, кровообращении, деятельности центральной нервной системы и оказывают влияние на коллоиды тканей и ферментативные процессы. Они входят в состав или активируют до трехсот ферментов. 
морской рыбе и продуктах моря, печени[8]. 

Магний (Mg). В организме обмен фосфора связан, помимо кальция, и с обменом магния. Большая часть магния находится в составе костной ткани. В плазме крови, в эритроцитах и в мягких тканях он в основном содержится в ионизированном состоянии. Магний является составной частью хлорофилла, содержится во всех продуктах растительного происхождения.

Этот элемент также является необходимой составной частью животных организмов, но содержится в меньших количествах, чем в растительных (в молоке 0,043%, в мясе 0,013%). Соли магния участвуют в ферментативных процессах[7].

Известно, что диеты с повышенным содержанием солей магния оказывают благоприятное влияние на людей пожилого возраста и лиц с заболеванием сердечно-сосудистой системы, особенно с гипертонической болезнью и атеросклерозом. Магний также нормализует возбудимость нервной системы, обладает спазмолитическим и сосудорасширяющими свойствами и, кроме того, способностью стимулировать перистальтику кишечника и повышать выделение желчи, и держится в ионизированном состоянии находится в составе костной ткани[9].

Суточная потребность в магнии 400 мг.Как микроэлемент, магний содержится в плодах шиповника коричного, вишни обыкновенной, винограде, инжире, крыжовнике, фасоли, овсяной и гречневой крупах, горохе. Мясные и молочные продукты характеризуются низким содержанием магния[9].

Цинк (Zn) .Цинк участвует в деятельности более 20 ферментов, является структурным компонентом гормона поджелудочной железы, влияет на развитие, рост, половое развитие мальчиков, центральную нервную систему. Недостаток цинка ведет к инфантильности у мальчиков и к заболеваниям центральной нервной системы. Считается, что цинк канцерогенный, поэтому его влияние на организм зависит от дозы. Содержание в суточном пищевом рационе 6...30 мг[5].

Суточная доза цинка 5...20 мг. Содержится в субпродуктах, в мясных продуктах, не шлифованном рисе, грибах, устрицах, других морских продуктах, дрожжах, яйцах, горчице, в семенах подсолнуха, хлебопродуктах, мясе, овощах, а также содержится в большинстве лекарственных растений, в плодах яблони домашней[8]. 

Дефицит микроэлементов

Дефицит микроэлементов может иметь пагубное влияние на организм человека, основные признаки нехватки микроэлементов:

  • Дисбактериоз,
  • Анемия,
  • Снижение иммунитета,
  • Задержка в развитии,
  • Тусклость и выпадение волос,
  • Плохое пищеварение,
  • Лишний вес вплоть до ожирения,
  • Развитие диабета,
  • Заболевания кожных покровов и костей,
  • Сердечно-сосудистые недуги,
  • Проблемы в половой сфере.

Дефицит микроэлементов возникает при скудном или несбалансированном питании, если человек проживает в экологически неблагоприятном регионе, где имеется питьевая вода ненадлежащего качества, при неконтролируемом приёме препаратов, влияющих на содержание микроэлементов[9].

  1. Макроэлементы

Железо (Fe) в природе находится в виде минералов - магнитного железняка. Железо входит в состав гемоглобина крови. При недостатке его в пище резко нарушается синтез гемоглобина в крови и формирование железосодержащих ферментов, развивается железодефицитная анемия. В медицине используется для лечения болезней, связанных с нарушением нормального состояния и функций крови и общего питания организма. Как и другие тяжелые металлы, осаждает белки и дает с ними соединения - альбуминаты, поэтому оказывает местное вяжущее действие[14].

Противопоказано при лихорадочном состоянии, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, явлениях венозного застоя, органических заболеваниях сердца и сосудов. Железо обладает способностью накапливаться (депонироваться) в организме.

Суточная доза железа 18 мг. Железо содержат такие продукты питания как фасоль, гречневая крупа, овощи, печень, мясо, яичные желтки, зелень петрушки, белые грибы, хлебопродукты, а также шиповник, яблоки, абрикосы, вишни, крыжовник, шелковица белая, клубника[16].

