РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Сити-фермерство»
рабочая программа по естествознанию (5 класс)

Шапарь Ольга Игоревна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к адаптированной дополнительной  общеобразовательной программе

 «Сити-фермерство»

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Особенности организации образовательного процесса.

        Так как программа имеет несколько  уровней сложности (1, 2, 3, 4  и выполнение  групповых упражнений),  методы проведения  занятии  могут  изменяться в процессе занятия, учитывая психоэмоциональное состояние и уровень подготовки каждого учащегося. Необходима педагогическая гибкость и наблюдательность.

2. Задачи данного года обучения

Задачи определяет целый комплекс воспитательных, обучающих и

развивающих задач, которые реализуются в ходе образовательного процесса.

● сформировать начальные знания по основам грамотного ведения современного сити-фермерского хозяйства;

● обучить применять на практике теоретические знания по основам ведения сити-фермерского хозяйства;

● сформировать представление о растениеводстве как о науке и об овощных культурах, их происхождении, способах выращивания;

● сформировать навыки и умения по уходу за культурными растениями;

Развивающие:

● развить умения и навыки самостоятельного планирования деятельности, работы на результат;

● развить коммуникативные навыки обучающихся;

● развить творческие способности обучающихся, их потребность в самореализации;

● развить интеллектуальные и практические умения, самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.

Воспитательные:

 ● содействовать воспитанию устойчивого интереса к изучению растеневодства;

● содействовать воспитанию экологической культуры;

● формировать потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению;

● содействовать воспитанию интереса к профессиям, связанным с ситифермерством.

Данная программа, социально-педагогической направленности предназначена для

детей в возрасте 7-18 лет, рассчитана на 1 год обучения, 36 часа в год, занятия

проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут

3. Содержание программы

С учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося результативность освоения дополнительного предмета «сити-фермерство» может оцениваться только строго индивидуально.

            Вводное занятие: растения, которые живут рядом с нами.

Экскурсия на пришкольный участок: наблюдение за растениями.

        Представления о цветниках.

Различие цветников по форме и размеру.

Экскурсия на пришкольный участок: школьные цветники. Экскурсия на пришкольный участок: определение формы школьных цветников. Экскурсия на пришкольный участок: сравнение цветников по размеру. Экскурсия на пришкольный участок: сравнение цветковых растений по цвету, высоте.

        Представления о семенах.

Сравнение семян по размеру, форме.

        Практическая работа.

Сбор семян настурции. Раскладывание семян на сушку.

Уборка листьев осенью.

Представления о правилах безопасной работы инструментами. Представления о правилах пожарной безопасности. Средства пожаротушения. Представления о рабочей одежде. Рабочие перчатки.

        Практическая работа.

Приемы работы веерными граблями. Сгребание листьев в кучки веерными граблями. Складывание листьев в мусорные мешки. Приемы работы метлой. Подметание узких дорожек. Чистка метлы. Место хранения инструментов. Уход за руками. Уход за рабочей одеждой и обувью. Сбор тонких веток. Разлом веток на части. Утилизация в мусорный контейнер. Уход за веерными граблями.

Ожидаемый результат: сгребание листьев, уход за веерными граблями.

Методические рекомендации:

Перед началом работы ребенок надевает перчатки. При сгребании листьев ребенок учится ставить основание граблей на небольшом расстоянии от себя и двигать их по направлению к себе. Внимание ребенка обращается на то, что зубцы грабель периодически очищаются от листьев. Погрузка листьев в мусорные мешки осуществляется руками. Мешки вывозятся на тачке в установленное место.

Методические рекомендации:

Места хранения уборочного инвентаря должны быть промаркированы. Ребенок учится раскладывать инвентарь в соответствии с маркировкой. Перед тем как убрать инвентарь, который использовали в работе, ребёнок учится чисть его. Внимание обращается на соблюдение правил техники безопасности.

Удаление сорняков и однолетних цветов с клумбы осенью.

        Практическая работа.

Удаление сорняков и однолетних цветов с клумбы. Уборка растительных остатков в компостную яму.

Ожидаемый результат: удаление сорняков и однолетних цветов.

Методические рекомендации:

Ребенок захватывает сорняк (однолетний цветок) за стебель, вытаскивает его из земли, стряхивает с корня растения землю и кладет сорняк (однолетний цветок) в ведро.

Вводное занятие: представления о комнатных цветах.

        Комнатное цветоводство.

Экскурсия по школе: представления о комнатных цветах. Сходство и различие комнатных цветов.

        Повторение.

Представления о значении комнатных цветов в жизни человека. Представления об условиях, необходимых для жизни комнатных цветов. Инвентарь для выращивания комнатных цветов: цветочный горшок, поддон. Инструменты для выращивания комнатных цветов.

