Рабочая программа "Естествознание" 5 класс
рабочая программа по естествознанию (5 класс)

Михайлина Екатерина Игоревна

введена как учебный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_uk_estestvoznanie_5.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района Воронежской области

«Каменка-Садовская основная общеобразовательная школа»

Принята на заседании

педагогического совета школы

 протокол № 1 от «31 » августа 2021 г.


«Утверждаю»

Директор

МКОУ «Каменка-Садовская ООШ»

_________________ Е.И.Латышова

Приказ № 72/5 от «31» августа 2021 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Естествознание»

уровня основного общего образования

реализуемая на базе Центра образования            естественно-научной

направленности «Точка роста»

Составители: Михайлина Екатерина Игоревна

                       

                        учитель биологии и химии

с. Каменка-Садовка

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12. г. № 273-ФЗ
  2.         Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897), (в ред. приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 N 1644 и от 31.12.2015 г. № 1577);
  1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15),
  2. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ

«Каменка-Садовская ООШ»;

  1. Положения МКОУ «Каменка-Садовская ООШ» «О рабочей программе учебного предмета, учебного курса, курса внеурочной деятельности»;
  2. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном учреждении, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
  3. Авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание»

Цели и задачи изучения учебного курса «Естествознание»

«Естествознание» – интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.

Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • пропедевтика основ физики;
  • получение учащимися представлений о методах научного познания природы;
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);
  • формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественнонаучного цикла (в частности, к физике).

Введение физики на ранней стадии обучения в 5 – 6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.  

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.

Описание места учебного курса в учебном плане

В учебном плане школы курс «Естествознание»        включен в часть, формируемую участниками образовательного процесса.

На изучение курса «Естествознание» отведено

Класс

Часов в неделю

Часов в год

5

1

35

6

1

35

ВСЕГО

70*

* С целью выполнения учебного плана (в период карантина по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, в период чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных погодных условий) образовательный процесс МКОУ

«Каменка-Садовская ООШ» по учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, электронных дневников, социальных сетей и других форм.

Общая характеристика учебного курса «Естествознание»

Выполняя пропедевтическую роль, курс «Естествознание» содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.

В курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула». Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.

Интеграция различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты

личности.

Учебник, используемый для реализации Рабочей программы учебного курса

«Естествознание»

1.Учебник  «Естествознание. Введение в естественно-научные предметы». 5-6 классы.

Авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Естествознание»

Изучение учебного курса по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные :

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  •  вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;  
  • учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения;  
  • учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
  • осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
  • использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;
  • приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
  • здоровья;
  • учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
  • формировать экологическое мышление;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Метапредметные:

Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;  
  • работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер;
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства;
  • самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной  деятельности;
  • давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия;
  • строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
  • использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное,

поисковое), приемы слушания;  

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;
  • соблюдать  правила информационной безопасности;  
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
  • уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение

механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего

мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные:

Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

  • различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы;  
  • характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы;
  • понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.  

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

  • оценивать абсолютную погрешность  измерения, применять метод рядов;
  • проводить измерение силы тяжести, силы упругости,  силы трения;
  • наблюдение зависимости давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты  столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.  

Диалектический метод познания природы:

  • оперировать  пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;  
  • обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств

вещества.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

  • разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества;
  • анализ причин возникновения  силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы.  

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

  • определять цену деления  измерительного прибора;
  • измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;
  • на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:  

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

  1. Содержание тем учебного предмета

5 КЛАСС

 

Введение

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы.

Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.  

Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные

методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

Знакомство с простейшим физическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный

стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

 

Лабораторные работы

Знакомство с лабораторным оборудованием.

Знакомство с измерительными приборами.

Определение размеров физического тела.

Измерения объема жидкости.

Измерение объема твердого тела.

 

Тела и вещества

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).  

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы. Температура. Термометры.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Плотность вещества.

Лабораторные работы

Сравнение характеристик тел.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение температуры воды и воздуха.

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение явления диффузии.

Измерение плотности вещества.

 

Взаимодействие тел

 

 

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление.

Зависимость силы упругости от деформации.

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение.

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части

тела. Условия плавания тел.

 

Лабораторные работы

Измерение силы трения.

Определение давления тела на опору.

Измерение выталкивающей силы.

Выяснение условия плавания тел.

 

6 КЛАСС

Физические явления

Механическое движение. Виды механических движений.

Скорость.

Относительность механического движения. Звук, источник звука. Эхолот.

Лабораторные работы:

Вычисление скорости движения бруска;

Наблюдение источников звуков

 

Тепловые явления

Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Теплопередача.

Лабораторная работа:

От чего зависит скорость испарения жидкости

 

Электромагнитные явления

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр. Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.

Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.

Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).

Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.

Действия тока. Тепловое действие тока.

Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие

тока.

Электромагниты и их применение.

Действие магнита на ток.

Электродвигатели. Химическое действие тока.

Лабораторные работы:  

Последовательное соединение.

Параллельное соединение.

Наблюдение различных действий тока.

Сборка простейшего электромагнита.

Действие на проводник с током.

 

 

Световые явления

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.

     Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света.

Зеркала.

Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы

светового пучка.  

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).

Глаз и очки.

Разложение белого света в спектр. Радуга. Химические явления

 

Лабораторные работы

Наблюдение теней и полутеней.

Изучение отражения света.

Наблюдение отражения света в зеркале.

Наблюдение преломления света.

Получение изображений с помощью линзы.

Наблюдение физических явлений.

 

Человек и природа

Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.

Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.

Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

 

Лабораторные работы

 

Измерение атмосферного давления барометром.

Изготовление простейшего гигрометра.

Знакомство с простыми механизмами.

Вычисление механической работы.

 

 

 

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Название раздела, темы

Кол-во часов

Кол-во лабораторных работ

5 класс

1

Введение

5

5

2

Тела и вещества

14

6

3

Взаимодействие тел

14

4

4

Итоговое повторение

2

-

Итого

35

15

6 класс

1

Физические явления

4

2

2

Тепловые явления

4

1

3

Электромагнитные явления

13

5

4

Световые явления

9

6

5

Человек и природа

4

4

6

Итоговое повторение

1

-

Итого

35

18

Всего

70

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...