Кальций (Са).Является основной составляющей костной ткани, входит в состав крови, играет важную роль в регуляции процессов роста и деятельности клеток всех видов тканей. Усваиваясь с пищей, кальций влияет на обмен веществ и способствует наиболее полному усвоению пищевых веществ.

Соединения кальция укрепляют защитные силы организма и повышают его устойчивость к внешним неблагоприятным факторам, в том числе и к инфекциям. Недостаточность кальция сказывается на функции сердечной мышцы и на активности некоторых ферментов. Соли кальция участвуют в процессе свертывания крови. Особенно важен кальций для формирования костей.

Кальций достаточно распространенный элемент, он составляет примерно 3,6% массы земной коры, в природных водах есть растворимый гидрокарбонат кальция Са(НСОЗ)2. В природе кальций это известковый шпат (СаСОЗ), фосфорит, апатит, мрамор, известняк, мел, гипс (CaS04, 2H20) и другие минеральные вещества, содержащие кальций. Скелет позвоночных животных состоит главным образом из фосфорнокислого и углекислого кальция. Яичная скорлупа и раковины моллюсков состоят из углекальциевой соли.

Суточная потребность в кальции около 1000 мг. Соли кальция применяют при различных аллергических состояниях, повышения свертываемости крови, для понижения проницаемости сосудов при воспалительных и экссудативных процессах, при туберкулезе, рахите, заболеваниях костной системы и т.д. Наиболее полноценными источниками кальция являются молоко и молочные продукты -творог, сыр. Молоко и молочные продукты способствуют усвоению его и из других продуктов.

Хорошими источниками кальция являются яичный желток, капуста, соя, шпроты, частиковые рыбы в томатном соусе. Кальций содержится в плодах шиповника, яблони, винограда, клубники, крыжовника, инжира, женьшеня, ежевики сизой, зелени петрушки[10].

Калий (К) встречается в природе в виде хлорида калия .Калий входит в состав поливитаминов с микроэлементами в виде сульфата калия и преимущественно применяется при расстройствах обмена веществ. При недостатке калия в организме может возникнуть сердечная аритмия. Калий поддерживает осмотическое давление в крови, оказывает диуретическое действие.

Суточная потребность в калие 2500 мг. Калий содержат яблоки, вишни, виноград винный, жень-шень, крыжовник, ананасы, бананы, курага, картофель, фасоль, горох, щавель, крупа, рыба.

Макроэлементы входят в состав любой живой клетки, и играют огромную роль во многих процессах. Сами макроэлементы относятся к простейшим химическим веществам, такое название они получили потому, что суточное потребление превышает 200 мг, тогда как потребность в микроэлементах на порядок меньше. Ниже приведен список макроэлементов с описанием их свойств, и значимостью для человека[10].

  1.  Нарушение баланса макро - и микроэлементов

Теории, связывающие развитие многих болезней с дефицитом макро- и микроэлементов, относятся к самым современным научным разработкам. Исследования ученых подтверждают исключительно важную роль микроэлементов в здоровом питании человека. Минеральные вещества - вода, неорганические элементы и их соли, входящие в состав тканей растительного и животного происхождения[11].

Они играют значительную роль в формировании и построении тканей организма, особенно костей скелета, поддерживают кислотно-щелочное равновесие в организме, осмотическое давление клеточных и внеклеточных жидкостей, определяют состояние водно-солевого обмена, свертывающей системы крови, участвуют в мышечном сокращении, создают необходимые условия для нормального течения процессов обмена веществ и энергии. Большое значение имеют минеральные вещества для образования и формирования белка, для ферментативных процессов[11].

Нарушение минерального обмена приводит к развитию тяжелых патологических состояний -остеопорозу, остеомаляции, фосфат- диабету, рахиту, повышению нервно-мышечной возбудимости и др. Повышение или понижение содержания определенных минеральных веществ в организме характерно для многих заболеваний.

Например, повышение содержания магния в крови отмечают при гипотиреозе, гипертонической болезни, артритах рахите; снижение концентрации магния в крови наблюдается при закупорке желчевыводящих путей, тиреотоксикозе, при хроническом алкоголизме, а также при нарушении процессов всасывания магния в кишечнике, при панкреатите[11].