        Полив комнатных цветов.

Опрыскиватель: устройство, набор воды, приемы работы.

Опрыскиватель: устройство, набор воды, приемы работы Набор воды в опрыскиватель. Опрыскивание комнатных цветов. Уборка рабочего места.

Ожидаемый результат: опрыскивание растений.

Методические рекомендации:

Для опрыскивания ребенок использует отстоявшуюся воду комнатной температуры. При опрыскивании он держит пульверизатор на небольшом расстоянии от растения, при этом опрыскивает листья со всех сторон до тех пор, пока с них не начнёт стекать вода.

        Рыхление комнатных цветов.

Рыхление почвы комнатных цветов. Определение необходимости рыхления почвы в горшке.

Ожидаемый результат: рыхление почвы.

Методические рекомендации:

Ребенок рыхлит почву рыхлителем. Сначала ребенок учится рыхлить землю, соблюдая определенные правила: не рыхлить землю у самого стебля, не высыпать землю из горшка в процессе рыхления, рыхлить только верхний слой земли. Затем ребенок учится определять на ощупь необходимость рыхления: если на сухой земле образовалась корочка, ее нужно рыхлить.

Зимние работы на пришкольном участке.

Представления об устройстве лопаты для чистки снега.

        Практическая работа.

Приемы работы лопатой для чистки снега. Чистка дорожек от снега. Уход за рабочей одеждой в зимнее время.

Ожидаемый результат: уборка снега (сгребание снега, перебрасывание снега).

Методические рекомендации:

Ребёнок учится сгребать снег снеговой лопатой или скребком, например, от центра площадки к обочине, от края тротуара к другому краю и др. Внимание обращается на постановку рук на черенке лопаты: одной рукой ребенок захватывает черенок снизу, другой сверху. При сгребании ребёнок учится ставить совок лопаты перед собой и двигать лопату вперёд. При удалении слежавшегося снега скребком увеличивается нажим на скребок.

        Практическое повторение.

Уход за комнатными растениями зимой. Полив комнатных растений зимой. Удаление сухих листьев. Рыхление почвы комнатных цветов. Уборка снега.

        Практическое повторение.

Мытье комнатных цветов. Полив комнатных цветов. Мытье горшков и поддонов. Уборка снега.

Вводное занятие: работы садовода весной.

        Перевалка  комнатных цветов.

Практическая работа.

Перевалка комнатных цветов.

Ожидаемый результат: перевалка растения.

Методические рекомендации:

Ребенок учится доставать растение из горшка с помощью лопатки, одной рукой удерживая растение за стебель, другой рукой подцепляя корень растения лопаткой. Растение переносится в другой горшок, на дно которого насыпан дренаж и  небольшой слой земли (количество дренажа и земли определяет учитель). После переноса растения ребенок досыпает необходимое количество земли. Внимание ребенка обращается на необходимость полива растения после перевалки. При необходимости последовательность перевалки растения разбивается пошагово.

        Разбрасывание снега на пришкольном участке.

Основные части совковой лопаты. Повторение правил безопасной работы лопатой. Приемы работы совковой лопатой. Рабочая одежда и обувь.

        Практическая работа.

Приемы работы совковой лопатой. Разбрасывание снега на пришкольном участке. Уход за рабочей одеждой и обувью. Уход за руками.

Ожидаемый результат: разбрасывание снега.

Методические рекомендации:

Ребёнок учится разбрасывать снег совковой лопатой, например. Внимание обращается на постановку рук на черенке лопаты: одной рукой ребенок захватывает черенок снизу, другой сверху.

        Уборка листьев и растительных остатков на пришкольном участке.

Повторение устройства веерных граблей. Приемы работы веерными граблями. Сгребание растительных остатков в кучки. Складывание растительных остатков в мусорные мешки. Перенос мешков к мусорным контейнерам. Стирка рабочих перчаток.

Ожидаемый результат: сгребание листьев и растительных остатков.

Методические рекомендации:

Перед началом работы ребенок надевает перчатки. При сгребании листьев ребенок учится ставить основание граблей на небольшом расстоянии от себя и двигать их по направлению к себе. Внимание ребенка обращается на то, что зубцы грабель периодически очищаются от листьев. Погрузка листьев в мусорные мешки осуществляется руками. Мешки вывозятся на тачке в установленное место.

        Посев низкорослых бархатцев в цветник.

Рыхление почвы в цветнике. Определение мест посадки бархатцев по шаблону. Выкапывание бороздок с помощью садовой лопатки. Посев семян бархатцев в бороздки. Полив бархатцев. Чистка и мытье садового инвентаря.

Ожидаемый результат: посев семян, полив сеянцев, чистка и мытье садового инвентаря.