Загрязненная окружающая среда, малоподвижный образ жизни, большие физические и умственные нагрузки, частые стрессовые ситуации, несбалансированное питание приводят к потере здоровья. Минеральные вещества в организме, как необходимая составная часть питания, могут во многом защитить от негативных последствий этих явлений.

Также должна быть и качественная пищевая вода - непременная и важнейшая составная часть живых организмов, растительных и животных. В процессе фотосинтеза вода вместе с углекислым газом атмосферы и минеральными веществами почвы вовлекается в синтез органических веществ[11].

  1. Практическая часть

Каждый человек на протяжении всего дня и жизни в целом с пищей употребляет микро и макроэлементы, витамины, которые способствует работе внутренних органов и систем. Недостаток и избыток их приводит к различного рода заболеваниям., на которые взрослый человек не обращает внимание, а что же касательно подростка, то ему нужно каждый день получать необходимое количество элементов и витаминов, так организм подвергается стрессам, переутомлениям, воздействием различного рода излучениям в большей степени, так происходит формирование и укрепление организма.

Наше исследование состояло из трех этапов:

Подготовительный этап: с 13.11.2017 по 31.11.2017, подбор научно-методической литературы, подбор наиболее эффективных методов для написания работы.

Экспериментальный этап: 02.12.2017-.27.12.2017, заключался в проведении опроса среди учащихся 9-11 классов МБОУСОШ № 76, П.ГИГАНТ,  в количестве 184 человек

Цель опроса: выявление групп учеников [Приложение 1] имеющих недостаток в организме витаминов, микро и макроэлементов, также их избыток, и в пределах нормы[7].

Заключительный этап: с 11.01.2018 по 20.01.2018, обработка полученных результатов, выводы.

Среди 9 классов, в количестве  47 обучающихся, мы получили следующие результаты, которые занесли в таблицу 1 «Количество микро и макро элементов в организме школьников» и таблицу 2 «Количество витаминов в организме школьника»

Вывод: в пределах нормы содержание микроэлементов у 19,3% школьников (Mg), а макроэлементов: 22,8% (Ca, Fe, K). В избытке: 21.2% микроэлементов (Mg), макроэлементов (Ca, Fe, K) 8,6%. Недостаток: 59.5% микроэлементов (Mg), макроэлементов (Ca, Fe, K) 68,5%.

Среди 10-11 классов, в количестве  42 обучающихся, мы получили следующие результаты, которые занесли в таблицу 2 «Количество микро и макро элементов в организме школьников» и таблицу 3 «Количество витаминов в организме школьника»

Вывод: в пределах нормы содержание микроэлементов у 34,3% школьников (Mg), а макроэлементов: 26,2% (Ca, Fe, K)

В избытке: 21.2% микроэлементов (Mg), макроэлементов (Ca, Fe, K )

8,6%. В Недостатке: 59.5% микроэлементов (Mg), макроэлементов (Ca, Fe, K)68,5%.

Вывод: в пределах нормы содержание витаминов у 51,3% школьников. В избытке витаминов 26,5%. В недостатке 76,4%.            

Вывод: В пределах нормы содержание витаминов у 55,6% школьников. В избытке у 29,3% В недостатке у 76,3%

Выводы

Сбалансированное питание – основа здоровья каждого человека, ведь для нормального функционирования организма необходимо определенное количество микро, макро элементов и витаминов, которые мы получаем из продуктов питания.

Но не каждый человек придерживается пищевого режима, что приводит к избытку или недостатку витаминов и химических элементов в организме. В большинстве случаев несбалансированное питание характерно для подростков. Частые стрессы, перенапряжение истощают организм ребенка, что приводит к частым головным болям, бессоннице, резким перепадам настроения.

В рамках исследовательской работы мы провели диагностику направленную на выявление уровня микро и макроэлементов , витаминов в организме по средствам проведения опроса.

Полученные результаты показали, что около 87% учеников подвержены недостатку витаминов, микро и макроэлементов, 10% сбалансированно питаются, 3%  через мерное количество витаминов и химических соединений.

Таким образом, цель нашей исследовательской работы была достигнута: определен уровень содержания необходимых веществ в организме школьников.

Заключение

Неправильное питание – это одна из первых причин многих заболеваний. Жирная пища приводит к чрезмерному увеличению веса, заменители, ароматизаторы и всякого рода красители играют роль яда, разрушая наш организм изнутри.

Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания. Каждому приверженцу здорового образа жизни необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.

При недостатке витаминов замедляется рост, снижается работоспособность организма. Поэтому нужно как можно больше употреблять витаминов, содержащихся в продуктах. Очень много витаминов содержится в мясе, рыбе, молочных продуктах, овощах, фруктах. Витамины очень важны для здоровья.

Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими нас продуктами!

Итак, если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе. Таким образом, наша гипотеза верна.

Список использованной литературы

  1. Безвредность пищевых продуктов [под ред. Г. Р. Робертса; пер. с англ. М. Б. Розенберга под ред. А. М. Копелева. — М.: Агропромиздат, 2010, 198 с
  2. Дубцов Г.Г. «Технология приготовления пищи». М.: «Академа». 2017 г, 287 с.
  3. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов [Текст]: санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.2. 1078−2001. — М.: [б.и. ], 2011, 179 с.
  4. Габович, Р. Д. Гигиена [Текст]: учебник / Р. Д. Габович, С. С. Познанский, Г. Х. Шахбазян. — М.: Медицина, 2011, 253 с
  5. Гигиеническая оценка сроков годности пищевых продуктов [Текст]: метод. указания. — М.: Федер. центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2007, 147 с.
  6. Горшков, А. И. Гигиена питания [Текст] / А. И. Горшков, Липатова О. В. — М.: Медицина, 2010, 357 с.
  7. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М., Экология ЧЕЛОВЕКА Практикум для вузов.Москва..2011, 154 с.
  8. Губергирц А.Я., Линевский.Ю.В., Лечебное питание. Киев. «Высшая школа», Издание 2010, 517 с.
  9. Донченко, Л. В. Безопасность пищевой продукции [Текст]: учебник / Л. В. Донченко, В. Д. Надыкта. — М.: Пищепромиздат, 2001, 385 с.
  10. Доценко, В. А. Практическое руководство по санитарному надзору за предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и торговли [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Доценко. — СПб.: ГИОРД, 2016, 178 с.
  11. Малыгина, В. Ф. Основы физиологии питания, гигиена и санитария [Текст] / В. Ф. Малыгина, Е. А. Рубин. — М.: Экономика, 2012, 318 с.
  12. 11 Мартынчик, А. Н. Физиология питания, санитария, гигиена [Текст] / А. Н. Мартынчик, А. А. Коровин, Л. С. Трофименко. — М.: Агропромиздат, 2014, 125 с.
  13. Матюхина, З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии [Текст]: учебник / З. П. Матюхина. — М.: ИРПО; Академия, 2012, 410 с.
  14. Мудрецова-Висс, К. А. Микробиология, санитария, гигиена [Текст]: учебник для вузов / К.А. Мудрецова-Висс, А. А. Кудряшова, В. П. Дедюхина. — Изд. 9-е. — М.: Деловая литература, 2010, 310 с.
  15. Ковалев Н.И, Куткина М.Н, Кравцова В.А., «Технология приготовления пищи». М.: «Деловая литература, Омега — Л». 2003, 120 с.
  16. Поздняковский, В. М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров [Текст]: учебник для вузов / В. М. Поздняковский. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Новосибирск: Изд-во новосиб. ун-та, 2011, 205 с
  17. Прудников, В. М. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Текст] / В. М. Прудников. — М.: ИНФРА-М, 2002, 230 с.

Приложения


Приложение № 1. Опросник «Определение количества витаминов, микро и макроэлементов у подростков.»

Уважаемый школьник!

Наше исследование направлено на выявление уровня витаминов, микро и макроэлементов в вашем организме

Ценность данного исследования зависит от того, насколько честно вы ответите на вопросы. Поэтому просим Вас отнестись к заполнению опросного листа серьезно и доброжелательно.

Заранее благодарим за участие в опросе!