Методические рекомендации:

Сначала ребенок учится сажать луковицы (цветы, лук), а затем сеять крупные семена (настурция), вкладывая их в бороздки (лунки) по одному. Расстояние между семенами определяется с помощью мерки.

Методические рекомендации:

Закончив работу с землей, ребенок очищает садовую лопатку. При необходимости он моет инвентарь водой и вытирает сухой тряпкой. После использования садового инвентаря ребенок складывает его в место хранения.

Методические рекомендации:

Ребенок наклоняет лейку носиком к земле и поливает грядку, передвигаясь вдоль нее, пока земля не станет влажной. Если ребенок пользуется шлангом, то на конце шланга должна быть насадка-лейка. Внимание ребенка обращается на то, чтобы струя воды была направлена между бороздками грядки.

        Контрольная практическая работа: посев бархатцев.

        Практическое повторение.

Полив посадок. Удаление сорняков. Уход за рабочей одеждой и обувью. Подметание дорожек.

Программа к адаптированной дополнительной  общеобразовательной программе «сити-фермерство» разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На современном этапе развития образования особое внимание уделяется образованию и воспитанию детей с особыми возможностями здоровья, и ее актуальность повышается в связи с увеличением числа детей в образовательных организациях с проблемами в психофизическом развитии.

Цели программы:

• раскрытие творческого потенциала личности

ребёнка с ОВЗ в детско-взрослом сообществе,

формирование жизненных и социальных

компетенций через общение с миром

растений.

• формирование способов мотивации к труду (желание, элементарная осознанная необходимость);.

Задачи программы:

• помощь детям с ограниченными

возможностями здоровья в оценке их

личностных характеристик;

- выработка установок на выполнение трудовых действий с учетом индивидуальных интеллектуальных и моторных особенностей каждого ученика.

• общее интеллектуальное развитие детей;

• формирование способов мотивации к труду (желание, элементарная осознанная необходимость);

• формирование у обучающихся с ОВЗ умения

самостоятельно воспринимать и оценивать

культурные ценности;

• формирование на выработку установок на выполнение трудовых действий с учетом индивидуальных интеллектуальных и моторных особенностей каждого ученика..

Сити-фермерство

 Данная программа имеет личностно-ориентированную направленность,

благоприятно влияет на развитие мышечной системы рук, глазомер, обменные процессы. Физические нагрузки учащихся носят локальный характер, поэтому моторная неловкость и быстрая мышечная утомляемость учащихся требует включение в уроки физкультурных пауз, в ходе которых стимулируется общая моторика, в работу включаются все группы мышц или большинство.

        В ходе занятия по предмету «сити-фермерство» формируется и совершенствуется восприятие учащихся путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Учитель побуждает обучающихся использовать вербальные и невербальные средства общения для обогащения чувственного опыта и формирования умения фиксировать полученные впечатления в речи. На занятиях поддерживаются малейшие попытки учащихся самостоятельно обследовать предметы. В процессе занятий концентрируется внимание, развивается память, поскольку ученикам необходимо запоминать приемы работы с инструментами и последовательность работ. Несмотря на то что учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации, эффективность этих уроков заключается в создании благоприятных возможностей для становления умений переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне занятия. Для социализации обучающихся очень важно научить их выполнять индивидуальные и коллективные поручения (совместно со взрослыми, а возможно и самостоятельно), стремиться к своевременному завершению совместного задания.

Планируемые результаты обучения.

С учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося результативность освоения учебного предмета «сити-фермерство» может оцениваться только строго индивидуально.

            Итоговые достижения обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям умственно отсталых детей без дополнительных нарушений. Они определяются возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции.

Обучающиеся могут уметь:

- убирать листья и растительные остатки;

- собирать мусор в кучу, в тележку, в мешок;

- убирать территорию от снега;

- ухаживать за рабочей одеждой;

- убирать рабочее место;

- ухаживать за растениями;

- сеять семена в бороздки;

- поливать посадки;

- рыхлить почву.

Обучающиеся могут усвоить:

- инвентарь для уборки территории;

- инвентарь для уборки снега;

- инвентарь для ухода за комнатными цветами;

- правила безопасной работы;

- правила полива комнатных цветов;

- способы ухода за комнатными растениями;

- названия одежды, ее назначение.

По окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «сити-фермерство»

Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.

  • .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Технология" (адаптированная) для классов с ОВЗ

Рабочая программа, Предметная область "Технология" (адаптированная) для классов с ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования

Приведена система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи второго уровня) в возрасте от 4 до 5 лет. Данная система педус...

Рабочие программы для адаптированных классов

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5-9 классов школы 8 вида...

Рабочая программа по адаптированной физической культуре

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» образовательной области «Физкультура» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2018-2019 учебный год, ра...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»

Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...