Инструкция к опросу

С целью выявления уровня содержания в вашем организме того или иного микро или макроэлемента, витамина, прочитайте вопросы и ответьте да или нет. Затем подсчитайте количество положительных ответов.

Тест на определение уровня магния в организме

1        Часто ли у вас бывают судороги (в частности, ночные судороги икроножных мышц)?        

2        Страдаете ли вы болями в сердце, учащенным сердцебиением и сердечной аритмией?        

3        Часто ли у вас случается защемление нервов, например в области спины?        

4        Часто ли вы ощущаете онемение, например, в руках?        

5        Часто ли вам угрожают стрессовые ситуации?        

6        Регулярно ли вы употребляете алкогольные напитки?        

7        Регулярно ли вы применяете мочегонные средства?        

8         Вы занимаетесь спортом?        

9        Предпочитаете ли вы белый хлеб и изделия из белой муки или отдаете предпочтение изделиям из муки грубого помола?        

10        Редко ли вы употребляете в пищу салат и зеленые овощи?        

11        Во время готовки картофеля и овощей используете ли вы длительную водную обработку или варите их в большом количестве воды?        

12        При покупке минеральной воды обращаете ли вы внимание на содержание в ней магния?        

        Посчитайте, количество ответов на вопросы на которые вы ответили да:

Если 0-5 недостаток

6-9  норма

10-12- избыток                

Тест на обеспеченность калием                

Вопрос        

1        Страдаете ли вы мышечной слабостью?                

2        Повышено ли у вас давление?        

3        Склонны ли вы к отекам?        

4        Страдаете ли вы от пассивной деятельности кишечника?        

5        Принимаете ли вы регулярно мочегонные препараты?        

6        Употребляете ли вы регулярно в большом количестве алкогольные напитки?        

7        Очень ли активно вы занимаетесь спортом?        

8        Едите ли вы мало свежих фруктов?        

9        Редко ли салат и овощи попадают на ваш стол и в малых ли количествах?        

10        Едите ли вы мало картофеля?        

11        Во время готовки картофеля и овощей используете ли вы длительную водную обработку или варите их в большом количестве воды?        

12        Редко ли вы употребляете фруктовые и овощные соки?        

13        Редко ли вы едите сухофрукты?        

Итог        0-6 недостаток

7-10 норма

11-13 избыток                

Тест на обеспеченность железом

Вопрос        

1        Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?        

2        Произошли ли у вас в последнее время изменения волос и ногтей (например, нетипичная бледность и шероховатость кожи, ломкие волосы, вмятины на ногтях)?        

3        Теряете ли вы в последнее время много крови, например, в авариях или через донорство?        

4        Обильны ли ваши менструации?        

5        Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?        

6        Редко ли вы употребляете или вовсе не едите мясо?        

7        Выпиваете ли вы более трех чашек черного чая или кофе в день?        

8        Едите ли вы мало овощей?        

Итог        0-4 недостаток

5-7 норма

8-9 избыток                

Тест на обеспеченность кальцием

Вопрос        

1        Страдаете ли вы остеопорозом?        

2        Бывает ли у вас аллергия, например, на солнце?        

3        Принимаете ли вы регулярно препараты с кортизоном?        

4        Часто ли у вас бывают судороги?        

5        Выпиваете ли вы ежедневно меньше 1 стакана молока?        

6        Употребляете ли вы мало таких молочных продуктов, как йогурт или сыр?        

7        Пьете ли вы ежедневно напитки типа «кола»?        

8        Употребляете ли вы мало зеленых овощей?        

9        Вы едите много мяса и колбасы?        

итог        0-4 недостаток

5-7 в норме

8-9 избыток                

Тест на обеспеченность витамином А и бета-каротином        

Вопрос        

1        Страдаете ли вы «куриной слепотой»?        

2        Часто ли вы ночью водите машину?        

3        Много ли вы работаете с экраном?        

4        Ваша кожа сухая и шелушащаяся?        

5        Страдаете ли вы повышенной восприимчивостью к инфекции?        

6        Вы много курите?        

7        Вы редко едите темно-зеленые овощи, такие, как листовой салат, зеленая капуста или шпинат?        

8        Редко ли попадают в ваше меню сладкий перец, морковь и помидоры?        

итог        0-3 недостаток

4-6 в норме

7-8 избыток                

Тест на обеспеченность витаминами группы В        

Вопрос        

1        Часто ли вы чувствуете себя неспособным к деятельности и лишенным энергии?        

2        Легко ли вы раздражаетесь?        

3        Часто ли вы подвергаетесь стрессам?        

4        Есть ли у вас проблемы с кожей, например сухая кожа, трещины в уголках рта?        

5        Вы регулярно употребляете алкогольные напитки?        

6        Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола?

7        Вы не едите мясо вообще?        

итог        0-3 недостаток

4-5 норма

6-7 избыток                

Тест на обеспеченность витамином С        

Вопрос        

1        Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?        

2        Вы выкуриваете больше 5 сигарет в день?        

3        Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие?        

4        Редко ли вы едите свежие овощи?        

5        Вы едите мало сырых салатов?        

6        Часто ли вы едите сохраняющуюся в тепле или вновь разогретую еду?        

7        Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды?        

итог        

0-3 недостаток

4-5 в норме

6-7 избыток

 Тест на обеспеченность витамином D

1        Страдаете ли вы остеопорозом?                

2        Избегаете ли вы солнца?                

3        Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?        

4        Избегаете ли вы масла или маргарина?        

5        Вы не едите грибы?        

Итог        

0-1 недостаток

2-3 в норма

4-5 избыток                

Тест на обеспеченность витамином Е

1        Cтрадаете ли вы нарушениями кровоснабжения?                

2        У вас слабые соединительные ткани?                

3        Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы?        

4        Часто ли вы бываете на солнце?                

5        Вы курите?                

6        Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию, например, смога или выхлопных газов?        

7        Часто ли вы употребляете растительные масла?        

8        Вы не употребляете растительный маргарин?                

9        Вы не употребляете продукты из муки грубого помола?        

Результаты:

Если  0-4, то недостаток витамина Е

Если 5-7 в норме

8-9 избыток витамина Е                

Приложение № 2. «Результаты опроса обучающихся МБОУСОШ № 76 П.ГИГАНТ»

 Таблица 1

Количество микро и макроэлементов в организме школьников  9 –ых классов.

Название элемента

Норма

Избыток

Недостаток

Mg

19.3%

21.2%

59.5%

Ca

9.4%

1.4%

89.2%

Fe

40.4%

12.2%

47.4%

K

18.6%

12.4%

69

Таблица 2

Количество микро и макро элементов в организме школьников10-11 классов

Название элемента

Норма

Избыток

Недостаток

Mg

34.3%

19.2%

46.5%

Ca

19.4%

3.4%

77.2%

Fe

38.6%

24%

37.4%

K

20.6%

11.4%

68%

         

Таблица 3

Количество витаминов в организме школьника 9-ых классов

Название витамина

Норма

Избыток

Недостаток

A

12.7%

6.3%

81%

D

21.2%

14.8%

64%

B

14.6%

2.1%

85.3%

C

11.3%

13.3%

75.4%

Таблица 4

Количество витаминов в организме школьника 10-11 классов

Название витамина

Норма

Избыток

Недостаток

A

13.8%

8.2%

78%

D

25%

16.3%

68.7%

B

13.8%

1.2%

85%

C

12%

14.4%

73.6%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Социальное партнерство - залог успешности

Развитие партнерских отношений открывает возможности для развития учащихся...

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Социальная активность родителей как залог успешной социализации детей.

В статье поднимаются вопросы общественной активности родителей....

Правила безопасного поведения при химических авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

В Новокузнецке много предприятий, использующих опасные химические вещества, которые опасны для проживающего рядом с ними населения и окружающей природной среды, так как на них могут возникнуть аварийн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ. Активно химически опасные вещества.

Рассматривается  действие отравляющих веществ, защита от них и оказание первой помощи при отравлении....

презентация для подготовки к контрольной работе №4 "Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории"

данный материал поможет повторить и обобщить тему "Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории" курса химии 8 кл. по программе Кузнецовой...

«Педагогический опыт: социальная активность, добровольчество – залог успешности молодежи завтра».

Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и п...